Top.Mail.Ru
Лидер. Мнится мне или есть что-то созвучное лидерству в моей...
24 марта 2009 в 01:36

Лидер. Мнится мне или есть что-то созвучное лидерству в моей природе

Лидер. Мнится мне или есть что-то созвучное лидерству в моей природе.

Неделю назад была на выездной школе менеджмента.
Столкнулась с очень интересным феноменом. Выношу на обсуждение.
Собираются люди абсолютно не знакомые друг с другом. По случайному принципу делятся на группы. Примерно, 10 групп по 15 человек. Им предстоит целый день решать бизнес кейс.
Цель игры: отточить навыки работы в команде и получить практический управленческий опыт по определенным теориям менеджмента.
Целевая аудитория: взрослые люди с управленческим опытом от 2 лет.
В группах перед началом игры, изучается тема «Командные роли по Белбину».
И каждый в группе заявляет:

  • какая роль, ему наиболее близка и в каких ролях он наиболее, часто выступает в команде.
  • в какой роли он готов выступать в данной игре.
    Большинство людей определили себя либо координаторами, либо формирователями (лидерские роли). В роли исполнителя себя не индефицировал ни кто.
    Далее по приоритетам:
  • Разведчик
  • Мыслитель
  • Оценщик
  • Доводчик
  • Коллективист.
    Роли между собой поделили, безболезненно. Так как одну роль могли брать на себя несколько человек в группе.
    Начали играть. Далее, классика жанра – борьба за власть и лидерство, пару часов. А потом тишина.
    И тут на сцене и проявился – интересный феномен. Большинство людей заявлялись лидерами а, как до дела дошло…В каждой группе, выделилось одна-две рабочих лошадки, кто корпел над кейсом и как-то пытался привлечь к решению задачи остальных. И в большинстве, это были люди, кто себя особо, как лидеры не позиционировал. И эта ситуация с небольшой вариацией была в каждой группе. На вопросы о лидерстве, звучали ответы из серии: «в жизни то я ого-го, а тут… либо нет желания, либо так эта игра, либо у меня нет знаний по вопросу, либо, что-то не пойму, что со мной и т.д»
    Вот и вопрос у меня в связи с этим:
  • что некоторые люди неадекватно себя оценивают?
  • лидерство, так сильно зависит от контекста (где-то я лидер, а где-то совсем становлюсь безынициативным)?
  • тяжело, быть лидером среди лидеров?
  • или лидерство, так сильно связанно со знанием и экспертностью?
    Коллеги, помогите разобраться. Каковы Ваши версии? И встречались ли Вы с подобным?

P.S. Если кто не знаком с классификацией ролей, пишите вышлю тест с расшифровкой.

241
Комментарии (9)
  • 24 марта 2009 в 02:26 • #
    Андрей Анин

    Уважаемая Юлия,

    А психоролевые типы каждого участника по вопроснику Белбина определяли предварительно? Ведь психороли не делят - делят обязанности, и без учета психоролевого типа это часто приводит к плачевным результатам. Командная психороль - это качество менталитета личности. Навыком исполнения "несвоей" психороли можно овладеть при необходимости, но с бухты-барахты делить психороли - это абсурд! Спасибо Вам - я сейчас вижу, что был очень прав, когда разжевывал своим студентам необходимость как можно более раннего определения психороли каждого сотрудника и развития навыков выполнения "неприсущих" ролей.

    И почему в Вашем сообщениее указаны только 5 ролей, тогда как у Белбина их 8 основных и 1 дополнительная ("Специалист")?
    А организаторы игры - положа руку на сердце! - обладали достаточной компетенцией в данном вопросе, или "сунулись в воду, не зная броду", попытавшись слепо что-то у кого-то скопировать?

    Феномен, описанный Вами, при похожей подготовке похожих мероприятий закономерно возникает всегда, так что эта игра была заранее обречена на его возникновение. Тем не менее - не переживайте - все поправимо!

    С уважением,

    Андрей Анин из Одессы.

  • 24 марта 2009 в 09:23 • #
    Андрей Моисеев

    Здравствуйте Юлия!
    Вот взгляд со стороны.
    1. Мне кажется это наше прошлое (может и повторяюсь но слово лидер понимают не правильно (начальник, командир) поэтому каждый старается занять "теплое место".
    2. И да и нет. Можно просчитать развитие ситуации (дать возможность "вождям" "сломать шею" и быстрым решением выправить ситуацию (можете прокоментировать.)
    3 Тяжело особенно когда это псевдолидеры.
    4. Всенеприменно (как мне кажется.

