Top.Mail.Ru
Дискуссия о национальной специфике российского менеджмента
7 апреля 2009 в 20:48

Дискуссия о национальной специфике российского менеджмента

Дискуссия о национальной специфике российского менеджментаДамы и Господа! Профессионалы! Коллеги!

Размышляю на тему национальной специфики российского менеджмента. Если Вас интересует эта тема, то предлагаю обсудить её более предметно.

Предложение: на эту тему имеется ряд публикаций исследователей, в больше степени учёных. Мне хотелось бы
обсудить эти вопросы с практиками-менеджерами, так как интересен реальный российский менеджмент, а не то, о чём написано в учебниках по менеджменту.

Наводящие вопросы для размышления:

  1. Национальная специфика российского менеджмента – это миф, теория или реальность бизнеса?
  2. В чем национальная специфика управления бизнесом в России?
  3. Сформировалась ли российская модель менеджмента? Нужно ли её формировать? Для чего? Чем она отличается от других моделей?
  4. Можно ли экспортировать российскую модель менеджмента в другие страны? В какие страны?

PS: Другие наводящие вопросы приветствуются!

235
  • Тема закрыта
Комментарии (12)
  • 7 апреля 2009 в 21:24 • #
    В К

    .
    1.
    Национальная специфика российского менеджмента – это сложившаяся реальность бизнеса, еще нуждающаяся в 17-летней доработке и огранке.

    2.
    Национальная специфика управления бизнесом в России - постоянная зависимость от политических решений руководителей страны.

    3.
    Российская модель менеджмента сформировалась, но не может быть сравнена или оценена,
    с позиций монолитности западного или азиатского вариантов или моделей управления.
    Российская модель управления имеет оригинальное решение, не имеющее аналогов, но годная к употреблению, пока еще, только, внутри самой России.

    4.
    Экспортировать российскую модель менеджмента, во все другие страны мира, можно будет и надо будет, только, после окончательной доработки и огранки, но не ранее, 2030 года.

    Потому, что пока еще, российская модель управления не готова к применению в других странах, а в других странах, к 2030 году, уже не будет лучшей модели управления, чем российский вариант.
    .

  • 7 апреля 2009 в 21:32 • #
    Елена Шуткова

    Спасибо за мнение, Владимир!

    На Ваш взгляд, российская модель менеджмента сформировалась. Какие факты и доказательства этого существуют?

    Что нуждается, на Ваш взгляд, в доработке и огранке в российской модели менеджмента?

  • 7 апреля 2009 в 22:09 • #
    В К

    ...факты и доказательства?
    Чтобы как-то попытаться обозначить неуловимую оригинальность российской модели менеджмента, я приведу объясняющий пример:

    Представьте себе, как менеджер из США показывает своему российскому коллеге свой дом.
    Это комната моей жены, вот комната старшей дочери, вот комната для сына, там столовая, тут кухня, это комната для гостей, это туалетная для меня и жены, там туалетная для детей, тут туалетная для гостей, там хранилище для обуви и одежды, тут подсобные помещения, там две ванные комнаты, тут мой кабинет, а это общая комната для больших праздников и общения.

    Российский менеджер кивает головой, и после некоторой паузы, говорит, что и у него в доме все более-менее так же, только без стен, коридоров и перегородок...

    Доработке и огранке в российской модели менеджмент подлежит великий принцип, найденный 1000 лет назад:
    Все, что надо - терпеливо сделай сам, для себя, по своей оригинальной схеме,
    а если надо будет - поделись с ближним!
    .

  • 7 апреля 2009 в 23:30 • #
    Александр Гранд

    Владимир, здравствуйте.
    Я не могу себе представить, что американец или немец показывает "своему российскому коллеге" свой дом. Коллегу специально поставил в кавычки!

    Соглашусь только в одном - готов всем поделиться с ближним. А то что у меня без стен, коридоров и перегородок... Перебор, Владимир! Не так, как хочется по-крупному, но америкосам будет на что посмотреть. Точно.

