Top.Mail.Ru
Коучинг и психотерапия: грани сотрудничества
19 сентября 2014 в 13:35

Коучинг и психотерапия: грани сотрудничества

Добрый день, уважаемые коллеги!

Недавно прочитал интересные истории о том, как коучи помогали менеджерам делать карьеру. Статья написана Станиславом Шекшней на сайте http://www.forbes.ru/column/32372-volshebnaya-sila-kouchinga. Я решил поделиться с вами данными историями, дополнив их своими комментариями и примером из личной практики.

История № 1. Укрощение строптивого
У одного из клиентов С. Шекшни возникли проблемы с заместителем по техническим вопросам. Тот был компетентным менеджером, но не всегда выдерживал сроки выполнения задач, периодически пропускал совещания и подвергал сомнению указания начальника. Душеспасительные беседы (клиент был сторонником гуманного менеджмента) натыкались на агрессивную реакцию. Посмотрев на динамику отношений начальника и его заместителя, поговорив с каждой из сторон и их коллегами, коуч предположил, что проблема связана с прошлым. Бунтовщик был одним из кандидатов на должность первого лица — так же, как и клиент (партнер) по коучингу. До этого они работали на должностях одного уровня, причем клиент появился в компании на год позже.

В ходе коуч-сессии клиент вышел на следующий план действий: 1) Провести обстоятельный разговор с замом, в рамках которого похвалить его знания и опыт и рассказать о решении передать ему дополнительные функции. Предоставить полную автономию в организации рабочего времени и управлении своим подразделением, оставив за собой контроль над результатами и сроками. 2) Чаще подчеркивать достижения и знания заместителя в присутствии третьих лиц. 3) Периодически предоставлять ему возможность проводить планерки с участием высшего менеджмента. 4) Время от времени клиент должен просить у него обратную связь о собственной результативности как начальника.
Подготовка к первому разговору заняла две недели. Обстоятельный клиент заучивал наизусть целые абзацы, вместе с коучем они провели с десяток инсценировок, в которых по очереди играли его самого и зама. Усилия не пропали даром. Неожиданно для коуча ситуация изменилась сразу же после первой беседы. Заместитель стал образцом дисциплинированности и преданным проводником идей руководителя. Вот такая сила коучинга.

История № 2. Трудности перевода
Всеволод занял пост СЕО крупной сырьевой компании после того, как ее приобрел финансовый холдинг. Довольно быстро у него появились сложности во взаимодействии с Евгением, гендиректором материнской компании. (Евгений одновременно являлся председателем совета директоров в компании Всеволода.) Топ-менеджеру казалось, что куратор постоянно недоволен его выступлениями на заседаниях совета. Действительно, несколько раз тот возвращал ему отчеты с достаточно резкими комментариями. Более того, Евгений начал приглашать к себе заместителей Всеволода для разговоров с глазу на глаз. Попытки что-то выяснить у самого председателя ни к чему не привели: тот говорил, что все нормально.

Всеволод начал подозревать, что руководитель думает о его замене, и обратился за помощью к коучу. По итогам анализа они предположили, что проблема — в разных представлениях об эффективной коммуникации. Вышедший из консалтинга Всеволод предпочитал длинные презентации с множеством цифр и деталей, считая, что это правильный способ взаимодействия с Советом и его председателем. А Евгений, предприниматель до мозга костей, предпочитал неформальные беседы, причем с участием большого числа вовлеченных в процесс менеджеров, и короткие меморандумы. Через месяц, благодаря коучингу, Всеволод освоил их написание, значительно сократил свои презентации и начал приводить на заседания Совета других менеджеров. Диалог значительно оживился, встречи с заместителями без генерального исчезли и Евгений начал демонстрировать Всеволоду свое расположение.

История № 3. Оратор раскрепостил подчиненных
Знаменитому СЕО British Petroleum Джону Брауну коучинг помог возглавить компанию. Перейдя из среднего звена в высшее, Браун понял, что неумение общаться с людьми сильно снижает его шансы на кресло первого лица BP. Он пригласил коуча для развития навыков публичной презентации — хотя с детства не любил выступать перед широкой аудиторией. Справившись с собственной речью и поведением, Браун стал первым лицом компании.

Что самое интересное, он продолжал совершенствовать навыки взаимодействия с внешними и внутренними контрагентами. После 10 лет регулярных занятий он стал любимцем журналистов и аналитиков и был признан одним из лучших бизнес-ораторов Великобритании.

Историю № 4 я приведу из своего недавнего личного опыта работа в качестве коуча. Ее можно назвать «коучинг и психотерапия: грани сотрудничества в работе по формированию уверенности».
Ко мне обратился успешный молодой человек, желающий построить свою карьеру в качестве телеведущего. И все у него хорошо: отличные внешние данные, хорошая речь, разностороннее образование, но как водится «ахилессова пята» тоже нашлась. Он патологически боялся выступать перед незнакомой, большой аудиторией. Попадая в такую ситуацию, старался отмалчиваться, боясь показаться неинтересным и некомпетентным. Кроме того, при виде большого числа людей голос у него начинал дрожать, пропадала уверенность и от былого красноречия в беседах со знакомыми людьми не оставалось и следа. Основной запрос был на формирование уверенного поведения в незнакомой среде при большом скоплении людей. В первую очередь мой партнер хотел научиться уверенно выступать и проявлять себя перед большой аудиторией.

Сразу хочу сказать, что работы была не простая, и у нас одной сессией с партнером (клиентом) не обошлось. В ходе работы с ним я применял различные методики системно-интегративного коучинга. Наше взаимодействие началось с сессии по горячему запросу (СГЗ), с которой потом начинались все наши встречи. Потом были применены техники си-коучинга «ТЭД» (технология эффективных достижений») и «Перевод значимой психологической ситуации в ресурс». Так прошли три сессии.

Результат появился, однако он был пока неустойчивым. Партнеру не хватало ресурсов, опираясь на которые он мог бы развить у себя уже устойчивые навыки уверенного поведения перед большими аудиториями незнакомых людей. И тут я решил применить психотерапевтические методики, чтобы «добыть» с клиентом необходимые ему ресурсы уверенности и «доставить» их в нашу ситуацию публичного выступления. В ходе четвертой встречи, завершив СГЗ, я вышел с клиентом из коучинга, и применил технику «Круги Силы» из арсенала психотерапевтических практик НЛП. Данная техника позволила не только найти необходимые ресурсы уверенности, но и закрепить их у партнера в ситуации его публичного выступления. После этого мы снова вошли в коучинг и завершили сессию по горячему запросу. Данный опыт показывает, что результаты коучинга могут усиливаться, если коуч, при необходимости, точечно применяет психотерапевтические техники при работе с партнером.

В итоге совместной продуктивной работы мы с партнером получили желаемый результат. В качестве домашнего задания ему было дано дважды выступить перед незнакомой аудиторией, перед которой ранее он испытывал чувство неуверенности. Партнер с честью прошел этот испытание и даже получил высокую оценку своего выступления от аудитории.

Уважаемые читатели, если вы чувствуете, что у вас есть задача (проблема), которую можно решить через занятия с профессионалом-коучем, не откладывайте дело в долгий ящик. Джон Браун не скрывал свои занятия с коучем и даже поощрял своих подчиненных и коллег к работе с коучами и тренерами. Таким образом, он посылал организации сильный сигнал о том, что всем — даже высшему руководству — нужно совершенствоваться и развиваться. Пример Брауна содействовал утверждению новой культуры лидерства в ВР.

http://igorlamanov.ru/

674
Комментарии (0)

Выберите из списка
2016
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009