Как стать ABAP программистом? И стоит ли это делать?
14 ноября 2008 в 15:10

Как стать ABAP программистом? И стоит ли это делать?

Коллеги, в связи с просмотром списка вакансий на HeadHunter возник вопрос о том — почему у программистов на ABAP для систем SAP настолько большие зарплаты? Точнее говоря — что же там такого, что начинающий ABAP программист получает как опытный архитектор на.Net? Вычитал мнение, что это обусловлено высоким порогом вхождения в тему — то есть всем нужен опытный разработчик, а набраться этого опыта негде. С другой стороны такая же ситуация всегда была и будет абсолютно во всех профессиях — всем нужны подготовленные кадры, которых мало. И везде люди учатся сам и начинают постигать тонкости профессии с нуля — ничего в этом страшного нет. Поэтому у меня возникли вопросы:

  1. Реально ли научиться писать на ABAP уже опытному программисту в другой области? Насколько это сложно? Сколько времени это может занять?
  2. Возможно ли потом будет найти работу такому самодеятельному разработчику? На какую позицию его могут поставить?
  3. И вообще имеет ли смысл перепрофилироваться скажем с того же ASP.NET на ABAP + SAP?
20198
Комментарии (33)
  • 14 ноября 2008 в 16:57 • #
    Юрий Че

    Не парьтесь :)

    Спустя некое время к Вам станут обращаться реальные заказчики - в этот момент держите "планку"

    Иногда проще отказаться, чем лизать 5 точку заказчика - идёт он лесом

    В Вашей жизни будет всего - не тратьте своё время на придуркоФФФ

    ИМХО

  • 14 ноября 2008 в 18:00 • #
    Дмитрий Малов

    Юрий, речь идет не о заказчиках на фриланс и не веб программинге. А как раз о принципиально другом направлении - работе на дядю за очень большие деньги. При этом придется изучить довольно таки неудобную систему и заниматься сложными и однообразными задачами. Никаких временных "заказчиков" там не будет - у меня из и сейчас нет - проекты которые я реализую слишком большие что бы это делать одному или двум фрилансерам.

  • 14 ноября 2008 в 18:19 • #
    Александра Юрепина

    Конечно, не стоит этим заниматься! Боже упаси!
    Конкурентов только плодить в отрасли=)))

  • 14 ноября 2008 в 18:50 • #
    Дмитрий Малов

    Конечно плодить - отрасль то весьма интересная :) Только судя по вакансиям - тема эта далеко еще неисчерпана и требуется SAPовцев очень и очень много. Если выставить фильтр сскажем в 4000$ - то там только SAP и будет :) А значит есть куда копать. Другое дело есть перспектива? Что бы не было как у Коболистов - в 1999м году их расхватывали как горячие пирожки, для них даже отдельные программы по эмиграции заводили! И что? Где они теперь? Ни одной вакансии нет! А с SAPом так же будет?

  • 14 ноября 2008 в 19:46 • #
    Александра Юрепина

    Конечно, так и будет! Говорю Вам, гиблое это дело!=))

  • 17 ноября 2008 в 10:09 • #
    Дмитрий Малов

    Странно гиблое это дело... С одной стороны - да может вывалится как у коболистов и кончится все пшиком. С другой - вот был Интернет кризис в 2000м и что? Сейчас для инета пишут очень много и спецы востребованы. А в чем разница? В том что для коболистов просто была временная потребность в связи с 2000м годом. А приход Инета - объективная реальность, которая только развивается и имеет все бОльшие перспективы.

