Top.Mail.Ru
Опять о Хабарове, интервью с ним
28 сентября 2012 в 02:00

Опять о Хабарове, интервью с ним

Полковник Хабаров: Политическая ситуация в стране подлежит осмыслению с уголовно-правовой точки зрения…
21 сентября 2012 13:33

фото: leonid-habarov.com
ЕКАТЕРИНБУРГ. Судебный процесс над отставным полковником Леонидом Хабаровым, обвиняемым в организации вооруженного мятежа, продолжится 24 сентября. В интервью АПИ знаменитый ветеран Афганской кампании рассказал, что он думает о политической ситуации в современной России, войне и собственной жизни.

  • Вы боитесь тюрьмы?
  • К тюрьме, наверное, нужно относиться, как к птичьему гриппу, холере, тифу, чуме. Нужно, образно выражаясь, подхватив эту серьезную заразную «болезнь», знать законы, иметь самообладание, выдержку, мужество.
  • Почему, на Ваш взгляд, возник судебный процесс, в котором Вы участвуете в качестве обвиняемого?
  • Процесс заказной от начала и до конца. Почему возник? Сегодня в России можно говорить о запредельной коррупции, уровень которой реально угрожает существованию самого государства, развале и деградации всех сфер жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Можно. Но только не называя фамилии конкретных виновников. Стоит их произнести публично, а не на кухне за столом, так сразу против осмелившегося или осмелившихся и их близких разворачивается бумеранг мощных репрессий.
  • Что Вы думаете о современной политической ситуации в стране? Что думаете о режиме?
  • Ситуация напоминает поздний период Брежневского застоя. Инфантильность, пофигизм, безысходность под угрюмое молчание народа. Дело в том, что у нас нормальная Конституция, нормальные законы, написанные для нормального функционирования жизнедеятельности людей, но они не выполняются. Почему у нас «Ворошиловские стрелки» берутся за стволы? Потому что народ не чувствует под собой государства. Страна превращается в «воровскую малину», где главенствует не Закон, а понятия, предписанные некоторыми «всесильными» из «касты неприкасаемых» для безоговорочного исполнения. Руководство, декларируя решение проблем, на самом деле отодвигает противоречия на задний план. И, тем самым, искусственно отдаляет тот момент, когда плачевное состояние государства все равно вынудит высокопоставленных чиновников пересмотреть свою экономическую и политическую работу. Если, конечно, они на это будут способны хотя бы из элементарного здравого смысла, из чувства самосохранения.

Отсутствуют внятные идеи по развитию страны. Нынешнему руководству направлять общество некуда. Главное — это стабильность. Наверху стабильно воруют. Внизу стабильно нищают. Наша власть перещеголяла того знаменитого римского императора Калигулу, который ввел в Сенат своего… коня. Но от того хоть вреда не было. А здесь, например, поставили руководить вооруженными силами бухгалтера мебельного магазина. С «успехом» реформируют милицию-полицию, ФСБ. Власти должны развивать страну, а не имитировать развитие, выдавая рост цен на энергоносители за рост экономики. Политическая ситуация в стране, безусловно, подлежит осмыслению и оценке. Прежде всего, с уголовно-правовой точки зрения. Не политики, а прокуроры и судьи должны, исходя из статей Уголовного Кодекса РФ, профессионально осмыслить результаты «реформ», загнавших общество и государство практически в социальный тупик.

  • Вы часто вспоминаете о своей войне? Что именно?
  • Естество войны воспринимается мной как само собой разумеющееся, поскольку я военный человек и готовил себя внешне и внутренне к ведению боевых действий, а не к парадам. На войне мужчина становится настоящим мужчиной или ломается. И потом этот надлом с ним по жизни, как «дамоклов меч». У каждого по-своему это становление проходит. Человек познается в тяжелых экстремальных условиях — кто он есть и чего он стоит. Понимаешь, что существует нечто большее, чем твоя собственная жизнь. Начинаешь видеть людей. Начинаешь по настоящему оценивать вкус жизни.

Многие «афганцы», «чеченцы» и прошедшие другие «горячие точки», вырвавшись, как говорят, из «ада войны», окунувшись в нашу тыловую действительность, вдруг начинают задыхаться, вспоминая ту горячую пору, своих друзей и те взаимоотношения, которые здесь не купишь ни за какие деньги. И уходят вновь.

