Юридическое консультирование в сфере IT
23 апреля 2009 в 12:20

Юридическое консультирование в сфере IT

Здравствуйте, хотим запустить новый продукт — юридическое консультирование по интеллектуальной собственности — права авторов, особенности заключения договоров на разработку ПО, вопросы лицензирования, а также ответы на вопрос, что делать, если в фирму пришел ОБЭП и взломали сайт и т.д.
Как вы думаете, насколько будут востребованы такие услуги IT специалистами?
Сталкивались ли Вы с какими-то проблемами в сфере права, которые стоит осветить?

561
Комментарии (38)
  • 23 апреля 2009 в 15:35 • #
    Василий Бережной

    Лично для меня это было бы очень интересно. Из-за работы с крупными и новаторскими проектами, часто возникают спорные юридические моменты именно в сфере IT. Зачастую такие вопросы приходится решать самостоятельно.

  • 23 апреля 2009 в 15:53 • #
    Галина Добрякова

    А вы могли бы привести круг вопросов которые для вас приоритетны? тогда мы сосредоточимся именно на них при написании статей, которые разместим на сайте

  • 23 апреля 2009 в 16:01 • #
    Василий Бережной

    Пока к сожалению нет времени, но я бы с удовольствием добавил бы вас в контакты на случай возникновения вопросов. Сразу скажу, что вопросы нестандартные :-) Вопросов а ля "как правильно организовать работу интернет магазина для ООО" не будет. Хотя и такая информация на определенном этапе была востребована, а 50 юристов славного города СПб сказали, что не могут нас проконсультировать по данным вопросам.

  • 23 апреля 2009 в 16:05 • #
    Галина Добрякова

    Хорошо :) я буду рада проконсультировать Вас. Работу интернет-магазина организовывали :)

  • 23 апреля 2009 в 15:37 • #
    Игорь Цесельский

    Галина, осветить - где?
    Онлайн консультации широко распространены, в том числе и по защите интеллектуальной собственности.
    В чем предполагаемая новизна?

  • 23 апреля 2009 в 15:59 • #
    Галина Добрякова

    дело в том, что не консультации - они действительно распространены, их много, они поверхностны, многого не учитывают, упрощают. мы хотим написать статьи, прочитав которые IT специалист поймет с чем имеет дело. Хотим также разработать типовые договоры купли-продажи сайта, договор на разработку ПО. кроме того юристы обычно не оказывают услуг по юридическому сопровождению разработки и внедрению ПО. вот именно это - новизна.

  • 23 апреля 2009 в 17:18 • #
    Игорь Цесельский

    Я прочитал "продукт - юридическое консультирование по интеллектуальной собственности" и не понял - где продукт.
    В обсуждениях ниже вы конкретизировали - стало немного понятнее.

  • 23 апреля 2009 в 17:31 • #
    Галина Добрякова

    давайте я раскрою подробнее, чтобы уже совсем все встало на свои места.
    Продукт - товар. Это бланки договоров, разработка ПО (пакет договоров, которые нужно заключить), схемы налаживания договорной работы интернет-магазина и т.д.
    продукт - услуги - это консультирование, устное и письменное по различным вопросам, стоящим перед IT специалистами.
    По любому аспекту мы готовы предложить Вам свои услуги.

  • 23 апреля 2009 в 16:05 • #
    Владимир Шелухин

    Боюсь, такого рода вопросы возникают уже тогда, когда поздновато пить «Боржоми», причём у частных лиц чаще, чем у юридических. А в целом частота обращений, боюсь, не позволит выйти на уровень прибыльности.
    Но вот если, как вы пишете, ресурс, причём с контентом, как вы его описываете, то разумеется, будут востребованы. Вопрос в цене услуги…

  • 23 апреля 2009 в 16:09 • #
    Галина Добрякова

    А какая цена услуги была бы приемлима, допустим, для вас? аналогов таких услуг пока нет, поэтому наши спецы по продвижению думают долго.
    В ваших силах им помочь определиться с ценовым диапазоном

  • 23 апреля 2009 в 16:26 • #
    Владимир Шелухин

    В данном случае я отвечал как частное лицо — предприниматель, осуществляющий стартап. О какой услуге речь — они же, знаете ли, разные бывают? За осмысленную консультацию, скажем, относительно интеллектуальной собственности применительно к контенту и оформлению сайта, я бы вряд ли выложил больше 100 долларов, причём для верхней суммы это должна была бы быть КОНСУЛЬТАЦИЯ, причём в письменном виде по результатам встречи. Мог бы купить подходящий шаблон договора, но тут уже не стал бы тратить больше 10, и то, если бы оплату можно было сделать, не вставая со стула из удобной для меня платёжной системы.

