Linux с человеческим лицом
21 марта 2009 в 12:04

Linux с человеческим лицом

Есть ли у кого опыт использования Linux на десктопах в организациях, и с какими проблемами пришлось столкнуться?

515
Комментарии (35)
  • 5 апреля 2009 в 23:56 • #
    Евгений Скоробогатов

    Самое сложное это привычки пользователей ... когда секритарь долго и упорно пвтается найти значёк мой компьютер )) ..

  • 6 апреля 2009 в 21:50 • #
    Евгений Янюк

    Видел недавно в "Домовом" (сеть магазинов с хоз. товарами) компьютер с линуксом и опенофисом. На нём в calc'е список товаров на складе смотрят. Был несколько удивлён :)

  • 6 апреля 2009 в 21:55 • #
    Евгений Скоробогатов

    в принципе линукс в качестве тонкого клиента под сервер терминалов позволяет значительно удешевить парк компьютьеров ...

  • 7 апреля 2009 в 12:36 • #
    Евгений Янюк

    Ага, я тут недавно тестил на виртуальных машинах thinstation с загрузкой по сети - debian в качестве dhcp и tftp. Очень интересная вещь. Знаю даже место где можно применить... в школе есть старые компьютеры... но это нужно новый сервер, терминальные лицензии и т.д.

    Кстати, насколько я понимаю, на офис тоже нужно столько лицензий, сколько работает пользователей (терминальных). Я прав?

  • 18 апреля 2009 в 16:51 • #
    Максим Еременко

    Да. на любой софт нужно столько лицензий, сколько пользователей в терминале

  • 21 апреля 2009 в 16:15 • #
    Дмитрий Карпов

    Если на сервере и клиентах Linux, то лицензии вы уже имеете. Лицензирование большинства Unix/Linux-систем идет под GPL (Хотя и не все).

  • 22 апреля 2009 в 07:51 • #
    Константин Дьяченко

    Имеется в виду сервер терминалов Windows а линукс станции как терминальные клиенты к нему, на сколько я понимаю. В этом случае все лицензии необходимы, как на сервер, сервер терминалов и весь софт который в нём будет использоваться по кол-ву пользователей.

  • 22 апреля 2009 в 10:27 • #
    Дмитрий Карпов

    Да, здесь вы абсолютно правы. Тогда нужны лицензии.

  • 24 апреля 2009 в 21:24 • #
    Евгений Янюк

    Да, имелось в виду именно это. Просто, выходит, экономия будет не на софте, а на удобстве администрирования... ну и на железе немножко.

  • 21 апреля 2009 в 16:12 • #
    Дмитрий Карпов

    Абсолютно согласен! Психика - великая "весчь". Решил проблему (поиска пользователями значка "мой компутер" и т. д.) установкой Runtu 3. Там в Gnome интерфейс как в ХР - т. е. достаточно к нему приближен.

  • 7 апреля 2009 в 07:25 • #
    Алексей Черепанов

    Основная проблема в неполной совместимости программного обеспечения для Linux и Windows. В частности, между OOo и MSO. В OOo некорректно исполняется VBA-код.

  • 8 апреля 2009 в 11:54 • #
    Евгений Янюк

    Ага, то есть заявленная поддержка VBA от Инфра не стопроцентная... спасибо за информацию.

  • 8 апреля 2009 в 19:15 • #
    Алексей Черепанов

    Не реализовано несколько методов. Наши поставщики присылают прайс в виде xls-таблицы с кнопками формирования заказа, которые исполняют VBA-код. Вот они то и не работают. И для комфортной работы OOo желательно иметь не менее 1Gb памяти.

  • 8 апреля 2009 в 23:26 • #
    Евгений Янюк

    Кстати, у меня при наличии 1Gb памяти дико тормозит (5 сек.) вставка-копирование в xls файле размером около 1Мб. Такие же тормоза при переключении с этого файла на другое приложение и обратно (Alt tab). Это жутко напрягает. (Но это всё под WinXP :) )

  • 9 апреля 2009 в 06:46 • #
    Алексей Черепанов

    Под линуксом аналогично. :-/

  • 21 апреля 2009 в 18:07 • #
    Анна Мамаева

    Увы, но так и есть. В работе редакций использовались макросы для Word, пришлось перерабатывать - на данный момент они работают и быстрее, и удобнее, но пришлось адаптировать синтаксис, и кое-что менять в самом алгоритме.

