Роль руководителя в формировании ИТ политики компании. Часть...
7 июля 2009 в 01:44

Роль руководителя в формировании ИТ политики компании. Часть 1 - Управленческая безграмотность.

Почему информационные технологии так неэффективно применяются в большинстве российских компаний? Причем не в масштабах громадных нефтяных компаний или госкорпораций, а в масштабах отдельно взятого подразделения абсолютно любой российской организации. Например, в пределах офиса малой компании или на рабочих местах какого-нибудь сметного отдела средней строительной, производственной или торговой фирмы.

Почему огромные затраты на лицензирование и внедрение различного базового и отраслевого программного обеспечения оправдывают себя максимум на 5%? Зачем компании тратят (тратили до кризиса) огромные деньги на обновление и модернизацию аппаратной части своих ИТ парков так неразумно – покупая по 5 серверов на 2 базы данных для сети из 10 компьютеров… или того еще хуже? Почему бухгалтерии или торговые отделы маленьких компаний покупают 1С:Предприятие, но при этом делают «двойную», а то и «тройную» работу в этих программах, заполняя по 5 раз одни и те же справочники номенклатуры и контрагентов? Почему менеджеры по продажам бегут к бухгалтеру с просьбой выписать счет-фактуру по уже оплаченному счету, хотя они могли бы это сделать сами, не отрываясь от монитора на своем рабочем месте?!

Ответы на эти вопросы очевидны:

  1. Тотальная «компьютерная» безграмотность российских людей, ежедневно (в начале 21 века) выполняющих свою работу с помощью компьютера.

Зачастую, дети (школьного возраста) этих самых людей, умеют использовать компьютер намного грамотнее своих родителей.

  1. Чудовищная и преступная профессиональная безграмотность большинства российских ИТ-специалистов, точнее людей, называющих себя таковыми.

На фоне этого преступного непрофессионализма рядовых и не очень ИТешников, сисадминов, эникейщиков, сервис-мастеров и прочих «профессионалов», буйным цветом процветает заурядное хапужничество большинтсва ИТ-директоров и прочих технических начальников разного уровня ответственности. Давайте открыто смотреть правде в глаза!

  1. Первопричина всего этого ИТ-безобразия конечно же в «главных головах»… об этом много думать не надо.

Большинство руководителей российских предприятий любого уровня отвратительно компьютерно-безграмотны. С учетом их плохо скрываемой управленческой безграмотности, результат получается ошеломляющим:

Руководители не видят (или не хотят увидеть) ИТ-безграмотности своих сотрудников;
Руководители не могу оценить всего, что им «впаривают» их сисадмины и прочие «компьютерщики»;
Руководители не могут принять правильных решений по использованию информационных технологий в рамках своей комапнии, отдела, подразделения, департамета;
Руководители не понимают таких слов, как «ИТ политика», и в чем тут выгода.

Ужасающе низкая производительность труда во всей российской экономике, в секторе информационных технологий умножается и возводится в третью степень описанными выше причинами!

Вы скажете, что я описал ужасную картину?

Тогда давайте в обсуждении этой темы рассмотрим конкретные примеры.
---

813
Комментарии (28)
  • 20 июля 2009 в 20:06 • #
    Анна Левинсон

    Надо обучать, а не обсуждать :-) Организуйте ликбез для руководителей, из нашего опыта - это 3-5 занятий.
    Обучаем более 9 лет, имеем практический опыт. Можем помочь в организации обучения онлайн для руководилей бизнеса. Особенно актуально для тех, кто хочет выйти на международный рынок.

  • 21 июля 2009 в 10:00 • #
    Дмитрий Миронов

    "Зачастую, дети (школьного возраста) этих самых людей, умеют использовать компьютер намного грамотнее своих родителей."

    Ситуация изменится, когда эти дети сами станут взрослыми.

    Дело всё в том, что компьютер - это инструмент, такой же как скальпель для хирурга, станок для рабочего на заводе, автомобиль для таксиста. Любым инструментом нужно учиться пользоваться - для того, чтоб лечить людей, нужно окончить медицинский ВУЗ, для работы за станком - специализированный техникум, для вождения автомобилем - получить права. Этому всему нужно долго и всеръёз учиться. и желательно с детсва, также как нас в школе учат писать, считать, пользоваться картами и т.п.

