Объективные причины низкого качества стратегического...

Объективные причины низкого качества стратегического планирования и управления в бизнесе.

Главный вызов России в современном мире – необходимость кардинального повышения качества государственного и корпоративного управления. Сложившаяся ситуация в стране и мире, вступление России в ВТО требуют разрешения этой сложнейшей проблемы в предельно сжатые сроки, если мы не хотим окончательно превратиться в компрадорскую республику и не хотим дальнейшего повышения напряженности в обществе.
Современные информационные технологии внедрены во многих компаниях. Они облегчили постановку регулярного менеджмента, но мало повлияли на качество стратегического планирования и управления. Дефицит топ-менеджеров со стратегическим мышлением по-прежнему велик. А трудно прогнозируемое развитие событий в мировой хозяйственной системе и народном хозяйстве страны на порядок осложняют проблему разработки многочисленных сценариев стратегического развития, обеспечивающих оптимальную реакцию компаний на появление различных внешних рисков.
И тому есть объективные причины, которые я попытался отразить в настоящем предложении через анализ проблемы более объемлющей

Истоки проблемы.

1.Основной принцип повышения качества решений лежит на поверхности, он всем известен: чем больше факторов, существенно влияющих на ожидаемый результат, мы сможем проранжировать и учесть в процессах подготовки и реализации решений, тем больше у нас будет шансов получить этот результат близким к планируемому.
2.Если говорить о технике, то, начиная с 50-х годов прошлого века, ученые, конструкторы и проектировщики наиболее развитых стран создают и постоянно совершенствуют математические модели всего, что нас окружает: электроника и автомобили, самолеты и космос, медицина и энергетика, и т.д.
Математические модели — есть инструмент интеграции множества законов, эмпирических знаний и практического опыта из самых различных наук и сфер деятельности. Их главное назначение — замена дорогостоящих натурных экспериментов, расчетными многофакторными экспериментами и расчетной многофакторной оптимизацией технических решений. С их помощью сроки создания новых продуктов (сроки принятия оптимальных технических решений) сократились в несколько раз, а количество оптимизируемых в процессе проектирования параметров возросло на порядок. Десятилетиями уточняемые математические модели – главное достояние любой компании, которое не продается и не передается ни при каких обстоятельствах. Наше отставание от мирового уровня развития математического моделирования можно оценить усредненно в 30–40 лет. Одним прыжком преодолеть эту пропасть невозможно. Как это нужно делать – тема отдельного обсуждения.
3.Законы и эмпирика естественных и технических наук, используемые в математических моделях, описывают исследуемые процессы с достоверностью до 90% и выше. В гуманитарных науках, изучающих поведение человека и социальных групп, абсолютных законов нет и быть не может. Выявляются лишь некоторые закономерности, привязанные к определённой экономической ситуации, конкретным социальным слоям, другим специфическим условиям и обстоятельствам. Если нет законов, то бессмысленно говорить о математических моделях и строгой многофакторной оптимизации. Тогда о какой многофакторной оптимизации управленческих решений может идти речь?
4.Здесь мы сталкиваемся с ПРОБЛЕМОЙ1 XXI века актуальной не только для России, но и для всей мировой цивилизации. Это проблема отсутствия надёжных и эффективных технологий интеграции знаний из множества гуманитарных наук и сфер деятельности при подготовке управленческих решений комплексными командами профессионалов. На глобальном уровне проблема № 1 проявляется в тупиковой ситуации с поиском путей нейтрализации негативных процессов, уже запущенных на нашей планете и явно ведущих к глобальным катаклизмам. Мы являемся свидетелями: агрессивного повсеместного внедрения идеологии и ценностей общества потребления; деградации национальных культур; провоцирования финансово-экономических кризисов; пренебрежения экологией человека и природы; спекуляций на ядерной безопасности; распространения терроризма; и т.д. Создалась ситуация, при которой, с одной стороны, человечество с каждым днем все глубже познает законы природы, создает все более впечатляющие шедевры технической мысли. С другой, оно не в состоянии эти достижения эффективно использовать на благо земной цивилизации. Яркие примеры: результаты деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов, результаты усилий стран 20-ки реформировать мировую финансовую систему, ситуация с кризисом в Европе и спасением евро.
5.Если невозможно интегрировать гуманитарные знания в строгой математической форме, их интегрируют в различного рода познавательных схемах и смысловых моделях, фрагменты которых стихийно или планово разрабатываются и уточняются учеными и экспертами всего мира. Собрать эти фрагменты в какое-то подобие системы, позволяющей оптимизировать конкретное управленческое решение – чрезвычайно сложно. Поэтому, в экстренных обстоятельствах (мировой кризис, кризис в стране) ученых, экспертов и чиновников собирают в целевые команды (как это было сделано в Сколково) для того, чтобы разработать комплекс рекомендаций по разрешению поставленных проблем. По сути, это попытки создать некую систему взаимодействия сознаний профессионалов, позволяющую построить более или менее достоверную смысловую модель поставленной проблемы. Но, зачастую, вместо системы получается площадка для самоутверждения участников таких команд.
Наверняка и Вы многократно убеждались насколько сложно группу топ-менеджеров преобразовать в сплоченную команду единомышленников, способную генерировать прорывные идеи и разрабатывать конкурентоспособные программы. Даже профессионалы высочайшей квалификации в составе группы продолжают находиться в собственной оболочке «личностных координат» и, в основном, отстаивают собственную точку зрения. Очень редко они настроены слушать, слышать и понимать других участников группы, поддерживать и развивать их идеи.
Уровень интеллектуального потенциала своей команды может легко оценить любой руководитель или собственник с помощью теста, приведенного в Приложении 1. Если результаты теста Вы оцениваете положительно, то это предложение не для Вас.
.