    Переход MS Access -> тоже самое, все макросы слетели.

  • 7 апреля 2009 в 11:11 • #
    Максим Еременко

    У меня на складе долгое время (более года) стоял компьютер с CentOS в качестве терминального клиента. Локально люди работали с инетом, электронной почтой и OpenOffice. Особых проблем не было. Первые пару недель звонили, спрашивали в основном по офису.
    Причина отказа от линукса на этом рабочем месте - значительное расширение сети. К сожалению не удалось продавить использование OpenSource. Сейчас стоит винда.

    Если говорить не только о Линуксе, а в общем об Open Source, то вся компания (более 150 рабочих мест) уже больше 2-х лет использует Open Office, 7-Zip, PDF Creator, Infra Recorder. Естественно что на серверах Линукс используется на много активнее.

  • 8 апреля 2009 в 09:39 • #
    Александр Крылов

    Больших проблем пока не вызывало. Главное не пугать сразу. :-) Был случай когда потенциальный заказчик (женщина, не технарь, Линукс в глаза ни разу не видела) сомневалась нужно или нет, сев за компьютер с Убунту и поработав на нем минут сорок и не задав ни одного вопроса, после пробы заказала установку на 5 компьютеров, в своей компании, сказав: - что это очень простая, логичная, а главное, удобная система. На вопрос как быстро освоились, ответила : - Почти сразу, все просто и логично, офис как офис, браузер вроде даже по-удобнее чем у меня (ноутбук с Win XP), да и остальное понятно, плюс ваша техподдержка, если что.

  • 8 апреля 2009 в 12:00 • #
    Евгений Янюк

    Меня в своё время испугал переход на OpenOffice + Thunderbird. Испугал тем, что мне пришлось бы бегать по 3м этажам и разъяснять людям простейшие действия. 2-3 человека перешли бы без вопросов, а остальные 15 тупо не имеют желания что-либо менять и тем более переучиваться и специально бы срывали работу. Руководитель той конторы, пожалуй, был не очень настойчив в этом вопросе... и в отношении меня в том числе.

  • 8 апреля 2009 в 14:44 • #
    Александр Крылов

    У нас была подобная ситуация на одном из объектов. Офисный планктон поднял визг: типа не умеем, не хотим, не будем. Вышел Директор (именно с большой буквы) и сказал: Что переход это принципиальное, взвешенное и обдуманное решение руководства, и что несогласных он ждет в течение 30 минут у себя в кабинете с заявлением по собственному желанию. Как и следовало ожидать, несогласных не нашлось.

  • 18 апреля 2009 в 17:04 • #
    Максим Еременко

    Вот это правильный подход. У меня было так же при переходе на OpenOffice.

  • 21 апреля 2009 в 18:11 • #
    Анна Мамаева

    Переход на Линкус начали с моего ПК. И народ потянулся цепочкой услышать из первоисточника мнение о новинке. Получился такой тонкий "пиар-ход": кроме восторженных возгласов у меня ничего не было =)

    Планирую делать мини-обучающий курс для сотрудников ИД (с обучающими видео), по мере работы записываю алгоритм решения шероховатостей и проблем, будет краткая шпаргалка.

  • 22 апреля 2009 в 20:50 • #
    Александр Крылов

    Будут вопросы-стучите: 498-013-231

  • 16 ноября 2009 в 21:58 • #
    Рамиль Гирфанов

    как у вас получился переход? тоже планирую заняться linux системами.

  • 21 апреля 2009 в 16:07 • #
    Дмитрий Карпов

    Я ставил ООо, сначала говорил, что это ООо, вопросами замучили. Потом стал ставить ООо и говорить, что это новый дизайн ворда, вопросы как по волшебству исчезли.
    Если считать что на 100 ПК стоит ворд и, пока, на 70 ООо, то вопросов по ворду на треть больше задают. единственная фишка - в ООо сохранение выставляю в doc, xls и ppt.