    А нынешние руководители похожи на человека, впервые севшего за руль автомобиля, до этого только видевшие, как другие водят. И они считают, что это легко и просто. Сел и поехал! Просто, ведя машину, ты можешь нанести очевидный вред имуществу и здоровью и жизням людей - поэтому должен получить права - доказательство умения. О том, что ты умеешь писать и читать свидетельствует аттестат или диплом... а познания и понимание ИТ кто и как может подтвердить?

  • 21 июля 2009 в 11:12 • #
    Дмитрий Демянюк

    Вопрос о тотальной IT-безграмоности руководящего состава.
    Относится к самому обсуждаемому вопросу. Как сказал Дмитрий Миронов выше IT-технологии и в частности компьютер, это инструмент, почему то к самому простому станку ни когда не подпустят человека пусть он трижды генеральный без соответствующего допуска. А к сложнейшей системе предприятий всех уровней постоянно имеют доступ все кому не лень.
    В вести же права как на управление транспортом или допуски как на производствах, мешает отношение к компьютеру как к бытовой технике. Многие скажут вводите AD согласен, только почему то у всего руководящего состава вдруг оказываются админские права. Даже если им эти права на фиг не сдались.
    А переучивать практически невозможно, действуют только вирусы, крахи баз данных особенно перед зарплатой, визиты отдела К, и другие интереснейшие приключения которые я думаю случались почти с каждым iT-спецом.
    Собственно себя серьезным IT-специалистом не могу считать так как ни как MCSA не сдам :-(

  • 31 июля 2009 в 13:23 • #
    Александр Мазур

    Солидарен...
    Особо отмечу "Собственно себя серьезным IT-специалистом не могу считать так как ни как MCSA не сдам :-( "

    В свое время искал к себе в отдел лицо меня замещающие и вроде бы нашел -) Изобилие сертификатов впечатляло, там и MCSE был сданный, не говоря уже о MCSA, да и ещё товарищ учился на CCNE!
    Я уж было обрадовался и даже не хотел на собеседовании задавать технических вопросов... но интерес замучил и что же я выяснил... -))) в шоке до сих пор:

    Задачка: можно ли в win2003 указать 2а шлюза по умолчанию?
    Ответ: ответа я не дождался.

    А CCNE or CCNA - это конечно супер, но можно обойтись и без оборудования cisco в среднем бизнесе , да и ещё денег сэкономить.

  • 10 августа 2009 в 12:40 • #
    Михаил Алексин

    IMHO, CCNA не столько про CISCO сколько про сеть вообще. И подтверждает только то, что человеку не придется объяснять отличия level3 свитчинга от level2

  • 21 июля 2009 в 12:43 • #
    Игорь Смирнов

    "Смешались в кучу кони, люди..."
    Очень эмоционально и сумбурно.
    На мой взгляд проблем здесь комплексная и искать причину необходимо в отношении к исполнению обязанностей как работниками, так и руководителями различных уровней. За время работы в коммерческих организациях я встретил только одну! компанию, у руководителей которой есть четкое понимание, что такое "специализация", и что такое - "рабочий инструмент". При этом для большинства руководителей не является очевидным факт того, что специалист по технической поддержке не должен объяснять бухгалтеру или секретарю, каким образом эти сотрудники должны использовать свой рабочий инструмент, а уж тем более не обязан выполнять за них их работу. При реализации проектов обучение сложным системам проходит формально, а иногда вообще не проходит. Тотальная безответсвенность и стремление свалить свое незнание, неумение, нежелание, лень на других людей - вот первопричина происходящего. Решение достаточно простое, в должностных обязанностях КАЖДОГО сотрудника должны быть прописаны ВСЕ знания и навыки предполагаемые занимаемой должностью, в случае если сотрудник этими знаниями не обладает - либо обучать, либо менять на более квалифицированного. А отслеживать актуальность этого обязаны руководители и специально обученное подразделение - HR

  • 24 июля 2009 в 03:21 • #
    Владимир Шелухин

    Решение это столь же просто, сколь и самоочевидно. И возвращает нас к словам профессора Преображенского о борьбе с разрухой: принимать такое решение предстоит тем, кого следовало бы первыми лишить не только руководства, но и дееспособности. :-)

  • 24 июля 2009 в 09:37 • #
    Игорь Смирнов

    У любой самой сложной проблемы есть простое, понятное для всех, неправильное решение.
    Ну лишите вы дееспособности и руководства тех, кто сейчас у руля, кто на их место придет?

