Top.Mail.Ru
Авторитет и ответственность
31 марта 2010 в 10:28

Авторитет и ответственность

Авторитет и ответственность

Авторитет, которым пользуется руководитель, напрямую связан со степенью ответственности, которую он несет. Похоже, что тому кто не хочет ни за что отвечать подчиненные отказывают в уважении. Напротив, взявший на себя эту ношу, при прочих равных условиях, скорей добивается признания.

Конечно, имеет смысл уточнить, что понимается под ответственностью. На мой взгляд, уровень ответственности – это размер потерь, которые несет тот кто на себя ее взял, в случае неудачи. Таким образом, уровень ответственности обычно пропорционален готовности добиться успеха преодолев препятствия.

Люди не готовы выкладываться для достижения, даже на первый взгляд интересных для себя целей, если они сомневаются в том, что руководитель пойдет до конца, а не остановится на полдороге.

Вот пример из реальной жизни. Имена изменены, все остальное как есть, без прикрас.

Небольшая туристическая база, нацеленная на обслуживание клиентов «с деньгами». Поскольку находиться она почти в полутора тысячах километрах от столицы, откуда собственно и едет основная клиентура, персонал на 90% из местных. Местный народ – поморы, очень необычные, на взгляд человека, живущего в мегаполисе, люди. У них свои правила поведения, которые они неукоснительно соблюдают. Например, хотя люди живут там, мягко говоря, небогато, но лодку с мотором и всеми рыбацкими принадлежностями (недешевыми кстати), биноклем, фотоаппаратом, и т.д. я (и не только я) смело оставлял хоть посреди поселка (через него протекает речка), хоть в тайге – случаи воровства не зафиксированы. Здесь все знают друг друга, что называется, с пеленок.

Разумеется, новые люди — «москвичи», которые приехали, и на чистом месте «отгрохали» целую базу, с гостиницей, столовой, баней, причалом, были восприняты настороженно. Но, после знакомства, получили некий кредит доверия – к ним пошли работать, хоть и не все и не сразу. Постепенно дело наладилось – появились и клиенты. Некоторое время спустя, видя, сколько денег оставляют гости, работники дружно выдвинули руководству ультиматум – дескать «неплохо было бы поднять зарплату».

Очень интересно поступил в этой ситуации владелец. Назову его Антон. Он предложил всем принять участие в семинаре по экономике небольшой туристической базы. Проигнорировавших его приглашение не оказалось. На занятии подсчитывалось буквально все. От стоимости постройки срубов до регулярного тех обслуживания подвесных моторов, от зарплаты сотрудников до цены на аренду спасательных жилетов. Манипулировать цифрами у Антона, ведущего семинар, никакой возможности не было, поскольку среди присутствовавших обязательно был хоть один человек, готовый подтвердить их правильностьони же сами, что называется, в этом «варились».

В итоге, сотрудники пришли к выводу, что в данный момент база убыточна и на самоокупаемость, судя по всему, выйдет не раньше чем через год. То есть миф, о том, что руководство «гребет деньги лопатой» не подтвердился. Это заметно снизило напряженность – в такой ситуации требовать повышения зарплаты, этим людям, было уже как то неловко. Но Антон на этом не остановился. Он предложил задать ему вопрос: откуда деньги? И с готовностью ответил на него – деньги из банка. Кредитные. Разумеется, с процентами, которые нужно отдавать ему, Антону, лично. Отдавать при любом раскладе. Деньги были значительные. Он отвечает перед банком своей московской квартирой, которая находится в залоге.

Вряд ли кто-нибудь из присутствовавших захотел бы взять на себя такие долги. Теперь их собственное положение с небольшой зарплатой предстало перед сотрудниками совсем в другом свете. Никто бы не хотел поменяться местами с владельцем базы. Потому что на нем была очень серьезная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. А взяв ее НА СЕБЯ, он обеспечил ИХ работой и зарплатой.

То есть, получается, никакая он не «акула капитализма» эксплуатирующая честной народ, а просто сильный человек не побоявшийся взвалить на себя серьезную ношу. И то, справиться он с ней или нет, очень важно не только для него, но и для них для всех. И поэтому ему нужно всячески помогать – это ж ясно как полярный день. Разумеется, с того момента, ситуация на базе изменилась коренным образом. Владелец стал Лидером.

В заключение небольшой опрос: готовы ли Вы доверять руководителю, зная что он не несет никакой ответственности в случае провала проекта?

