Top.Mail.Ru
Можно ли научить быть лидером?
23 января 2009 в 20:43

Можно ли научить быть лидером?

Уважаемые коллеги, предлагаю к обсуждению тему: А можно ли обучить человека лидерству? Каждый может быть лидером или это удел избранных.
Сейчас программы по лидерству очень популярны, судя по запросу Компании как будто бы мечтают иметь менеджеров-лидеров, Зачем они им нужны и что при этом имеют в виду Заказчики подобного обучения это еще один интересный вопрос:)

1252
Комментарии (52)
  • 23 января 2009 в 21:03 • #
    олег хаймович

    по моему мнению лидер это просто создатель ценностей, неважно духовные или материальные... тогда следует, что если научить человека создавать ценности то получиться лидер...

  • 23 января 2009 в 21:31 • #
    Сергей Стадник

    Лидерству нас уже учат, возьмём школьные годы, посмотрим наших классиков, где они описывают, качества лидера, где на подсознании говорится, что мужчина, глава семьи, а значит лидер. Хотя в реальной жизни не всегда так. А возьмём романы военных времён, где хорошо написанно, каким должен быть лидер.

    Лидер это не тот, кто сидит в офисе и подписывает приказы. Лидером может быть и простая доярка. А посмотрите, как играют дети у них уже есть лидеры, при чём в разных играх лидеры меняются. Давайте посмотрим на наших братьев меньших, там ни кого ни чему не учат, а лидеры, вожаки есть в любой стае.

    Соглашусь с тем, что быть лидером это удел избранных, только не небом, а нами, ведь лидера мы сами выбираем, пойти за человеком, или нет, это право остаётся за нами.

  • 26 января 2009 в 22:00 • #
    Малиновский Илья

    Раньше лидерам выдавали значёк: "Бросившимся под танк!". В современном мире Лидер это профессионал высокого класса, у которого в руках и "дело горит".

  • 2 февраля 2009 в 15:40 • #
    Лия Гри

    Сергей, а на основании чего Вы "выбираете сами" лидера? А откуда лидер "берет" те качества, которые Вам в нем необходимы? А как он генерирует харизму, чтоб Вас увлечь?
    Позвольте привести пример: моему сыну было 3 года, когда он легко мог подвигнуть свою детсадовскую группу на выполнение им поставленной задачи. Вы считаете он обучался лидерству?

  • 2 февраля 2009 в 16:45 • #
    Сергей Стадник

    Лия некоторые качества лидера. Мы преобретаем смотря мультики (дети в ранем возрасте), слушая сказки, наблюдая поведение родителей, бабушек, дедушек. Мы сами родители подерживаем некоторые начинания своих детей. И ребёнок видит если за какие то действия ребёнок не получает ни какой реакции со стороны родителей, то он правильно поступает, делает. Если вы хотите воспитать лидера, то вы на подсрзнании уже одобряете все лидерские качества своего ребёнка. Ну и ещё много разных факторов, это здоровье, целеустремлённость. Ну а если честно, если бы я знал, как воспитать лидера, я бы был самым богатым человеком.

  • 3 февраля 2009 в 14:58 • #
    Лия Гри

    Если немного углубиться в генетику, то мы поймем, почему у Вашего Будущего сына будут голубые-зеленые-серые глаза, так и характер - это данность.
    А разве лидер - это среди прочего не характер человека? Мультики, поведение родителей и т.д. - это зацепки.
    Еще пример: У меня ДВА сына! И предупреждая ваше следующее высказывание по поводу перворождения, няньки и т.д.: тот, о котором шла речь - МЛАДШИЙ!
    Лидер рожден быть таким!

  • 3 февраля 2009 в 16:24 • #
    Сергей Стадник

    Лия я с вами полностью согласен, некоторые качества человек приобретает по наследству, другие качества, появляются во время воспитания. Но моё личное мнение, любой человек является лидером. Только один человек лидер, может увлечь за собой миллионы, другой тысячи, третий сотни, но есть и такие которые являются лидером, для одного человека, возьмём к примеру мужа и жену.