  • 24 июля 2009 в 14:02 • #
    Владимир Шелухин

    Вы у меня спрашиваете? Это не я, а вы предлагаете такое весёлое решение. Я оттого и написал следовало бы, что не рассматриваю всерьёз рекомендацию стать здоровым и богатым, данную бедному и больному.
    Вернее, ваше предложение ещё более наивно, поскольку даже народная мудрость гласит, что рыба гниёт с головы. Вы же, всего раз в жизни повстречав живьём вменяемое руководство, нимало не смущаясь, предлагаете и всем остальным всего-то вменяемо руководить. Ну не смешно? И это вам ещё повезло: я о вменяемых руководителях пока только читал и слышал.

  • 24 июля 2009 в 14:32 • #
    Игорь Смирнов

    Я предлагаю механизм реализации управляющего контура, который не предусматривает исключение человеческого фактора в лице вменяемого руководителя. Не стоит подменять понятия.
    Видимо, я несколько не верно выразил свою мысль, попробую перефразировать. Вменяемых руководителей - много, а вот организаций (во всяком случае на территории РФ) в которых реально оценивается степень полезности сотрудника в данном конкретном месте и его компетенция для конкретного процесса - немного (в моей практике одна).

  • 25 июля 2009 в 01:55 • #
    Владимир Шелухин

    Что-то новая тоже не очень. Если одна, то и руководителей не много, а горсточка (то есть столько, сколько входит в управляющий контур этой одной-единственной). Остальное множество — люди, которые вполне могли бы ими стать, если бы да кабы. Откуда ж тогда взяться контуру, для создания которого нужна не тухлая, а свежая голова? Что толку от механизма самого по себе?

    …быстроходный электрический поезд мы построим, а Дуньки наплюют шелухи в механизм, и поезд остановится, и все к чёрту.
    © М. Булгаков

    То есть мы имеем именно то, о чём писал Владимир Севрук в самом начале темы.

  • 22 июля 2009 в 12:37 • #
    Максим Смирнов

    На мой взгляд, ИТ бизнес не меньше виноват в сложившейся ситуации. Ответ на вопрос почему компании покупают ненужное железо и лицензии очень прост - потому, что поставщики умеют их продавать

    Обманутые домохозяйки покупают "калгон", а руководители компаний баснословно дорогие лицензии на бизнес-приложения.

  • 22 июля 2009 в 17:26 • #
    Илья Калашников

    Ответ на вопрос почему компании покупают ненужное железо и лицензии очень прост- "откаты", постоянное стремление урвать лишний кусок, умение продавать тут играет менее важную роль, на мой взгляд...

  • 23 июля 2009 в 11:15 • #
    Олег Моисеев

    Ну я бы не стал так однозначно - "откаты". Часто встречаются ситуации, когда ИТ-специалистам просто "интересно потрогать вот эту новинку". И при этом в самом процессе закупки они совсем не участвуют (есть подразделение, занимающееся закупкой) и не только "откатов" не видят, но и конечную цену закупки не знают. И тогда ИТ может пуститься "во все тяжкие" в доказательстве необходимости закупки доказать необходимость менее компетентному, но всё же Генеральному директору, в приобретении "Сisco 72хх" для обслуживания сети из 30 адресатов.

  • 22 июля 2009 в 17:10 • #
    Дмитрий Лукьянов

    Гы ;-)
    Пардон за "вольность" в выражении чувств и эмоций!
    С такими причинами придется столкнуться еще не раз...
    Я как-то описал это в виде сменяющих и порождающих друг друга двух "рыбок" - как "инь" и "янь" - только одна - "жлобство", а вторая - "некомпетентность"... И страх вырваться из этого круга - вдруг кто-то увидит твою некомпетентность?
    У меня даже такая услуга "нарисовалась" - для тех, кто решился вырваться - индивидуальный консалтинг и обучение - топ-ов, владельцев и кОнкретно руководителей. Снимаю перед ними "шляпу" - смогли решиться - пусть и не публично, но признаться в своей некомпетентности, "добрать" информации (знаниями она станет потом) и вырваться на "свободу"...
    И тут проблема не сколько в ИТ, ИТ-менеджменте и проч. "технологиях"... Все проще...

  • 24 июля 2009 в 03:16 • #
    Владимир Шелухин

    Вы описали реальную и, я бы сказал, банальную картину. Но что тут обсуждать? Описанное очевидно, причины общеизвестны.

  • 27 июля 2009 в 02:56 • #
    Ал Я

    элементарно....

    ... пока в компании нет обьема ИТ задач миллионов так на 10 в год, то говорить о "ИТ политике" не с кем ....

    а Железки покупают, потому что суть простоты человеческой в том, что материальный товар за деньги, он ценит выше Духовного, Виртуального товара за деньги.

