Порекомендуйте тестовые вопросы ИТ специалистам ?
2 декабря 2008 в 17:27

Порекомендуйте тестовые вопросы ИТ специалистам ?

Наша организация будет принимать на работу ит специалиста.
Что-то лично у меня не получается придумать вопросы для первого этапа.
Требуются вопросы, которые показали бы как претендент:

  1. ориентируется в программировании
  2. общие принципы сетей, серверов (?)

а что ещё можно спросить?
Первый этап служит что бы отсеить случайных людей а мудренные вопросы будут потом.

Спасибо.

4786
Автор:
Комментарии (46)
  • 2 декабря 2008 в 17:38 • #
    Арсен Алакаев

    тестовое задание ему дайте. пусть напишет что-нить;) или изложите какую-нить уже решенную задачу потом дайте ему возможность высказать свое мнение по поводу ее реализации;)

  • 2 декабря 2008 в 17:44 • #
    Виктор Арсаков

    Почитал всякие HR сайты и выбрал для себя несколько вопросов оттуда.
    Мне кажется, что эти вопросы работают....
    - Кем себя человек видит через 3-5 лет... Это покажет его хотелки в плане карьерного роста.
    - Как по вашему должен выглядеть руководитель? Что он должен делать? Этот вопрос раскрывает потайные ключики к управлению человеком... как правило, отвечая на это вопрос люди рассказывают о прошлом опыте общения с руководителями... Рассказывают что нравилось или не нравилось.

  • 2 декабря 2008 в 17:54 • #
    Валерий Козлов

    Человек отвечает - через 5 лет я руководитель, езжу на Мерседесе S класса. Ваша реакция?

  • 2 декабря 2008 в 18:10 • #
    Виктор Арсаков

    Сперва нужно определиться, можете ли Вы и нужно ли Вам давать человеку идти вверх по карьерной лестнице... Если да, то это почти ваш человек... Второй вопрос тогда должен быть: Как вы собираетесь этого добиваться? И далее развивать тему....
    Если же вам нужен исполнитель - тогда скорее всего такой сотрудник у Вас долго не задержится.
    Хотя данная стратегия лишь выявит тенденцию... В любом случае будет видно как человек себя позиционирует.

  • 2 декабря 2008 в 18:08 • #
    Антон Русаков

    один из самых дебильных вопросов - кем видит себя человек через Н лет. Я реально хочу быть дворником! Но что бы у меня денег было много. То есть я сейчас собираюсь офигенно поработать, а потом подметать. И как вы отреагируете?

  • 2 декабря 2008 в 18:13 • #
    Виктор Арсаков

    Вы не совсем правы... Ко мне на собеседования приходили разные люди. Одни видели себя руководителями, другие - хорошими специалистами, третьи - видели себя в своём деле, четвертые - спокойно сидящими на заштатной должности, лишь бы их не трогали...
    конечно прямым текстом Вам никто не скажет, что хочет сидеть и ничего не делать... Это вы увидите развивая ситуацию...

  • 2 декабря 2008 в 23:22 • #
    Антон Русаков

    меня бесит этот вопрос и я лишь сказал свою точку зрения, понятно что любой здравомыслящий человек скажет вам что типа там рост и куда. Ну так... ради прикола, но никто честно не скажет. Я вот честно хочу через 3 года сидеть и в потолок плевать, но так что бы бабла было пресс. Если я вам так честно скажу и буду по всем параметрам подходить и будет еще один кандидат, который поумнее что-нить скажет - кого возьмете?

  • 3 декабря 2008 в 07:57 • #
    Виктор Арсаков

    Не буду с Вами спорить... :) Но Ложь на собеседовании видна невооружённым взглядом даже мне... Не говоря уже о HR службе...

  • 3 декабря 2008 в 13:07 • #
    Антон Русаков

    конечно... Вы думаете я хоть раз говорил, что хочу быть дворником? Нет конечно же.

  • 3 декабря 2008 в 17:22 • #
    Иван Иванов

    Как плюсануть? ;))
    Это жесть всех CV и собеседований ..
    Т.е. это делегирование проблем. Еще бы спросили как подметаю антресоли!
    Убивает матерая уверенность в том что в году N, работодатель еще будет существовать.
    Я када эту хню видел разворачивался на 180`. Там правда дофига прикольных вопросов.. Типа "какую зп вы хотите" .. Вот же дибилизм. У тебя же бюджет.
    Штатное рассписание. Че ты человека мучаешь ;)) Спроси .. "За сколько вы готовы остаться " ;)))

    Насколько полезней конструктивный диалог и пара дней - неделя.. погонять по обязанностям. И разойтись друзьями. Может это где то еще пригодится. Ну Вы поняли.