    Всегда, кто то для, кого то в жизни является лидером. Иногда человек и не знает, что для, кого то он лидер, с него хотят брать пример, а ведь мы хотим быть похожими на лидеров. Ведь если посмотреть на рождение человека. Миллионам сперматозоид был дан старт и в этой гонке победил один, который и попал в женскую яйцеклетку, в итоге и получился человек, так, что изначально появившийся человек на белый свет он уже лидер, ведь ему на самой раней стадии уже приходится шевелиться, что бы стать в дальнейшим, супер лидером.

  • 4 февраля 2009 в 13:02 • #
    Лия Гри

    Можно конечно изменить ментальность ужа и сделать его гадюкой, вевоятно с этим справится суперовый, а может и не слишком, коуч, но как же быть с необходимой примочкой - ядом? Это все же генетика!
    Лидер "кто-то для, кого-то" - это, в основном, формальный лидер мнений в узкой целевой группе с позиции занимаемой должности (ведь муж - это тоже должность).
    А я-то говорила о неформальном лидере, оказывающем влияние на людей при помощи своих способностей, умений и т.д.

  • 8 марта 2009 в 13:37 • #
    Виктор Семенов

    Задатки лидерства от природы различны, кому-то больше досталось, кому-то меньше. Но задатки есть практически у всех. Музыкальный слух можно развить. Прирожденные спортивные задатки можно развить, если упорно над ними работать. Так же и лидерство. Раз в столетие рождается Моцарт, которому лучше не мешать образованием, он уже имеет от рождения все что надо. Но большинству нужна помощь, или как минимум, благоприятные условия.

  • 8 марта 2009 в 21:22 • #
    Сергей Стадник

    Нет единого правила воспитания лидера. Еслибы была такая формула по выведению лидерских качеств и на земле было бы всё по другому. А у нас много людей на тех местах на которых они не должны находиться. В таких случаях нет лидерских качеств, а есть волосатость рук.

  • 10 марта 2009 в 09:01 • #
    Виктор Семенов

    Сергей, не так все плохо в этом Мире. В этом лучшем из миров.
    Есть такие правила воспитания лидера. "Нет единого правила", да и не нужно, зачем должно быть единое правило? Чтобы гарантированно вылепить лидера из любой букашки? Да, бывают случаи, когда тщедушный в детстве ребенок упорным трудом делает себя сильным и становится чемпионом. Есть примеры. Ну, тогда можно сказать, что есть единое правило: при сильнейшем желании и упорным трудом любой человек может стать лидером. Но Вы же имели в виду другое? Печь лидеров как пирожки из обыкновенных людей? А вот это уже фантастика.

  • 10 марта 2009 в 13:05 • #
    Сергей Стадник

    Лидеров ещё и отстреливают. Так лучше их напечь, как пирожки и пусть они всегда будут, вот когда их нет тогда плохо. Прошлый опыт когда из кухарок и трактористов делали лидеров, за месяц , не оправдал себя. Эти антилидеры завели Россию в болото, теперь приходится работать локтями, что бы солнышко увидить. Оринтировать на лидеров надо всех, детей с раннего детства, вот самые пробивные и талантливые и всплывут.

    Вот возьмём пример в военных училищах, там учат всех одинаково, а вот генералами становятся не все, но все готовы, потому, что прошли подготовку и в любой момент могут повести народ к победе. Убрали одного, небеда знамя подымет другой, ведь есть в строю подготовленный.

    А у нас перестали лидеров клепать, вот самые нахальные, уголовного типа и вылезли. Потому, что интелегенты в будущем настоящие лидеры не имеют подержки в обществе. Стереотип, мышление стёрли у народа. Стране выгодны болванчики и лизоблюды. А настоящий профессионал он не боится, он везде востребован. Тольке не всегда угоден, потому, что умеет думать.

  • 24 марта 2009 в 15:34 • #
    Алексей Мишин

    Сергей, позволю с вами не согласиться в части школы. К сожалению, школа не учи т лидерству, хоть и должна.
    Думаю, что отдельный предмет по лидерству (именно лидерству а не выпячиванию) дело недалекого будущего...

  • 25 марта 2009 в 15:54 • #
    Сергей Стадник

    Уважаемый Алексей. И школа, и детский сад, формирует понятие лидерства у человека, Уже в школьные годы школьник, старается на кого то быть похожим, хочет кому то подражать. И только на человека котрого он считает лидером, он хочет быть похожим. Правильно организованные уроки литературы, могут дать понятие лидера, на примере, героев разнообраных романов, рассказов, ведь лидер это не тот, кто не слушает родителей, курит, прогуливает уроки. На данный момент поменялись ценности и лидеры порой не те, кто учится на отлично, а тот, кто курит и матом ругается.

