кризис: пути выживания или как достойно умереть ...
11 марта 2009 в 15:40

кризис: пути выживания или как достойно умереть ...

Друзья, коллеги. Хотел бы здесь затронуть то, что у всех наверное сегодня наболело. Что из себя представляет лизинг в современных условиях? Есть ли пути выживания или лучше вовремя остановиться, осмотреться и найти новое применение своим навыкам.
С одной стороны глубоко уверен, что лизингу жить (по объективным причинам): не мне Вам говорить, что значительная часть основных фондов изношена и такая ситуация с учетом сегодняшних реалий не изменится в ближайшее время.
С другой стороны, кто в лизинге имеет шансы развиваться сегодня. оПять же убежден, что это скорее всего учреждения с гос.участием и скорее всего дочки западных компаний.
Что же делать остальным? кто-то скажет надо пытаться … и воздасться тем, кто-то будет нацелен на оптимизацию текущего портфеля и т.д.
Давайте поделимся впечатлениями! а зоодно и протестируем насколько местный форум может быть интересен;-)

388
Комментарии (26)
  • 11 марта 2009 в 17:11 • #
    Сабирзянов Марат

    Евгений, приветствую.
    В принципе то, что Вы отметили это из разряда гос.программ. Суммы серьезные что в первом случае, так и во втором. Я не в курсе этих проектов. По-первому случаю могу отметить, что такого рода проекты из-за подобного ЧП не рассторгаются, более того эти проекты имеют тенденцию долго согласовываться. Проблемы с фондированием может быть, но оно не фатально, особенно если решение принимается на межправительственном уровне.
    Что касается второго проекта, то несомненно здесь все сложнее. и это напрямую относится к затронутой мною теме. Сейчас в авиастроении и в перевозках очень непростая ситуация: у перевозчиков сплошные дефолты и приостановка деятельности. То что на слуху: КД-авиа приостанавлиевает перевозки и большие долги по зарплате, Сибирь (в ожидании горячего сезона) - дефолт по корпоративному долгу и попытки подружиться с власть придержащими, отказ от Боингов, Красноярские авиалинии и ЭйрЮнион - банкротятся и ее структуры переводятся в создаваемую с гос. участием структуру (по-моему под эгидой Росавиа, акционеры прав-во Москвы и Ростехнологии). Все перевозчики без исключения использовали лизинг. Учитвая такую удручающую ситуацию в этой отрасли, все лизинговые компании которые так или иначе работали с перевозчиками, сейчас также находятся в плачевном виде. Таже Фин. лиз. компания - несмотря на наличие заказа на 10 SSJ, тоже испытывает трудности с финансированием. Хотя опять же уверен, что именно эта лиз. компания решит вопрос - ведь у нее серьезный админ.ресурс. Вывод: компания выживет, но скорее всего запустит антикризисные программы (возможны сокращения как людей, так и раб. дня), а авиапрограмма перейдет в законсервированный вид, если в ближайший полгода-год ситуация на рынке авиаперевозок не изменится.

  • 12 марта 2009 в 13:43 • #
    Александр Александр

    Марат, я работаю в лизинговой компании и хотел бы отметить, что на сегодня действительно у данного бизнеса есть проблемы. Но проблемы не у лизинга в частности, а у всего финансового сектора. Проблема из за того, что созданная финансовая система в стране работает не верно, она изначально была приговорена. Сегодня выживут немногие ЛК, но те, кто останется и будут формировать рынок. ПРоблемы фондирования и у ЛК и у Банков. Попробуйте сейчас получить кредит в банке. Не многие дадут хорошие условия и многие не дадут вообще Лизинг нельзя рассматривать как локальную систему. И еще, те, кто в свое время на эйфории строил лизинговый бизнес, они сегодня и находятся в агонии, не сумевшие в свое время ни выстроить систему рисков, ни подготовится к кризису.

  • 12 марта 2009 в 18:41 • #
    Сабирзянов Марат

    Я не спорю, Александр, с тем, что проблемы в целом у фин. сектора. Но по сравнению с банками лизинг более в плачевном состоянии просто потому, что в большинстве своем деньги на лизинговые проекты берутся у тех же кред. учреждений. Сейчас банки прежде всего думают о себе, о ликвидности. кроме того банковский бизнес более диверсифицирован (он не только выдает кредиты), а лизинг размещается в длинную и порою не имеет возможности досрочного изъятия.
    Затеянная мною полемика немножко о другом. Что делать лизинговой компании в целом и сотруднику этой компании в частности?
    Вы заикнулись о системе рисков: давайте представим что вы предвидели негативный сценарий - ваши действия, чтобы Вы предприняли. Какой сценарий?
    Ну и собственно вопрос полемики по существу: что делать сейчас?