  • 23 апреля 2009 в 16:31 • #
    Галина Добрякова

    Имелось в виду консультирование, покупка шаблонов, разработка схемы юридического сопровождения подготовки и внедрения ПО.
    Почти все наши продукты, включая консультирование, можно купить не вставая со стула. что касается встреч, то планируем запустить видео конференции.
    Спасибо за ответ, я передам его нашим спецам.

  • 23 апреля 2009 в 16:57 • #
    Владимир Шелухин

    Имелось в виду, что и консультирование консультированию рознь. Вы бы поразвёрнутее — ответы были бы пополезнее. :-)
    Видеоконференции не так, чтобы особенно были нужны сами по себе, поскольку встреча с клиентом нужна в первую очередь консультанту для постановки и уточнения задачи. Это вполне можно и по телефону, да вон и Skype уже готовая система для видеоконференций. Тут дело основная сложность скорее в психологии и организации процесса.

  • 23 апреля 2009 в 16:24 • #
    Дмитрий Карпов

    Добрый день Галина!
    К своему счастью, со "что делать, если ..." не сталкивался, и у нас достаточно хороший юрист и отличный системный администратор, которые "день не поспят и ночь не поедят" (шутка), но ответ найдут. Но мы скорее исключение из правил, чем "правило", поэтому, думаю, ваш проект будет жизненным и жизнеспособным.
    Если вы позволите, внесу вас в свои контакты.
    С уважением, Дмитрий.

  • 23 апреля 2009 в 16:27 • #
    Галина Добрякова

    Конечно, с радостью будем сотрудничать с Вами. Остается только порадоваться за Вас, такие специалисты - редкость :)
    но если все-таки не справятся (ситуации разные бывают) мы Вам поможем.

  • 23 апреля 2009 в 16:30 • #
    Дмитрий Карпов

    Спасибо!!!

  • 23 апреля 2009 в 17:46 • #
    empty acc

    Есть смежные услуги, сложно назвать это продуктом, просто уклон в определенную сторону.

    Пример hostingconsult.ru, это имеется ввиду ?

  • 23 апреля 2009 в 17:55 • #
    Галина Добрякова

    Нет, это все-таки продукт. Причем полный, четкий и комплексный.
    Если мы оказываем услугу - значит наш клиент получает полный, исчерпывающий отчет - информационный продукт. Мы не просто смотрим и советуем - мы предлагаем решение, схему, в необходимых случаях проводим внедрение.

  • 23 апреля 2009 в 23:33 • #
    Сергей Г

    Готовы к сотрудничеству по партнерской программе

  • 24 апреля 2009 в 13:45 • #
    Валентин Дроздов

    Востребованы услуги однозначно в сфере разработки/внедрения ПО. Можно напрямую пообщаться с специалистами в этой области

  • 24 апреля 2009 в 15:28 • #
    Артем Антонов

    Сам решил "пошалить" и создал "Службу по надзору за соблюдением авторских прав", которую и возглавил виртуально. Нашел несколько сайтов, на которых размещался фрагмент наших электронных карт и направил официальное письмо с просьбой о том, чтобы компания прислала в адрес моей организации информационное письмо, в котором сообщалось, что они не используют фрагменты TopPlan и не нарушает законодательства - действует на 100%. В течение 3-х дней все сняли с сайта карту.
    Только вот с экономической точки зрения - именно снимают, а не платят за размещение, хотя такое предложение я отправлял вторым письмом. Яндекс бесплатно можно размещать, хотя 90% сейчас висит без ссылки на права...

    См. скриншот письма

  • 24 апреля 2009 в 19:28 • #
    Владимир Шелухин

    Полезный документ, кстати, и вообще неплохой из этого мог бы получиться сервис. При невысокой цене я бы и подписался…
    Но лучше б вы приложили второе письмо. Есть у меня мысли по поводу того, почему именно так, а не иначе.

  • 27 апреля 2009 в 10:40 • #
    Артем Антонов

    выкладываю второе письмо

  • 27 апреля 2009 в 11:24 • #
    Владимир Шелухин

    Спасибо. Коротко и ясно.
    Правда, увидеть это письмо смогут исключительно пользователи IE, поскольку в Firefox, например, значок со ссылкой на него на мгновение мелькает на дисплее и больше не появляется.
    Впрочем, если пользователь не знает толку в извращениях, что ему делать на этом профессиональном ресурсе? :-)

    P. S. О! Стоило опубликовать ответ, как значок появился. Главное, чтобы первый пользователь был знатоком Леопольда Захер-Мазоха.