  • 7 апреля 2009 в 23:49 • #
    В К

    Александр, здравствуйте
    Согласен насчет отказа в показе ))))))
    Ну какая разница, сколько у американского менеджера в доме "бэд румов" или сколько у российского коллеги спальных мест в его доме?

    У американцев психика неустойчивая, они привыкли к свежим генетически модифицированным овощам и фруктам, даже в тюрьме.

    Радует, что всеми радостями российской действительности, вы уже готовы поделиться с людьми из других стран - это и есть факторы, подтвержающие готовность российских менеджеров нести великое, доброе, вечное, чем они сами владеют и имеют в культуру, искусство управления и бизнес, делиться своим опытом и знаниями со своими коллегами, например, американцами ))))))

  • 7 апреля 2009 в 22:15 • #
    В К

    ...факты и доказательства?

    Чтобы как-то попытаться обозначить неуловимую оригинальность российской модели менеджмента, я приведу объясняющий пример:

    Представьте себе, как менеджер из США показывает своему российскому коллеге свой дом.
    Это комната моей жены, вот комната старшей дочери, вот комната для сына, там столовая, тут кухня, это комната для гостей, это туалетная для меня и жены, там туалетная для детей, тут туалетная для гостей, там хранилище для обуви и одежды, тут подсобные помещения, там две ванные комнаты, тут мой кабинет, а это общая комната для больших праздников и общения.

    Российский менеджер кивает головой, и после некоторой паузы, говорит, что и у него в доме все более-менее так же, только без стен, коридоров и перегородок...
    Доработке и огранке в российской модели менеджмент подлежит великий принцип, найденный 1000 лет назад:

    Все, что надо – терпеливо сделай сам, для себя, по своей оригинальной схеме, а если надо будет - поделись с ближним!
    .

  • 8 апреля 2009 в 07:57 • #
    Олег Калинин

    Здравствуйте Елена! Считаю , что национальная специфика российского менеджмента, в ее"цивилизованном" виде еще не сформировалась. В "нецивилизованном" виде существует уже очень долго, и ее суть в выражении: "Я НАЧАЛЬНИК - ТЫ ДУРАК! ТЫ НАЧАЛЬНИК - Я ДУРАК!". Мне об этой сути управления в 1986г. поведал один очень толковый инженер. Правда Я тогда был молодым и ему не поверил. Начал собственные поиски. В 1990г. закончил "Школу молодого руководителя", при предприятии, на котором трудился- инженером -технологом. Какие люди к нам тога приезжали лекции читать! Однажды целую неделю с нами занимался личный друг М.С. Горбачева (человек который принимал его в КПСС) Либерман Владимир Михайлович. -профессор Академии Народного хозяйства СССР. Его лекции я слушал как говорят, "с раскрытым ртом". Но вся суть сводилась к тому , как вести себя при главенстве описанного выше принципа управления. Те, кто пытался ему возражать , тут же на деле, испытывали на себе силу данного принципа управления. Наблюдать данную картину со стороны было очень забавно. После его нас знакомили с теориями и практиками американского и японского управления. Но это уже делали преподаватели "ВШП. " На этом правда, мои поиски не закончились. Испытал на собственной практике действия вышеописанного принципа управления. Результат того испытания привел меня в стены "Псих. фака" С-ПбГУ.
    На специализацию кафедры: "Психологическое консультирование и менеджмент". С тех самых пор, мне очень близок взгляд на Российский менеджмент, описанный в учебнике Г.С. Никифорова "Психология менеджмента". В особенности, нравиться одно очень краткое в словах, но емкое по сути определение: "Менеджер -это человек приводящий к успеху ДРУГИХ". Мечтаю о том ,что когда нибудь произойдет практическая замена первого принципа на второй. Надеюсь ,что в мой рассказ, дал Вам мой ответ, на первые три вопроса. На четвертый отвечу - "Можно будет и экспортировать если произойдет замена вышеописанных принципов управления. Из стран первой могу назвать "многострадальную" Украину. Там, до сих пор не могут разобраться кто из них НАЧАЛЬНИК а кто ДУРАК.

