Top.Mail.Ru
Управление ассортиментом. Что такое?

Управление ассортиментом. Что такое?

Как правило, когда речь идет об управлении ассортиментом товаров, одни говорят о создании ассортиментной матрицы, другие – о государственных требованиях, третьи – о закупках, четвертые – об управлении запасами и поставками, пятые – о создании производственного ассортимента. Программа предмета «Товароведение» в советское время была рассчитана на изучение характеристик выпускаемых товаров и марок, которых в то время было немного.

Правильный подбор ассортимента – основополагающий выбор для магазина, способствующий успешности компании. Раньше говорили, что «тема и идея – вот что самое главное». А тема для магазина – это ассортимент, идея – организация услуги торговли.

Когда мне предложили написать статью на тему, которой я занимаюсь б о льшую часть своей жизни, я, конечно же, согласился. Но как оказалось, я больше работал на интуиции. Написание этой статьи помогло мне разобраться в сущности руководства ассортиментом. На самом деле, подумайте, это же все вроде просто. Существуют группы товаров, ассортиментные позиции, а что дальше? Как всем этим управлять? Тем более что в экономике мы всегда действуем в условиях неопределенности, а управлять можно только людьми.

Существует несколько подходов к управлению ассортиментом:

Маркетинговый – основанный на понятиях спроса и предложения, привычек и предпочтений потребителя. В данном подходе выясняются предпочтения потребителей, и на этой основе подбирается ассортимент.
Логистический (или материалистический) – в данном подходе делается упор на процесс снабжения и обеспечения.
Нормативный – в данном случае рассматривается исполнение предписаний государства по ассортименту.
Конкурентный – рассматривает влияние конкурентов на формирование, поддержание и изменение ассортимента.
Финансово-экономический – рассматривает вопрос анализа издержек и ценообразования.
Исторический подход – рассматривает жизненные циклы предприятия, товаров, брендов, сезонных факторов.
Все эти подходы, безусловно, важны, но каждый из них страдает однобокостью. В частности, если мы не будем придерживаться нормативного подхода, то мы подвергнем компанию большим юридическим рискам. Если мы не будем использовать логистический подход, то не сможем определить издержек. И т. д.

Поэтому, руководя ассортиментом, мы управляем всеми процессами компании. Но руководить ассортиментом легко, когда есть хотя бы статистическая информация для анализа. Если же ее нет, то приходится действовать в условиях неопределенности. Поэтому очень важно знать все факторы, влияющие на ассортимент, и все процессы управления им.

Приглашаю обсудить эту тему.

462
Комментарии (5)
  • 23 июня 2009 в 14:03 • #
    Александр Селиванов

    Формирование ассортимента как процесс оптимизации дохода в условиях действующих ограничений....

  • 23 июня 2009 в 18:03 • #
    Николай Кувшинов

    На мой взгляд:
    Само управление ассортиментом – это формирование ассортимента, его поддержание и изменение с целью наилучшего удовлетворения потребителя.

  • 24 июня 2009 в 11:14 • #
    Александр Селиванов

    Позволю не согласиться, само определение, как процесс, "удовлетворения потребителя" приведет к логическому ограничению, как в плане потребителя, так и потребностей.

    Здесь и сейчас - это не все потребители и не все потребности....

  • 25 июня 2009 в 16:07 • #
    Николай Кувшинов

    Значит нужно добавить "с целью оптимизации дохода"?

  • 25 июня 2009 в 16:13 • #
    Александр Селиванов

    В общем случае наверное лучше добавлять "с целью оптимизации использования лимитирующего фактора".


Выберите из списка
2012
2012
2011
2010
2009