    Но я считаю, что эталонна лидера, нет и с каждым десятилетием, качества лидера меняются, Но есть несколько черт, без которых лидер не может быть лидером, это к примеру, Уважение старших, опрятность, преданность своей цели, умение повести за собой, именно повести, а не стать в строй с массами, а что бы повести за собой надо чем то выделяться. Из - за того, что люди не знают точного определения, кто такой лидер и что это такое отсюда и непонятки.

    Вот вы к примеру спросите у своих близких, что такое любовь и все ответят по разному, так же и с лидером. А вот школа и должна формировать понятия лидера. Прежде чем объяснить, кто такой лидер, сам учитель или преподаватель, должен быть лидером и иметь авторитет у учеников. Лидер не думает, что и как, он ведёт за собой своим личным примером.

  • 25 марта 2009 в 15:55 • #
    Алексей Мишин

    Сергей, наверное, я отстал..
    Но мне кажется то, что вы написали - школа делать ДОЛЖНА, но делает ли?

  • 27 марта 2009 в 14:55 • #
    Сергей Стадник

    Вы не отстали, а наоборот движетесь вперёд, а при движении вперёд челоек внимательнее смотрит по сторонам, его начинает интересовать, то, что раньше не заслуживало внимания. На самом деле, ни кто ни чего не должен, просто каждый должен быть на своём месте и полностью отдаваться своему делу, труду.
    Но реальная жизнь совсем другое. У нас ценности потихоньку поменялись. А всё из за того, что к власти пришли люди не понимающие, что они хотят. Эти люди для себя определиться не могут, а про других они тем более не думают. Удачи.

  • 23 января 2009 в 21:32 • #
    Валерий Козлов

    1. Нет
    2. Это их бизнес

  • 23 января 2009 в 21:44 • #
    Игорь Третьяков

    Я думаю, что большую часть лидерских качеств можно человеку дать (обучить),
    НО,... необходимы и культурные ценности (привитые с детства), если ВЫ начинаете готовить (обучать) ЛИДЕРА с детских лет, ТО КОНЕЧНО МОЖНО СДЕЛАТЬ СИЛЬНОГО ЛИДЕРА - МЕЕДЖЕРА.
    Если вы берете взрослого человека, необходим тестовый отбор (некоторые люди не хотят или не имеют права быть ЛИДЕРАМИ.

  • 23 января 2009 в 22:12 • #
    А В

    На лидера нельзя обучать, лидера можно выявить, создаётся ощущение, что наряду с дилерами, киллерами появилась новая профессия- лидер. Лидер- это не профессия, лидер- это призвание... И как правильно заметил Сергей, там где один лидер ведёт, в другом месте возьмёт преимущество его подчинённый.

  • 23 января 2009 в 22:41 • #
    Андрей Моисеев

    МОЖНО, а нужно ли. Это личное решение каждого. В любом коллективе есть свои лидеры (надо их увидеть и поддержать) и НЕ НАДО создавать искусственных лидеров и делать из них руководящие кадры. С другой стороны может создаться "вилка" когда в каком-то коллективе лидер работает в "пику" (имеет больший авторитет или как раньше их называли "неформальный лидер") руководству, начальству. Тут уже все зависит от умения руководства управлять коллективом.

  • 24 января 2009 в 00:39 • #
    Дмитрий Розов

    Обучить лидерству можно,но создать лидера из человека ,совершенно не имеющего лидерских качеств нельзя.Для создания лидера используется НЛП.
    Обычно лидеры относятся к сектору D(модель DISC).Более подробно смотрите
    ru.wikipedia.org/wiki/DISC_assesment (по модели DISC).

  • 24 января 2009 в 11:30 • #
    олег хаймович

    продолжаем разговор о лидерстве. по моему мнению лидер может быть всяким, в том числе нулевым. самое важное иметь в поле внимания поставленную цель, держать ее в поле внимания и отслеживать динамику развития в коллективе. его главная задача провести коллектив к цели через маски, хаос, взаимные упреки и пустоту (безразличие). важно обнулиться и находиться в метопозиции, как можно меньше давать рекфлексию команде.