  • 2 декабря 2008 в 23:05 • #
    Михаил Дьяконов

    хехе....
    Офигенный ответ на стандартный дурацкий вопрос.
    Надо запомнить!

  • 3 декабря 2008 в 13:04 • #
    Игорь Качалин

    Согласен. Еще раздражает вопрос: Что для Вас приоритетней: зарплатный либо карьерный рост. Всё время отвечал вопросом на вопрос: кем лучше быть - дворником за 100 000 руб., либо директором за 10 000 руб.?

  • 3 декабря 2008 в 16:07 • #
    Мария Волкова

    Для женщины также хороший ответ: "Через 5 лет я вижу себя матерью семейства!" Так... чтоб не повадно было банальности всякие спрашивать.

  • 4 декабря 2008 в 09:13 • #
    Юрий Лопотецкий

    Виктору Арсакову. Проблема в том, что грамотный (в смысле подкованный) соискатель читает те же самые инструкции на тех же самых сайтах. В результате получается лицемерная игра. Уже с этим сталкивались. "Я знаю, что ты знаешь, что я знаю..." Нужно что-то свеженькое.

    Лично я задаю 3-4 стандартных вопроса "за жизнь", чтобы человек расслабился и открылся. Затем 3-4 профессиональных вопроса, на которые соискатель знает ответ (судя по резюме). Затем 1-2 вопроса из той области, где соискатель никогда не специализировался (эти сведения тоже из резюме). Дальше - наблюдаю за реакцией. Если человек начинает врать и изворачиваться - он свободен. Может он подойдет на должность юриста или менеджера, но для IT - вряд ли. Если честно признается, что этим не занимался или "вероятно вот так и так, но нужно уточнить", то скорее всего это ВАШ человек. Потому что накачать человека знаниями ИНОГДА можно, а вот сделать из лгуна - честного - никогда. Данная проверка позволяет выявить некоторые человеческие качества.

    Для проверки профессиональных качеств конечно же нужен дополнительный этап. На него для помощи в проведении собеседования можно привлекать узких разнопрофильных специалистов из своей же команды или из других подразделений. Эти люди уже сами знают, о чем спросить, так как спрашавать будут каждый о своем, о наболевшем :) Ваша задача - сидеть и наблюдать за реакцией соискателя. Загорелся огонек в глазах, увлекся обсуждением, может даже начал спорить - 80% что он вам подойдет - это ваш единомышленник.

    Указанный способ подходит для условий труда и особенностей моей организации и конечно же, не может претендовать на универсальность. Возможно в каких-то "конторах" неплохо бы дать тестовое задание (как здесь кто-то советовал), а где-то проверить на стрессоустойчивость, для кого-то неплохо сделать проверки на скорость выполнения. Каждому - свое.

  • 4 декабря 2008 в 09:21 • #
    Виктор Арсаков

    Юрий! ПОЛНОСТЬЮ С ВАМИ СОГЛАСЕН!!!! Эти вопросы всего лишь начало разговора.. Я уже говорил, что развивая разговор по ситуации, и как Вы правильно сказали, смотря на реакцию, можно разглядеть что за человек перед вами! Это конечно же не универсальный рецепт... К каждому кандидату свой подход нужен... Это конечно лучше чуствует HR-специалист.
    Просто я выбрал эти вопросы для себя. Мне они помогают...

  • 2 декабря 2008 в 17:52 • #
    Валерий Козлов

    А кто такой вообще ит специалист?
    Чем он будет/должен у Вас заниматься?
    Слишком размытое понятие "айтишник": тот, кто разбирается в программировании не всегда так же хорошо разбирается в железе и наоборот.
    Программирование это вообще что? Макросы для Экселя или придется сложные веб-сервисы разрабатывать?
    Что такое сети? Воткнуть изернет-кабель или спроектировать сеть для глобальной корпорации?

