В МВФ работают настоящие профессионалы!
31 октября 2010 в 22:35

В МВФ работают настоящие профессионалы!

Единая Россия» в Госдуме поспешно приняла в первом чтении (19 октября) законодательные изменения в порядок участия Российской Федерации в деятельности МВФ. Правки вносятся не только в закон о Центральном Банке, но даже в Постановление Верховного Совета, который уже 17 лет как расстреляли из танков.

Какое нам дело до МВФ?
Казалось бы, чем вызвана такая законодательная активность? Объяснение простое: МВФ срочно понадобились деньги, причем немалые, и самый лучший министр финансов Алексей Кудрин спешит им на помощь.

О каких же деньгах идет разговор?
Автор: Алексей Багаряков

В пояснительной записке указано, что речь может идти о привлечении средств в размере 100% и более от квоты, которая для России составляет почти 9,5 млрд. долларов, из которых сегодня использовано менее двух. Далее, говорится, что в ближайшее время российская квота может быть повышена, что означает еще несколько миллиардов долларов дополнительных вливаний. Наконец, Россия собирается принять участие в финансировании деятельности антикризисного фонда МВФ объемом 600 млрд. долларов. Министр финансов пояснил, что речь в ближайшей перспективе может идти о 15 млрд. долларах, которые пойдут на покупку облигаций Фонда, если у МВФ будет потребность в кредитных ресурсах. Финансироваться все это будет за счет валютных резервов страны. В общей сложности участие России в деятельности фонда в ближайшие год-полтора может достигнуть 20-25 млрд. долларов.

Деньги вложим, а что взамен?

Какие же выгоды от этих вложений Россия может получить? Может быть, России предоставят особые льготы в МВФ? Ничего подобного!

Квота России в МВФ сегодня составляет всего 2,7%. Для сравнения — квота США составляет 17%. Для принятия ключевых решений в деятельности МВФ по уставу необходимо не менее 85% голосов. В результате США в одиночку может блокировать любое решение, а страны БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай, имея в сумме менее 10% голосов, никак повлиять на политику фонда не смогут, даже если объединят усилия. Повышение квоты стран БРИК на 5 и более процентов могло бы создать более справедливые условия для участия этих стран в МВФ, однако позиция западных государств во главе с США, продолжающих гнуть свою линию, идет вразрез с упомянутыми принципами — речь идет об увеличении квоты лишь на 3%. Таким образом, многомиллиардные расходы России и других стран БРИК по увеличению доли в МВФ могут ни к чему не привести.

Нашими деньгами станут кредитовать Грецию и Исландию

Второе направление вложений в МВФ еще интереснее. Речь идет о покупке облигаций валютного Фонда.

Кстати, отмечу, что облигации МВФ совсем не случайно не соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательствам иностранных эмитентов, в которые инвестируются валютные активы Банка России. Ведь на что пойдут средства антикризисного фонда? Верно, на кредитование наиболее проблемных заемщиков, таких как Греция, Венгрия, Исландия и прочих настоящих и будущих банкротов.

Таким образом, фактически облигации МВФ обеспечены долгами наименее надежных заемщиков в мире, причем процентная ставка по этим кредитам установлена гораздо ниже рыночной. Если помните, в США крупнейшие финансовые потрясения вызвали ценные бумаги, обеспеченные ипотечными долгами класса саб-прайм. В данном же случае мы имеем финансовый инструмент, в котором упакованы долги заемщиков уровня саб-прайм в квадрате, а то и в кубе!

Нас МВФ кредитовал под 4-6% годовых, а мы их будем кредитовать — под 0,2%

Наверное, по таким рисковым бумагам должна быть какая-то особенная доходность? Она мизерна. Действительно, как выяснилось на заседании Комитета по финансовым рынкам в Госдуме, доходность составляет аж 0,2% процента в год. Подумать только, это втрое выше доходности, полученной ЦБ от размещения долларовых активов в прошлом году. Проблема только в том, что в последнюю пару лет вложения в золото ежегодно приносят доходность в сотню раз выше, составляя 20 и более процентов, и политика Федерального резерва не позволяет усомниться в продолжении такой тенденции и в будущем. Однако, для нашего министра финансов это такие мелочи, ведь именно его признали лучшим в этом году!

Кстати, стоит напомнить, что по кредитам МВФ, привлеченным Россией в 1992–1998 годах, ставка составляла 4-6% годовых, что гораздо выше тех 0,2%, которые нам предлагают сегодня. Причем выдача кредитов Фонда сопровождалась принятием условий, выполнение которых в итоге довело страну до дефолта.