  • 14 ноября 2008 в 20:46 • #
    Кирилл Васильев

    Мой вам совет. Сначала попробуйте себя в 1С.
    Дело не в том, что язык программирования похож. Задачи похожи.
    Кроме навыков писать код от Вас потребуется понимание задач (бухгалтерский учет и т.д.), это не то чтобы очень сложно, просто многих подташнивает. (Как Вам например задача хочу поддержку двойной записи на уровне проводок, также необходимо запретить сложные проводки в системе. К счастью такие задачи как правило высеивают консультанты, но все же они не являются 100% фильтром)
    И еще момент SAP, очень тяжелый продукт его не поставишь дома на ноутбуке, даже на самом современном и замечательном.
    Также от Вас потребуется знание самой системы, а она достаточно сложная и с прикладной и с программной точки зрения.
    Еще нюанс, участие во внедренческих проектах SAP, это постоянные командировки. Умение быстро переключаться между сложными задачами разных клиентов и еще очень много всякого специфического, что многим и не снилось.
    Также у SAP своя архитектура сервера приложений, достаточно гибкая, но очень сложная, только на одних взаимодействиях сервисов можно голову потерять. Система на столько сложна, что люди работающие годами знают лишь ее малую часть.
    Что касается перспектив, то тут они огромны, SAP это как Бентли в мире автомобилей, по мере укрупнения и глобализации бизнеса его доля будет стремительно расти.
    Кстати сервисы для SAP можно писать и на .NET и на JAVA. ABAP не обязателен, как один из возможных вариантов входа попробуйте найти себя на подобных задачах.

    На последок хочу отметить что вы не очень правильно позиционируете SAP. Это ERP система, а не продукт разработки и тем более не платформа как .NET. Как следствие работа в SAP, это не одно высшее образование (программиста), а два еще нужно экономическое, а также свободный английский. Вот за сочетание этих навыков и платят такие деньги.

    Если Вы считаете себя программистом и у Вас не плохой английский занимайтесь JAVA. Там 4000 не дадут, но 3500 дорасти можно. Если Вам действительно интересна экономика 1С, там спокойнее фри-ланс распространен 3500 заработать можно.

  • 17 ноября 2008 в 10:27 • #
    Дмитрий Малов

    Спасибо за столь обширный ответ. Попробую на него также подробно ответить. :)

    По поводу 1С - конкретно я ею не занимался, но когда то поддерживал бухгалтерские программы, и даже их проектировал, так что тема в общих чертах знакомая. И большого отторжения она не вызывала - работа нужная и полезная - высоконагруженные сайты и видеоконференции делать не проще. С другой стороны в моем понимании SAP - все таки что большее чем просто бухгалтерия - поэтому и заниматься ею наверное будет интереснее... Или я что не так понимаю?

    "SAP это как Бентли в мире автомобилей" - это радует - значит копать туда перспективно! Именно с этим мне и хочется разобраться.

    "сервисы для SAP можно писать и на .NET и на JAVA. ABAP не обязателен" - а что же тогда везде-везде пишут про ABAP программиста. И не разу я не видел вакансии на .Net разработчика на SAP. Или по крайней мере з/п тогда у них на SAPовская :(

    А по поводу сложности и образования: Не ужели там прямо все имеют по 2 образования и шпарят по английски как по писанному? Таких людей действительно мало и такие спецы везде ценятся - и уж как правило программистами не работают.

    Я вполне ожидаю, что изучить SAP не просто сложно, а не возможно - но и не стоит такой цели. Цель - это опытному программисту со знанием бухучета переключиться с общего программирования нa SAP. На Java переходить не уговорите - с .Net - это менять шило на мыло, да и з/п у меня и сейчас аналогичная :)

    А за ответ - еще раз спасибо!

  • 14 ноября 2008 в 22:03 • #
    Рамиль Тухватуллин

    я так думаю . среди SAP ABAP - не самые крутые . Пока тенденция в SAP что ABAP становится все меньше и меньше .
    Второе - за последние 2 месяца я очень много слышал от заказчиков что "время пенного консалтинга" на SAP заканчивается .Все заклинают что время ERP заканчивается и приходит время ERP .
    Резко вырос и будет расти 1С 8.0.

    Поэтому тенденция не для Abap . Но пока жор на SAP- очень большой .