  • 2 декабря 2008 в 18:03 • #
    Андрей Исмагулов

    да, да, поконкретнее пожалуйста Oleg N. какие обязанности Вы хотите поручить будущему сотруднику?

  • 5 декабря 2008 в 13:40 • #
    Владимир Русинов

    Я так понимаю что тут имеется в виду американское/европейское значение этого слова, там IT-отдел - по сути отдел сисадминов, но т.е. он занимается планированием и развитием инфраструктуры и поддержкой существующей.

  • 2 декабря 2008 в 18:40 • #
    Oleg N.

    Уточнение.
    Основной его задачей будет выполнение задач тех.руководителя, обеспечивающего человека, администратора... например,
    - сьездить в командировку и договориться,
    - закупки техники
    - принять задачу и направить к тому, кто этим занимается,
    - подменить системного администратора и прочее.
    Но, всё это может делать человек, знающий или ориентирующийся в ит хозяйстве, программировании.

  • 2 декабря 2008 в 19:22 • #
    Андрей Исмагулов

    ну знаете Олег )ИТ хозяйство и программирование несколько разные вещи )

    Договариваться также не все умеют и быть хорошим закупером тоже )

    Я так понял Вы хотите существенно сэкономить наняв мечту работодателя ) котрый должен будет уметь практически все )

    А вопросы:

    Насколько разбирается в заключении договоров (исходить из Вашей специфики)
    Умение вести переговоры, пусть расскажет технику
    Насколько разбирается в технических характеристиках и принципах действий оборудования находящегося у Вас в работе
    Умение руководить (рекомендации с предыдущего места работы) - узнать какие функции рководителя он уже выполнял и бывшие обязанности
    Ну и вопросы по администрированию, насколько хорошо он разбирается в данном вопросе

  • 2 декабря 2008 в 19:35 • #
    Андрей Сальников

    Олег, Вы задачу опишите подробнее, тогда понятнее будет.

    Одно дело закупать технику в компанию на 10-20 сотрудников, другое дело - осваивать госденьги на ххх млрд.р. по грантам :) Тут совсем разные умения нужны.

    То же и по программингу, и по серверам...
    Человек может прекрасно разбираться в практике построения ЦОДов, но если в вашей компании надо обслуживать пару серверов и 1 канал выхода в инет - то зачем вам такой навороченный спец?

  • 2 декабря 2008 в 21:31 • #
    Владислав Лаптев

    ...поддерживаю предыдущих ораторов - надо точно и четко определить обязанности (качественно и количественно) и затем от этого отталкиваться и задавать соответствующие вопросы, в принципе тогда и вопросы сразу и определяться...

  • 2 декабря 2008 в 23:14 • #
    Юрий Осадец

    "Требуются вопросы, которые показали бы как претендент :
    а) ориентируется в программировании
    б) общие принципы сетей, серверов(?)"

    по пункту а) какую нибудь простую задачку решить на месте, и по задачке посложнее - рассказать алгоритм ее решения. Задачи желательно из уже решенных
    по пункту б) - например какие протоколы знает, расшифровать аббревиатуры типа DNS, DHCP и пр. По серверам - пусть расскажет об Active Directory, например. Для разбирающегося человека это семечки, и он много расскажет.

    Но я опять же присоединюсь к мнению, что в данном случае ничего хорошего не получится.

  • 2 декабря 2008 в 23:16 • #
    Юрий Осадец

    Еще по пункту а) - я иногда брал готовые модули с ошибкой. причем может быть ошибка не синтаксическая, а логическая. Человек должен увидеть ошибку и подсказать путь исправления.

  • 2 декабря 2008 в 23:20 • #
    Юрий Осадец

    А вот человек, который должен
    "- сьездить в командировку и договориться,
    - закупки техники
    - принять задачу и направить к тому, кто этим занимается,"
    Это все-таки другой человек. Скорее всего Вам нужен снабженец либо коммерсант (они умеют договариваться и закупать), немного разбирающийся в ИТ. Например, закончил технический ВУЗ :)

  • 3 декабря 2008 в 09:11 • #
    Вячеслав Масленников

    по первому пункту:
    Была отличная идея про модуль с логической ошибкой, можно немного разбавить например несоответствием типов данных и др.

