ИТ-директор. Топ-менеджер или тех.специалист?
30 марта 2009 в 20:42

ИТ-директор. Топ-менеджер или тех.специалист?

Коллеги, добрый вечер.

Хотела бы услышать Ваше мнение «каким Вы видите ИТ-директора предприятия выше среднего»? Насколько часто этому менеджеру приходится решать именно управлеческие вопросы, а также быть «публичной фигурой»?

Вопрос, не скрою, носит «скрытый мотив», поскольку мы сейчас запускаем серию мероприятий для CIO, направленных на преодоление коммуникативного барьера.

Это проект «Летней школы ИТ-директоров» (CIO Bootcamp), который пройдет по нескольким городам России.

У летнего CIO Bootcamp необычная тема — это навыки публичных выступлений и умение убеждать аудиторию. Данные качества необходимы любому руководителю, но для директора по ИТ они особенно важны еще и потому, что ему часто приходится преодолевать возражения аудитории при общении внутри компании (как с руководителями, так и с коллегами из других отделов).

Кроме того, ИТ-директор как равноправный член совета директоров и фигура публичная, нуждается в постоянном развитии навыков публичных выступлений (презентаций на конференциях и перед партнерами).

Заранее благодарна за Ваши ответы. Возможно, Вы выскажете какие-то интересные иеди, которые помогут всем нам в итоге быть более успешными.

386
Комментарии (40)
  • 31 марта 2009 в 08:34 • #
    Алексей Оглоблин

    Алёна, по себе знаю - нужно оч-ч-чень хорошо владеть своим предметом знаний, опыта и убеждений. Искренне и профессионально. Всё идёт от этого. Кроме того, тут нужен и философский взгляд на многие проблемы, и знание (умение использовать) психологии убеждения/восприятия.

  • 31 марта 2009 в 17:37 • #
    Алена Велесевич

    Алексей, безусловно, а еще надо уметь справлять с волнением, структурировать мысли, знать приемы невербалики -т.е. под каким ракурсом вы будетее более убедительны и эффектны, владеть своим голосом и т.д.

  • 31 марта 2009 в 17:52 • #
    Алексей Оглоблин

    Да, конечно, но вот, например, если аудитория более-менее предсказуемая, и предмет знаешь безукоризненно, то волнения - ноль.

    Любимая фраза... "Наверное, было бы слышно как грохнулась с потолка муха в самом дальнем углу аудитории..."))

    Всё должно быть.
    Одно, возможно, должно отличать такого директора от руководителя из другой отрасли - с информационными технологиями теперь знакомы все специалисты.

  • 31 марта 2009 в 18:10 • #
    Алена Велесевич

    Алексей, это я к тому, что мы все учимся читать, писать, делать презентации в Power Point и т.д. Только вот почему считаем, что учиться коммуникациям не надо? И так в сойдет? ;-)

  • 31 марта 2009 в 18:23 • #
    Алексей Оглоблин

    Надо, без сомнения. Потому что аудитория, собрание, группа - это одно коммуникативное пространство, а личные (избирательные) коммуникации - совсем другое. Один и тот же психологический фронт воздействия группа и отдельное лицо могут воспринять совершенно по-разному.

  • 31 марта 2009 в 09:14 • #
    Борис Вольфман

    Алена! Ответ однозначный: Функциональный руководитель ИТ-подразделения - в первую очередь ТЕХНИЧЕСКИЙ специалист. Его зона ответственности "Управление ресурсами и ИТ-процессами.
    КАЧЕСТВО ФУНКЦИИ СРОКИ ИТ-решений, продуктов, услуг - лучшее убеждение аудитории.
    Руководитель ИТ-проекта по рекомендациям PMI - не обязательно ТЕХНИЧЕСКИЙ специалист. У меня нет однозначного ответа, должен ли руководитель ИТ-проекта понимать техническую специфику.
    Проблему общения внутри компании со смежными подразделениями только публичными выступлениями не решишь. Вопросов очень много: различные компетенции, локальные интересы, "спихивание" ответственности и т.п.
    Безусловно: лучше быть здоровым и богатым человек-оркестром: руководить ИТ-подразделением, уметь публично выступать, готовить презентации, программировать и т.п.
    Мои ВЫВОДЫ: ИТ-директор должен обладать навыками публичных выступлений, так же, как и деловой переписки, психологии и других смежных дисциплин, помогающим обеспечить ГЛАВНУЮ задачу: ПРОЦЕСС ПРОЕКТ ПЕРСОНАЛ ПРОДУКТ и не отвлекающим его.
    Но более эффективна пара: ИТ-директор руководитель ИТ-проекта.
    Так же, как аналитик архитектор, программист-тестировщик 1 плюс 1=3.

