Психологический барьер
29 июля 2009 в 10:22

Психологический барьер

Привет всем!
Хочется поделиться своими впечатлениями и наблюдениями по вопросам использования Свободного ПО в различных областях деятельности.
Вот уже третий год наша организация занимается популяризацией ОС Linux в вузах Таджикистана и общественных организациях. Хочу сказать есть как успехи так и разочарования.
Успехи: в вузах начали изучать Linux;
Разочарования: А вот этот пункт хотелось бы расписать подробнее; приходит наш партнер, которому срочно надо набрать документ и отправить по e-mail. Я предлагаю сесть за мой компьютер, на котором устновлен Linux Ubuntu, и показываю значок Open Office.org. Человек задится (никогда не работал в среде GUI Linux), запускает Open Office.org и спешно набирает свой текст объемом 1,5 страницы приговари при этом, …а где здесь это… а вот нашел, … а где здесь то, …а вот нашел…, и через некоторое время запускает FireFox крепит файл, который сохранил у меня в домашней папке, и споконо отправил.
Поблагодарив меня за помощь спрашивает: Это что новый Windows? Очень интересно, хотелось бы установить на свой компьютер. На это предложение я отвечаю, что нет проблем и кратко разъясняю об ОС Linux и что самое главное, система не подвержена заражению вирусам, которые пишутся для windows? а своих нет. Сказано сделано. Система установлена, проведен краткий тренинг по использованию системы.
Через некоторое время клиент звонит и просит переустановить систему на Vista с MS Office 2007, так как им привычнее работать в windows. Спрашиваю: Но ведь работали же пока не знали, что это Linux?
Ответ: Но это же windows…;-(
Следующее моё наблюдение поразили меня еще больше: как известно интерфейс MS Office 2007 очень сильно отличается от предыдущих версий и чтобы найти какую либо фичу надо портатиь время. Поразительная психология.
Лично для себя я сделал такой вывод: Пусть у меня будет Жигули (Windows), которые часто ломаются, но починю сам и дешево, чем надежный Ford Mustang, на котором буду долго ездить, не смотря на то что он сложен в обслуживании.
Как преодолеть это психологический барьер?

203
Комментарии (24)
  • 29 июля 2009 в 12:51 • #
    Данко Алексеев

    Барьер этот есть во всем, так что почему бы ОСям быть исключением?

    Раньше тоже красноглазил, т.е. агитировал всех перейти на линукс, потому что аргументов за больше, чем против. А потом понял, что многим этого действительно не надо.

    Все-таки GNU/Linux до сих пор далек от продукта для конечного пользователя. Даже Ubuntu. И лично я не считаю, что это плохо и нужно менять. На самом деле то направление, в котором движутся Ubuntu и Gnome меня все больше и больше пугают. Потому что цель, похоже, действително сделать "новый windows". А эту задачу лучше доверить мелкософту.

  • 29 июля 2009 в 13:14 • #
    Максим Еременко

    Да, психологический барьер сильный. И если домашний пользователь сам решает что ему нужно (возможно с подсказки друзей-знакомых-родственников), то в организации это вопрос политики руководства. У меня был пример внедрения OpenOffice в компании, где я работал. По началу, при тестировании на фокус-группах, многие возмущались (непривычный интерфейс и т. п.). Но когда генеральный выслушав всех и не найдя принципиальных проблем, объявил что использование данного продукта теперь является корпоративным стандартом - все сразу успокоились.
    Я не призываю в каждой компании переходить на тот или иной софт. Но если предприниматель видит, что таким образом можно реально снизить издержки (причем значительно - на примере той же компании за счет использования OpenSource где это возможно, удалось за год сэкономить более 100 тыс. вечно зеленых президентов), то он и получает конкурентное преимущество.
    Еще раз повторю, что не призываю огульно всех переводить на открытый софт. Но во многих случаях офис по 300-400 баксов за рабочее место абсолютно не нужен! Или фотошоп для того, чтобы раз в месяц подрезать края фотографии. И таких примеров - масса.

  • 29 июля 2009 в 13:22 • #
    Никита Ильин

    Не надо решать за человека что ему лучше, а что хуже. Ему можно продемонстрировать плюсы и минусы, но делает выбор и принимает решение он сам!

    К тому же, сравнение Жигулей(Windows) с Мустангом(Linux), как минимум, некорректно.