Я вспоминаю своих солдат, офицеров, достойных противников. А враги наши остались дома. Пока мы воевали, корчились от болей после ранений по госпиталям, они разорвали нашу великую страну — Советский Союз. Как бы парадоксально ни звучало, но война очеловечивает человека, а мир — ожесточает. Я ни в коем случае не хочу войны для своей страны. Не дай бог. Я просто рассуждаю. И такие настроения у моих боевых друзей, потому что у подавляющего числа населения России нет уверенности в завтрашнем дне. Депрессия и безысходность. Наш народ пока молчит.

  • За годы прошедшие после Афганской войны, Вы стали относиться к ней по-другому?
  • Наверное, нет. Я тогда уже видел ее истоки. Это была война не для победы, а для изматывания Советского Союза. И велась она методами, не то что противоречащими правилам ведения боевых действий, а элементарному здравому смыслу. Когда я лежал после ранения в госпиталях, ко мне приходили мои офицеры, солдаты. И порой задавали вопросы по способам ведения боевых действий: «Почему мы уходили с захваченной у противника территории?» Что я мог ответить им, когда этот вопрос был со мной все бессонные ночи. Та же картина в Чечне: переливание из пустого в порожнее.

В период Средневековья был такой метод у медиков. Чтобы вылечить человека, ему делали кровопускание, он успокаивался и шел на поправку. В нашем же случае этому «больному» надо было рвотное давать и клизмы ставить. А сделали обильное кровопускание и выпустили лучшую кровь.

  • Какой личный опыт дала Вам война?
  • Наверное, никакой теорией практические боевые действия заменить нельзя. Происходит «фильтрация» и кристаллизация мужчины, если он настоящий мужчина, а не особь, носящая мужскую одежду. Лично я еще раз утвердился в мысли, что солдата не нужно жалеть. Его нужно беречь. Спокойствие, выдержка, самообладание, основные качества, которые должен в себе вырабатывать командир любого уровня. Ну, и, конечно… достойный противник достоин уважения.
  • Знакомы ли Вы с современной отечественной военной литературой, авторами которой являются ветераны различных «локальных конфликтов»?
  • Сказать, что отслеживаю — нет. Скорее, периодически уделяю внимание. Занимался вопросом по теме «социальная адаптация участников современных вооруженных конфликтов». Приходилось давать отзывы. Считаю достойным вклад этих произведений, описывающих не только ход боевых действий, взаимоотношения между людьми, но и их восприятие в современном обществе, в историю позднего СССР и ранней РФ.
  • А какие книги стоят у Вас дома?
  • Люблю стихи от Омара Хайяма, Пушкина, Лермонтова до Виктора Верстакова, Геннадия Кунявского, Вячеслава Лобанова, Владимира Высоцкого. Люблю историческую литературу. Хемингуэя, Ремарка, Олдриджа, Куприна, Толстого. Спасибо моему деду. Великолепно знал басни Крылова и зародил с детства любовь к ним. Порой с удовольствием обращаюсь и перечитываю. Всегда во все века, пока существует человек, будут актуальными. Все перечисленное, разумеется, есть у меня дома.
  • Разделяете ли Вы понятия «Родина» и «семья»? Если да (или нет), то почему?
  • «Родина», «семья» для меня святые понятия и неразделимые. Родина — мать. И если ты мужчина-защитник, то ситуация определит, как тебе использовать свои способности, таланты: тонет ребенок — спасай, дом горит — туши, Родина гибнет — защищай! А не жди, когда этим займется женщина, возьмет в руки меч. Тогда мужчинам только останется научиться детей рожать.
  • Вы жалеете о чем-нибудь, произошедшем в жизни?
  • Я всегда служил: Советскому Союзу, России — Отечеству, а не вождям. У меня были достойные учителя в службе и по жизни — полковник Пантюшенко Игорь Григорьевич и, конечно же, как и для каждого солдата, офицера ВДВ — наш командующий, генерал армии, герой Советского Союза Маргелов Василий Филиппович. И на последнем этапе — ректор УГТУ-УПИ Набойченко Станислав Степанович.

По жизни я шел, как танк, только вперед, но не как зашоренная лошадь. Мне всегда было небезразлично, почему именно так, а не иначе происходит. Почему люди иногда поступают вопреки здравому смыслу, даже чувству самосохранения? Что такое жизнь? Для чего она дана человеку? В чем смысл жизни? Жалко, что нельзя вернуть молодость и изношенное здоровье.

© Денис Колчин, АПИ

Напомню что посадили его в надуманном деле о гос.перевороте, да есть здесь фильм о нем…

356
Комментарии (0)