  • 10 апреля 2009 в 21:06 • #
    Елена Шуткова

    спасибо за мнение!

  • 10 апреля 2009 в 22:57 • #
    Олег Калинин

    Пожалуйста Елена! Если зайдете на дискуссию, где обсуждаются правила управления, то там я описываю очень яркий примет работы этого принципа. Пример из собственной производственной жизни.

  • 11 апреля 2009 в 10:07 • #
    Елена Шуткова

    Олег, а ссылочку на эту тему могу узнать?

  • 12 апреля 2009 в 07:39 • #
    Олег Калинин

    Здравствуйте Елена! К сожалению больше этой темы не нашел но для Вас могу этот случай описать еще раз.
    Это произошло в году 91 -м. Я тогда трудился в должности Сменного мастера на ИЭМЗ ныне "КУПОЛ". Участок у нас был своего рода уникальный. Сплошь Обрабатывающие Центры. Производили в основном детали больших габаритов и небольшие корпуса. И была среди них одна которую мы ласково называли "Хомут". Ох и намучались мы с ней, пока вели отладку тех.процесса. Деталь очень "капризная" и ответственная. Ее назначение - придавать дополнительную жесткость очень важному устройству при транспортировке. Без нее ,уникальная техника позволяющая словно купол закрыть от воздушного нападения территорию радиусом 40 км - превращалась в груду ненужного цветмета.
    И вот однажды принимаю смену (вторую ) с 16-00 до 12-30. "Хомут" стоит на ОЦ . Для дальнейшей работы требуется замена приспособление. Далее сверление отверстий и отправка в термичку. Без операций термообработки деталь загибало "пропеллером" Только дал распоряжение менять приспособу. По проходу бежит с совещания у Гл. инженера. Зам нач. цеха по производству. Человек очень уважаемый . Бывший Саарший мастер этого участка.
    Диалог:
    Он: Где "Хомут"
    Я: Переустанавливаем для сверления.
    Он: Никаких сверлений, Я сказал ,что она в термичке и она должна быть там.
    Я: Но позвольте , Нарушим технологию . После термички сверлить отверстия будет сложно. Во всяком случае , для этого нужен будет опытный рабочий, а их всего 2 и придут работать в 1-ю смену.
    Он: Я уже доложил что "Хомут" в термичке и не разговаривай много. Возьми и отнеси его туда.
    Мне ни чего не оставалось делать как выполнить распоряжение. До термички было метров 70. Транспортных рабочих во вторую смену не было, Поэтому детали туда таскали сами. При этом можно было договориться с коллегой их термички, чтобы деталь обработали в первую очередь. Так и сделал. Но когда нас - позволял себе всю дорогу, нецензурные выражения и в адрес Зам. нача. и в адрес Начальника производства. Меня утешало в этой ситуации то, что в ней не Я один "ДУРАК". Полчаса назад в роли "ДУРАКА! был мой Зам. Нач. Деталь мы все же дали на следующий день в конце смены. Но бригадир "Операторов ОЦ", производя сверление, переломал много сверл и "выдал" готовую деталь благодаря своему мастерству. Правда, цикл ее изготовления задержался часов на восемь.
    В дальнейшем, наши профессиональные дороги с Зам. Начем. разошлись Он ушел руководить нарождающимися тогда бизнес- структурами. А меня поиски того, как не остаться вечным "ДУРАКОМ" , привели в стены "Спец.факультета по переподготовке кадров в области психологии" при С-ПбГУ

  • 29 апреля 2009 в 16:22 • #
    Елена Шуткова

    Олег, спасибо за личную историю!
    :-)))))))


Выберите из списка
2016
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009