17 июля 2011 в 20:00

Убийцы памяти?

Бетси Спарроу, психолог из Колумбийского университета, вместе со своими коллегами из Гарварда и Университета Висконсин-Мэдисон провела серию тестов и доказала, что интернет-поиск начинает мало-помалу заменять людям память.

Интернет к настоящему времени стал основной формой того, что психологи называют «транзактивная память» (вид памяти, когда нужные сведения хранятся не «в собственной голове» человека, а где-то «снаружи», но человек при этом знает, как можно получить доступ к этим сведениям). В самом этом явлении нет ничего нового, ведь люди всегда пользовались какими-то сторонними источниками, например, опытом окружающих и т.п.

Настораживает здесь другое — то, что люди, по сути дела, стали рассматривать Интернет как замену собственной памяти.

С конца 20-х гг американские психологи продвигали идею о том, что в школе не место «излишней академичности». Но итогом стало то, что при росте федерального финансирования начального и среднего образования, качество обучения упало в разы.

Таким образом — предложение ученых переложить функции запоминания на Google и прочие поисковоки — может в конечном итоге выйти нам боком. Подобный подход также не учитывает того факта, что та или иная информация внезапно может стать недоступной — ведь вечных интернет-проектов просто не существует. Наконец, не совсем понятно, как смогут жить и работать жертвы подобных образовательных методик в случае тех или иных проблем с доступом к Сети.

Ранее «убийцами памяти» были названы не только поисковики, но и блоги, а также и сам гипертекст.

467
Комментарии (35)
  • 17 июля 2011 в 20:12 • #
    Тимур Мусаев

    Самая большая беда для студентов вузов: они отучаются работать с академическими текстами, используя интернет, и в процессе обучения теряются при задаче сгенерировать идею и составить самые элементарные вопросы. Процесс подготовки домашних заданий начинается с поиска готовых решений в Нете, не напрягая собственные извилины...
    и к сожалению, оцифровка готовых знаний пока не имеет должного результата- накопления знания.

  • 17 июля 2011 в 20:42 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Причем как правило оцифровываются банальные и малоценные, устаревшие данные. Поэтому тиражируется устаревшая и иногда уже не актуальная информация.

  • 17 июля 2011 в 22:57 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Игорь Цесельский!
    Память никуда не девается, она распределяется другим образом.
    В древние времена медицинские трактаты были в стихотворной форме и заучивались наизусть чтобы не допустить медицинских ошибок, т.к. рукопись была только у учителя в единственном экземпляре.
    Со временем стало необходимо помнить только в какой из книг в библиотеке находится нужная информация, а сейчас хватает просто зайти на поисковик, правильно задать вопрос и тут же получить Монблан ответов, только выбирай нужный. Этот способ работы уже интегрировался в повседневные технологии как рабочие, так и бытовые. А память тренируется не на зубрёжку, а на умения из моря похожих документов быстро отобрать релевантный или уметь переформулировать поисковый запрос.
    Если убрать поисковики, будет в первое время шок, а затем у каждого появятся списки сайтов с их тематической разбивкой и статусом.
    С уважением.

  • 17 июля 2011 в 23:15 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Разве я говорил, что память "девается"?) И о её распределении речи не было...
    Перечитайте посыл поста.

  • 17 июля 2011 в 23:17 • #
    Юрий Царегородцев

    Умение выбрать релевантный ответ или переформулировать запрос не относится к памяти никоим образом!
    Как и к чему вы в отсутствии интернета будете формулировать запросы и искать релевантные ответы, если у вас нет базовых знаний, отложенных в вашей долговременной памяти?
    P.S. До появления мобильных телефонов, я помнил около 30-40 телефонов работы, семьи, друзей и так далее.
    теперь я телефон сына ищу в своём мобильном... Техника расслабляет.

  • 18 июля 2011 в 09:51 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Согласен. Даже появился термин - интерент-образование как негатив

  • 18 июля 2011 в 13:56 • #
    Станислав Соломонов

    Мало того-правильно искать мешает очень малый словарный запас. Не знают не только терминологию своей специальности, а и простой разговорный язык! Вот и всплывает в поисковиках всякая пена, потому что составить сложный запрос да ковырнуть поглубже - "словей нехватат"...
    Плюс интернетовский новояз - "юзера зафрендить", и Твиттер с его 140-символьными "мыслями"...
    Есть еще одна причина ухода за информацией в Интернет-дороговизна книг. Дешевле купить одну электронную читалку, чем пачку книг, многие из которых через два -три года просто устаревают.