  • 27 апреля 2009 в 14:36 • #
    Артем Антонов

    По правде говоря - разные реакции были...Кто-то просто тихо снимал фрагменты...кто-то перезванивал и ругался...
    Но, тем не менее, факт остается фактом.
    Особенно сейчас, в кризис, все то, на что ранее закрывались глаза, ныне выходит на первый план - и соблюдение прав интеллектуальной собственности в первую очередь!

  • 27 апреля 2009 в 16:24 • #
    Владимир Шелухин

    Ну не знаю, не знаю. По мне что кризис, что нет его, а пролетариев, кто не понимает, что отсутствие знаний и навыков следует оплачивать деньгами, нужно примерно учить всегда. Мозги должны примерно питаться. ;-)

  • 27 апреля 2009 в 17:08 • #
    Артем Антонов

    да тут даже не в финансах вопрос... Просто начинает бесить такое отношение... в ИТ "халява" чрезмерно распростарена.

  • 27 апреля 2009 в 17:28 • #
    Владимир Шелухин

    Именно. Дохода-то с тех прав, как общее правило, куда меньше, чем хлопот. Но дело именно в принципе.

  • 27 апреля 2009 в 17:36 • #
    Артем Антонов

    Да, согласен! Я и не собирался это дело ставить на поток и планировать финансовые поступления. Но "по ушам" надовать надо было...

    PS
    - Шурик! Не надо! Это ведь не наш метод!
    - Надо, Федя...НАДО!!!
    "Вжжжжих!"
    - МА-МА!!!
    "Вжжжжих!"
    - МА-МА!!!

  • 26 апреля 2009 в 23:39 • #
    Борис Вольфман

    Галина! Готов с Вами обсуждать свои авторские проблемы, но аванс платить не буду. Нет доверия к адвокатам. Один раз обжегся - хватит.

  • 2 мая 2009 в 18:16 • #
    Дмитрий Берестнев

    Вот Вам конкретные "детские" вопросы - покупаю я (пусть для простоты - физлицо) в магазине коробочную версию продукта (в принципе - без разницы какого, ну пусть будет MS Windows XP Home). Вопросы: 1) на основании чего этот магазин мне её продаёт (лицензионный договор у него с правообладателем или что ещё?) 2) с кем и когда я при этом заключаю лицензионный договор? 3) имеет ли этот договор юридическую силу в РФ ? Заранее спасибо за аргументированный ответ ;-) Думаю, он будет интересен не только мне.

  • 3 мая 2009 в 00:27 • #
    Галина Добрякова

    Здравствуйте, Дмитрий.
    Как к Вам попадает эта коробочка?
    компания Майкрософт ее делает. потом передает своему региональному представителю или продает кому-либо. Этот первый покупатель ( региональный представитель) заключает лицензионый договор на распространение копий и платит процент с продаж, Вы по цепочке дальше.
    второй покупатель (магазин) покупает у регионального представителя и продает Вам
    Но, важно, они заключают договоры на продажи лицензионных копий!
    А вот вы - договор на использование программного ПО,
    откуда это видно - это написано на коробочке (первый случай) - оберточный контракт. На упаковке написано лицензионное соглашение, считается, что разорвав упаковку вы соглашаетесь с условиями его использования.
    вариант 2. при установке вас просят согласиться с условиями и поставить галочку "я принимаю условия лицензионного соглашения" - это тоже лицензионный договор, он имеет юридическую силу в России и насколько я помню по тексту лицензионного соглашения подпадает под императивные нормы РФ,а в остальном подчиняется праву США Вашингтон.
    то есть это договор Майкрософт с вами.

    важно для проверяющей организации - наличие упаковки лицензионного софта, поэтому храните ее.
    И еще в некоторых случаях вам предлагают зарегистрировать продукт по интернет - это тоже способ заключения лицензионного договора.
    Если еще возникнут вопросы - обращайтесь :)
    с уважением,
    Галина.