  • 10 мая 2009 в 18:06 • #
    Ольга Назарова

    Директор посчитал что некоторым сотрудникам не нужен компьютер для работы (когда зашла речь о лицензиях) и чтобы меньше было недовольств и т.д. поствила "обделенным" линукс. У людей не возникло особых вопросов (даже меньше их было чем с MS). Возникло 2 вопроса только у меня (не хотят ставиться принтеры по сети которые на MS и документы сброшенные с Linux на MS в MS не видятся, а с MS на Linux видятся..). И самый главный момент это конечно нежелание самих пользователей к каким либо переменам. А для руководства выходит в круглую сумму это самое нежелание каких-либо перемен. И слышать ничего не хотят даже если изменения эти в лучшую сторону. А те кого принудительно перевели на Linux находят необходимые им программы так же легко и пользуются ими также.. И в ОО работают все (даже в MS), в новой версии иправлено то что у моих вызывало ранее недовольство.

  • 10 мая 2009 в 23:36 • #
    Николай Гарбуз

    Опыт показывает, что чем ниже квалификация пользователя, тем легче происходит миграция на СПО.

    Естественно, проводя миграцию надо включать в бюджет смету на проведение семинара (1-2 часа достаточно) с персоналом заказчика сразу после смены десктора или офисного пакета.

    Цель такого семинара - вычистить "тараканов" из голов пользователей, что достигается за счёт исключения преподавания навыков (какой кнопкой открыть файл райтере) в пользу ознакомления принципами работы. Похожие программы устроены однотипно, есть небольшая разница в деталях, но пользователи сами справляются с ними, когда понимают общую суть. К примеру, принцип работы с любым десктопом требует от пользователя всего три основных навыка:
    1. Запуск любой программы осуществляется из иерархического меню;
    2. Запуск нужной программы осуществляется двойным щелчком по ассоциированному с ней документу;
    3. Вызов, изменение свойств любого объекта десктопа (программа, документ и т.п.) осуществляется щелчком правой кнопкой мыши по его иконке.

  • 17 мая 2009 в 12:13 • #
    Юрий Бушмелев

    Вот тут я описывал одно из своих внедрений:
    http://wiki.etersoft.ru/Real'nyeVnedrenija/JayMigrationEko

    Было еще внедрение с тонкими клиентами и LTSP.
    В общем случае, "инфраструктурообразующие" сервера продаются куда шибче, чем миграция десктопов. Но, с устареванием парка и завышением системных требований Windows, появилась огромная ниша для Linux и на десктопах.

    А вот тут я описывал (хоть и несколько сумбурно) методику внедрения OpenOffice в организациях среднего и малого бизнеса:
    http://i-rs.ru/Stat-i/Vnedrenie-OpenOffice.org-v-organizaciyah-malogo-i-srednego-biznesa

    Моя обновленная статья на тему OOo в СМБ выйдет в майском номере журнала IT Expert.

  • 30 июня 2009 в 02:22 • #
    Илья Шамаров

    Я идейный переселенец на линукс, никто не заставлял, сам поставил и потихоньку перехожу, пока на mandriva2008, по причине её простоты.
    В компьютерах разбираюсь на 3, и столкнулся с множеством проблем на начальном уровне, просто от незнания, как все, видимо, новички.
    НО прошло несколько месяцев, все настроено, работает почти все что было мне необходимо (только КПК не могу синхронизировать) работает, собственно сейчас что линукс, что виндоус, мне по большому счету все равно))) (вру, линукс мне симпатичнее).
    Openoffice, Mozilla, Gimp, Xine, Audacious, Wine для сложных случаев))) все что нужно.
    Действительно главное психология, что-то, часто с большим трудом освоенное, поменять на страшный Linux, о котором в интернете говорят: без знания командной строки не фиг соваться. Каюсь из bash знаю команд 10.
    Может быть попробовать решение проблемы перехода на linux в рамках фирмы предложением оплачивать оснащение рабочего места самостоятельно? И бесплатные курсы по Linux.
    А ещё на новичков волшебным образом действует compiz )))