  • 24 января 2009 в 13:55 • #
    Михаил Коноплев

    Выдвину гипотезу ,что лидера воспитать можно и нужно. Конечно почва должна быть благоприятная. То есть не из любого человека лидера можно воспитать. Но с другой стороны, человек может быть по природе лидером, но не умеет применять свои знания и интуицию на практике. Очень действенный метод воспитания - личный пример. Не знаю как это сформулировать, но то, что это работает доказано неоднократно.

  • 24 января 2009 в 16:08 • #
    Анатолий Воробьев

    Можно ли научить любого человека прыгать выше головы? Очевидно- нет. Но правильно прыгать научить можно. А дальше пусть тренируется сам. Отбирать лидеров? Они, обычно, сами себя "выбирают". А с некоторого момента самоназначенный и назначенный лидеры становятся помехой. Тогда очередной кризис капитализма их "убирает". Вот при социализме нет такого механизма, поэтому СССР и рухнул.

  • 24 января 2009 в 21:58 • #
    Михаил Акимов

    чтобы говорить можно ли научить быть лидером или нет, нужно сначала разобраться почему одни лидеры, а другие нет.
    Доходчиво о лидерстве описано здесь: http://gilbo.ru/?page=lec1

  • 24 января 2009 в 22:24 • #
    Олег Калинин

    Человека конечно можно обучить навыкам лидерства. но только проявиться они могут не везде и не всегда, а тогда когда возникнет ситуация где человек может проявить себя как лидер.

  • 24 января 2009 в 22:43 • #
    Леван Песвианидзе

    Ответ на вопрос похож на дугой: "Можно ли из любого человека сделать певца-профессионала?". Научить пению можно почти любого человека (даже без музыкального слуха) но для того, чтобы он стал певцом, нужен природный талант.
    И здесь также: кое-каким приемам лидерства людей можно обучить, но сделать из любого человека Александра Македонского или Джека Уэлча - утопия.

  • 24 января 2009 в 22:56 • #
    Андрей Корыгин

    Лидерским ухваткам обучают и обучать будут. Ибо бизнес. Вот только они ухватками и останутся... А механизма клонирования лидеров ещё, к счастью, не придумали.

  • 25 января 2009 в 10:10 • #
    Юрий Кийков

    Обучить можно ТОЛЬКО ситуационному лидерству. При этом - максимальный срок пребывания в этой шкуре - 3 года (без вреда для здоровья).

    Лидер - это биологическая категория. Если человек родился биологическим лидером, то за ним будут идти люди, какую бы ахинею он при этом не нес...

    И, кстати, элементарная ячейка общества это лидер последователи.
    Если в семье нет лидера, то это неполная семья и она "приклеивается" к той группе где есть биолидер. Это может быть замаскировано по-разному. "Мы часто ходим в гости к тете Моте, потому что у нее вкусные пирожки". И т.д.

    Аналогично в бизнесе. Ситуационные лидеры могут вести процесс, но не долго. Успешного бизнеса без биолидера в долгосрочной перспективе не бывает.

  • 25 января 2009 в 20:53 • #
    Бауржан Байшагиров

    Лидер - непостоянная характеристика.
    Лидер в науке не может может быть лидером и в спорте, и в конкурсе красоты. В сетевом бизнесе лидер - это человек, способный создать, обучить и поставить на ноги команду лидеров. А это труд, который приносит и психологическую закалку, и материальные поощрения, и человек, ставший лидером сетевого бизнеса может добиться многого и в "несетевом" окружении, даже устраиваясь на работу сможет быстро стать "авторитетом", так как сетевой бизнес даёт НАВЫКИ ведения переговоров, отсутствие страха отказа, умение объяснять свою точку зрения и т.д.
    Проверьте себя в сетевом маркетинге! Сможете стать лидером - молодцы! Или страшно? В любом случае лидерские навыки приобретаются, может любой трус стать героем - стоит только захотеть