  • 31 марта 2009 в 09:22 • #
    Алена Велесевич

    Борис, огоромное спасибо за исчерпывающий ответ. Кстати, хотела хадать вопрос Вам, как руководителю направления программных разработок - вы владеете речевыми технологиями?

  • 31 марта 2009 в 09:33 • #
    Борис Вольфман

    Алена!
    Профессионально речевыми технологиями я не владею, не изучал, а жаль.
    Самоучка.
    Основной мой недостаток в переговорах на высшем уровне - использование специальной терминологии в дискуссиях - "птичий язык". Но это свойственно любому профессионалу: бухгалтеру, юристу.
    Есть другая крайность - популяризатор. Наиболее эффективна в политических технологиях.

  • 31 марта 2009 в 09:46 • #
    Алена Велесевич

    Борис, я видимо не так задала вопрос - владеете на уровне программ :-) есть планы на будущее немного автоматизировать процесс обучения

  • 31 марта 2009 в 21:30 • #
    Борис Вольфман

    нет

  • 31 марта 2009 в 17:56 • #
    Алексей Оглоблин

    Ох, лучше всё-таки избегать этого "птичьего языка"... Ибо все эти совещания и КС... Лучше всё-таки рассказать в двух-трёх предложениях, что такое, например, "движок сайта".

  • 31 марта 2009 в 22:52 • #
    Борис Вольфман

    Алексей! Речь безусловно не идет о внутренней ИТ-терминологии (движок сайта): а внешней: "Мобильный банк", "Интернет-банкинг", "эаутентификация" и т.п. то есть термины, которые безусловно пришли с ИТ, но имеют исключительно пользовательское предназначение: в Вашей предметной области: сайт, блог, страница, гиперссылка и т.п.
    Начнешь рассказывать в двух словах первым лицам, например Диме Медведеву, что такое блог, останешься без госзаказа.

  • 31 марта 2009 в 09:25 • #
    Алексей Оглоблин

    Да, возможно, есть даже определённое разделение: ИТ-директор и руководитель ИТ-проекта

  • 31 марта 2009 в 12:39 • #
    Антон Казаков

    На вопрос "топ-менеджер или тех.специалист?" могу ответить лишь, что и то, и другое. При том лично я считаю обязательным то, чтоб первичным было именно второе, а первое пришло с опытом и, возможно, дополнительными "образовательными" усилиями. Однако, в идеале IT-директор должен быть одинаково хорош и в технике (и должен поддерживать эту квалификацию), и в менеджменте. То есть, публичные выступления вполне пригодятся, управленческие вопросы - на каждом шагу, но и в технике не должно получиться такой ситуации, чтоб подчинённые IT-директора были впятеро квалифицированнее своего руководителя.

    Если совсем коротко, то IT-директор - это помесь менеджера с бригадиром :)

  • 31 марта 2009 в 17:27 • #
    Сергей Кузин

    На определённом этапе ИТ Директор становится "интерфейсом" между ИТ и бизнесом. Отсюда его навыки в трансляции требований в обе стороны. Не столько ораторский жанр, сколько владения минимум двумя терминологиями.
    Отсюда вытекает требование о представлении того, каким образом бизнес-требования трансформируются в технологические ИТ решения, и каким образом ИТ технологии могут давать преимущества бизнесу.
    То есть хороший кругозор в областях ИТ и бизнеса + менеджмент.

  • 31 марта 2009 в 21:45 • #
    Борис Вольфман

    Сергей.
    Интерфейс между бизнесом и ИТ - прямая обязанность аналитика (в большом коллективе - бизнес-аналитика), по совместительству руководитель проекта мог бы выполнить данную функцию.
    А ИТ-директор должен отвечать за правильное выполнение процесса системного анализа: чтобы аналитик с бизнесом и архитектором согласовал ТЗ (пользовательские требования).
    ИТ-Директор также должен контролировать архитектора, чтобы архитектура была устойчива и центрична, согласована с аналитиком (покрытие требований) и тестировщиком (проверяема).
    И без кругозора в ИТ, бизнесе, управлении качеством, рисками, архитектурном проектировании - выполнять свои прямые обязанности Директор ИТ не сможет.
    Но так же, как Директор ИТ не имеет права программировать, так и писать ТЗ (интерфейс с бизнесом), тестировать ПО и т.п. не "царское" это дело, завалишь другие участки.