  • 18 июля 2011 в 17:18 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Юрий Царегородский!
    Вы сами ответили на свой вопрос. Вместо механического запоминания номеров телефонов вы вышли на алгоритм поиска во внешней памяти, коей является Ваш телефон или интернет. Не забиваете свою память механическим запоминанием, а используете её для расширенной операционнной работы.
    В этом и сущность указанного мною перехода.
    С уважением.

  • 19 июля 2011 в 05:17 • #
    Александр Лещинский

    > память тренируется не на зубрёжку, а на умения из моря похожих документов быстро отобрать релевантный или уметь переформулировать поисковый запрос.

    А анализ и синтез не имеет никакого отношения к памяти, совсем. Это - логика

  • 19 июля 2011 в 10:25 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Александр Лещинский!
    Попробуйте провести анализ и синтез без памяти, при этом правила этого анализа и синтеза тоже где-то надо хранить, как и все промежуточные шаги этих операций, не говоря о конечном результате.
    С уважением.

  • 19 июля 2011 в 18:11 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Тут главное не перепутать предмет спора - оперативная (кратковременная) память и долговременная.

  • 19 июля 2011 в 18:42 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Игорь Цесельский!
    А кто подскажет, что из указанного выше лежит в кратковременной, а что в долговременной и в какой момент?
    С уважением

  • 19 июля 2011 в 20:33 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Кому подскажет? Если вы помните, не перечитывая, с чего начался топик - это долговременная, а если только последний пост - кратковременная.

  • 19 июля 2011 в 21:38 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Игорь Цесельский!
    Как показывают исследования К. В. Анохина из НИИ нормальной физиологии РАМН (http://rusnanonet.ru/employees/17797/), при вспоминании содержимое долговременной памяти безвозвратно извлекается, а потом опять в неё записывается. При этом никто не гарантирует что извлечённое воспоминание будет записано на то же самое место и в том же виде.
    Так что каждый решает сам, что хранить в своих извилинах, а что отдать на аутсорсинг Интернету.
    С уважением.

  • 20 июля 2011 в 11:24 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Николай, с такой логикой не долго докатиться и вот до этого
    http://lenta.ru/news/2011/07/20/geography/
    http://lenta.ru/world/2002/09/03/computating/

    В этом суть. а не ссылки на механизмы памяти

  • 20 июля 2011 в 19:38 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Игорь Цесельский!
    Система образования Америки и на Запада ни в подмётки не годилась отечественной (сейчас мы их успешно догоняем в этом деле). Их там действительно ни географии, ни математике не учат как следует, зато учат прагматике с пелёнок. Никто не отрицает наличие элитных школ на таком фоне. И причина такого образования далеко не в лёгкости доступа к Сети, а в системе требований к школьникам. У нас так же пытаются перенять эту систему требований, пока не очень успешно, хотя подвижки имеются.
    А память (хоть кратковременная, хоть долговременная) - "что дышло, куда повернёшь, туда и вышло". Можно Сеть сделать подспорьем для развития, а можно и плинтусом, выше которого голову не поднимешь. Мною в первом посте и было сказано, что Сеть здесь не виновата, но при её наличии есть возможность развернуть процессы в памяти по другому и не на понижение потенциала, а на его рост.
    С уважением.

  • 21 июля 2011 в 15:31 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Речь идет не о сети в целом - о замене памяти поисковиками. А сама сеть интернет - бесусловно вещь полезная и увы на сегодня почти не заменимая. Но ведь калькулятор не должен заменять навыков устного счета?