  • 13 марта 2009 в 05:01 • #
    Александр Александр

    :)) я действительно предвидел текущий кризис еще в начале весны, точнее сказать он был совершенно логично прогнозирован еще осенью 2007 года, когда в стране развернулся кризис ликвидности в банковском секторе. Весно 2008, когда стало понятно, что осенью будет ооочень все плохо я установил определенные рамки по финансированию, предоставляя лизинг лишь проверенным и очень прочным компаниям. В сентябре было наложено вето на работу с целым рядом секторов по регионам и в срочном порядке собрана вся информация по текущим клиентам с анализом их дебиторки и текущих контрактов. Тогда же в сентябре были разработаны группу по работе с проблемными кридитами, проанализированы все предметы лизинга и определены их ликвидность для изъятия и реализации на рынке. Был разработан проект по реструктуризации лизинговых договоров и кредитных с банком. В общем к кризису подошли серьезно:)) но, все не успели до конца сделать и конечно же есть и проблемные кредиты, но текущие поступления от ХОРОШИХ клиентов и заранее реструктуризированные ПЛОХИЕ позволяют сейчас нам чувствовать себя достаточно комфортно.
    Что же делать сейчас? А никогда не поздно сделать все то, что сделали мы осенью прошлого года. Анализируйте, создавайте группы, разрабатывайте схемы выхода из сделок... Я вам так скажу, на сегодня, с октября 2008 года по Кузбассу я не провожу крупных сделок, потому что ситуация у нас очень плачевная, НО, текущего портфеля мне не то чтобы хватает, а он, наработанный за два предыдущих года, позволяет мне хоть вообще сделок в 2009 году не проводить, а закончить год с многомиллионной чистой прибылью. В общем если вас интересует опыт по организации антикризисного управления, пишите в личку...

  • 6 мая 2009 в 12:09 • #
    Денис Солонин

    Я правильно понимаю, что Вас не беспокоит факт отсутствия новых сделок и Вы считатаете, что одно только обслуживание портфеля не несет в себе угрозы?

  • 6 мая 2009 в 12:15 • #
    Александр Александр

    я считаю, что главное это чистота портфеля. Гнаться за показателями по выдачам в период кризиса просто глупо. У меня есть текущий портфель, он позволяет мне не просто нормально жить, но и приносит достаточную прибыль. Если выдавать с большим риском, то новые сделки могут испортить портфель и внести в него дополнительные затраты, а то и убытки. Вопрос, зачем? поэтому отсутствие новых сделок меня нисколько не беспокоит, тем более, что сегодня могут разориться в любой момент кто угодно, к чему неоправданные риски?

  • 13 мая 2009 в 16:52 • #
    Сабирзянов Марат

    чень интересно, Александр, непременно восользуюсь Вашим опытом при необходимости :-) удачи Вам

  • 13 марта 2009 в 05:02 • #
    Александр Александр

    и кстати, лизинг недвижимости - мой кАнек:)) это вам к сведению, прочитал просто на вашей страничке... а DDP со 100% финансированием мы тоже делали:)

  • 13 мая 2009 в 16:58 • #
    Сабирзянов Марат

    лизинг недвижимости интересная вещь, хотя и трудоемкая - последнее меня сдерживало для отработки этих проектов. но думаю за этими сделками интересное будущее.
    по поводу 100% финансирвания - даже интересно: я смог организовать 100% от DDP западное постфин-е через Росбанк (вт.ч. на расстаможку западные деньги). Может вы имели ввиду одновременное привлечение западного (под EXW) и российского (расстаможка и транспорт) фин-я под DDP стоимость оборудования?

  • 17 мая 2009 в 14:44 • #
    Александр Александр

    это ошибка считать, что лизинг недвижимости вещь трудоемккая, гораздо сложнее тащить оборудование из европы, когда там 5 производителей и сборка происходит в канаде... что касается DDP, схема была подобной, но предпочитаю работать по DDU.

  • 1 мая 2009 в 17:02 • #
    Ольга Махонина

    Добрый день! Прочитала ваши высказывания на тему. Я тут по такой проблеме, пишу диплом и возникла проблема. Тема риски в лизинговых компаниях.
    могу предложить тему для обсуждения которая и поможет мне в написании последней главы.
    Тема такова: Как лизинговые компании управляют рисками?
    Заранее спасибо!