  • 24 марта 2009 в 19:21 • #
    Юрий Курдин

    Мне кажется, что даже после изучения многие интерпретируют лидерство не совсем правильно, как не кого яркого, громкоголосого массовика-затейника.
    А лидер, по-моему, это тот, кто создает рабочее пространство и организует работу.
    И потом: сколько я раз видел кейсы и игры, связанные в том числе и лидерами и с распределением ролей, те кто выходят в начале как лидеры к середине затухают и появляются новые лидеры.
    Возможно, просто некая "заторможенность и осторожность" дает лидерам "второго эшелона" больше шансов разобраться в ситуации и выступить с более адекватными действиями, что и привлекает народ.

  • 26 марта 2009 в 13:20 • #
    Елена Асеева

    РАботая в молодёжной общественной организации сталкиваюсь с подобными явлениями даже у школьников и студентов. В новой группе временного коллектива человек либо открывает в себе совершенно новые качества, либо не способен раскрыть даже те, что имеет. Поэтому всегда разбиваю уже сложившиеся команды в новые микрогруппы, где им приходится коммуницировать с незнакомыми людьми. Это даёт возможность бывшим исполнителям в новом коллективе стать на позицию лидера.
    То, что вы наблюдали, вполне адекватная оценка себя участниками, но оценка, связанная с его постоянной "средой обитания".
    К слову о сложности взаимодействия лидеров. Однажды провела эксперимент и объединила в одну рабочую группу самых ярких участников профильной смены. Наблюдала как они решают поставленную перед ними задачу. Из отведённых 1,5 часа они час обсуждали механизм генерирования и выбора лучшей идеи, спорили. Зато в оставшиеся 30 минут успешно решили задачу.

  • 27 марта 2009 в 14:57 • #
    Юрий Волков

    "Если кто не знаком с классификацией ролей, пишите вышлю тест с расшифровкой."

    V#
    Скиньте, пожалуйста. Перечитаем.

  • 2 апреля 2009 в 10:31 • #
    Кирилл Захаров

    - что некоторые люди неадекватно себя оценивают?

    Многие люди себя неадекватно оценивают. А еще больше, элементарно, не понимают, что такое лидерство. "Быть лидером - это хорошо? - значит я лидер. А чего делать - непонятно."

    - лидерство, так сильно зависит от контекста (где-то я лидер, а где-то совсем становлюсь безынициативным)?

    Лидерство не только сильно зависит от контекста, оно само является контекстом работы группы. А по поводу сферы проявления лидерства есть огромное количество материала по ситуационным теориям лидерства. На мой взгляд самым интересным развитием этих идей являются ценностные теории.

    - тяжело, быть лидером среди лидеров?

    Здесь вопрос не в "тяжело", а в личной мотивации. Зачем мне быть лидером в данной ситуации? Что я выиграю? Возможно, я становлюсь лидером, когда могу сделать что-то лучше других и чем-то помочь. А, возможно, я становлюсь лидером, когда могу получить обильную порцию внимания от "вот этих классных девчонок в группе".

    - или лидерство, так сильно связанно со знанием и экспертностью?

    Связано, но не только со знанием. Необходимы некоторые навыки - установления отношений, коммуникации и т.д.

    И встречались ли Вы с подобным?

    Сейчас работаю с группой, которую я формировал из людей, каждый из которых яркий и талантливый человек. Каждый из них проявляется как лидер в других группах. И здесь начинаются колоссально сложные моменты. Если собираются незнакомые люди, то как правило выделяется один лидер и под него выстраивается вся иерархия (а иногда и лидер ее выстраивает), чтобы не терять их потенциал я дал группе свободу в этом отношении. Это приводит к острейшим баталиям и постоянным перехватам инициативы. Работать так сложно, но продуктивно. :)

    P.S. Если кто не знаком с классификацией ролей, пишите вышлю тест с расшифровкой.

    Высылайте. #

  • 5 апреля 2009 в 23:02 • #
    Елена Хегай

    Юлия, Ваше описание работы группы из лидеров напомнило мне (простите :)) эксперимент с крысами.

    Помните? - В клетках с шестью крысами после периода прояснения отношений появляются две крысы-эсплуататора, две эксплуатируемых, одна автономная и одна крыса- козёл отпущения. Если затем крыс-эксплуататоров ( Лидеров :)) собрать в одну клетку, то они грызутся там до тех пор, пока не воспроизведут в своей команде ту же структуру ролей (эксплуататоры, эксплуатируемые, автономная и крыса-козел).

