Top.Mail.Ru
Сергей Дмитрук 3М Россия Нужны ли России изобретатели...
6 декабря 2013 в 04:29

Сергей Дмитрук 3М Россия Нужны ли России изобретатели...

Дефицит технических специалистов в России ощущается все острее. Компании вынуждены сотрудничать с техническими вузами в надежде, что после университета молодые инженерные кадры придут именно к ним. А о существовании такой профессии, как исследователь, изобретатель, многие уже и думать забыли. Несмотря на то, что в России до сих пор сохраняется достаточно низкий уровень активности в сфере инноваций, к 2020 году эксперты прогнозируют Тем не менее, в России до сих пор остались и появляются все новые рабочие места для таких специалистов. E-xecutive.ru поинтересовался у R&D директора и члена правления компании «3М Россия», Сергея Дмитрука, насколько серьезна эта ситуация, и как компания справляется с ней.
E-xecutive.ru: Сколько технических специалистов «3М Россия» нанимает ежегодно?
S_Dmitruk.jpgСергей Дмитрук: Сегодня в «3М Россия» работает более 50 R&D сотрудников, и это небольшая организация по меркам компании 3М. К примеру, число технических специалистов и исследователейв Южной Корее в несколько раз больше. Мы будем и дальше развивать нашу организацию в России, при этом у нас нет плана по приему сотрудников, то есть нет условия обязательно принять на работу, скажем, пять человек в год. Мы определяем приоритетные направления развития, и подбираем людей, соответствующих определенным задачам.
E-xecutive.ru: Как определяются приоритетные направления развития?
С. Д.: Во всех подразделениях 3М в миресуществует такая цепочка: бизнес, производство и R&D. Бизнес определяет то, что производится в каждой конкретной стране, а производство во многом определяется R&D. Локализация производства определенной продукции позволяет снизить ее стоимость, при этом возникает вопрос локализации сырья, требуемого для производства этой продукции. И это не простой процесс отбора поставщиков, выработки спецификаций.
E-xecutive.ru: Насколько молодой коллектив технического департамента компании?
С. Д.: У нас работают люди разного возраста – до 25 и после 50 лет, но средний возраст приближается к 35-ти годам.
E-xecutive.ru: Много ли человек приходит сразу после получения диплома о высшем образовании?
С. Д.:Да. В нашей компании работают специалисты с самым разным образованием. Наша исследовательская деятельность в настоящее время связана со средствами защиты органов дыхания и разработкой функциональных полимерных покрытий, поэтому мы ориентируемся на химические факультеты вузов и заинтересованы в специалистах в области фильтрации жидкостей и газов, физики и химии высокомолекулярных соединений. К примеру, недавно нам нужен был специалист в области абсорбции. Мы нашли нужного человека на эту позицию – выпускника Самарского Государственного Университета.
В нашей компании очень востребована профессия исследователь. Обычно поиск специалистов в компанию осуществляется через кадровые агентства, и найти, скажем, маркетолога, торгового представителя, логиста легче, несмотря на то, что в России сегодня очень большое количество исследователей. Возможно потому, что у кадровых агентств не проработана эта категория подбора персонала, и это понятно, потому что таких запросов к ним поступает сегодня мало, по сравнению с маркетологами или юристами.
13M.jpg
E-xecutive.ru: Уровень нашего технического образования сопоставим с зарубежным? Российского образования достаточно для того, чтобы быть исследователем?
С. Д.:Да, безусловно. Достоинством российской системы образования является системность и широта получаемых знаний. Люди с российским высшим техническим образованием очень успешны, именно в сфере R&D. В штаб квартире 3М в США работает сегодня несколько русских ученых: например, один из них, занимается созданием новейших абразивных материалов, другой – системами фильтрации жидкостей. Еще одно преимущество нашего образования – его фундаментальность. Человек приходит на работу с достаточно широким кругозором и профессиональными знаниями, конечно, если он хорошо учился. В любой компании он неминуемо встретит специфические задачи, в которые легче вникнуть тем, кто имеет фундаментальное образование. Разумеется, для работы по конкретной тематике обязательно нужны обучающие программы – тренинги, стажировки и мы, конечно, предоставляем нашим сотрудникам такие возможности.