  • 29 июля 2009 в 13:59 • #
    Даниил Пивоваров

    Чуть-чуть не по теме, уважаемые.
    Я давно уже, как кадровик, консультирую детей и родителей, собирающихся выбрать ту или иную профессию. Причем, консультирую с необычной стороны: рассказывая о телесных и психологических заболеваниях, неизбежно сопровождающих профессию.
    Прочитав данную тему, я решил создать собственную группу, описывающую последствия работы по той или иной профессии.
    Создана тема по сисадминам и филологам, предложена тема по авторам и журналистам, заходите, пишите свои предложения.
    Поскольку группу создаю здесь впервые, не обессудьте, ежели я вдруг укажу какую-нить неправильную ссылку. Вот:
    http://www.professionali.ru/GroupJoin/8106/13f883b3

  • 29 июля 2009 в 14:29 • #
    Никита Ильин

    Эта ссылка лучше :)

    https://professionali.ru/GroupInfo/8106

  • 29 июля 2009 в 14:31 • #
    Даниил Пивоваров

    ага, спасибо, пардон!

  • 29 июля 2009 в 17:26 • #
    Игорь Кузнецов

    Тут видимо срабатывает сила привычки. Сам когда переходил, причем вынужденно, с огромным трудом привыкал к Линуксу. далее уже стало полегче и в принципе смотрю на него нормально. Но ностальгия по виндам есть. Особенно в плане установки интересных программ, у линукса с этим все таки не так хорошо и сама установка то-же требует определенных знаний, а они не у всех есть.

    Если сравнить то винды мне кажутся поудобнее, а линукс безопаснее.

    Винды менее требовательны к ресурсам компьютера, говорю о сравнении XP и Ubuntu. После установки Ubuntu тормоза пошли конкретные, ушли лишь со сменой машины.
    Опять же, что то серьезное, зови сисадмина, если сам не программист.
    А вот с точки зрения экономии денег Линукс гораздо выгоднее. Зарплата одного сисадмина не в счет, если в фирме скажем более 30-и или 50-и человек. Затраты окупаются с лихвой. С этой точки зрения линукс более предпочтителен.
    Так вот и думаю, что по теме топика, все таки наверно большую роль наверно удобство, а вот если винды начнут хорошо бить по карману, то тогда уж сознание должно поменяться. Линукс в этом отношении хорошая альтернатива. :-)

  • 29 июля 2009 в 22:04 • #
    Ачкасова Наталия

    При всем уважении... поставили мне этот Open Office...
    Я пользователь не самый тупой, но ЗАДОЛБАЛО бороться с косяками, чес-слово. Причем - на самых примитивных операциях.
    Вы не поверите... теперь я предпочту набрать текст в PageMaker, лишь бы лишний раз не искать самые простые регулировки...
    :(

  • SMM – специалист

    Цена: 15 000 руб.

  • 31 июля 2009 в 07:49 • #
    Talat Numanov

    Да, Наталья, косяки есть, но опять таки если документ набран праввильно то и косяков меньше. А что косается PageMaker так опять таки для этого существует опен соурс Scribus, который намного проще в использовании.
    И такой вопрос, а зачем вы пользовались версткой на Open Office если он для этого не предназначен?

  • 31 июля 2009 в 20:07 • #
    Ачкасова Наталия

    Я не пользовалась программой верстки. :) Я просто использовала PageMaker как тектовый редактор... благо хорошо его знаю и порой там проще сделать желаемое.
    :)

    И больше всего раздражает в Open Office то, что в нем (я не нашла, да!) невозможно ОПТОМ убить все косяки скопированных из инета текстов. А больше я никак и не использую текстовые редакторы, вот. Всё остальное я предпочту сделать где угодно, но НЕ В НИХ. :)

  • 30 июля 2009 в 15:04 • #
    Павел Подолин

    Вот тут Вы, батенька, сильно перегнули палку... Особенно по поводу "Windows и сам и дешево"!!!

    "Пусть у меня будет Жигули (Windows), которые часто ломаются, но починю сам и дешево, чем надежный Ford Mustang, на котором буду долго ездить, не смотря на то что он сложен в обслуживании."