    по второму пункту:
    Можно задать вопросы типа: " у нас тут одноранговая сеть, хотим повысить безопасность, чтобы у всех были пароли и управлять ими ценртализовано, е еще полную интернет отчетность кто и куда ходил за месяц. Хотим свою почту и сайт поднять. Ну и общее сетевое хранилище." А далее по ответам можно и тему развить, а заодно понять как человек разбирается в этом.

    третий пункт:
    я бы добавил вопросы по лицензированию и отслеживанию лицензий на ПО, так же вопросы про opensource ПО. Здесь же можно узнать мнение кандидата про покупку лицензий, схемы лицензирования и пр.

    четвертый пункт:
    Можно включить вопросы про последние версии софта, например windows vista, ms office 2007, sql 2005 и пр.

  • 3 декабря 2008 в 09:27 • #
    Рамиль Тухватуллин

    Спросите про сайт Одноклассники и Профессионалы :)

  • 3 декабря 2008 в 10:17 • #
    Дмитрий Мосолов

    Я когда вижу такие требования, предъявляемые работодателем к кандидату типа "бухгалтер-программист" "сисадмин-снабженец" и что бы "все в одном и на одну зарплату" всегда вспоминаю, что они далеко не оригинальны.
    Почти 200 лет назад уже был описан подобный случай поиска сотрудника одним "служителем культа". :-) :-) :-)

    Догадались? "Нужен мне работник - повар конюх и плотник. Где найти мне такого служителя не очень дорогого?" Результат того найма помните? Кем оказался нанятый сотрудник? :-)
    "А Балда приговаривал с укоризной - не гонялся бы ты, поп, за дешевизной " :-)

  • 3 декабря 2008 в 14:05 • #
    Владимир Шелухин

    Самый вменяемый и точный ответ. Эх, побольше бы тех, кто не просто способен его сформулировать, но в состоянии и высказать.
    Впрочем, в данном конкретном случае ситуация ещё прискорбнее. Поп-то ладно, тот сам себя перехитрил. А здесь не хитростью скорее пахнет, но совсем даже другим. Как бы это помягче… желанием быть хитрым, причём желание настолько простодушное, что оно без стеснения озвучено публично.
    Видимо, есть в этом ресурсе что-то, убеждающее, что стесняться тут особенно некого, все свои. Точно такие же, в смысле. ;-)

  • 3 декабря 2008 в 19:34 • #
    Игорь Цесельский

    +1

  • 4 декабря 2008 в 14:20 • #
    Oleg N.

    на всякий случай отреагирую :
    я тут ни при чем, я простой программер и, похоже, в этой организации не на долго. получил задание "нарисовать" вопросы для первого тура. как по мне - так по программированию я нового работника сам научу и введу в курс дела.
    правда если он совсем будет дубом - тут уж ничего не поделаешь.

  • 11 января 2009 в 22:56 • #
    Рубен Абрамов

    +1024!

  • 3 декабря 2008 в 12:03 • #
    Дмитрий М

    На мой взгляд, при приёме "айтишника" на работу, главное увидить в человеке желание развиваться, желание решать те задачи которые на данный момент перед ним ставятся, и естественно определенные базовые знания... А всему остальному он сможет научиться, само собой если изначально желание у него есть! А всё остальное уже только в процессе работы выявить можно, умный и толковый на вид, может оказаться вечно опаздывающим, врунливым гулякой. ИМХО

  • 4 декабря 2008 в 16:46 • #
    Александра Юрепина

    Где же такие либеральные и понимающие, когда дело до собеседования доходит?:) видимо, на Профессионалах сидят..
    красиво пишете, в жизни такого подхода не встречала...

  • 4 декабря 2008 в 22:57 • #
    Дмитрий Мосолов

    Согласен. И потому ищут на сайтах резюме со знакомыми словами и аббревиатурами. Работае в фирме Лотус в качестве почтовий системы - ведь будут искать что бы это слово встреилось в резюме! Если там будет Exchange ил итам просто "системы корпоративной почты" - даже внимание не обратят. А ведь на самом деле тут вопрос прочтения мануала и нескольких дней поупражнятся.
    Я для пробы "запускал" резюме с "вскусными" для HR словами и без них - разница в реакции - потрясающая.

  • 5 декабря 2008 в 00:19 • #
    Александра Юрепина

    hr и ит - вещи несовместимые.
    так и ищут, как вы пишете, по ключевым словам, не понимая, в чем их суть.
    на собеседованиях хотят опыт, опыт, опыт... "желание развиваться, базовые знания" - явно не те лакомые слова.

