28 мая 2009 в 22:22

О кризисе опять....

Разговоры о кризисе уже всем надоели, народ с нетерпением ждет уже, когда нам объявят окончание кризиса. Но поскольку Правительство почему-то медлит и не торопится объявлять об окончании кризиса, то придется мне обнародовать мою точку зрения на пути выхода из экономического кризиса.
Кризис — это очень просто:
В мировой финансовой системе идут процессы глобализации, одновременно с ускорением всех видов транзакций и взаимодействий. Глобализация сама по себе способна нарушить равновесие такой подвижной и колеблющейся системы. А тут еще резкое ускорение всех процессов.
Мировая финансовая система утратила устойчивость. Устойчивость — это вполне определённое свойство подвижной системы, имеющее строгое математическое определение. Когда я говорю о том, что финансовая система утратила устойчивость — это не метафора, не образное выражение, а математическое утверждение — лемма.
Весь мир сейчас озабочен тем, как взять под контроль финансовые потоки, как повысить управляемость национальных финансовых систем. Предполагается, что тем самым автоматически повысится степень управляемости мировой экономической системы, в результате чего кризис будет побежден. Как бы не так!
Управляемость системы — это совершенно не то же что устойчивость. Иногда эти два свойства наблюдаются совместно, но иногда бывает совсем наоборот. В технике автоматического регулирования даже есть специальное слово. Система называется «зарегулированной» когда чем сильнее её пытаются контролировать, тем хуже показатели устойчивости.
Может быть и в экономике надо уменьшить усилия по регулированию, и больше позаботиться об устойчивости?
Ну в самом деле, зависимости между важнейшими макроэкономическими показателями в принципе известны. Записать эти зависимости в уравнениях, составить систему уравнений и проанализировать на устойчивость. Хорошему математику на два вечера работы! Нам не требуется точное решение, все равно цены на нефть предсказать не получится. Суть не в этом.
Важно понять, что именно, какие процессы и при каких условиях так влияют на устойчивость. Когда выявятся эти «скользкие» участки, станет ясно что надо делать.

126
Комментарии (14)
  • 28 мая 2009 в 22:45 • #
    Серго Амир

    .............. ПРЕКРАТИТЕ ( ! ) думать о кризисе!
    У Вас что-- нефтяные вышки простаивают?
    Живите ........
    " Улыбайтесь -- завтра будет хуже !" ( шутка)

  • 29 мая 2009 в 04:50 • #
    Анатолий Мильнер

    Виктор, неужели Вы, действительно, верите, что экономист-математик за "два вечера" может найти решение проблемы, с которыми столкнулась сегодня мировая экономика? А за что тогда, как Вы думаете, выдаются Нобелевские премии в области экономике?

    Кстати, сегодня многие американские специалисты утверждают, что местные экономические проблемы связаны как раз не с «зарегулированностью, а с «недорегулированностью» экономики. И вот Обама пытается её немного «зарегулировать», за что его здесь некоторые называют социалистом.

    Или Вы говорите только о России? Тогда здесь, мне кажется, меньше всего всё упирается в математические модели...

  • 29 мая 2009 в 07:56 • #
    Вячеслав Москалев

    То, что вы говорите, никакого отношения к решению кризисной ситуации не имеет. В принципе, этот момент назревал давно. Идет самый натуральный передел мира, сфер влияния разных стран, в том числе и России это выгодно. Это политика. Со временем вы сами в этом убедитесь.

  • 29 мая 2009 в 13:31 • #
    Олег Проскуряков

    Абсолютно точно! Правда, плюс ещё кое-что....

  • 2 июня 2009 в 12:01 • #
    Виктор Семенов

    Передел мира - не новость, это было, есть и будет. И что характерно, всякий раз, как только кому-то удавалось более-менее удачно переделить мир в свою пользу, на территориях возникшей империи через несколько лет или десятилетий наступал крах цивилизации. А территории становились пустыней.
    Со временем Вы сами в этом убедитесь, если еще будете жить в России.
    Я же говорю о том, что взять весь мир под свой жёсткий контроль еще никому не удавалось с древнейших времён, а уж тем более теперь эта затея безнадёжна и бесполезна.
    Можно позаботиться об устойчивости экономики. Это возможно, это реально, это необходимо.

  • 2 июня 2009 в 12:10 • #
    Вячеслав Москалев

    Вечного ничего не бывает. А экономикой управляют деньги и политики, хотите вы или не хотите, но это факт. И тот, кто реальнее сильнее, тот и будет управлять, это закон природы. И продолжаться это будет до тех пор, пока не появится новый лидер. Мы же с вами, можем быть только свидетелями происходящего.

  • 2 июня 2009 в 12:20 • #
    Виктор Семенов

    Сила есть - ума не надо!
    Упорное нежелание видеть, что силой НИКОМУ и НИКОГДА не удавалось взять под контроль экономику одной страны, а уж про мировую экономику и говорить нечего.
    Существовала, правда, рабовладельческая экономика, там действительно, всё решала сила.

  • 2 июня 2009 в 13:20 • #
    Вячеслав Москалев

    Ну, вы не правы!
    Есть военная сила (возьмите Ирак, где он сейчас - одно название осталось), есть экономическая сила (всякие санкции) - очень даже действуют и влияют на все.

  • 30 мая 2009 в 09:11 • #
    Вячеслав Москалев

    Виктор!

    Если В очень хочется за два вечера решить проблемы глобальной экономики, то не хотите ли потренироваться "на кошечках"?
    Ну - для начала, подготовиться, так сказать...

    Рекомендую книжку "Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости", прочитал на этой неделе. Ровно Ваши мысли и идеи об экономике применительно к компаниям.