  • 21 июля 2011 в 16:34 • #
    Николай Тупик

    Здравствуйте уважаемый Игорь Цесельский!
    Поисковик такой же необходимый (естественный) атрибут Сети, как и каталоги со стелажами до потолка в библиотеке. Но содержимое стеллажей за конечное время можно просмотреть, а составить полный список всех сайтов в Сети принципиально невозможно, т.к. они рождаются и умирают в день тысячами и никакой фиксированный список никогда не будет адекватным. Он адекватен только сиюминутно. И вот теперь в таком бурном море нужно уметь плавать и выискивать нужное. И никакая память без новых, ассоциативных, инструментов здесь не справится.
    А калькулятор действительно отбил надобность в устном счёте, даже прикидочном. Порукой тому базары и рынки – всё цифры круглые или продавец с калькулятором. Раньше в мясном ряду хоть интерполировать продавцу надо было уметь между значениями в соседних записях, т.к. у него на бумажке была записана стоимость мяса через каждые 250 грамм. Сейчас у него калькулятор, который, как и прежде, ошибается в пользу продавца.

  • 21 июля 2011 в 16:49 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Давайте на этом ветку закончим. Каждый из нас ничего нового уже не говорит.

  • 18 июля 2011 в 11:27 • #
    Станислав Соломонов

    К этому приводит всеобщее увлечение западными методиками обучения, "болонскими процессами" и пр. ЕГЭ-это хорошо, но я бы ужесточил экзамены в ВУЗы. Человек выбирает профессию, от которой в будущем, возможно, будет зависеть жизнь других людей.
    Да и список предметов стоит пересмотреть. Я помню, как мне, обучающемся на компьютерной специальности, преподавали металловедение (!), гидравлику (!!), сопромат (!!!), философию, политисторию. Кто-то может объяснить, зачем? :) Был бы у меня тогда интернет, я бы эти предметы спускал на тормозах. А так-приходилось зубрить трижды не нужные формулы...

  • 18 июля 2011 в 12:01 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Одесская государственная академия холода

    Про металловедение гидравлику и сопромат понятно.

    А на счет философиии политистории вы не правы - это элементы культуры. Без этого нет высшего образования.

  • 18 июля 2011 в 13:46 • #
    Станислав Соломонов

    КПД от преподавания этих предметов - НОЛЬ. В гегелях, кантах и фейербахах (язык сломаешь ) сам черт не разберется. Очень сомневаюсь, что кто-то из моего выпуска стал философом, политологом или историком.
    Политистория-отдельная песня. Тут все зависит от того, сможешь ли ты преподавателю сказать то, что он от тебя хочет услышать. Об этих "элементах культуры" мы забывали, едва выйдя из аудитории. О чем и не жалею.

  • 18 июля 2011 в 20:16 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Если предметы игнорировать - тогда понятно. Мы не игнорировали.

  • 19 июля 2011 в 07:10 • #
    Michael Rogachev

    Ха... Станислав, вы же только что назвали фамилию Гегель, Кант.... Значит не ноль! Значит что то есть! ;-)

  • 19 июля 2011 в 18:08 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Студент, завтра - экзамен (по философии), знаний - абсолютный ноль.
    Но! Надежда все-таки есть! Удалось узнать, что любимый вопрос дорогого преподавателя на "троечку" - "Что есть истина по определению философа Гегеля?", причем ответить надо абсолютно точно, цитатой - скажем, так: "ИСТИНА ЕСТЬ АДЕКВАТНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ ДВИЖЕНИЯ УНИВЕРСУМА, В ЕГО СПОНТАННОСТИ И УНИВЕРСАЛЬНОСТИ, ВЫРАЖЕННЫЙ В АБСТРАКТНЫХ КАТЕГОРИЯХ, ЛОГИЧЕСКИХ СИЛЛОГИЗМАХ И НАУЧНЫХ ДЕФИНИЦИЯХ".
    Пропитанный пивом и "Дымком" мозг всю ночь самозабвенно учил и к утру таки выучил наизусть эту ахинею и, уверенный в успехе, наш герой на следующий день в "полной готовности" сидит перед преподом и, кое-как отбиваясь от основных вопросов по билету, ждет, ждет, заветного дополнительного...
    Наконец, доценту надоело мучить студента, и он задает этот вопрос:
    - Ну ладно, батенька, если вот на это ответите, то так и быть, троечку поставлю...
    Студент торжествующе открывает рот, чтобы отбарабанить заветную фразу...
    - А скажите-ка мне, батенька, в чем состоит смысл жизни по определению философа Канта?