Краткое содержание предлагаемой программы подготовки команд.

1.Совместная разработка основных требований к организации коммуникаций, обеспечивающих конструктивный характер взаимодействия сознаний членов команды. Цель – минимум рассказов о фактах своей и чужой жизни, максимум четких суждений, мыслей и идей.
2.Запуск процесса формирования морально-этических оснований работы команды в процессах: согласования личных и командных целей, предварительного определения конечных результатов работы команды (продолжается в течение всего периода подготовки и совместной работы). Является основным показателем уровня сплоченности команды. Не важно, какую религию ты исповедуешь. Важно – по каким принципам ты живешь.
3.Освоение технологий личностной и командной рефлексии – основных инструментов повышения интеллектуального потенциала команды.
4.Разработка регламентов работы команды и алгоритмов оценки текущих результатов. Предварительное распределение ролей, связанных с обеспечением нормального функционирования команды при работе в «стратегическом измерении».
5.Формирование базового единого понятийного пространства на основе знаний и информации, имеющихся у членов команды. Имеется в виду совместное построение таких основополагающих понятий, как: культура, политика, экономика, управление, и т.д., а также рабочих понятий, связанных с различными аспектами стратегического прогнозирования, планирования или управления. Здесь под понятиями понимаются не развернутые определения соответствующих терминов, а приведенные в систему и схематизированные знания и представления членов команды о сущностных характеристиках и механизмах функционирования тех сфер деятельности компании, которыми они управляют. Единое понятийное пространство – есть общая для всех членов команды смысловая конструкция, в рамках которой они будут исследовать различные методы, способы и средства достижения стратегических целей. Именно на основе единого понятийного пространства образуется (вызревает) команда единомышленников.
6.Формирование, в процессах построения и схематизации понятий, специфического рабочего языка межфункционального общения членов команды, поскольку обычный, вербальный язык во многих ситуациях является мощным тормозом взаимопонимания.
7.Освоение различных видов анализа и синтеза, с помощью которых разрабатываются познавательные схемы и смысловые модели.
8.Приобретение практических навыков командной работы на основе схемы: данные → информация → знания → рабочие понятия → концепты (взаимосвязанные понятия) → познавательные схемы и смысловые модели. Смысловая модель является исходным основанием для ранжирования факторов (рисков) по степени их значимости в процессе многофакторной оптимизации управленческих решений. Одновременно она позволяет оценить уровень достаточности знаний, имеющихся в распоряжении команды, для определения «веса» каждого из рассматриваемых факторов в процессе ранжирования.
9.Приобретение практических навыков командной работы над сценариями стратегического развития компании по схеме:
цель →
дерево проблем, препятствующих достижению цели →
противоречия между заинтересованными сторонами во внешнем окружении компании, являющиеся источниками проблем →
ценности и целевые установки заинтересованных сторон, являющиеся первопричинами возникновения противоречий →
методы, способы и средства корректировки ценностей и целевых установок всех заинтересованных сторон →
концепция и альтернативные варианты новых правил игры →
планируемые результаты →
необходимые ресурсы →
согласование альтернатив с заинтересованными сторонами →
компромиссный выбор и корректировка окончательного варианта новых правил игры →
юридическое оформление перспективных нормативных актов (включая контракты) →
проектирование системы мониторинга исполнения;
10.Изучаются основы управления рисками: концепция, прогнозирование, мониторинг развития ситуаций, связанных с возможностью появления рисков, механизмы и технологии нейтрализации (на базе смысловых моделей зон возникновения потенциальных рисков).
11.Осваиваются технологии проектирования организаций: дерево целей, концепция, дерево подцелей и задач, процессы – объекты управляющих воздействий, процессы выработки и реализации управляющих воздействий, структура функциональных мест, схема информационных потоков, квалификационные требования, административная структура, управление персоналом, мотивация.
12.Изучаются основы организационного проектирования альтернативных вариантов ресурсного обеспечения каждого из этапов реализации разрабатываемых проектов и программ.
13.Каждый их участников разрабатывает проект собственной (инфраструктурной) команды, которая будет обеспечивать его эффективную работу в составе стратегической команды. Одновременно, инфраструктурные команды автоматически включают в творческую работу по стратегическому планированию все уровни управления.