    За пару вечеров Вы можете создать математическую модель. В книге все, в общем, уже описано. Осталось только применить "зависимости основных макроэкономических показателей", как Вы пишете.

    Но, чтоб быть корректным, предлагаю Вам вначале описать вашу компанию по этой модели. Матаппарат в книжке - корректный, критерии приведены и описаны. Посмотрим, что у Вас получится...Надеюсь, Вы выложите на всеобщее обозрение результаты такого эксперимента. И тогда уже поговорим об экономике, о теории устойчивости, о теории систем и т.д. ОК?

    В принципе, можно пойти и другим путем - возьмите теорию национальных счетов Леонтьева (нобелевская премия), там также приведен корректный математический аппарат с макроэкономическими связями и показателями... и посчитайте! Собственно в Дании, например, эта теория применяется на уровне управления государством, и все у них тип-топ. Да и книжка, на которую я ссылался - ровно частный случай (обрезаный по самое не могу) из теории Василия Леоньева (жил и работал в США, его теория с идеологическими изменениями лежала в основе работы Госплана времен Косыгина).

    Интересно, что у Вас получится.

    С удовольствием обсужу результаты Ваших исследований. Если Вы не против, конечно.

  • 1 июня 2009 в 21:12 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Дмитрий, об этой книге: http://www.vaschakniga.ru/view.php?t=645440&go=12266 идет речь?

    Пытаюсь учиться "на ходу" :). Но ощущения (которые могут обманывать), что кризис образования, начавшийся лет 20 назад, всего-навсего дал выхлоп в экономике.
    У нас в "Инновациях", как мне кажется, тоже что-то антикризисное рождается: https://professionali.ru/Topic/1741540
    Ваше мнение?

  • 1 июня 2009 в 22:56 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Да, при инновации забыл, сорри.

    Мне кажется, что рождается не что-то антикризисное, а вы - в современном изложении - обсуждаете пути преодоления структурных кризисов прошлого. У вас там и земство, и анархизм, и сепаратизм, и левацкие идеи - все в некоем упрощенном понимании.
    Читать любопытно, интересно, что будет в качестве "выхлопа".

    Я в дискуссии не участвую, поскольку - для себя - не вижу путей оперативного выхода из сложившейся ситуации, в первую очередь по социокультурным причинам. Полагаю, что власть загоняет себя в свою же собственную ловушку, и как и КПСС после "оттепели", уже не сможет адекватно управлять. Тем более, что в отличие от "оттепели", мы получили куда более серьезные информационные поводы для оценки действий власти. Собственно говоря, все и так начинает сыпаться на глазах. Другое дело, что хотелось бы, чтобы обошлось без революций и жертв. И ровно для этого надо применить принципы айкидо - если не сопротивляться активно, не упираться, избегать прямых контактов, через лет 10 эта конструкция рухнет под собственной тяжестью. Потому как ГБ традиционно была эффективной в борьбе, а при отсутствии оной они ничего не могут. ВВП и ДАМ не даром занялись микроменеджментом - воевать-то не с кем, все олигархи, политики, журналисты и население мягко-увертливы и мягко-податливы...
    Вот им и опереться-то не на что, вот Вам и рекламное ралли по ТВ - кто чаще мелькнет - ВВП и ДАМ, кто слов красивых и правильных больше скажет, кто за народ лучше грудью ляжет, какая амбразура покрасивше будет. Они в панике, они не знают что делать.
    Это плохо, но это хорошо. В регионах 5 лет назад обожали ВВП. Год назад обожали ДАМ. Сегодня - глухое ворчание и наплевательство на их рекламные ролики. Социальная база, что бы там не говорили ВЦИОМы и Левады, объективно уходит из-под ног системы. Это лучше революции. ИМХО

  • 3 июня 2009 в 20:48 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Спасибо за анализ.
    И, все же, сидеть и ждать невмоготу :))).
    Вот, сейчас некоторые начали уже землю раздавать - лишь бы "не гуляла", а, может быть, на новом уровне создавая помещичьи усадьбы с добровольными "подписантами" :).
    Как мне кажется (может быть, я и ошибаюсь, тогда простите), самый сложно поддающийся манипуляциям власти народ - это народ грамотный.
    И если что-то и создавать, то как раз что-то типа инновационной площадки/общины(?!) с обучением современным методам как земледелия, так и всего прочего, включая и школу для родителей, например.

    Ну а по поводу степеней... согласна, смешно и грустно все это. Но я этой "степенной чушью" переболела лет 10 назад. Помните обрушения? Там тоже степени...
    Уж лучше пусть книжки пишут... Хотя, ведь по ним учиться будут. И что нас ждет - один Бог знает. Если мы сами не создадим условия для переучивания нынешних студентов...

  • 3 июня 2009 в 21:14 • #
    Анатолий Мильнер

    Дмитрий, мне тоже очень понравилось Ваше выступление, в особенности, второй комментарий. По первому ничего не могу сказать, иначе будет что-то типа "Мы Солценицина не читали, но..."

    Правильно ли я Вас понял, что являетесь сторонником "принципа айкидо" ?

    Спасибо.

  • 2 июня 2009 в 12:56 • #
    Виктор Семенов

    ...возьмите теорию национальных счетов Леонтьева (нобелевская премия)...
    С удовольствием последовал бы Вашему предложению. К сожалению, я не экономист и не сильный математик. Отчетливо вижу разницу уровней.
    Вот в чем, пожалуй, я действительно силён: вижу адекватность задачи и направленных на неё интеллектуальных ресурсов.
    Вот только в этом узком секторе я профессионал. Об этом и веду речь в данной теме: усилия по выходу из мирового кризиса не адекватны характеру именно этого кризиса.


Выберите из списка
2012
2012
2011
2010
2009