  • 26 января 2009 в 07:17 • #
    Леша Смирнов

    Можно. А оно Вам надо?
    Если Вы не являетесь им, так ли уж необходимо себя заставлять стать лидером? Ведь это глобальная ломка личности. И подумайте, будет ли Вам комфортно в новой стязи. Может следует выбрать иной путь, у? ;)

  • 26 января 2009 в 18:57 • #
    Наталья Беляева

    Добрый день, коллеги!
    Екатерина, Вы задали хороший вопрос. :)
    Мое мнение, что есть природное лидерство, которое дается не всем. есть функциональное лидерство, которому можно обучить, но это действует до тех пор пока человек не столкнется, со стрессовой ситуации, только в ней может правильно принять решение природный лидер, а человек с приобретенными лидерскими компетенциями, может перейти в позицию исполнителя. так, что мой вывод, что лидером стать не возможно, но можно принять поведение лидера.
    Были примеры из практики, которые подтверждают этот тезис:).

  • 26 января 2009 в 21:05 • #
    Александр Векшинский

    Я могу сделать лидера из полного г...на, но оно должно об этом заявит:)

  • 26 января 2009 в 21:50 • #
    Александр Селиванов

    Из полного говна получаются говенные лидеры. Оно кому-нибудь нужно?

  • 26 января 2009 в 22:53 • #
    Татьяна Тютина

    как из г...на конфетку не делай, всё равно г...цом попахивать будет :)

  • 27 января 2009 в 07:31 • #
    Леша Смирнов

    Встречный вопрос.
    А всегда ли Лидеру следует быть лидером? Может ли он позволить "порулить" другим, уйдя в тень?

  • 27 января 2009 в 12:42 • #
    Екатерина Слободян

    Коллеги, спасибо за ответы, очень надеюсь на дальнейшее продолжение темы в силу ее актуальности.
    Позволю себе подвести некторые итоги.
    Основные идеи:
    1. Лидерство скорее всего врожденное качество человека. Т.е. лидером можно только родиться.
    2. Кое-чему из лидерских качество все же можно обучиться, но не факт что эти качества будут полностью усвоены и проявляться в ситуации стресса. Могу предположить, что здесь речь идет об обычных менеджерских компетенциях, которые должны быть у любого приличного руководителя. И из моего опыта работы с Заказчиками, когда они говорят о тренингах Лидерства, чаще всего это запрос на ликбез для руководителей: все та же мотивация, планирование, делегирование, презентация и т.д.
    3. Лидерство может буть ситуационно: в одних ситуациях человек ведет себя как лидер, в других - совсем нет.
    4. и были еще ряд мнений в которых предлагалось разобраться в понятиях, те.е определиться с тем, кто же такие эти Лидеры, чем они отличаются от простых смертных.

    Предлагаю для начала определеиться с компетенциями: какими компетенциями обладает лидер? (предлагаю под компетенциями, если это возможно, рассматривать то, что может быть измерено и продемонстрировано, например "использует различные инструменты целеполагания") обладает лидер? или наличие каких компетенций отличает Лирера от не-лидера.
    Харизму компетенцией посьба не считать:)

  • 27 января 2009 в 13:32 • #
    Леша Смирнов

    Давайте для затравки:
    1. Смелость в поступках - делать то, что другие еще не делали.
    2. Ответственность за свои поступки _перед собой_.
    3. Непредсказуемость.

  • 27 января 2009 в 20:21 • #
    Татьяна Тютина

    ваш вариант мне нравится больше...жалко что таких лидеров очень мало..
    ещё пожалуй добавлю...
    4. Чтоб глаза горели

  • 28 января 2009 в 11:05 • #
    Кирилл Захаров

    1. Уникальные (по отношению к группе) знания, необходимые для решения групповой задачи.
    2. Инициативность и активность.
    3. Стремление развиваться.

    Лидерство - не врожденная характеристика. Это социальное свойство индивида, которое может проявляться только в группе. Лидерство необходимо воспитывать.

  • 28 января 2009 в 22:24 • #
    Ольга Береславская

    Научить - вряд ли (хотя все в этой жизни не без исключений), а вот стать - конечно можно!

  • 28 января 2009 в 23:07 • #
    Юлия Вечернина

    Интересно, Ольга, а что кроется за этим посланием?
    Человек не обучаем. Лидерству обучить нельзя. Навык не устойчив. Или….
    А стать можно. Это, что жизнь заставит или твой спящий потенциал в какой-то момент раскроется. Когда это может случиться и надолго ли можно стать лидером?
    У Вас интересная точка зрения, раскройте пожалуйста.