В зависимости от целей, состава участников и сроков, отведенных на подготовку команды, сложности и специфики проблем, подлежащих разрешению, содержание программы подготовки может быть расширено, или, наоборот, сокращено. Неизменным должен остаться конечный результат – каждый из членов команды должен ощущать себя уникальной личностью, органично связанной с объемлющей системой под условным названием «сверхразум». Работа команды должна моделировать работу сознания воображаемого человека с высокой культурой мышления, обладающего беспрецедентным объёмом знаний и опыта в различных сферах управления конкретным бизнесом.
Описанная команда призвана стать ядром корпоративной системы стратегического планирования и управления. Вместе с тем, она одновременно позволяет разрешить одну из главных проблем корпоративного управления — оптимального распределения ресурсов, направляемых на текущее функционирование и на стратегическое развитие компании. Каждый из топ-менеджеров, являясь соавтором стратегии, будет стремиться к достижению её целей и при решении любых текущих и тактических задач. Тем самым, достигается мощный синергетический эффект, обеспечивающий серьезные конкурентные преимущества компании и в текущей ситуации, и на перспективу.
В полном составе команда сможет заниматься чисто стратегическими проблемами не более одного дня в неделю (обычно это суббота, когда работу можно совместить с отдыхом). В таком же режиме следует стремиться организовывать и подготовку команды, что позволит включить в состав команды внешних экспертов.

Мой, более чем 20-ти летний, опыт управленческого консультирования показывает, что других инструментов интенсивного повышения качества стратегических управленческих решений – просто не существует.