  • 19 июля 2009 в 13:28 • #
    Юрий Бушмелев

    Вы путаете домашний десктоп и корпоративный. В адекватной компании на десктопах не должно быть зоопарка. При этом меня пугает идиотизм в 20 компьютеров с Windows XP Home, например. Windows, вообще, к решениям, более-менее применимым на десктопах в рамках организации, подошла только с появлением AD. Но, зато XP Home дешевле при покупке. А совокупную стоимость владения у нас никто даже приблизительно не считает.

    При этом, в мире *nix изначально существовали корпоративные решения (NIS, например). Потом появился LDAP и Kerberos (которые и называются модным словом Active Directory в Windows).

    Проблема *nix в России в том, что бизнес-процессы большинства организаций у нас проходят в рамках почтового клиента и офисного пакета, плюс особенности национальной налоговой отчетности. При решении задачи "в лоб" с запуском 1C на Linux и с переходом на OOo, получается труднообновляемый зоопарк с затаившимися неожиданностями. Естественно, никто из вменяемых руководителей на это не пойдет. Пойдут жадные, и в итоге, традиционно, заплатят дважды.

    Идеальный бизнес-процесс - это когда у клиента на рабочем месте запущена только одна программа - его автоматизированное рабочее место (АРМ). При условии кроссплатформенности такой программы, операционная система уже не важна абсолютно. Это единственный абсолютно безболезненный вариант миграции на Linux.

    Все остальные промежуточные варианты необходимо изучать отдельно и без "красноглазого фанатизма". Головокружение от успехов чревато падением.

  • 7 октября 2009 в 15:13 • #
    Рамиль Гирфанов

    просветите немного. ищу платформу для перехода на linux.как организовать ARM? какую версию linux поставить для чайника?

  • 7 октября 2009 в 17:26 • #
    Юрий Бушмелев

    Под АРМ я понимал специализированную программу - рабочее место сотрудника. Ее кто-то должен написать, либо это должна быть клиентская часть к какому-либо готовому сервису (клиент SAP или Lotus, веб-браузер, в конце-концов).

    Для чайника лучше ставить тот дистрибутив linux, который использует ближайший гуру. Причем, ставить дома или в виртуальной машине. И ни в коем случае после двух недель "безоблачного" использования не пытаться притащить это всем на рабочие места - результат будет плачевным. Лучше поручите это профессионалам-внедренцам. Требуйте план внедрения и обязательное обучение сотрудников. Лучше с ними же заключить договор на обслуживание.

  • 9 ноября 2009 в 19:08 • #
    Александр Нечитайло

    1С прекрасно работает на пингвине и в серверном и в десктопном варианте.
    Не надо нас маленьких пугать.

  • 2 июля 2009 в 13:21 • #
    Лариса Валишевская

    Да, Олег, припёрлась в твою группу, как умная и деловая Маша... Думаешь, что-нибудь здесь поняла? Просто знай, что мы рады сотрудничать с таким прекрасным человеком!

  • 10 октября 2009 в 00:19 • #
    Сергей Жемойтель

    Было несколько внедрений, и сейчас часть продолжается.
    Проблемы следующего характера:
    1. использование в бизнесе заточенного софта (БиПринт, системы сдачи электронной отчетности, многие клиенты банков, в школах - учебный софт)
    2. психология пользователей. И готовность любой собственный косяк валить на "неправильную" систему. Стереотипы, ностальгия, МС-филии...
    3. Российская привычка - весь софт "бесплатный". И если отказывает интегратор, то обязательно найдется "друг" или "очень хороший программист" который поставит весь софт быстро, почти бесплатно и без лишних вопросов.

    • первое практически не лечится... не помогает и wine от этерсофта
    • лечится, но не всегда и полностью зависит от устойчивости позиций руководства
      3. дурная привычка, но все еще очень сильна в обществе.

Выберите из списка
2009
2009