    ( цитаты из нефтянки и металлургии)

  • 16 ноября 2008 в 17:25 • #
    Кирилл Васильев

    Я сам занимаюсь 1С. Но могу Вас уверить это не конкурирующие продукты, то что может SAP, 1C еще нужно лет 10 трудится. Но когда нибудь они будут конкурировать в этом я уверен.
    Доля SAP на ближайшие 10-15 лет все равно будет высокой, их основные потребители это крупный бизнес с большим количеством пользователей и развитой географией и это международные компании.
    Пока 1С не обладает способностью в одной информационной базе вести учет в разных временных зонах, по разным национальным стандартам, с количеством пользователей более 300. А SAP это умеет.
    Спрос на 1С уверенно растет (точнее рос до кризиса) это факт, но эту долю 1С отъедает у Microsoft, а не у SAP.

  • 16 ноября 2008 в 20:18 • #
    Рамиль Тухватуллин

    А я и не говорю что 1С конкурент SAP R3 . Но если например нефтяники года 3 назад на смех поднимали по поводу внедрения у них 1 С , то теперь уже по деньгам процентов 40 от SAP проекта - это проекты по 1С (Роснефть, Газпромнефть exmpl).В пока еще не перестроенной экономике гораздо важнее на цены влияют тенденции в экономике чем объемы .
    Если 2 года SAP консультантов было процентов на 30 % меньше чем было нужно и сообственно это вызывало резкий рост зарплаты ,
    то сейчас дефицит гораздо меньше . А теперь по SAP-кий консалтинг на мой взгляд будет снижать расценки.

  • 16 ноября 2008 в 20:21 • #
    Кирилл Васильев

    Все может быть. Могу сказать, что кризис изрядно перетряхнул рынок 1С. Спрос на специалистов упал очень сильно, а зарплаты на открытых вакансия упарли процентов на 40.
    По SAP я не следил, мне кажется все примерно так же.

  • 16 ноября 2008 в 21:01 • #
    Рамиль Тухватуллин

    Зарплаты пока не упали , но с бонусы ( которые зависят от утилизации ) у многих уже вырезали даже уже заработанные ( это я про SAP - ров )

    с 1С-цами я как то мало пересекаюсь .

  • 17 ноября 2008 в 10:33 • #
    Дмитрий Малов

    Ну с бонусами как я понимаю сейчас проблемы не только у SAP и даже не только у IT как области деятельности, а вообще в экономике. Но кризис приходит и уходит, а работа остается. Так что ИМХО надо сравнивать перспективы в условиях "когда кризис кончился" - тем более тогда и наступит самое интересное время. Ну я надеюсь кризис все таки кончится :)

  • 17 ноября 2008 в 13:15 • #
    Рамиль Тухватуллин

    а я уверен - но не скоро .
    Потом будет новый .

  • 14 ноября 2008 в 22:43 • #
    Дмитрий Тихонов

    Я бы в SAP'еры пошёл, пусть меня научат =) Не удержался.
    Помоему, если начинать учить что-то подобное, не просто для развитья, а только ради прибыли, то нужно сначала просто понять всё что с этим связано. Пообщаться с теми кто с этим связан, с менеджерами, програмерами, заказчиками и конечными пользователями.
    Я о SAP знаю только то, что это очень дорогое ПО для предприятий и дешевых вариантов использовать это ПО нет, поэтому и дешевых сотрудников там нет.
    А вот взять что-нибудь, что каждый может себе позволить, то там всякие кадры найдутся и зарплаты у них будут разные.

  • 17 ноября 2008 в 10:37 • #
    Дмитрий Малов

    Конечно ради прибыли - не секрет, что все мы работаем за деньги. И в идеальном случае - деньги нам платят за то что мы делаем то что нам и так нравится. В худшем - за то что не нравится. А в большинстве случаев - как обычно где-то по середине.

  • 16 ноября 2008 в 00:14 • #
    Олег Дроздов

    Мое мнение по поднятой теме такое:

    Решите сами для себя - хотите ли Вы работать и развиваться в сфере ERP-систем и консалтинга. Именно привлекает ли Вас эта сфера деятельности сама по себе. На SAP свет клином не сошелся, на рынке есть и Dynamics AX/NAV, и MFG PRO, и Lawson

  • 16 ноября 2008 в 17:27 • #
    Кирилл Васильев

    Полностью согласен.