Борис Владимирович Мамин 18.08.2012

Приложение
Тест
Любой руководитель может довольно просто оценить интеллектуальный потенциал и уровень профессионализма своей команды.
Попросите каждого из членов Вашей команды топ-менеджеров написать и схематизировать сущностные характеристики наиболее часто употребляемых в практике управления фундаментальных понятий. Например: Культура, Политика, Экономика, и т.д. Или, вытекающих из них, рабочих понятий: Корпоративная культура, Экономическая или Техническая политика и т.д. Вы будете разочарованы примитивностью представленных Вам попыток отобразить системы знаний, раскрывающих содержание этих понятий. Почти со 100% вероятностью, никто из членов команды даже не попытается сформулировать 7 – 10 наиболее значимых характеристик понятия, а уж, тем более, показать их взаимосвязь на схеме. В ещё большей степени Вы будете расстроены тем, что большинство из членов команды даже не подозревает, насколько сложные системы знаний составляют содержание необходимых для текущей работы понятий. Вам будут представлены лишь попытки дать определения слов, которыми обозначаются понятия. «Винегрет» из самых разнообразных поверхностных определений и является показателем уровня взаимопонимания в команде, в конечном счете,— уровня её интеллектуального потенциала.
Следующий шаг: предложите членам команды сделать попытку «сборки» составляющих «винегрета» в подобие системы имеющихся у них информации и знаний о предмете обсуждения (построить познавательную схему или смысловую модель рассматриваемого понятия). В процессе такого рода «сборки» Вы сможете убедиться в отсутствии у членов команды каких-либо представлений о технологиях выработки совместных согласованных решений. Тогда, как можно вести речь о команде единомышленников, о совместной разработке и реализации различного рода политик: экономической, финансовой, кадровой и т.д. С такой командой, как показывает опыт, совершенно бесполезно пытаться внедрить самые новейшие системы автоматизированного управления, сколько-нибудь существенно повысить эффективность и результативность деятельности любой организации. Каждый из Ваших топ-менеджеров будет продолжать «тянуть одеяло на себя».
Теперь представьте себе футбольную команду, в которой каждый из игроков по-своему трактует правила игры и установку тренера на предстоящий матч. Команду, в которой игроки не имеют навыков и умений взаимодействия между собой в различных игровых ситуациях. Что можно ожидать от такой команды?
Самое интересное, что в большинстве случаев члены команд имеют достаточные опыт и знания для формирования необходимых рабочих понятий. В их арсенале просто нет соответствующих технологий, как нет и понимания – зачем это нужно.

629
Комментарии (4)
  • 19 августа 2012 в 19:53 • #
    Александр Жаманаков

    Борис Владимирович, а что Вы можете нам (мне) рассказать об управлении знаниями? Не обучении футбольной команды играть в мяч, а именно управлять мечом во время игры в футбол - примерно так. Спасибо.

  • 20 августа 2012 в 14:44 • #
    Борис Мамин

    Менеджмент знаний - организация системы капитализации нематериальных активов компании (информация, знания, ноу-хау, и т.д.). Здесь, по сути, речь идет о технологиях капитализации мировых знаний - через организацию процесса их интеграции при поиске путей разрешения конкретных проблем компании.
    Видимо управлять мячом, а не мечом? Тогда это не футбол, а какая-то другая, кибернетическая игра. Поставьте вопрос более корректно.

  • 20 августа 2012 в 15:09 • #
    Александр Жаманаков

    Спасибо за ответ. Да мячом.

  • 24 ноября 2012 в 19:15 • #
    Юрий Турцманович

    Магазины в отдаленных населенных пунктах торгуют по более высоким ценам и это логично (затраты на логистику, содержание помещений и др выше).
    Почему у Сбербанка везде одни цены услуг, нет дополнительной комиссии за удаленность. Ведь у клиента был бы выбор обслужиться чуть дороже, но дома,
    по месту жительства, либо потратить личное время и деньги на дорогу в райцентр. У Банка появились бы средства для ежедневной работы всех филиалов и
    достойной оплаты труда операционистам ОКВКУ.Сегодня реформы в Банке (сокращенная неделя, сокращенный день, плохая связь т.к. сэкономили на скорости
    подключения, неработающие в селах банкоматы,а порой и вовсе закрытие филиалов), ведет к укреплению основного конкурента СберБанка на селе - Почты России,
    туда переводятся пенсионеры, туда "уходят" платные платежи и переводы. А по поводу оплаты труда - она соизмерима с оплатой труда уборщицы в школе и абсолютно не "мотивирует", а другой работы в селе нет, вот и терпят операционисты, как их явно "используют", да заводят коров и побольше поросят, да бегом бегут с работы к своему хозяйству и к грядкам, т.к. там основной доход. Погоня Банка за VIP-клиентами, за бизнесом и недооценка роли "розницы", неизбежно "отрыгнуться" потерями, финансовыми и особенно, имиджевыми.
    с. Буняковка Одесского р-на Омской обл. ОКВКУ 5925/048


Выберите из списка
2017
2017
2015
2013
2012
2011