    Что касается поднятой темы, то лично я работаю на терминале Windows Terminal Server, но опыт подсказывает, что чисто теоретически не сложно перевести большую часть пользователей в большинстве компаний на Unix-системы. По крайней мере всяких продажников, бухгалтеров, и т.п. Тем более, что можно без особенных проблем доставить им Windows-ориентированные приложения через системы доставки приложений (например XenApp), однако в реальной практике - одни подводные камни... Да и уровент пользователей у нас формулируется одной фразой "вы ИТ-ники должны всё сделать, а я бухгалер - я не должна это знать"... :)

  • 30 июля 2009 в 16:50 • #
    pterodactilus vulgaris

    Я программист. За 20 лет практики в этой профессии сменил кучу платформ. Начинал с ассемблера на Z80, потом перешел на PC. В те замечательные времена не было ни единой ОС, ни офисных приложений. Я видел собственными глазами "программу" Windows ver.1.0, MS Office первых версий, разные ATARI c их ориентированностью на Apple, процессорные войны, битвы за разрешение экранов, за первые мегабайты дискового пространства и пр. позывы акул империализма к глобальным решениями. Что тут хочется сказать? В те замечательные времена "оси" писали все, кому не лень. Даже я писал, по своему умению и видению. Пока не понял, что меня опередили парни типа большого Билла. Тем лучше. Иначе сейчас было бы одной плохой и ненужной осью больше.

    Позициии, завоеванные MS на рынке являются не столько следствием борьбы с конкурентами, хотя это и являлось первопричиной их потуг, сколько исторически сложившимися обстоятельствами и, в первую очередь, действительно высоким технологическим уровнем разработок, реально оказываемой техподдержкой пользователям во всем мире, даже в СССР, всеобъемлимостью охвата аппаратных средств, которых десятки тысяч, процессорных платформ, структурированным взглядом в достаточно далекое будущее и долгим, с точки зрения молодежи, пракитически вечным их присутствием на рынке.

    А меж тем первый процессор появился лишь в 77-м году, а о MS с их продуктами, мир узнал в середине 80-х. В россии на 10 лет позже. И что же мы видим? Мир поделен на части - Intel и MS завоевали половину, вторую завоевал Apple с сотоварищи. Остальным обидно. Но что может противопоставить остальной неорганизованный мир этим китам, если только в MS работает 50000 лучших умов IT сферы, их продукты являются deFacto стандартами, весь мир делает "железо" под их ПО, а почти все разумные люди, в том числе разработчики ПО ориентированы на их средства разработки? Ноль. Получается, что бороться с MS - бороться с собой и делать себе жизнь хуже.

    Что до экономии в 300$ на лицензии MS Office, могу сказать только одно - за 17 лет пользования их продуктами, я ни разу не заплатил им ни копейки, хотя на компе всегда стояло и стоит самое современное ПО на десятки тысяч $. Это реалии. Но не потому, что мне жалко денег, а потому что у меня никогда не было таких денег. Тут надо сопоставлять менталитет аудитории, использующей ПО с ценами на него. Не может и не должна ось стоить одинаково в штатах и у нас, хотя бы потому, что отдача от нее там и здесь несопоставима. Мы как отставали от них на 20 лет, так и продолжаем отставать. Только чем дальше, тем больше. Давайте выберем linux вместо xp и висты. Следующим инструментом для нас будет уже не компьютер, а топор и строить мы будем не небоскребы, а дома без гвоздей, зато с куполами.

  • 30 июля 2009 в 18:29 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Евгений Трофимов!
    Думаю, что насчёт топора Вы загнули, но то что нужно пользоваться лучшим из имеющегося - с Вами полностью согласен, и не изобретать велосипед, то бишь повторять на свой манер уже сделанное другими. Нужно идти дальше. Основоной конёк Microsoft - это от Кнута "все винты и гайки операционной системы должны быть спрятаны от пользователя". Пока у Linux эти винты наружу - победы не видать. Но никто не сказал, что данная ситуация не изменится, тем более что Unix-системы принципиально писались как сетевые, а Windows - как однопользовательские. Вот здесь и можно побороться.
    С уважением.