    а бегут к Бухгалтеру за выпиской, потому что в данном случае получают себе в пользование Исполнителя, и тем самы растят свое Эго.
    был бы у каждого Сейлза секретарь, то бегал бы секретарь. :)

    re:
    1. Вы видимо "за границей" не работали, сравнивать кроме бревна в российском глазу не с чем.

    2. 20% ИТ компаний РФ, судя по показателям, очень даже профессиональны. Просто отличные компании.
    Понятно что у части лучших нет западных обьемов и они скорее адаптируются под конкретные связи с клиентом, нежели занимаются специализацией в тех или иных сервисах на рынке. но такова уж структура рынка и взаимоотношений на нем.

    80% дремуча и бедна, бедна и дремуча... ну дык это ж Вы сами им и не готовы платить, вот они и экономят на всем. :)

    3. Части руководителей РФ преприятий компьютеры наверное и вовсе не нужны для бизнеса. Посему и результат. Зачем на Черкизоне компьютеры?

    А решения по ИТ принимать должон ИТ Директор, а не какие то там рукамиводители. А то поставят Финансового Контролера или Начальника Транспортного Цеха отвественным и за ИТ и ждут... а чего ждут не понятно.

  • 30 июля 2009 в 16:07 • #
    Павел Подолин

    Вы абсолютно правы.

    К тому же озвученная проблема зачастую усугубляется тем, что топ-менеджмент занимает позицию "Я продажник/бухгалтер/финансист - я это знать не должен! Это вы ИТшники должны это знать!" и эта позиция дословно повторяется каждым подчинённым этого менеджера.

    И когда с таким сталкиваешься - тренинги, красивые презентации и обучения бесполезны. В том числе и принудительный ликбез...

    А от ИТ-безграмотности менеджмента идет демотивация ИТ, возможность злоупотреблять и прочее...

  • NFC наклейка NXP Mifare

    Цена: 60 руб.

  • 14 августа 2009 в 21:36 • #
    Удалить Удалить

    "Я продажник/бухгалтер/финансист - я это знать не должен! Это вы ИТшники должны это знать!" и эта позиция дословно повторяется каждым подчинённым этого менеджера.

    Даа, просто из себя такая позиция выводит.Так и хочется вспомнить лозунг Евросети - "Или въе#ывай или уе#ывай"/

  • 16 августа 2009 в 21:15 • #
    Надежда Кондручина

    Я каждый день слышу - что и кто должен знать и уметь. Первый год работы - учила, учила с улыбкой, учила под запись, учила пользоваться записями...
    Пришла к мнению - у каждого человека есть свой потолок владения ИТ-технологиями и самообучению.
    А железки, действительно, покупаются без моего ведома и согласия. Позиция директора такова - он ХОЗЯИН, ему и решать, что брать.
    В этом году перед покупкой компьютеров я составляла подробную раскладку (с ценами), все просчитали и оговорили - поехал один, покупал один, купил в сборе и отбросы.
    Часто думаю по проблеме "Роль руководителя. Управленческая (и ИТ) безграмотность".
    Когда встречается отменный специалист своего дела, даже плохо управляющийся с Office-ом, то всё равно отдаёшь ему должное, за его знания и умения. Конечно, в конечном итоге, производство и развитие рынка страдают. И у меня устойчивое мнение, что мы (российские люди) ещё долго будем "догонять", а не "задавать" прогресс.

  • 17 августа 2009 в 11:56 • #
    максим смирнов

    согласен полностью с каждым словом!

  • 18 августа 2009 в 18:46 • #
    Надежда Кондручина

    Спасибо, Роман.
    Это мечта любой женщины - чтобы мужчина был полностью с ней согласен!
    Вы подарили мне несколько мгновений счастья!