Читаем из пояснительной записки, что еще предусматривают статьи соглашения МВФ, к которым мы присоединились: «Покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и другое». Посмотрите, как удобно придумано, сначала покупаем облигации МВФ, затем посредством займов финансируем программы помощи, а после этого списываем задолженность. Другое, надо понимать, также подразумевает регулярные вливания за счет российских валютных резервов. Сразу видно, что в МВФ работают настоящие профессионалы!

Нашими деньгами спасаем от позора главных финансовых ростовщиков
Замечу, что со стороны МВФ такая настойчивость понятна. Пару недель назад стало известно, что Греция просит продлить сроки выплаты займов МВФ. Когда в прошлом году Дубайский фонд просил отсрочку выплаты своих долгов, инвесторы расценили это как угрозу дефолта. Дефолт же Греции и других должников подорвет позиции МВФ, чего в Фонде, естественно, не хотят.

Непонятно лишь, почему мы так рвемся в это болото и горим желанием инвестировать десятки миллиардов долларов, если даже начинающему инвестору очевидно, что будет большой удачей вернуть 20-30% вложений в облигации МВФ через пару-тройку лет? Только лучший в мире министр финансов знает ответ на этот вопрос.

Фракция КПРФ голосовала против данного законопроекта.

357
Комментарии (1)
  • 14 ноября 2010 в 01:21 • #
    А Максаков

    Парадоксальная ситуация - большей частью российских золотовалютных резервов на самом деле Россия не распоряжается.
    Почему? Об этом в своей новой книге «Национализация рубля. Путь к свободе России», готовящейся к выходу в издательстве «Питер», рассуждает писатель, историк, экономист и журналист Николай Стариков. Мы публикуем отрывок из неё. О ФРС и Центральном банке не России
    ...Теперь самое время поговорить о рубле. Взглянуть на него. Почитать, что на нем написано. Обычный человек в обычной жизни никогда этого не делает. Нам ведь, что греха таить, интересен лишь номинал купюры, а вовсе не надписи на ней. Достаем, читаем. «Билет Банка России». Это значит, что наш рубль сделан в России?
    Географически - да. А юридически - нет. Как так? А вспомните Федеральную резервную систему, что выпускает зеленые доллары с портретами американских президентов. Независимый Центральный
    Чтобы разобраться, почитаем закон о Центральном банке России (Банке России). Начнем с самого простого вопроса - кто выпускает наши рубли? Тут разобраться несложно - эмитирует нашу национальную валюту монопольно Центральный банк России - он же Банк России. Статья 4 закона так прямо и говорит: «Монопольно осуществляет эмиссию
    «Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за
    Так что принадлежит государству? Имущество Банка России. То есть - недвижимость. Ну, мебель там, стулья. Обои на стенах. Ручки в подставках, мышки на ковриках. Тарелки в микроволновках. Всё? Нет, не всё. Еще - «уставной капитал» Центрального банка в размере 3 млрд
    Золотовалютные резервы Банка России самой России не принадлежат.
    А иначе как понять следующее: «Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются». Если собственник имущества - государство, то ему для действий с этим имуществом не нужно согласие того, кто ОТ ИМЕНИ ГОСУДАРСТВА этим имуществом пользуется. Если государству принадлежит участок земли, то для того, чтобы на нем что-то строить или продавать эту землю, согласия нынешнего пользователя не требуется. В случае с ЦБ получается странная картина - граждане России, избиратели, народ, выбрав в стране власть, посредством этой власти дали ЦБ России полномочия в финансовой сфере. Доверили ему золотовалютные запасы страны. И теперь без согласия Центрального банка не могут эти ценности использовать. Это как если бы, будучи владельцем, вы бы сдали свою квартиру кому-нибудь на время, а потом без его согласия не могли ею распоряжаться.
    «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства».
    Если государство является владельцам имущества Центрального банка, его ЗВР, то как же может быть, чтобы оно не могло отвечать этим имуществом по своим обязательствам?
    Если деньги и золото государственные, то государство может оставить их в залог, то есть отвечать этими активами по своим обязательствам. А так выходит, что деньги у страны вроде бы есть, но тратить их нельзя. Нельзя оставить в залог. Ничего нельзя сделать - без согласия ЦБ России. Мы снова видим правовой нонсенс - пользователь может запретить собственнику распоряжаться своим имуществом. Или собственник ЗВР вовсе не государство?
    «Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России».
    Обратите внимание: полномочия по владению. Это как понимать? Когда в государственном учреждении,