11 марта 2009 в 18:30

Прощание с Хабром

Предлагаю вашему вниманию сокращённый вариант своей заметки, опубликованной в Хабрахабр (http://habrahabr.ru/blogs/pure_content/54060 ). Для не относящих себя к ИТ- профессионалам, поясню, что habrahabr.ru смело можно отнести к самым популярным социально-сетевым ресурсам Рунета.

————————

Ну, что же, действительно, «время бросать камни, и время собирать камни». Время работать в социально-сетевом ресурсе, и время уходить из него. Наступила и очередь Хабра. Для меня, во всяком случае, уж точно наступила…

Так уж получилось, что первая моя заметка, опубликованная здесь [в хабрахабр] почти два года тому назад, и последняя в большей или меньшей степени касались одного и того же явления — детской болезни большевизма в Сетях, когда «всегда и во всём правое» агрессивное меньшинство начинает диктовать своё мнение молчаливому большинству.

Между этими двумя заметками я опубликовал свои размышления о Хабре. В них был отмечен факт постоянной смены «местных» элит — лидеров общественного мнения в ресурсе, что, как мне тогда казалось, могло привести к постепенному ухудшению качества, скажем так, самого ресурса.

Увы, мои худшие предположения сбылись. Лишний раз пришлось убедиться, что любой ресурс, где вопросы корректного общения пущены на самотёк, становится жертвой веб-большевиков, которые и начинают править здесь бал. Независимо от декларируемых намерений владельцев и администрации, для которых погоня за валом — количеством пользователей рассматривается как самая приоритетная задача. Безумие толпы постепенно начинает побеждать мудрость коллективного разума, а любой, кто пытается с этим как-то бороться, неизбежно начинает напоминать окружающим этакого Дон Кихота 2.0.

Перефразируя известную аксиому, скажу, что пользователи каждого социального ресурса имеют тех лидеров, которых они заслуживают. Я же ухожу с Хабра, потому что это не мои лидеры, не мои коллеги и даже не мои оппоненты.

Мы пойдём другим путём. Нет, революции не будет, не бойтесь:). Однако борьба против чуждых мне виртуальных порядков, покидая Хабр, я не заканчиваю. Наученный опытом неудачно созданного сообщества «За новый социальный веб», я с коллегами решился предпринять вторую попытку в этом же направлении.

В профессиналах.ру образована группа «Интеллигенты 2.5», к которой я приглашаю присоединиться всех участников хабра-блога «Интеллигентный социальный веб и Enterprise 2.0».

296
Комментарии (34)
  • 11 марта 2009 в 18:48 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Анатолий, я могу лишь намекнуть, что Вам повезло ПРОСТО уйти.
    Обычно метание грязи сопровождает такие шаги в синхронном режиме.
    Я этот процесс изучила изнутри, поэтому, просто ПОЗДРАВЛЯЮ Вас с правильным решением.
    И желаю Вам силы и мужества.
    С уважением
    Наталья

  • 11 марта 2009 в 19:28 • #
    Анатолий Мильнер

    А почему, Наталья, "намекнуть"? Вы всё правильно сказали. Поэтому в нашем кодексе, который мы так и не начали обсуждать, написано: " Мы не превращаем нашу онлайн-конференцию в арену гладиаторских боёв".

  • 11 марта 2009 в 19:48 • #
    Галина Иванова

    Анатолий, как у Вас здесь уютно. По - хорошему завидую Вам. тихо и спокойно. Никаких "гладиаторских боев". Не то, что кое-где.

  • 11 марта 2009 в 20:12 • #
    Анатолий Мильнер

    Вы знаете, Галина, признаюсь Вам, я ведь тоже забияка хоть куда:). Просто предпочитаю драться по правилам...

    А в отношении «уютно», то моя задача здесь от этого уюта как можно раньше уйти. Потому что хорошо понимаю, что длительная тишь и благодать для любого сообщества смерти подобна.

    И вот как всем нам научиться драться красиво, в этом то как раз и надеюсь на помощь таких как Вы.

  • 11 марта 2009 в 20:27 • #
    Галина Иванова

    Анатолий. боюсь, что я подустала драться и даже красиво. Напрасно, вы хотите быстрее уйти от уюта. Здесь, у вас, душа отдыхает. Спокойное общение, без лозунгов, криков, брюзжания, где уважают собеседника.

  • 11 марта 2009 в 20:53 • #
    Анатолий Мильнер

    Галина, Вы даже не можете представить, как я Вас хорошо понимаю. Ко мне тоже иногда такие мысли приходят - покоя хочу, покоя. Даже "снится" он нам. Но пока мне удаётся таки настроения гнать подальше:). Пробовал, больше чем на неделю не хватает. Не для нас это с Вами.