  • 30 июля 2009 в 21:02 • #
    pterodactilus vulgaris

    Не совсем так, Николай. Unix изначально писалась под мэйнфреймы, а винда под однопроцессорные системы. Других тогда не было среди персональных машин. Что до сетей, то и там, и там возможность работы с ними была заложена изначально. Вспомните тот же MS DOS, с которого Гейтс начинал - он вполне себе сетевая ось. Другой вопрос, что ПК быстро догнали по производительности тех монстров и появились более менее глобальные сети для них. Это и привело платформу PC к популярности, а заодно и MS с Apple, как производителей софта для них. Что до мэйнфреймов, то они как были вотчиной закрытых учреждений, так и остались ею. А кто из них у кого набирается ума, нам не ведомо, ибо мы далеки от этого. Будущее за корпорациями. Это сказал Карл Маркс)))
    Мне кажется, что мы на пороге появления нового, вполне конкурентноспособного монстра в сфере IT решений и имя его все хорошо знают. Вот ему, как раз, вполне будет по силам тягаться с MS. Но сколько это ему будет стоить, большой вопрос с большим количеством нулей.
    С взаимным уважением,

  • 30 июля 2009 в 23:13 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Евгений Трифонов!
    Насчёт "сетей" - я имел ввиду под распределённые вычисления, с целью увеличения скорости решения задач и повышения вычислительной мощности (производительности). А там выплывают проблемы типа согласование вычислительных процессов между собой, сбои в процессе передачи информации, квитирование, семафоры и т.д. В однопроцессорных системах эти вопросы фактически отсутствуют и решаются простой жёсткой синхронизацией.
    Насчёт "монстра" не совсем понял, что имелось ввиду.
    С уважением.

  • 31 июля 2009 в 03:36 • #
    pterodactilus vulgaris

    Я имел в виду gooooogle) И он уже показал зубы. Это их новый браузер Chrome и обещанная вскоре к выходу ось. Тут трудно сказать, в чем будет выгода для пользователя. Вряд ли речь пойдет о более удобной среде для пользователя, потому как нет ничего удобнее, чем то, к чему все привыкли. Переучиваться никто не захочет, а ошибки в стандартах от MS мало кто видит. Значит они будут близнецы братья. И вряд ли речь пойдет о качественно новой производительности продуктов от google. Скорее это будет просто иная ценовая ниша при тех же параметрах, т.е. речь идет о глобальнгом переделе рынка, но не более того. Все это мало повлияет на людей третьего мира, привыкших к постоянной халяве, типа китайцев или россииян, а потому меняющих софт, как перчатки, и мало повлияет на передовые, но умеющие считать деньги страны, привыкшие сидеть до последнего на честно приобретенных лицензионных, но давно устаревших программах. Вывод: Google будет бесплатно раздавать свои "копии" аля майкрософтовских продуктов налево и направо до тех пор, пока не завоюет ощутимую долю пользователей, подсаживая их на "иглу" кажущейся доступности. А потом постепенно сравняет цены с MS, когда их продукты будут наравне по охвату рынка. Первый этап уже происходит. Например, в полный рост идут разговоры о поставках ПК и ноутов с предустановленной осью от google. А Chrome уже можно скачивать без проблем.
    Вообще, все это напоминает "вечную" борьбу за лидерство между Intel и AMD, где оба производителя делают разные продукты, но по одним правилам. Кто из них лидер по прошествии десятилетий? И в чем? Никто. Кто вложит больше денег в маркетинг, тот и выигрывает очередной этап. С софтом тоже самое. Что до линуксоидов, то им нет места в этой гонке, потому как у них нет денег на раскрутку. А на одних умельцах далеко не уедешь. Они будут вечно делать свою интерпретацию винды, пока им это не надоест. А как надоест, что тогда делать простым юзерам? Юзерам надо крепко подумать, прежде чем гнаться за "очевидной" экономией.

  • 31 июля 2009 в 09:02 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Евгений Трифонов!
    Мой взгляд на эти вещи не столь мрачный. Google не случайно идёт на предоставление бесплатного софта, чтобы уровнять в правах как Вы говорите "своих и россиян (с китайцами)", т.е. тех кто идёт по правилам товарного рынка и тех кто идёт по правилам уже нового рынка интеллектуальной продукции (ПО под правила товарного рынка никак не "катят"). Тогда не будет негативных тенденций у так называемых законных пользователей. Они так же смогут менять программы как перчатки на руке, а это большая фора в работе. Весь вопрос в том, как они собираются возвращать затраты. Вот этот вопрос был бы для меня интересным. Говорить о том, что это будет делаться за счёт рекламы - смотреть во вчера, а не завтра. Здесь же налицо концептуальная смена ориентиров, как произошло когда от крупных Вычислительных центров повернулись лицом к народу (персональные компьютеры) и та же IBM чуть не вылетела при таком повороте "в трубу". Но у неё хватило "жиру" пережить этот прошляпленный поворот и затем наверстать первоначально просмотренные возможности. Многие успешные тогда фирмы на этом повороте разорились. Думаю, что и Microsoft ждёт та же участь.
    С уважением