  • 5 декабря 2008 в 00:05 • #
    Андрей Сальников

    А как же, сидим :)
    Я сам так людей принимал к себе в отдел на прошлой работе.
    Но речь шла о студентах.
    И одного неплохого парня удалось найти и удержать.
    Правда, речь идет о линейных исполнителях.

  • 3 декабря 2008 в 20:44 • #
    Юрий Ушаков

    Попробуйте пригласить коллегу нанимаемого Вами сотрудника из другой организации, которого считаете профи на своем месте.. Он поспрашивает квалифицированно :) А может и останется у вас :))

  • 5 декабря 2008 в 13:42 • #
    Владимир Русинов

    Мне кажется нужно найти область в которой человек не разбирается, поставить какую-нибудь средненькую задачу из этой области и спросить что человек бы делал если бы такая задача перед ним возникла.

  • 7 декабря 2008 в 01:30 • #
    Ольга Козина

    Слушайте.
    А не много ли вы хотите.
    И договора заключать, и командировки, и сетевое администрирование, и программирование.
    Правильное заключение договоров это извините юже частично юрист, если, конечно, это не разовые малые договора. А сетевое администрирование с программированием это совсем другая вещь. Если это просто подмена, например на отпуск, то это один уровень, а если это настройка и установка, то это совсем другой уровень, и мозгши у этого человека совсем по другому работают. Да и мысли у сетевика и программера совсем не о выгодных контрактах и т.п.
    Так что Вы уж определитесь, что для Вас важнее сетевик с программером или юрист и торгаш по контрактам.

  • 9 декабря 2008 в 13:08 • #
    Сергей Дойкин

    Смотря какой у вас бюджет на такого спеца, от этого зависят и вопросы. на 25 тыщ. р. вопросы можно вообще не задавать, и брать на работу студентов последних курсов. ))

  • 11 января 2009 в 22:54 • #
    Рубен Абрамов

    Так кто Вам нужен? Программист, умеющий хорошо кодить, владеющий дизассемблерами, способный написать "систему корпоративного электронного документооборота с нуля" (утрирую!)? Системный администратор, умеющий развернуть домен на W2K / W2K8 с поддержкой AD со всеми вытекающими последствиями? Сетевой инженер, способный спроектировать LAN Cat.5e, умеющий управлять пассивным (да-да, именно так, это не ошибка!) и активным оборудованием? Вы хоть сами понимаете, что Вам нужно? Или Вам нужен "Жнец, жрец и на дуде игрец" , а еще Ген.директору машину помыть?
    Вы можете действительно оказаться в положении попа из великой сказки А.С. Пушкина : "А Балда молвил с укоризной - Не гонялся бы ты поп за дешевизной!"

  • 12 января 2009 в 23:11 • #
    Абай-Гэсэр Булгатов

    Эх... красиво говорите. когда HR путает админа с программистом и дизайнера это мрак, когда HR не знает что написано в резюме его в огонь.
    Вот и у меня примерно получалось что я амин программер дизайнер юрист бухгалтер и менеджер по закупу в довесок с маркетологом зато опыта мешок :) сейчас своя контора с товарищем очень похожим на меня, все что мне надо было знать у меня был свой наработанный опыт. Единственный минус это нехватка времени и работа на износ до 10 вечера частичное потеря, зрения гастрит, и нервный тик, после такой работы на след месте я просто кайфовал уходил в 6 часов! дня ибо не фиг. Не поревете зато идеи плодились как кролики и не умещались в голове. Ежели не кризис с вами бы уже не сидел, а скупал тихий океан.

  • 16 января 2009 в 12:34 • #
    Наталья Желнова

    Принимайте на работу специалистов, сертифицированных компаниями-лидерами IT-индустрии (Microsoft, Oracle, IBM, Cisco). Oracle Certified Professional, Microsoft Certified Systems Engineer/Developer, CISCO Cretified Network Professional - в зависимости от того, что Вы требуете от этого специалиста и в какой области он будет спеиализироваться.
    Разумеется, у этого человека должен быть еще и достаточный опыт, кроме сертификата. Но, как правило, 3-5-летний опыт работы и наличие сертификата гарантируют, что Вы примете на работу профессионала, не тратящего лишнего времени и сил на решение стандартных задач.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?