  • 11 марта 2009 в 21:26 • #
    Галина Иванова

    Возможно, Анатолий, не для нас. Но согласитесь, иногда хочется отдохнуть от острой полемики? И хотелось бы, чтобы у Вас, здесь, не было "боев", пусть даже по правилам.

  • 12 марта 2009 в 01:22 • #
    Анатолий Мильнер

    Галина, если, действительно, всё-таки ищите тихой заводи, у меня есть для Вас одно предложение. Как только закончите своё партстроительство, напишите мне, расскажу.

  • 12 марта 2009 в 08:53 • #
    Галина Иванова

    Хорошо, Анатолий .Даже заинтриговали.

  • 14 марта 2009 в 00:16 • #
    Борис Чамов

    Анатолий, согласен с вами, здорово, если умеешь красиво защищаться (хотя бы).
    Но, боюсь напророчить, интеллигент - возвращаясь к теме - никогда не научится красиво драться. Интеллигентность ему будет мешать. Все эти правила, этика, теория - ограничители в драке. Более того, оппоненты могут и не быть интеллигентами:) они будут пользоваться неинтеллигентными методами борьбы. В таком случае вариантов немного.
    убедить соблюдать правила - это маловероятно
    использовать методы соперника - ты уже умер как интеллигент
    сохранил в целости свои принципы - скорее проиграл по результату.

    :((

  • 14 марта 2009 в 00:52 • #
    Анатолий Мильнер

    Спасибо, Борис, очень хорошее толкование ситуации. Это же, если Вы почитаете, я пытался объяснить Хабра-гражданам. Увы, ничего не получилось, в ответ посыпались новые обвинения. Может быть, осложно объяснял:). Хотя боюсь, что и Ваше лаконичное объяснение там бы не сработало. Увы, не та среда, оказалась...

  • 16 марта 2009 в 22:54 • #
    Арина Пономаренко

    Борис, пользуясь Вашим же сравнением, в восточных единоборствах есть прием уклонения от удара и соперник летит в ту сторону с тем же ускорением, которое он сам и создал, не встретив препятствия. Так и истинный интеллигент может уклониться от грубого нажима, оставив оппонента в его же собственной злости без ответа. Важен не сиюминутный результат выигрыша в конкретном споре, а достижение своей цели.

  • 17 марта 2009 в 12:10 • #
    Борис Чамов

    Арина, да, есть в айкидо такие приёмы. Да, можно уклоняться, оставлять нападающего со своей злостью и т.д. Это важно и для себя (смиренность, непротивление злу насилием, "не суди..." и т.п.), и для оппонента (дай бог, вразумится, увидит, что можно по-другому, задумается...), и стратегический выигрыш важнее сиюминутного...
    Только это всё ЗАЩИТА, игра ВТОРЫМ номером.
    Действия правильные, но к ЦЕЛИ НЕ приводящие в Этой ситуации. Поэтому Анатолий и ушёл. Он будет достигать свои цели, но не там, А там - не будет.
    Арина, я и писал про маловероятность позитивного исхода в драке. Мизерную вероятность при условии остаться интеллигентом.
    почему-то я принял Ваш пост не как дополнение, поэтому развернул свою мысль.

  • 17 марта 2009 в 17:59 • #
    Арина Пономаренко

    Здесь, конечно нужна конкретика. В каждой ситуации можно разработать путь к победе интеллигентным способом.
    Хотя, приведу пример. Я каждое утро стою на одном светофоре. Передо мной, нарушив стоп линию, выезжают неитнтеллигентно водители машин этак шесть. В результате они успевают влезть в небольшую фазу, а я остаюсь стоять до следующей. При этом я чувствую себя вполне достойно. Есть ли смысл считать себя проигравшей? У меня была цель доехать безопасно, я её достигла.

  • 17 марта 2009 в 18:36 • #
    Анатолий Мильнер

    Арина, Ваш пример, мне показался не очень удачным. То есть, вопрос Ваш, конечно, правомерен, но Борис, как я понял, говорит о совсем другом контексте....