  • 20 июля 2011 в 01:18 • #
    Michael Rogachev

    Это жизненно! :-) Мне сразу вспомнился мой эказамен по теории электро-радио цепей :-)

  • 18 июля 2011 в 00:34 • #
    A Z

    Один мой хороший знакомый, инженер работавший в НИИ Нефтяной пром. в Грозном перед тем как его развалили по камешкам, так и сказал: "Через интернет мы попадём в интернат". Есть обратная сторона медали. Мы всё меньше и меньше получаем информации из книг, ввиду отсутствия актуальной проф. литературы. Лично мне в начале 90-х приходилось эту литературу выписывать с Питера и Москвы..много затратил средств. Интернет в этом проблему решил, я сейчас новейшие издания, качаю читаю, прессу выписываю и читаю в интернете. Конечно для лентяев это клад, НО, получив эту информацию, её сначала надо переварить, выделить основную мысль, воспроизвести так как ты себе это представляешь, или так как требуется.
    Поток информации каждый год увеличивается в геометрической прогрессии, библиотеки с этим никогда не справятся. А интернет для трудолюбивых в помощь, а для лентяев обуза. Уж поверьте граждане, 9 лет на площадке провайдера проработал, знаю чем дышит наш РУНЕТ.

  • 18 июля 2011 в 00:40 • #
    A Z

    А в личной памяти огромное кол-во информации удержать невозможно. И мы IT-шники, память не убиваем, мы её дополняем, освобождая мозг людей от лишних мыслей и помогаем вовремя и в срок выполнить поставленные задачи.

  • 18 июля 2011 в 03:25 • #
    Michael Rogachev

    Я полностью согласен с Андреем Жиляевым. Уверен, что смогу найти много полезной информации по нейрохирургии. Не уверен, что это мне поможет провести, даже после успешного поиска, операцию. Так же не уверен, что результаты этого поиска сохранятся в моей памяти надолго. Но уверен, что нейрохирург быстро отделит в результатах поиска "мух от котлет" и запомнит то, что с его точки зрения, достойно внимания.

  • 18 июля 2011 в 09:49 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    беда в дикой засоренности инета, книги всё таки проходили тщательный отбор, редактирование и тп Достоверность информации в инете крайне низка

  • 18 июля 2011 в 11:12 • #
    Станислав Соломонов

    Абсолютно согласен. У меня лежат старые справочники и учебники по высшей математике, химии, физике. В авторах нет никого ниже кандидата наук. А сейчас если и есть книга-то в ней столько ошибок, что пользоваться невозможно. И пишут их случайные люди.

  • 18 июля 2011 в 11:29 • #
    Станислав Соломонов

    Надо в любом ВУЗе ввести предмет "Основы поиска и анализа научно-технической информации" вне зависимости от носителя этой информации. Это будет "стволовой клеткой", которая потом позволит человеку пользоваться любым источником информации.

  • 18 июля 2011 в 12:38 • #
    A Z

    Вот это было бы здоров !

  • 18 июля 2011 в 15:02 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Собственно, задача любого технического ВУЗа и состояла в 3-х задачах (на тот момент, когда я учился в 1-м ВУЗе)
    1. Дать базовые знания по общим дисциплинам специальности (математика, физика и тп)
    2. Дать базовые практические знания по специальности на текушее состояние отрасли
    3. научить пользоваться источниками информации для самосовершенствования

    Если сейчас таких задач не слоит, или они не решаются - нерадостное будущее ждет выпускаемых инженеров

  • 18 июля 2011 в 12:25 • #
    Олег Кильдюшов

    Интервью с австралийским бизнесменом (бизнес-консультантом) Питером Дэниелсом о развитии ума и мозгов (на открывшейся странице еще раз кликнуть ссылку для перехода):
    http://youtu.be/W11VCNeOcgU

    О нем сказали:
    “Питер Дэниелс – мудрый человек с мудрыми советами, который принял много горьких пилюль поражения, но с мужеством и выносливостью преодолел все препятствия, чтобы стать одним их величайших примеров успеха” (Ог Мандино)


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970