Консультанты по искусству: серые кардиналы арт-бизнеса
7 сентября 2011 в 07:13

Консультанты по искусству: серые кардиналы арт-бизнеса

Консультанты по искусству: серые кардиналы арт-бизнеса(Арт-консультант Молли Дент-Броклхерст и Ларри Гагосян)
Консультанты по искусству существуют уже давно, но за последнее десятилетие спрос на их услуги вырос в разы. Ранее клиенты в основном полагались на мнение проверенных дилеров или на собственный вкус. Однако теперь состоятельные коллекционеры все чаще и чаще привлекают к участию в сделке третью сторону — компетентного человека из арт-среды, материально не заинтересованного в ее результатах.

Профессиональные арт-консультанты стали появляться в последней трети прошлого века. В XIX и первой половине XX века за созданием многих крупных коллекций, которые позже составили основу собраний известных музеев, стояли легендарные арт-дилеры вроде британца Джозефа Дювина (Joseph Duveen) или француза Амбруаза Воллара (Ambroise Vollard), в числе клиентов которого были, к примеру, наши знаменитые соотечественники Морозов и Щукин. Однако корни профессии уходят глубоко в историю: еще в XVII веке Диего Веласкес (Diego Velázquez) выступал в роли советника короля Испании Филиппа IV по приобретению предметов искусства.

Сегодня консультанты по искусству обслуживают людей, для которых привычно иметь целый штат помощников и советчиков. Повара, стилисты, личные тренеры, юристы, финансовые консультанты, няни — все они по первому зову готовы исполнить любой каприз клиента. Почему бы не добавить к этой команде еще и консультанта по искусству? Богатые люди обычно проводят большую часть, если не все свое время в заботах об управлении капиталом и его увеличении. Создание художественного «капитала» (и приобретение связанного с ним социального статуса) также требует времени — так что вполне есть смысл доверить это непростое дело знающему человеку. Нью-йоркский консультант топ-класса Теа Уэстрейч (Thea Westreich) объясняет это следующим образом: «Таким людям хочется быть уверенными, что есть человек, который хорошо позаботится об их особых потребностях». Среди клиентов Уэстрейч — семья Прицкер (Pritzker) из Чикаго, одна из богатейших семей в Америке (Прицкерам принадлежит, в частности, сеть отелей Hyatt. — AI.), известный бизнесмен Ричард Крамлих (Richard Kramlich), а также обладатели крупного состояния супруги Нора и Норман Стоун (Norah and Norman Stone).«Наш типичный клиент — человек очень ограниченный во времени, очень богатый и разборчивый, — говорит Спенсер Ивен (Spencer Ewen), консультант по искусству из лондонской компании Seymours, — таким людям импонирует, что мы стоим особняком и от дилеров, и от аукционных домов».

Консультант по искусству — это своего рода заветный пропуск к самым желанным для коллекционеров произведениям. Коллекционер не может просто так прийти в крупную галерею, швырнуть на стол 20 миллионов долларов и выйти оттуда с произведением искусства под мышкой. Существует определенная процедура, которой необходимо придерживаться. Арт-дилер должен быть уверен, что покупатель не собирается каким-либо образом нажиться на работе, перепродав ее, например, в следующем году на аукционе и нанеся тем самым ущерб репутации галереи и художника. Доверительные отношения в арт-бизнесе, как и в любом деле, зачастую выстраиваются годами, а у самых известных арт-консультантов уже есть наработанные связи, которые делают процесс покупки в галереях значительно более простым и быстрым. Сегодня многие коллекционеры порой даже не заходят в те галереи, где они приобретают работы для своих собраний. В общем, уже сложилась целая прослойка коллекционеров, которым и в страшном сне не приснится, что можно обойтись при покупке произведения искусства без консультанта-специалиста. По словам Ноа Горовица (Noah Horowitz), автора книги «Искусство заключения сделок: современное искусство и мировой финансовый рынок» (The Art of the Deal: Contemporary Art in a Global Financial Market), консультанты по искусству помимо чисто художественных аспектов также занимаются и финансовой стороной сделок, например помогают клиентам урегулировать налоговые вопросы.