  • 29 января 2009 в 09:41 • #
    Ольга Береславская

    Юлия, за каждым посланием что то кроется в принципе:)

    Про "человек не обчаем и лидерству нельзя обучить" я не говорила - это не точное перефразирование. "Вряд ли" - это все же, когда есть возможность. Процесс обучения, не секрет, тогда является обучением, когда один человек передает знания, а другой (и здесь самое важное) получает эти знания, при этом не просто получает, а прикладывает их (примеряет) к совему "я". На практике лидерству к сожалению, только обучают. Принимающая сторона чаще "молчит" и внемлет, а обучающий по определенной или неопределенной причине не смотрит, принимает ли вторая сторона обучение (меняется ли и т.п.).

    Согласна с вами, что иногда и жизнь заставляет раскрыть свой потенциал. Но вот когда это может случиться - в каждом отдельном случае. Думаю, Вы из своей практике это отлично знаете.

    Мнение субъективно.

  • 29 января 2009 в 21:16 • #
    Игорь Васюков

    Успешный менеджер (-лидер): взгляд через призму компетенций

    В самом деле, несмотря на то, что здравый смысл подсказывает – знания менеджеру, особенно в сфере его повседневной деятельности, очень нужны, мы с вами можем наблюдать тысячи и тысячи примеров того, что это не совсем так. Люди, не имеющие профессионального образования, не особенно рафинированные и даже несколько грубоватые и вульгарные, "били, бьют и, видимо будут бить" в этой области человеческой деятельности людей с великолепным профессиональным образованием и хорошими манерами. Великую предпринимательскую Америку сплошь делали если не совсем законченные хамы, то люди, которые без особых рефлексий сметавшие всех и все, что стояло на пути к их цели.

    Можно ли, например, говорить о том, что предпринимателя "делают" некие личностные качества, например, "железная" воля, или твердая жизненная позиция, убеждение, что он должен прокладывать себе дорогу к успеху, деньгам и счастью исключительно предпринимательским путем? И это, не совсем так. Жизненная практика показывает, что в предпринимательскую стезю часто приходят люди никогда себя к ней не готовившие, оказавшиеся позиции предпринимателя лишь в силу обстоятельств, но, тем не менее, добивающиеся там заметных успехов.

    Что же получается, если так трудно определить формулу менеджерского успеха, то за решение этой проблемы вообще не стоит браться?!

    Нет, с такой радикальной позицией мы тоже никак согласиться не можем. Однозначного ответа, что нужно знать и уметь каждому конкретному предпринимателю, не существует, но попытаться увидеть хотя бы и несколько смутный абрис решения проблемы, можно и нужно.

    Сегодня в образовании, при оценке того, что необходимо знать и уметь профессионалу того или иного типа, стало модно подходить с позиций компетентностного подхода.

    Компетенции – это не знания, умения и навыки, о которых принято рассуждать в традиционном подходе к образованию. Компетенции предполагают такой набор характеристик, который человек реально демонстрирует в своем поведении по отношению к делу, к людям, предмету своей активности. Это означает, что одних знаний о том, что это и как с этим работать – недостаточно. Ведь за тем же менеджерским поведением человека лежат определенные жизненные ценности, мотивы, смыслы, способности. Именно их мы и должны уловить, чтобы отважиться делать какие-то суждения по поводу того "будет или не будет из это человека толк". В смысле менджмента, конечно.

    Мы бы попытались вывести модель компетенций необходимых менеджеру через четыре блока компетенций, в основе которых лежит понятие эффективности: образовательной, личностной, лидерской операционной и стратегической. В той или иной мере, успешный предприниматель должен обладать и устойчиво демонстрировать каждую из них.

    Образовательная эффективность предпринимателя предполагает наличие сформированной учебной деятельности и системности мышления, наличие широкого кругозора, понимание бизнеса, в котором работает предприниматель, знание объектов управления (производство, персонал, сбыт, маркетинг, финансы и др.), знание инфраструктуры бизнеса, менеджерских функций, основ инновационного и стратегического менеджмента и, конечно же, жажду "работающих" знаний, стремление получать эффективные и полезные в своей деятельности представления о мире и способов взаимодействия с ним.