305
Комментарии (27)
  • 31 марта 2010 в 12:53 • #
    Дмитрий Соколенко

    "...уровень ответственности обычно пропорционален готовности добиться успеха преодолев препятствия"

    думаю, что не все так просто.
    Вот, например - баран и новые ворота...
    Уровень ответственности барана, получается, безграничен :)

  • 31 марта 2010 в 16:02 • #
    Дмитрий Замашкин

    ага, на кону - собственная голова ;)

  • 31 марта 2010 в 17:34 • #
    Виктория Родионова

    нет, хотя если лидер мне понравиться и будет обладать харизмой, то ДА.

  • 31 марта 2010 в 17:39 • #
    Дмитрий Замашкин

    Спасибо.

  • 31 марта 2010 в 17:40 • #
    Дмитрий Соколенко

    собственно, тем и промышляем :))

  • 2 апреля 2010 в 18:59 • #
    Вера Елисеева

    харизьмой?
    :)))
    жаль, что Вы в Ебурге, Дмитрий... а то повстречалась бы с удовольствием...

  • 3 апреля 2010 в 08:04 • #
    Дмитрий Соколенко

    нету у меня харизьмы, но переполнен ответственностью
    и умею втереться в доверие :)

  • 3 апреля 2010 в 12:11 • #
    Вера Елисеева

    а она (ответственность) когда изливается от переполненности - во что превращается?
    :)))

  • 3 апреля 2010 в 18:19 • #
    Дмитрий Соколенко

    скажу так: все как по-ученому -
    в целеустремленность личного состава, перемежающуюся с знтузиазмом и загоранием сердец.
    ведь, если сказать, что таким образом на людей налагаются бремена неудобоносимые, втереться в доверие не получится :)

    или нет?

  • 31 марта 2010 в 18:05 • #
    Юрий Марченко

    > получили некий кредит доверия
    Прежде всего, "кредит" - это и есть доверие, репутация, доброе имя, зачёт и т.д.

    >в такой ситуации требовать повышения зарплаты, этим людям, было уже как то неловко
    У нормального хозяина ничего просить не надо - он и так в курсе.

    >Вряд ли кто-нибудь из присутствовавших захотел бы взять на себя такие долги
    Вот это расклад: платят копейки, да ещё и "кредит" на всех... Рекет?

    >А взяв ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ, он обеспечил ИХ работой и зарплатой.
    И заодно - СЕБЯ.

    >...сильный человек не побоявшийся взвалить на себя серьезную ношу
    Бизнес - это постоянный риск. А Вы случайно не путаете неблагоразумние или даже глупость со смелость и силой? Скажите ещё что всё это ради блага подчинённых и я всплакну от смеха.

    >И поэтому ему нужно всячески помогать – это ж ясно как полярный день
    Это из серии показухи владельцев-миллиардеров: "буду работать всего за $1", а вы - помогайте? Бог помощь. Но ИМО обязаность руководителя вообще не допускать или прогнозировать риски, а не выкручиваться за счёт персонала.

    > готовы ли Вы доверять руководителю, зная что он не несет никакой ответственности в случае провала проекта?
    Любой легальный руководить несёт полную ответственность за свою без/деятельность в организации. Раз он подумал и взял кредит, то должен его сам и отдавать (обычно под залог собственности, депозит или бизнес). Если он думал толково, то и вопрос не стоит - всё продумано и подстраховано, а если - "хрен с тобой", то и результат такой же.

    Суть в том, что владелец-начальник всегда может найти козла отпущения - виновника торжества, ИМО.

  • 31 марта 2010 в 18:25 • #
    Дмитрий Замашкин

    Историю про "семинар" мне рассказал сам Антон, после того как я высказал ему свой восторг по поводу ОЧЕНЬ хорошей работы его персонала. Три года назад.

    Проще говоря - в той ситуации это было к месту и вовремя, в итоге - сработало на все 100.

    В прошлое лето недельку гостил там же. Практически весь персонал тот же. Так же приветлив и работает на совесть.

    Как говаривал Энгельс - "практика - критерий истины" ;)

  • 1 апреля 2010 в 09:46 • #
    Анатолий Емельянов

    как говаривал дедушка Маркс : "Всё подвергай сомнению"

  • 2 апреля 2010 в 19:00 • #
    Вера Елисеева

    И не лень Вам?
    :)))

  • 2 апреля 2010 в 20:21 • #
    1 1

    Тссссс... этт глубокое научное изыскание...:)))

  • 2 апреля 2010 в 23:27 • #
    Вера Елисеева

    И секретное... судя по тссссссс........
    :)))

  • 1 апреля 2010 в 18:26 • #
    Елена Корджева

    Прекрасный пример и правильный вывод.!
    Спасибо.
    Совершенно понятно, что лидером неизбежно становится тот, кто берет ответственность. И неважно, это - проводник в турпоходе, который ведет, то есть берет ответственность за группу и за маршрут. Или - стоматолог, который говорит вам, что он будет делать там, во рту, куда вы все равно не заглянете. Это он берет ответственность за ваши зубы. и - становится авторитетом в этой области.
    Вот только заключительный вопрос "с непоняткой". Руководитель, по определению - тот, кто ведет, лидер. Он уже взял ответственность. А если не взял, то это не руководитель, а агитатор, призывающий куда-то, при этом абсолютно не отвечающий за последствия.