  • 31 марта 2009 в 22:46 • #
    Сергей Кузин

    Борис, у ИТ Директора обязанности несколько шире: он и проекты курирует, и текущей деятельностью занимается. Он может, конечно, и различные роли выполнять, но, например, управление инвестициями в ИТ, управление ИТ персоналом, стратегическое планирование и т.п. задачи - его зона ответственности, а не бизнес-аналитика.
    Бизнес-аналитик находится на несколько ином логическом уровне по своим обязанностям, поскольку больше связан с приложениями, но не инфраструктурой. Что касается кругозора в ИТ, бизнесе, управлении качеством, рисками и т.п. - полностью согласен. Так же, как и с тем, что занятие задачами, которыми должны заниматься подчинённые, приводит зачастую либо к потере управления, либо затяжке по времени в выполнении работ (всё-таки в сутках всего 24 часа).
    Отсюда вытекает, как мне кажется, следующее: ИТ директор в первую очередь является менеджером в первую очередь, но со специфическими познаниями ( в своей ИТ области).
    И коммуникативные навыки ему, безусловно, нужны.

  • 31 марта 2009 в 23:11 • #
    Борис Вольфман

    Сергей! Согласен с Вами, что я перечислил только часть обязанностей ИТ-Директора, добавим - определение политики компании в области ИТ-технологий, определение бизнес-направлений, тесно связанных с ИТ (интернет-продажи, например).
    Но я не согласен с менеджерским приоритетом: менеджер (руководитель проекта) - такой же член команды, как и аналитик, архитектор, тестер.
    Может под менеджером мы понимаем различные обязанности: Я в соответствии с PMI, RUP- устав проекта, план управления рисками, план управления качеством - документы менеджера, а Директор только контролирует, все ли риски идентифицированы и .т.п.
    Также я имею ввиду проектно-процессное управление ИТ-подразделением: проектная и операционная деятельность, процессы - управление проектом, управление требованиями и т.п.
    А коммуникативные навыки ему нужны, но также он должен быть психологом, техническим писателем и обладать другими навыками в смежных областях.
    Но повторяю, если его подразделение не создаст программный продукт (предоставит ИТ-услугу), его коммуникативные навыки он будет использовать для поиска другой работы.

  • 31 марта 2009 в 23:38 • #
    Сергей Кузин

    Борис, я, действительно, понимаю под менеджерскими обязанностями более широкий спектр поведенческой деятельности. Кстати, в PMI так и изображено: экспертные области свода знаний по управлению проектами включают в себя лишь часть знаний и навыков в области общего менеджмента.
    Кстати, ИТ Директор далеко не всегда является также и руководителем конкретного проекта - довольно часто для этих целей выделяется или нанимается отдельный сотрудник с соответствующими задатками и навыками, которого наделяют необходимыми ему полномочиями (в идеальном случае :-) ).
    Ну, а уж причины для отправки руководителя в поиск другого места работы в кризисный период почти всегда можно найти...

  • 2 апреля 2009 в 07:48 • #
    Борис Вольфман

    Сергей! А я под коммуникативными навыками ТОП-менеджера подразумеваю к сожалению, умение отблагодорить Заказчика за аффилированность, не более.
    В результате, Договор без учета себестоимости, технических и технологических рисков - проект безнадежный - виноваты разработчики.
    Поэтому считаю, что первично для ИТ-Директора архитектурное мышление, управление приоритетами, коммуникации с разработчиками по делегированию им ответственности за технические решения, а отблагодарить может и продажный менеджер.