  • 17 марта 2009 в 19:36 • #
    Арина Пономаренко

    Может быть, Борис, поясните нам в каком контексте был вопрос про "красиво драться"? Не понятно :)

  • 19 марта 2009 в 20:12 • #
    Борис Чамов

    в контексте "Анатолий Мильнер (Президент, iTech Bridge), 11 марта в 20:12"
    Причём пример Арины мне понравился. Наглядный и показательный, конкретный. Давайте рассмотрим хоть его.
    Итак, анализ "красиво драться" (импровизация):
    1. надо Не потерять лицо(веру, цельность)
    2. Если и получить результат, меньший чем у других, - то явно достаточный для себя
    3. красота (и сила) - в правде! В правоте того, что ты делаешь.
    4. драться в смысле дерзать, в смысле получить результат максимально возможный при первых трёх пунктах.
    Арина, смотрим
    1. Верю, что Вас не задевает, что каждый день 6 машин на том же самом светофоре влезают перед Вами. Гордыни нет .Уважаю и преклоняюсь. Вы сохраняете лицо. Отлично.
    3. Считаете, что так лучше и можете отстоять точку зрения? - тоже отлично.
    А вот в плане результатов у меня есть сомнение.
    Ведь если бы вы доехали безопасно, но на следующий день, боюсь, Вы бы не удовлетворились таким достижением цели. Всё-таки сначала был предпологаемый срок прибытия, за сколько можно доехать, и он не был выдержан.
    Вот тут скрыта фишка. Люди сами снижают планку при нехороших обстоятельствах дела (типа "ну и что, что позже")!!! Как это оценить? Думаю, никак не надо :)) Это факт.
    резюме. Если Вы замкнутая система, можно "драться красиво", а особенно красиво можно себя убедить в этом :)))
    К сожалению, мы не замкнутая система, поэтому всё сложнее.

    Пример "красивой драки" в Вашем случае.
    положим, обогнали Вас 6-ро. Вы потеряли один цикл светофора. А вот и красота: шестого, проехавшего на "розовый" тормознул гаишник, пятый от ускорения обдал грязью своё авто, четвёртого на большой скорости занесло - чиркнул бампер о заборчик. Третий остановился, подождал Вас, принёс свои извинения и подарил букет, второй приехал раньше, но ему раньше не надо было, а первый - Да Бог с ним, мы и не знаем, что с первым произошло, нам третий понравился :)))
    Итак,
    Красота в наглядном подтверждении народной мудрости "поспешишь - людей насмешишь" :)
    А эффективность ДРАКИ (читай ДЕРЗАНИЯ) выявляется, конечно же, не на светофоре, а в успешности жизни, как хочешь назови...

  • 19 марта 2009 в 21:15 • #
    Арина Пономаренко

    Вот и я про то же. Уверена, что человек пожинает плоды своих собственных деяний в жизни. И не известно, кому в результате больше успешности достанется. Люди гонятся за сиюминутным результатом, тратя на это неимоверные усилия, не замечая действительных ценностей. А если посмотреть с другой стороны? Мне тоже хочется проскочить раньше, и не дать себя в обиду, но я рассуждаю, а почему мне кто-то навязывает свои правила? Я побеждаю себя и свое желание поддаться искушению, значит я сильнее их, не способных победить свои страсти. Зато в другой ситуации, например на деловых переговорах, у них тоже сдадут нервы (привычки-то управлять ситуацией у них нет) и они проиграют более важную битву...

  • 19 марта 2009 в 23:41 • #
    Борис Чамов

    Арина, Золотые слова!
    Подписываюсь под ними.

  • 20 марта 2009 в 00:40 • #
    Анатолий Мильнер

    Я тоже....

  • 11 марта 2009 в 23:12 • #
    Данко Алексеев

    Понимаю. Я никогда на хабре особо и не сидел, но каждый раз, когда читаю комменты, аж противно становится.

    Почему-то именно айтишники себя чаще всего ведут как дети в начальной школе.

  • 12 марта 2009 в 01:19 • #
    Анатолий Мильнер

    Нет, там были, да и ещё остались совсем не плохие специалисты, и информация от них идёт даже очень полезная. Однако, к сожалению, с каждым днём всё сильнее в Хабре слышнs голоса других отнюдь не детей. Вот в чём беда...Боюсь, что этот ресурc, если администрация во время не спохватится ожидает судьба другого, в своё время очень неплохого ресурса news2.ru.

  • 12 марта 2009 в 09:39 • #
    Дмитрий Воронцов

    Полгода назад, беседуя с Сергеем Борисовым о "физиках" и "лириках" в социальных сетях ,мы пришли к обоюдному мнению,что с развитием и доступностью Интернета в России на смену айтишникам приходит новое интернет-поколение гуманитариев ,к которым и я естественно себя причисляю:)Я думаю-это поколение внесёт в развитие социальных сетей более интеллигентные манеры общения.

  • 12 марта 2009 в 17:05 • #
    Анатолий Мильнер

    Будучи сам до мозга костей IT-шником, к сожалению (а может быть, к счастью:) ), не могу с Вами, Дмитрий, не согласиться. Только бы не заболтали:).