В нашей компании сотрудник на стажировке выполняет конкретную исследовательскую работу, решает поставленные задачи в различных корпоративных лабораториях, к примеру, в лабораториях США, Европы, а сегодня уже и Азии. Здесь его широкие знания «фокусируются» и углубляются по определенной теме. При этом он не только более детально изучает свою специализацию, но и знакомится с работой компании в целом — ее структурой, принципами и направлениями работы, исследовательской и материальной базой. Очень важно – наладить взаимоотношения с коллегами, потому что в сфере исследований необходим обмен опытом и знаниями, взаимодействие между R&D подразделениями компании по всему миру. Часто, прежде чем решать вопрос самостоятельно — «изобретать велосипед», нужно узнать, не решил ли его уже кто -то ранее в Корее или в Австралии.
E-xecutive.ru: Какие обучающие программы существуют в 3М. Какие из них более действенные, на ваш взгляд?
С. Д.: В научно-исследовательских лабораториях компании 3М по всему миру трудится более 10 тыс. человек. Как я уже отмечал, для успешной работы необходимо наладить взаимодействие всех этих ученых и технических специалистов. Это взаимодействие во многом – часть образовательного процесса в компании. В компании создано много виртуальных площадок, где люди могут предлагать свои идеи и работы для обсуждения. Здесь срабатывает действенный мотивационный инструмент – признания заслуг и достижений сотрудников в разных формах. Компания проводит всевозможные профессиональные конкурсы, победители которых получают признание, а все участники – новые знания и опыт. Система виртуальных форумов также позволяет добиваться этого, она выполняет и информационную функцию — в процессе общения люди смотрят на проекты своих коллег, обсуждают их, оценивают и, самое главное – узнают что-то новое, учатся.
В компании существует двойная карьерная лестница. Можно развиваться по управленческому пути, предполагающему в подчинении все большее количество людей и даже подразделений, а можно – по профессиональному, на котором число подчиненных не изменяется, но каждая ступень подразумевает ответственность за более значимые проекты и более высокую квалификацию. В компании 3М развит институт наставничества – у молодого подающего надежды специалиста, помимо непосредственного руководителя, есть наставник, как правило, из одной из развитых лабораторий 3М в той же области, с которым он периодически обсуждает самый широкий круг профессиональных вопросов. Наставничество не значит руководство. Это скорее формализация взаимодействия, которая позволяет молодым сотрудникам обращаться за советом к более опытным коллегам. Кстати, в СССР такое практиковалось довольно часто.
23M.jpg
E-xecutive.ru: Поощряются ли компанией сотрудники, запатентовавшие свои изобретения?
С. Д.: В целом компания на данный момент имеет около 40,5 тыс. действующих патентов и ежегодно регистрирует более 3 тыс. новых. В России к концу года мы планируем иметь около 10 патентов. Число патентов, поданных и зарегистрированных заявок является важным показателем деятельности R&D подразделения и лабораторий. В компании принята политика стимулирования патентных сотрудников, предусматривающая вознаграждение – за подачу заявки, чуть больше — за регистрацию патента. Самое большое вознаграждение выплачивается сотрудникам за успешную коммерциализацию изобретений. Естественно, это происходит не сразу, потому что для достижения коммерческого эффекта должно пройти время, несколько лет. Для компании важна коммерциализация инновационных разработок, при этом мы заботимся об охране интеллектуальной собственности на всех этапах научной деятельности.
E-xecutive.ru: Какие еще методы мотивации исследователей вы применяете?
С. Д.: Возможность самореализации через доступ к передовым технологиям, уникальному оборудованию, возможность общения и совместной работы с выдающимися корпоративными учеными из разных стран является одним из самых мощных мотивационных факторов для наших исследователей. В компании есть ежегодная региональная и глобальная номинация профессионального мастерства, есть премия Карлтона, присуждаемая также ежегодно, но уже по совокупности заслуг самым выдающимися учеными компании. Это своеобразная «Нобелевская премия» 3М.
E-xecutive.ru: Как в компании создаются новые продукты и от чего зависит их коммерческий успех?
С. Д.: Коммерческий успех новых продуктов в огромной степени зависит от того, как были учтены проблемы, требования, задачи наших потребителей. У нас одна группа сотрудников сосредоточена на работе с потребителями в таких вопросах, как техническое консультирование, помощь в совершенствовании технологии процесса и разработка спецификаций на конечный продукт для клиента. Эти сотрудники основное время проводят в цехах и лабораториях производящих компаний, и в процессе работы выявляют явные, а часто и неосознанные самим клиентом потребности. Другие специалисты нашего R&D департамента на базе этих представлений уже в лаборатории занимаются прикладными исследованиями с целью создания новых видов продукции. Обе части организации в одинаковой степени вносят вклад в создание новых продуктов.

933
Комментарии (0)