  • 3 мая 2009 в 15:54 • #
    Дмитрий Берестнев

    Ну теперь можно ответить и на ваш вопрос. Услуги - безусловно востребованы. В основном потому - что грамотных специалистов в данной области - крайне мало. ;-)
    А теперь по порядку по Вашим ответам на мои "детские" вопросы. 1) На коробочные версии не нужны "цепочечные" лицензионные соглашения - см. ст. 1272 - так они и распространяются, специального договора ("договор на распространение лицензионных копий" - у Вас), кроме купли-продажи, здесь не требуется. При этом перепродавать можно сколько угодно и лицензионный договор здесь не участвует. Он начинает действовать совершено отдельно, только когда кто-то устанавливает купленное ПО. Кстати, если бы уж и была "цепочка" договоров от правообладателя до конечного пользователя, то не могло быть договоров отдельно на продажу, отдельно - на использование, т.к. сублицензионный договор (а они все в цепочке такие, начиная со 2-го) не может давать больше правЮ чем лицензионный. 2) "С кем" - Вы не ответили. Для коробочной версии - с правообладателем (в смысле - не с продавцом на основе цепочки лиц. договоров). "Когда" - вопрос спорный - казалось бы - в момент совершения конклюдентных действий - вскрытия коробки, нажатия на Yes. НО - см. ст. 433 ГК РФ - по ней момент заключения договора не наступит, пока МС не узнает о принятии Вами её оферты. И если ещё теоретически активацию можно попробовать пристегнуть к акцепту (с натяжкой), то как быть с продуктами, не требующими активации?? 3) Если Вы читали договоры МС - в них нет упоминания о размере или порядке исчисления авторского вознаграждения. А такие лиц. договоры по ст. 1235 считаются незаключенными. Не говоря о упомянутьм мно. в п. 2) аспекте. Итого такие договора на территории РФ - ничтожны. При этом что "все так покупают" сродни аргумненту "сто тысяч леммингов не могут быть неправы!". По-понятиям работаем, а а не по закону ;-)))

  • 4 мая 2009 в 22:56 • #
    Галина Добрякова

    Здравствуйте, Дмитрий.
    Видна глубокая проработка тематики :)
    но все несколько проще, по крайней, мере, мне так кажется.
    Лицензионное соглашение вы, лично вы заключаете с компанией МС, это из текста лицензии.
    подчинено оно праву США, Вашингтон, там вполне допустимо заключать договор разрыванием упаковки и установкой ПО, этим никого не удивишь.
    поэтому договоры действительные, реальные и настоящие.
    что касается цепочки, то это не лицензия и суб лицензия а два различных лицензионных договора на продажу и на использование, причем я нисколько не умаляю принцип исчерпания прав при продаже лицензионной копии.
    просто вы позиционировали как детский вопрос, я постаралась максимально просто и понятно ответить.
    два различных лицензионных договора вас нисколько не должны смущать, потому что в лицензионном договоре можно прописать любые полномочия, так что даже противоречия с ГК нет.
    таким образом, договоры действительны, потому что подчинены праву США и вы первым узнаете о их действительности, если попытаетесь нарушить :)
    с уважением,
    Галина.

  • 5 мая 2009 в 20:09 • #
    Дмитрий Берестнев

    Увы, Галина, не могу сказать про глубокую проработку темы с Вашей стороны (а "детские" вопросы были именно для её проверки ;-( И это при том, что для меня это - хобби, а для Вас - хлеб, судя по всему, да и опять же - МГУ - это всё же не Самарский плановый институт, я думал ;-( Во-первых, конклюдентные действия при заключении договора в виде начала использования ПО и допустимость его изложения на экземпляре ПО прописаны в п. 3 ст. 1286 ГК РФ - не требуется привлечения чьего-то другого законодательства. Во-вторых на территории РФ действует российское законодательство, в том числе и на правоотношения с иностранными юрлицами (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Посему действительны только те договора (и/или их пункты), которые не противоречат законодательству РФ (ну ещё международным соглашениям с участием РФ, если это явно предусмотрено в российском ФЗ), но никак не законам другого государства. И если в договоре от МС нет указания на размер или порядок исчисления вознаграждения (п. 5 ст. 1235) - согласно российскому законодательству - он не заключен, следовательно "купленная" копия - контрафактна (при условии её использования, а не просто любования ею на полке ;-).
    На самом деле - всё действительно просто - как обычно "строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения" ;-) Как я и писал - работаем "по понятиям", увы ;-( Так что, возможно - и ваш бизнес удастся ;-)

  • 5 мая 2009 в 22:27 • #
    Андрей Князев

    Снимаю шляпу! :)

  • 6 мая 2009 в 10:26 • #
    Галина Добрякова

    Мой бизнес уже удается и строится :) спасибо.
    поэтому в силу занятости не могла сосредоточиться на ваших вопросах, тем более, что вам не были нужны ответы.
    никогда не понимала этого юридического подхода к проблеме, он чисто теоретический и ничего сам по себе не дает, если только вы не хотите обрушить всю судебную практику, а это вам не дадут сделать.
    есть более интересные и реальные проблемы, которые сейчас и решаем :).

  • 5 мая 2009 в 18:21 • #
    Владимир Шелухин

    Вау, прямо здесь бесплатное консультирование началось?! :-)
    Это радует. Тогда вот интересный вопрос: каким образом документировать оплату приобретаемых продуктов, прав и услуг, которые при этом оплачены посредством международной системы моментальных электронных платежей? Или, напротив, продажу товаров, прав или услуг, осуществлённую таким способом иностранному юридическому или физическому лицу?


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970