  • 2 апреля 2009 в 09:41 • #
    Сергей Кузин

    Наверное, ответ про коммуникативные навыки был не мне :-)
    Бурная, однако, развернулась дискуссия. Думаю, что многие останутся при своём мнении, например, Вы и я :-)

  • 31 марта 2009 в 23:19 • #
    Виктор Иванов

    На мой взгляд любой директор должен обладать управленческими навыками. В первую очередь он управленец. Так как он опредлеяет стратегию развития ИТ и их вклад в конечный результат. Соответственно он должен знать и стратегическое управление, управление финансами и т.д. ИТ - это всего лишь точка приложения его навыков и умений. Опыт в области ИТ слишком быстро устаревает. Он должен научится принимать решения и нести за них ответсвенность. А как он будет это делать - это его мастерство.

  • 31 марта 2009 в 23:44 • #
    Сергей Кузин

    Итак, в первую очередь - менеджер, а уже во вторую - технический специалист...

  • 1 апреля 2009 в 00:14 • #
    Виктор Иванов

    Да.

  • 1 апреля 2009 в 08:54 • #
    Дмитрий Гунин

    Всю ветку прочел - О как!!!

    По пунктам:
    1. Менеждер или ПРОФЕССИОНАЛ от ИТ (давайте уж так называть - это правильно) определяется несколькими факторами, в частности: для малых компаний с небольшой матрицей бизнес-процессов и не очень сильно развитой СОБСТВЕННОЙ ИТ-службой - безусловно корректнее чтобы был профессионал от ИТ; для компании с серьезным и широким штатом ИТ-шников, в частности для ИТ-компаний, НЕОБХОДИМО, чтобы ИТ-директор бы однозначно ТОП-менеджером и по-сути и по статусу, а как плюс - неплохо разбирался в ИТ; а для серьёзных больших компаний, имеющих нормальную инфраструктуру от ИТ и нормальный развитый ИТ-аутсорсинг - просто НЕОБХОДИМО, чтобы ИТ-директор был ИМЕННО управленцем во-первых и только в-третьих ИТ-шником.
    2. Однозначно определить КТО нужен должны либо владельцы бизнеса (они ЗАКАЗЧИК ИТ-систем на предприятии), либо единоличный исполнительный орган (он и только он осуществляет в жизнь стратегию бизнеса)...
    3. Конечно, "и швец, и жнец, и на дуде игрец" - это "советский" подход - "есть у меня один парень - он ВСЁ это шарит" - сегодня уже не должен быть определяющим. ИТ-директор для средней компани - это в первую очередь участник ведения бизнеса как на правах стратега, так и на правах оперативно обеспечивающей службы, т.е. такой же юрист, такой же экономист, такой же "борец за качество ИТ-услуг" и пр.пр.пр. А, значит, нашим бизнесменам необходимо понимать, что ИТ - это именно информационные ТЕХНОЛОГИИ, а не просто сеть и 1С или, в лучшем случае, ERP-шка... Вопрос сложен и многогранен! Подход "совка" уже не катит, а бизнесменов "новой" формации я пока встречаю КРАЙНЕ РЕДКО! Вот когда бизнес-сообщество поймет, что ИТ и экономика и энергетика и механика - всё это НАБОР ТЕХНОЛОГИЙ, вот тогда этот вопрос возникать не будет и каждый владелец бизнеса для себя примет вполне конкретное и очевидное для него решение: управленец-профессионал или ИТ-профессионал!

    А то развели, понимашь - никто, почему то не задаёт вопрос: а вот технический директор должен быть управленцем или технарём??? А если технарём, то профильным технологом или механиком или энергетиком или кем??? СлабО???

  • 1 апреля 2009 в 17:37 • #
    Алена Велесевич

    Однако... :-)

  • 6 апреля 2009 в 10:57 • #
    Дмитрий Гунин

    То есть??? :-)))

  • 9 апреля 2009 в 14:18 • #
    Андрей Князев

    Хорошо сказал, правильно!
    Поддерживаю!

  • 10 апреля 2009 в 15:21 • #
    Дмитрий Гунин

    Спасибо! Рад, что не зря потратил время... :-)
    "Как в той кине" слегка перефразируя - "Ну, что знал, то и сказал..."