  • 12 марта 2009 в 19:57 • #
    Дмитрий Воронцов

    Да вроде не забалтываем,я вообще меньше вас по-моему даже говорю:)А вообще я за союз,между "лириками" и "физиками".Только тогда могут возникнуть действительно ценные сообщества.Хотя на эту тему были дискуссии и мнения до сих пор разделились ,что в одной группе нам разговаривать будет не о чём:)

  • 12 марта 2009 в 20:26 • #
    Анатолий Мильнер

    Намёк понял:). Поэтому отвечаю кратко - будет о чём!

  • 12 марта 2009 в 20:28 • #
    Дмитрий Воронцов

    Изначально, создавая эту группу и я думаю что "Да".

  • 12 марта 2009 в 20:55 • #
    Анатолий Мильнер

    Вот и договорились почти "физик" с почти "лириком":)

  • 13 марта 2009 в 13:14 • #
    Павел Калицкий

    Анатолий, а как Вы определяете "агрессивное меньшинство", способ подсчёта??
    поделитесь.
    Если сейчас зайти на обсуждение кризисных проблем В РОССИИ ( а не в мире), то там агрессивное БОЛЬШИНСТВО наезжает на власть. И меня это радует, что у людей открываются глаза. Не радует только, что что бы это понять нужны были такие проблемы.
    Если взять обсуждение ПОДОБНЫХ тем ещё пол года назад, преевес был совсем другой..
    Самые агрессивные кстати, именно те кто выступает в поддержку власти.

  • 13 марта 2009 в 17:56 • #
    Анатолий Мильнер

    Павел, спасибо, очень красивый вопрос! Обязательно подумаю об определении. Если не трудно, сошлитесь, пожалуйста, на характерную, с Вашей точки зрения, тему. Может поможет мне в определении "агрессивного меньшинства":)

  • 16 марта 2009 в 06:03 • #
    Павел Калицкий

    Да, пожалуйста, Анатолий.
    Например тема повышеня пошлин на авто под видом спасения автопрома и СОХРАНЕНИЯ рабочих мест. С УДОВОЛЬСТВИЕМ посмотрел бы на демонстрации "в поддержку" действий правительства после грядущих сокращений.

  • 16 марта 2009 в 16:49 • #
    Анатолий Мильнер

    Павел, Вас понял, но я немного о другой сфере, где действуют "агрессивное меньшинство" и "молчаливое большинство". Мне кажется, в реальной и виртуальной жизне на действия этих двух групп влияют разные законы. Например, в реальной не малую роль играет экономика, как в Вашем примере. В виртуальном - экономика абсолютно не влияет, как в моём случае.

  • 14 марта 2009 в 00:04 • #
    Борис Чамов

    Способ подсчёта:
    20% участников(меньшинство) дают(агрессия) 80% сообщений :)))

    вообще, в инете понятие агрессии приобретает другой смысл. Мы видим только пОсты тех, кто хотел их написать, но не знаем, что думают те, кто ничего не написал. В этом разрезе каждый пишущий проявляет активность, то есть агрессор.

    И о власти. Самые агрессивные (в поддержку власти) - те, кто не так гибок, кто не перестроился на новые веяния, кто ещё не понял, что власть уже разрешила себя немножечко критиковать, даже наезжать образцово-показательно, они закостенелы в уже выработанной у них привычке ОДОБРЯМСА.
    А не самые агрессивные - те, кто уже перестроился, мимикрировал под новую моду. Почему не агрессивнейшие - не на 100% уверены, что им за это ничего не будет :)

  • 14 марта 2009 в 01:04 • #
    Анатолий Мильнер

    Люблю универсальное правило 80:20:). И здесь Вам, Борис, удалось объяснить всё более внятно, чем я пытался. Хотя и у меня приготовлены цифры для Павла. О них я сказал в своём «прощальном слове». Давно изучаю нравы социальных Сетей и имею специальные методы набора ориентировочной статистики.

    Так вот, в моём случае, не менее 50 человек согласились с моим мнением, и где-то в районе 30 человек были противниками моей точки зрения. Однако если Вы почитаете комментарии в Хабре, то у Вас неизбежно сложится впечатление, что подавляющее большинство против меня. Около 30 комментариев и только1,5 в мою пользу. Тоже самое Вам покажет голосование по злополучной «карме». Аналогичные данные я имею по другим своим выступлениям на «горячие» темы. Вы абсолютно правы: "агрессоры" комментируют значительно чаще, и, именно, их комментарии, как правило, задают тон всей дискуссии.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?