  • 31 июля 2009 в 14:00 • #
    pterodactilus vulgaris

    То, что они идут на раздачу бесплатного сыра - обычный маркетинг с далеко идущими планами. Сыр не может быть вечно бесплатным, значит мышеловка уже стоит и ждет юзеров. Отбивать затраты они будут обычным способом - продавать свое ПО. Но чуть позже. Насчет того, что ПО не является продуктом товарного рынка я бы поспорил с Вами. Обороты от продажи ПО в цивильном мире (не у нас) составляют очень большие цифры. Надо ли им равнять нас с этим миром - большой вопрос. Мы для них сырьевой придаток, а доля продаж их продукта здесь мизерна. Это гос. учреждения, довольно тонкий слой предприятий, образовательные учреждения и предустановленные на продаваемых ПК оси. Понятно, что все идет к общепринятым в мире стандартам, но не в таких масштабах и темпах, как им хотелось бы. Насчет смены концепций, я не понял, что вы имели ввиду. В чем тут новизна? Разве только в том, что у MS появился реальный конкурент.

  • 31 июля 2009 в 14:56 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Евгений Трифонов!
    Это не временная раздача бесплатного сыра. Это тенденция. Люди зарабатывают не на продаже штук (товара) а на трафике, который в миллионы раз больше. Возмите хотя бы их продукт maps, дотуп к которому бесплатен, снимками покрыта вся Земля, а качество таково, что даже "секретные" топографические форматы позавидуют, не говоря об оперативности представления инфоррмации на местах и о местах. А они взяли и выложили всё это "богатство" в сеть, решив при этом "непробиваемый вопрос" закрытости такого рода информации, и теперь на трафике имеют во много раз больше, чем если бы удовлетворями запросы множества покупателей. Купили бы у них тысячи, десятки тысяч пользователей по одному разу, а сейчас пользуются миллиарды, не говоря о смене концептуальных представлений о возможности и обастях использования подобной информации. У людей в умах произошла смена взглядов, и своими реализациями ("делом рук") они эту смену взглядов (работать не по штукам а по площадям, создавать не товар, а среду) только подтверждают.
    Здесь ещё очень много нерешённых вопросов и свободных ниш, но чтобы их увидеть, нужно "повернуть мозги". К сожалению не все даже понимают, что это нужно сделать. Историческая тенденция на базе накопленного общественного опыта сделала очередной поворот в своём развитии, но далеко не все этот поворот заметили. В этом инновационность их работы и как вы правильно заметили, сразу же заметный для невооружённого взгляда рывок на первые строчки рейтингов среди казалось бы непоколебимых и далеко ушедших в отрыв лидеров IT-отрасли.
    Насчёт "посыпания головы пеплом" - я бы не спешил с выводами, хотя понятие "сырьевой придаток" - очень расхожее мнение и очень не удивлюсь, если оно сознательно внедряемое с "далеко идущими последствиями".
    С уважением.

  • 31 июля 2009 в 20:04 • #
    Ачкасова Наталия

    Николай!
    Хорошо и дальновидно мыслите.
    Респект!
    Редко можно встретить подобную свободу от общепринятых "всем известно".

  • 31 июля 2009 в 20:26 • #
    Николай Тупик

    Зравствуйте уважаемая Наталья Ачкасова!
    Свобода от общепринятого суждения либо случайность, позволительная шуту, как в "Короле Лир", либо имеет глубоко проросшие корни. Надеюсь на второе. Время покажет.
    С уважением.

  • 31 июля 2009 в 20:40 • #
    Ачкасова Наталия

    На шута вы не тянете... :)
    Значит - второе. :)

  • 31 июля 2009 в 21:30 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаема Наталья Ачкасова!
    Буду очень рад, если время сделает выбор, как и Вы, в пользу второго варианта.
    С уважением.

  • 31 июля 2009 в 22:00 • #
    Ачкасова Наталия

    Ой...ну что ж вы так официально-то.
    :)
    Можно и не здороваться каждый пол-часа...


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970