  • 1 апреля 2009 в 17:15 • #
    Сергей Пашинцев

    Я бы сказал, что ИТ-директор должен иметь образ мышления топ-менеджера (в хорошем понимании этого термина) и знания и образование технического специалиста.
    Это необходимо, поскольку работа директора предполагает в первую очередь высокий уровень ответственности за принятые решения, самомотивацию и осознание того, что главная цель - все-таки получение прибыли :)
    Знание матчасти - вторично, хотя и нужно. Если рассмотреть две крайности, я считаю, очевидно, что хороший управленец найдет способ получить и обработать обобщенную техническую информацию и будет способствовать развитию компании, тогда как замечательный специалист скорее всего не сможет мыслить на уровне общих стратегических вопросов.
    "Публичность" ИТ-руководителя - вопрос, решаемый в зависимости от конкретной компании, общего стиля управления, приоритетов. Тут нет однозначно правильного ответа.
    Что касается коммуникативных навыков, то я бы посоветовал акцентировать внимание на стандартных, максимально формализованных процедурах, не требующих сложной работы над собой, позволяющих "сохранять лицо" с минимальными затратами. Все ж специфика ;)

  • 1 апреля 2009 в 19:07 • #
    удалите аккаунт

    кратко:

    сварщик-доярка, подоил корову, взял маску и варит каркасы до следующей дойки.

    сам делать не обязан, но понимать что делают другие должен ;)

  • 2 апреля 2009 в 09:00 • #
    Алена Велесевич

    :-) очень красочно. Кстати, Алексей, в Питере хотите присоединиться к нам на CIO Bootcamp? у CIO куба тоже информация будет.

  • 2 апреля 2009 в 09:18 • #
    удалите аккаунт

    отправил заявку в группу CIO ;) Информации о питерском bootcamp не нашел, или вы московский имели в виду?

  • 2 апреля 2009 в 09:29 • #
    Алена Велесевич

    Алексей, Вы имеет в виду Максиму в клуб? :-)

    Вся информация будет на сайте www.cio-bootcamp.ru/com доступна уже через 5-7 дней. Ссылка на летнюю школу с нашего сайта также будет - www.bs-edu.ru (пока старая версия, но тоже с 6 апреля новая заработает)

    В Питере будет мероприятие 15-16 мая. Можете написать мне на #

  • 1 апреля 2009 в 21:18 • #
    Валерий Козлов

    Менеджер, но с пониманием техники и харизмой

  • 2 апреля 2009 в 16:04 • #
    Александр Руденко

    Предположу, что в первую очередь ИТ-директор должен быть менеджером. Менеджером в том смысле, что должен чётко осознавать, как с помощью ИТ развивать бизнес и помочь увидеть этот момент руководству. В противном случае ИТ на предприятии становятся "чёрной дырой", поглощающей значительные ресурсы. И техническим специалистом он обязан быть. Иначе он будет просто неэффективен.

  • 6 апреля 2009 в 11:01 • #
    Дмитрий Гунин

    Вот чтобы ИТ не стали "Черной дырой", каждый собственник или Исполнительный лидер и должны принять для себя решение: ИТ-шник или управленец. А уж потом, определив по ITIL или на основе COBIt стандарты, процессы и критерии их исполнения, обеспечить финансирование и спросить за эффективность... Повторюсь - для разного масштаба компаний подход различается!

  • 6 апреля 2009 в 15:21 • #
    Александр Руденко

    Очень радостно от мысли, что хоть где-то есть собственники или исполнительные руководители, которые в состоянии что-то определить по ITIL или COBIt и на этом основании обеспечить финансирование и оценить эффективность.

  • 7 апреля 2009 в 10:41 • #
    Михаил Алексин

    Когда-то мне казалось что ИТ Директор несомненно должен быть техническим специалистом. Однако, все течет, все меняется. На определенном этапе роста компании и данного сотрудника. ИТ Директору приходится уходить на совершенно иные уровни абстракций. Количество типов предоставляемых сервисов зашкаливает. И оставаться специалистом сколь-либо приемлемого уровня для все инфраструктуры становится просто невозможно.
    Именно по этой причине ИТ Директор в итоге должен оставить технологии в их прямом виде своим подчиненным и заняться в плотную менеджментом. Потому как привнести какие-то положительные тренды в ИТ и через них в бизнес в целом можно только меняя и упорядочивая систему, что есть чистый менеджмент. А заниматься "выкусыванием блох" в конкретных системах можно бесконечно.

  • 14 июня 2009 в 11:08 • #
    Иванов Иван

    Интересно, а среди ответивших на вопрос много ли ИТ-директоров? :)


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970