  • 3 августа 2009 в 19:33 • #
    Блоха Семенович

    Неэффективность работы IT-инфраструктуры это всего лишь частный случай низкой эффективности организации современного бизнеса.
    Дело в том, что почти все IT системы относятся к автоматизированным (а не автоматическим) системам управления. Это значит, что пользователи и администраторы являются их частью. Администрирование такой системы - это организация работы коллектива, использующего программы, вычислительные мощности и пропускную способность. Для того, чтобы такая организация была эффективной, нужна соборность обоих ветвей власти - системного администратора, и начальника структурного подразделения.
    Основа любой соборности - общие идеалы. Правильный идеал - выстраивание последовательности операций, эффективной с точки зрения расхода ресурсов всей организации. Реально действующий в современном бизнесе - эффективная имитация ультимативно установленных высшим начальством показателей.
    Уж не знаю, как, но четкая последовательность операций перестала быть основной задачей большинства современных менеджеров. Она просто отдается на усмотрение исполнителей, а там где нет технологии, нет и технологической дисциплины. Нет и ответственности, поскольку руководитель, не понимающий порядок работы, ничего кроме показателей не потребует, и того что они симитированы не поймет. А уж если симитировать не удасться - всегда уцепится за переведенную на другой отдел стрелку.
    Наш современный бизнес - это сообщества анархистов, платящих дань имитации чинопочитания и бесконечно играющих в одеялоперетягивание.
    И главная причина - перекос идеала управления в сторону показателей.
    Ну а что касается частенько встречающихся "системных администраторов" даже не понимающих, что они прежде всего организаторы работы коллектива - мало ли кто и во что рядится? Это обыкновенный обслуживающий персонал, и требовать от них повышения эффективности бизнеса - то же самое, что требовать прибыли от уборщицы или сантехника.

  • 11 августа 2009 в 21:14 • #
    Григорий Забуненков

    Совершенно не согласен. Какой это сисадмин который не понимает структуру и организацию работы персонала? Мне приходиться контактировать со всеми сотрудниками чтобы знать потребности организации и улучшения качества работы.
    А если у нас простаивают две базы данных, то это от того что люди не хотят этим заниматься и когда спрашиваешь их почему не вносите данные это же облегчит работу в дальнейшем. Отвечают что нет времени и желания (при том, что эти базы не обязательные, но облегчают работу на 75%)
    Все идет либо от безграмотности персонала или не желанием учиться и как сказал Павел Подолин "я это знать не должен! Это вы ИТшники должны это знать!" и эта позиция дословно повторяется каждым"!

  • 12 августа 2009 в 15:36 • #
    Блоха Семенович

    Не очень понятно - с чем вы несогласны-то?
    "Неграмотность" персонала - прямое следствие того, что организацией техпроцесса никто толком не занимается. От людей требуют не соблюдения технологической дисциплины, а имитации нужных начальству показателей. И чего же при этом удивлятся, что они стараются их симитировать не напрягаясь изучением вещей, которые им просто неинтересны.
    Я думаю, если бы те люди, которые когда-то организовывали строительство железных дорог были похожи на "эффективных менеджеров" современности, мы бы сейчас оимели офигенный грузооборот на гужевом транспорте, фантастический километраж железнодорожных путей, проложенных вокруг производящих рельсы заводов и национальную идею, призывающую всемерно повышать среднюю массу рельсов на квадратный километр с учетом территориальных коэффициентов.

  • 7 августа 2009 в 08:19 • #
    Евгений Костылев

    Кто сказал что IT-аутсорсеры неграмотны,на примере своей компании скажу так, что мы стараемся и отбираем и обучаем своих сотрудников, чтобы наши клиенты были довольны, также берём на удалённое сопровождение компьютера,при этом стоимость сопровождения значительно снижается на это у нас есть внедрённые проекты и опыт.Поэтому кого интересует пишите #, либо #

  • 12 августа 2009 в 16:38 • #
    Михаил Зырянов

    ИТ-специалисты и ИТ-менеджеры не смогут существенно изменить бизнес-руководство и пользователей, если будут оставаться дремучими "айтишниками". Люди от ИТ должны, во-первых, навсегда забыть о презрительном отношении к не-"айтишникам" (типа "юзер по определению ламмер"), во-вторых, научиться элементарно общаться с людьми, для которых ИТ - это лишь инструмент и не более, и в-третьих, должны научиться терпеливо и доходчиво объяснять людям от бизнеса, что хорошего и полезного могут дать ИТ, если подойти к технологиям с умом. Наконец, ИТ-менеджеры должны стать лидерами - научиться не только управлять подчиненными, но и влиять на тех, кто не не находится в подчинении или занимает более высокую позицию в корпоративной иерархии.

  • 17 августа 2009 в 11:52 • #
    максим смирнов

    Почему информационные технологии так неэффективно применяются в большинстве российских компаний?

    у меня простейший ответ-у меня связаны руки генеральным директором свыше,хотя предложений по улучшению работы компании и отдела it просто огромное количеств..не говорю уже о своих личных предложениях по внедрению скажем ERP..
    так что кризис не в стране в основном а в головах таких вот руководителей которые заставляют думать о смене работы и чем быстрее тем лучше..


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970