    Личностная эффективность менеджера предполагает:

    - лояльность управленческой культуре компании, которую он считает "своей", разделяет ее ценности и стремится поддерживать их в реальной деятельности и образе своей жизни;

    - работоспособность, или стремление выполнять большие объемы работ за единицу времени, демонстрация длительных физических и умственных усилий;

    - организованность, т.е. отличные навыки управления временем, эмоциями, мышлением, умение четко расставляет личные приоритеты, дисциплинированность, ответственность;

    - эффективную коммуникацию, т.е. наличие прекрасной лексикой, умение хорошо формулировать суть предложений, владение письменной и устной речью, демонстрация способности к пониманию собеседника, аудитории

  • 7 февраля 2009 в 19:09 • #
    В К

    Можно "натаскать" человека играть роль лидера какое-то время!
    Но без постоянных подсказок-"костылей" такой лидер быстро сойдет с трассы.
    Пример: Михаил Горбачев и его коуч - Раиса.

    Можно считаться лидером, занимая высокие посты, занимая их по ряду причин.
    Пример: Ходорковский.

    Можно быть прирожденным лидером.
    Но успешность самореализации в этой роли зависит от многих причин.

  • 17 февраля 2009 в 04:49 • #
    Александр Молярук

    Можно ли научить стать лидером - НЕТ, а можно научиться быть лидером - ДА

    Можно ли научиться творить? вот ссылочка на книжку зарубежного автора "Как быть креативным" Хью Маклеод, плюс в нагрузочку Книга "Секрет" и рекламка нашего с Олей Кабалик нового обучающего курса.
    http://depositfiles.com/files/kmnbtsenm

    Архив всего 1,37 Мб.

  • 17 марта 2009 в 10:24 • #
    Елена Асеева

    На мой взгляд, нельзя обсуждать понятие "лидер" в отрыве от понятия "команда". И вот тут еще одна тема всплывает: лидер делает команду или команда лидера???

  • 23 марта 2009 в 23:43 • #
    Юлия Вечернина

    Елена, вопрос очень интересный, откройте новую тему. Тогда возможно состоится интересная дискуссия. Когда тема давно открыта, многие на нее перестают заходить.
    Жду в новой теме, есть, что обсудить.

  • 26 марта 2009 в 13:23 • #
    Елена Асеева

    Согласна.

  • 24 марта 2009 в 15:36 • #
    Алексей Мишин

    Лидер вполне может быть одиночкой

  • 24 марта 2009 в 21:29 • #
    Юлия Вечернина

    Алексей. Поясните позицию. Лидер сам для себя? Или ходит бродит одинокий волк лидер, видит группа на горизонте.........
    На мой взгляд лидер может проявится только в контексте группы.
    ВИКИПЕДИЯ (глас народа):
    Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

  • 4 апреля 2009 в 19:15 • #
    Елена Хегай

    Если рисовать грубыми мазками, то, по сути, Лидеру нужны две мега-компетенции
    1. ВИДЕНИЕ. 2. ВЛИЯНИЕ.

    ВИДЕНИЕ - увидеть в небе звезду, которую не видит никто, и поверить в нее и в возможность достижения. Можно ли развить эту компетенцию? На первый взгляд, нет: вот развиваю-развиваю у себя, но пока не очень получается :)). Но недавно была в ОТУМКе на мастер-классе Тимофея Нестика, именно про это. Он считает, что можно, и показывал, как.

    ВЛИЯНИЕ - убедить других, что в небе есть та самая звезда, и вдохновить последователей на ее достижение. Конечно, во влиянии есть навыки тренируемые (в пределах одной жизни :)). Но в соответствии с традиционном представлением : для того, чтобы влиять, нужна Харизма. Это тоже неоднозначно: Коллинз пишет, что харизма может даже мешать и что (почти дословно) харизма это недостаток, от которого, к счастью, можно избавиться.

    Почему компании хотят Лидеров? По-моему, уместно это рассматривать с точки зрения задач, стоящих перед компанией, и стадии развития компании (например, по Адизесу). В какие-то периоды Лидеры компании точно не нужны...


Выберите из списка
2016
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009