  • 16 ноября 2008 в 19:09 • #
    Дмитрий Тихонов

    +1 =)

  • 17 ноября 2008 в 10:52 • #
    Дмитрий Малов

    "Есть многое на свете, друг Горацио
    Что и не снилось нашим мудрецам." Шекспир.

    Дабы разведать обстановку поискал я работу на Хедхантере
    MFG PRO и Lawson - нет ни одной вакансии :(
    Dynamics NAV - 7 штук
    На SAP - 762! - это не факториал :) а число

    Вот чего я опасаюсь изучая редкие системы - того что будет один единственный работодатель и рабочих мест будет просто мало. А такие случаи уже были.

    Кстати, Dynamics AX/NAV - это же у нас Axapta? Если она, то мне кажется что копать ее не перпективно - снизу ее поджимает 1С, а сверху тяжелые системы типа SAP и Паруса. У меня такое впечатление сложилось - по крайней мере знаю случай, когда гипермаркет на 50тыс товаров она не потянула.

  • 17 ноября 2008 в 11:22 • #
    Кирилл Васильев

    Для справки
    Dynamics AX - это Ахарта, сейчас ждем версию 2009, в европе она есть, ждем Российскую версию. По предварительной оценке система получилась не плохая и вполне конкурентно способная. Возможен серьезный всплеск спроса, связанный с миграцией.
    Dynamics NAV - это Navision. Хороших отзывов об этом продукте, не смотря на его не давнее обновление не слышал. По логике именно он должен конкурировать с 1С, но мне кажется что не реально и не будет.
    1С - в январе обещали новую платформу 8.2. Это откровенный шедевр. Реальные продукты для внедрения появятся где-то с задержкой до полугода. Всплеск спроса гарантирован. Лично тестировал бета версию, это круто.
    SAP на самом деле имеет два продукта, один нацелен на малый бизнес и в цене вполне мог бы конкурировать с 1С УПП, но отзывы очень о продукте очень плохие, но у SAP есть большой интерес к этому сегменту, что неоднократно декларировалось. И есть сам монстр бывший R3, он вне конкуренции.
    Парус и Галактика - это лично мое мнение, но ни к тяжелым, ни к легким это относить нельзя, я бы на них вообще ставку не делал. Это динозавры которые умрут, вопрос только времени.
    Oracle - почему-то тут эту систему не вспоминают вообще, а это основной конкурент SAP на крупно корпоративном рынке, но ежегодно сдающий свои позиции. Для справедливости надо отметить, что это действительно достаточно серьезный продукт.
    Baan - это система когда-то почти успешно конкурировала с SAP и сейчас уверенно набирает обороты.

  • 17 ноября 2008 в 12:10 • #
    Дмитрий Малов

    Отличная справка - вполне ее можно добавлять в какой-нибудь FAQ!

    Из нее можно сделать вывод, что выбор стоит между 1С и SAP. В 1С я идти не хочу, там слишком большая конкуренция, средние з/п, да и тянулся я всегда к сложным задачам с насыщенной бизнес логикой - так что остатется SAP.

  • 17 ноября 2008 в 11:07 • #
    Дмитрий Малов

    Мне стало ясно, что изучать SAP сложно, но перспективно и потребность в SAPовцах не пропадет в ближайшие лет 10. А новых специалистов наши институты все равно не выпускают. Но все таки, коллеги, я не получил ответа на совершенно четкие вопросы:

    1. Можно ли найти работу разработчику на ABAP без опыта работы на нем? На какую примерно з/п в этом случае можно рассчитывать?
    2. Сколько времени займет самостоятельное переобучение на ABAP? (При условии обучения 1 час в день)
    3. С чего стоит начать? Какие книги почитать? Стоит ли сходить на курсы?
    4. Можно ли изучать ABAP без SAP? А потом уже со знаниями ABAP в процессе работы разобраться в SAP. Или это не разрывные вещи и программист на ABAP сразу должен знать SAP?