В принципе, любой бывший сотрудник галереи может написать на своей визитке, что он является «консультантом по искусству». Другой вопрос — станут ли серьезные клиенты с ним работать. Лучшие консультанты, которые весьма достойно зарабатывают, — это люди, которые много лет проработали в сфере искусства, чаще всего на руководящих должностях в крупных галереях или аукционных домах. Ярким примером в этом смысле является Молли Дент-Броклхерст (Mollie Dent-Brocklehurst), бывший арт-консультант небезызвестной Даши Жуковой. Дент-Броклхерст далеко не новичок в арт-бизнесев прошлом она возглавляла галерею Ларри Гагосяна (Larry Gagosian), а в настоящий момент является директором готовящейся к открытию лондонской галереи Pace. Этот ряд можно продолжить. Влиятельный бизнесмен Стив Коэн (Steve Cohen), например, пользуется услугами Сэнди Хеллера (Sandy Heller), который также консультирует Романа Абрамовича. Ховард Раховски (Howard Rachofsky), известный коллекционер и филантроп из Далласа, давно уже сотрудничает с влиятельным арт-консультантом Алланом Шварцманом (Allan Schwartzman), который также работает с бразильским миллиардером Бернардо Пасом (Bernardo Paz) и другими известными людьми.

Успешности карьеры арт-консультанта также может способствовать членство в Ассоциации профессиональных консультантов по искусству (Association of Professional Art Advisors). Однако многие консультанты топ-класса предпочитают не регистрироваться в этой организации, а сохранять хоть какую-то анонимность.

Для коллекционеров-новичков консультанты становятся проводниками в мире искусства, часто заполняя пробелы в образовании и помогая им лучше разобраться в непростых для понимания произведениях современных художников. Шварцман приводит в пример работы Роберта Раймана (Robert Ryman), многие из полотен которого представляют собой закрашенные белой краской холсты. «Если Вы впервые увидите картину Раймана на арт-ярмарке, Вы, возможно, абсолютно не поймете ни его значения для искусства, ни того, почему его работы продаются за такие деньги».

Однако сами консультанты расходятся во мнениях относительно того, насколько вкус и личные предпочтения советника по искусству должны влиять на клиента. Они согласны в одном: главная их задача — находить для клиента лучшие произведения по лучшим на рынке ценам. Некоторые, как, например, Аллан Шварцман, стараются попутно открывать клиентам новые горизонты. Так, до встречи со Шварцманом миллиардер Бернардо Пас собирал исключительно произведения бразильских модернистов. Теперь же для своего музея Иньотим (Inhotim) он покупает также работы ведущих художников со всего мира. А его вкусы, в свою очередь, задают моду среди бразильских коллекционеров.

Другие профессионалы считают, что раз платит за все клиент, то ему самому в конечном счете и решать, во что вкладывать деньги, даже если консультанту произведение не очень по душе. «Вы честно высказываете свое мнение относительно того, почему [работа или художник] вам не нравятся, но, в конце концов, это же не Ваши деньги», — поясняет бывший лондонский арт-дилер, а ныне арт-консультант Томас Гибсон (Thomas Gibson).

«Действительно, есть клиенты, которые говорят, что непременно хотят иметь в коллекции “такого-то и такого-то”, но подобный подход бессмыслен для действительно разумного человека, — говорит Теа Уэстрейч. — Но даже это может стать началом диалога. Мы можем предложить альтернативу такому подходу, и если вы действительно заинтересованы в создании значительной коллекции, консультант готов вам в этом помочь».

Есть, впрочем, мнение, что растущая в последние годы популярность консультантов и их услуг приводит в конечном счете к тому, что процесс коллекционирования становится более единообразным, а в крупнейших частных коллекциях появляется меньше неожиданных работ. Часто коллекционер при помощи консультанта просто проходится по списку крупнейших художников и отмечает галочкой популярные имена, которые должны быть в собрании всякого уважающего себя любителя искусства. Но есть и другая тенденция: при наличии большого числа постоянных клиентов консультант может позволить себе вдохновлять коллекционера на создание необычных коллекций, во многом отвечающих личным предпочтениям специалиста.

Материал подготовила Мария Эстрова, AI

artinvestment.ru

860
Комментарии (0)

Выберите из списка
2014
2014
2012
2011