  • 2 апреля 2010 в 14:28 • #
    Дмитрий Замашкин

    Спасибо за интересное мнение.

    И, собственно, на вопрос тоже ответили.

  • 2 апреля 2010 в 19:57 • #
    Юрий Марченко

    Елена, позволю себе не согласиться: как я уже указал выше - "руководитель" это официальная должность и обязательства, а лидер - довольно стихийное и локальное явление без особых обязательств. Начальник ищет лояльных сотрудников, а лидер - единомышленников. Они оба в некоторой степени "агитаторы" на субординационном и эмоциональном уровнях.

    Так что в примере, ИМО, начальник просто снизошёл к обычным людям т.к. ему зажали в тиски. При чём здесь лидерство? С каких это пор всякий, кто заглядывает мне в рот -- лидер?

  • 2 апреля 2010 в 23:11 • #
    Елена Корджева

    Вы, как и любой человек, имеете право на свое мнение, и для вас оно, несомненно правильно.
    Я также высказала свое мение. Просто я увидела, как "начальник" не просто снизршел к своим людям, а сделал из них команду единомышленников. а это уже - качество лидера.
    Что касается заглядывания в рот. В моем примере, если врач не возьмет на себя ответственность за принятие решения - что делать, драть или лечить, то вы ен признаете за ним право заглядывать вам в рот. И пойдете искать другого врача, который может взять на себя ответственность за решение, исполнение и все возможные последствия. от благодарности до мордобития.
    Вот, с моей точки зрения качество лидера - способность и готовность брать ответственность.
    Но - это мое мнение, основанное на моем опыте. и для вас оно не обязательно должно быть правильным.

  • 3 апреля 2010 в 00:25 • #
    Юрий Марченко

    Согласен: есть начальник, "начальник", и есть Начальник; есть лидер, "лидер" и Лидер; врач, "врач" и Врач; а есть человек, "человек" и Человек... и т.д.

    Но лично мне данная ситуация отдаёт решением коллизии в стиле "ва-банк": а куда вам деваться?. ИМО это скорее авторитарный прессинг (субординация) и давление "на жалость": помогите кто сколько может, а то я уволю вас всех! Возможно я ошибаюсь, но т.к. нельзя вечно притворяться, то если после "кризиса" он станет таким, каким был "до" - значит и с таким "лидерством" всё ясно: это не лидер, а манипулятор. Примечательно, что коллектив это тоже поймёт и вот тогда будет интересно)

    P.S. Нужно сделать то, то и то. Срок - такой-то. Ответственным назначается такой-то. Всё. Выполнять!

  • 3 апреля 2010 в 00:58 • #
    Елена Корджева

    Приступайте)))

  • 3 апреля 2010 в 02:06 • #
    Юрий Марченко

    Ой Елена, Вы же всё прекрасно поняли. Или нет?

    Тогда подскажу: не все, на ком лежит реальная ответственность (даже очень большая) -- реальные лидеры. Очень часто лни просто "крайние". ИМО)

  • 3 апреля 2010 в 09:27 • #
    Veronika D

    Согласна с Вами, Юрий.
    А вот мне интересно, когда кредит будет выплачен и дела фирмы пойдут в гору, этот Антон будет регулярно и пропорционально растущей прибыли повышать з/п своим сотрудникам?
    Или придумает какую-нить новую манипуляцию?

  • 2 апреля 2010 в 13:16 • #
    Оксана Лозитская

    да

  • 2 апреля 2010 в 14:37 • #
    Андрей Кочанов

    "Владелец стал Лидером." Ему повесили памятную табличку ?

  • 2 апреля 2010 в 14:54 • #
    Дмитрий Замашкин

    А что, табличка, это непременный атрибут лидера? :)

    Субъективно конечно, но на мой взгляд его шибко уважают. Но конечно не только за описанный семинар.

  • 2 апреля 2010 в 15:27 • #
    Андрей Кочанов

    Я там не был, никого не видел...Может он и был всю жизнь лидером, но удачно маскировался...))) А уважают многих людей... Я, например, уважаю пивоваров, когда они хорошо делают свою работу и варят вкусное пиво..))). А сварят плохо, так и не уважаю.. Лидерство тут не причем...))