  • 17 ноября 2008 в 11:38 • #
    Кирилл Васильев

    1. Рассылайте свои резюме. До кризиса многие интеграторы с удовольствием брали стажеров с опытом работы в ИТ, и даже платили стипендии около 800$.
    2. Для начала вам нужно будет купить соответствующее железо и лицензии. А за час в день вы ее изучать не сможете.
    3. Книг практически нету. Курсы стоят совершенно не разумных денег.
    4. АВАР это внутренний язык используемый для разработки бизес-логики в SAP и нигде кроме SAP не применяется.
    Выход только один искать интегратора, который готов Вас обучать за свой счет. Самостоятельно вы ничего сделать не сможете.

  • 17 ноября 2008 в 12:26 • #
    Дмитрий Малов

    1. Сначала наверное надо почитать книги? И что такие мизерные зарплаты?! Даже не подготовленного .Net разработчика в Москве только за 40 можно найти (не студента). Это ж не реально мало - ну 3000$ - я бы еще понял.
    2. А зачем мне особое железо - оно реально особое? То что там софт особый - это понятно. Но для учебный целей его можно купить и на митинском :) Тем более что синтаксис ABAP можно выучить по книге - я с С# когда то так и сделал - за 2 месяца Рихтера прочитал и законспектировал. Можно ведь и с ABAP так сделать?
    3. Согласен тут труба полная. Но эту проблему я частично решил - накачал книг из инета. Вот списочек:
    "Разработка приложений SAP R3 на языке ABAP4 [Рюдигер Кречмер].pdf"
    "SAP R3 Системное администрирование.pdf"
    "Внедрение SAP R3.pdf"
    "Д.О'Лири - ERP Системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия (скан).djvu"
    И смешная книга "SAP за 24 часа" - еще бы за 24 минут написали :)
    Если у кого еще есть варианты электронных книг - буду благодарен.
    4.Всем интеграторам нужен уже опытный разработчик (причем в требованиях доходит до 5 лет). Сразу вспоминается требования компаний типа "5 лет опыта работы на WCF" - которым от силы год. И самое интересное - интеграторы думают откуда берутся опытные разработчики? Они же не из воздуха появляются!

  • 17 ноября 2008 в 12:33 • #
    Кирилл Васильев

    2. Для того чтобы развернуть SAP, нужен linux сервер с установленной Oracle Database Suit - скачать ее и системные требования можно с сайта производителя. Далее нужен сервер приложений и само рабочее место.
    Т.е. что установить систему для просмотра вам нужно будет три компа, два из которых достаточно мощные.
    4. Ранее GMSC набирала стажеров. Сейчас не знаю.

  • 17 ноября 2008 в 13:33 • #
    Дмитрий Малов

    2. Нда... все серьезно - дома такую конфигурацию собрать будет сложно. Разве что поднимать на виртуальных машинах, правда все тормозить будет безбожно.
    4. А что за GMSC - как расшифровывается или сайтик? А то гугл ссылками просто завалил.

  • 17 ноября 2008 в 14:24 • #
    Кирилл Васильев
  • 17 ноября 2008 в 12:17 • #
    Дмитрий Певзнер

    Дмитрий, еще пошерстите вот здесь www.sapforum.ru . Текущую обстановку сможете оценить.

  • 17 ноября 2008 в 13:29 • #
    Дмитрий Малов

    Спасибо большое - посмотрю обязательно.

  • 17 ноября 2008 в 15:25 • #
    Евгения Пудова

    Подобные решения вполне приемлемы в муниципальном управлении. Особенно в условиях кадрового голода))

  • 20 ноября 2008 в 12:14 • #
    Дмитрий Малов

    Не знаю - допустимы кросс референсы, но вот тут https://professionali.ru/Topic/111098 очень толково обсуждается тема актуальности ERP и перспектив для ERP спецов. Вывод напрашивается один: если знаешь SAP + какую-то предметную область + ABAP, то будешь очень востребован.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?