    Может, в вашей команде и правда все были лидеры... но увы... одной команде не нужно 6 лидеров. Да и Белбин писал, что команды из Лидеров показывают самые низкие результаты.

  • 6 апреля 2009 в 03:11 • #
    Андрей Анин

    Ау, - допустим, сам по себе исходный вопрос выглядит слишком подозрительно - смахивает на провокацию ради получения суждений специалистов. Буду рад оказаться в этом неправым, но тогда выходит, что это мероприятие - просто блеф, да еще и неграмотно разыгранный :(((

    Ю.В.: "Собираются люди абсолютно не знакомые друг с другом. По случайному принципу делятся на группы. Примерно, 10 групп по 15 человек. Им предстоит целый день решать бизнес кейс. Цель игры: отточить навыки работы в команде и получить практический управленческий опыт по определенным теориям менеджмента."

    А.А.: "Выходит, что это априори были не команды по Белбину, способные добиваться успеха в совместной деятельности, а просто группы, подобные пассажирам в троллейбусе - каждый едет по своим делам и просто случайно оказался вместе со всеми остальными в этой колымаге, но если водитель резко затормозил, то можно (и не страшно!) сообща дружно его обматерить. Стадо, проще говоря... А что такое "практический управленческий опыт по определенным теориям менеджмента" мне, по собственной безграмотности, непонятно совсем."

    Ю.В.: "В группах перед началом игры изучается тема «Командные роли по Белбину»."

    А.А.: "А это еще зачем? Уже ж все поделено! А еще что-нибудь рассказывали о построении и функционировании эффективных команд по Белбину, взамоотношениях носителей определенных психоролей, их сильных и слабых сторонах, способах кооперирования и снижения конфликтности носителей одинаковых психоролей? Или организаторы мероприятия решили, что "этот пипл все схавает"?"

    Ю.В.: "И каждый в группе заявляет, какая роль, ему наиболее близка и в каких ролях он наиболее часто выступает в команде, и в какой роли он готов выступать в данной игре."

    А.А.: "Ну, это и коту понятно. Когда мы - мальчишки - в детском саду, бывало, в войнушку играли, то никто не хотел быть "фашистом" или "предателем". Каждый заявлял, что именно он - будущий Герой Советсткого Союза - и поэтому с самого начала ну просто обязан быть советским командиром! :)))"

    Ю.В.: "Роли между собой поделили безболезненно. Так как одну роль могли брать на себя несколько человек в группе."

    А.А.: "А по Белбину-то каждому члену команды присущи несколько психоролей - одна "основная" и как минимум одна, а то и несколько "дополнительных". При физической невозможности выполнять свою "основную" психороль включаются возможные к выполнению "дополнительные" психороли. Наоборот, - когда одинаковую психороль в команде пытаются играть несколько таких особей, для кого она "основная", то конфликт между ними просто неизбежен и ведет к развалу."

    Ю.В.: "Начали играть. Далее, классика жанра – борьба за власть и лидерство, пару часов. А потом тишина".

    А.А.: "Классика жанра здесь - борьба за самоутверждение, свойственная амбициозным членам примитивных групп, возникших вследствие некомпетентности организаторов мероприятия, если только г-жа Юлия Вечернина нас не разыгрывает :)))".

    Впрочем, самый главный просчет здесь, по-моему, в следующем.

    Один из принципов командообразования и достижения командного успеха заключается в том, что каждый член команды рассматривает ее общую цель как самую важную для себя самого, и ради ее достижения готов пожертвовать своими личными амбициями, при необходимости уступить свою ведущую роль тому, кто в данный момент сможет сыграть ее более эффективно, подставить свое плечо тому, кто в данный момент в этом остро нуждается, подать пример эффективной работы, оказать психологическую поддержку другим членам команды. Такие способности очень хорошо проявляются в ходе несложного теста: члены группы, плотно завязав глаза, следуют цепочкой друг за другом наощупь, держась за веревку, натянутую между веток плотного кустарника. Идущий впереди - лидер - ощупывает положение веревки среди ветвей и вслух объясняет идущим вослед, как им следует обходить препятствия. Если лидер не может найти правильный путь или не может преодолеть препятствие, то должен уступить роль "впередыдущего" следующему за ним члену команды, а самому занять последнее место в цепочке

    Похоже, что именнно этим и другим исключит


Выберите из списка
2016
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009