  • 13 мая 2009 в 17:15 • #
    Сабирзянов Марат

    тема рисков очень специфическая, порою сделки прокалываются на мелочах.
    вот пару из них для Вашего заключительного блока диплома:
    1. страхования такелажных работ. В одной лизинговой компании (ЛК) был случай когда упало оборудование при разгрузки - обычно поставщик оборудования несет риски до разгрузки, когда по акту приема-передачи передает оборудование и соответствующие риски. Чаще всего я сталкивался с ситуациями когда ЛК и банк их финансирующий обязательным условием ставили страхование лизингового имущества, но зачастую это сводилось к страхованию имущественного риска с момента установки и монтажа оборудования.
    2. процентный риск. у одних моих коллег одно время фондирование было с плавающей ставкой, а лизинговые платежи фиксировались на весь срок лизинга. поэтому когда EURIBOR повышался ЛК несла потери. кстати здесь важно очень четко формулировать как и когда менятся ставка - чем подробнее это описано - тем меньше спорных ситуаций при коррекции платежей - лизингополучатели не хотят платить больше и иногда ищут любой повод к тому чтобы не увеличивать выплаты

  • 13 мая 2009 в 20:28 • #
    Ольга Махонина

    спасибо большое за ответ и помощь

  • 29 мая 2009 в 06:57 • #
    kendirbaev Кендирбаев

    Приветствую Всех!! Почитал, все правильно, так и делаем. Хочу также рассказать об одном решение проблем который может стать хорошей помощью в увеличение поступлений лизинговых платежей. Оперативный лизинг по "КАЗАХСКИ", 1) мы начали работать по взысканию задолженностей не тока с Лизингополучателей но и с их дебиторов где объемы работ есче не закончены и требуют продолжения, 2) мы выходим на заказчиков с предложением по услугам, собираем всех наших клиентов находящихся на просрочке и технику уже изъятую, берем объем, отрабатываем его оформляю сделку на компанию которой доверяем на 100%( можно дочу),вытаскиваем просроченный и текущие лизинговые платежи. В итоге просрочка закрыта, лизингополучатели довольны есче и с деньгами остаются, и стоявшая изъятая техника приносит поступления покрывая убытки если они были по старым клиентам.
    Работа трудоемкая, требует жосткого контроля и наличия админмистративных ресурсов , но если получается то все в шоколаде.

  • 7 июля 2009 в 13:04 • #
    Х Х

    Господа, банковский, страховой и лизинговый бизнес, все же должны иметь элемент убегания от стагнации бизнеса. Я сейчас 100% нахожусь в той ситуации, что описывалась Александром по поводу минимизации рисков, за счет не подписания новых договоров..... только у меня эта мера во многом вынужденная..... я считаю, что те договоры по которым идут платежи (подписанные в докризисное время) имеют большие риски просрочки и изъятия предмета лизинга, чем те которые могут быть подписанны сегодня (заключены). Если компания в кризисное время работает нормально, планирует расширение, то в пост кризисное время она уж тем более должна работать))))) а плюс еще аванс??? а плюс возвратность НДС?? плюс более выскокая маржевая составляющая??? в итого - сегоднящние риски надо защищать завтрашними - в этом выход. сегодняшние риски защищать вчерашними - это смерть...

  • 7 июля 2009 в 16:06 • #
    Сабирзянов Марат

    Иван, конечно в Ваших словах есть логика. Однако поспорю с Вами по поводу маржинальной составляющей: сейчас ставки банков от 20% в лучшем случае, а так вообще от 25% + маржа лизинговой. Скажите мне какой бизнес сейчас может работать с рентабельностью более 30% тем более в условиях кризиса?
    Согласен - лизинг нужно делать, но с максимальной прозрачностью - чтобы клиент понимал какую нагрузку он берет на себя, иначе Вы создатите проблему с возвратностью в перспективе.

  • 8 июля 2009 в 09:48 • #
    Х Х

    Марат, а у Вас какой регион? у нас предлажения банков - 14%. Правда банк рассматривает всю инфу о клиенте и проекте... ("забрали наше единоличное право на решение о финансировании")..... а овердрафт действительно 22%.... на ком нужды - 20% с такой стоимостью я действительно не вижу возможности работать ..... это надо наркотики продавать)))))

  • 8 июля 2009 в 10:02 • #
    Сабирзянов Марат

    Ну тогда, Иван, Вам можно позавидовать - работать реально. Ограничения по регионам у нас нет (в основном центральная часть России), дислоцируемся в Москве, основной банк - НовикомБанк, позиционируемся под среднего и крупного клиента (от 100 млн.р.)
    Хотя очень странно: сбер сторонние лизинговые финансирует 20-21% (у нас такой там лимит), абсолют-лизинг предложения делает в том же диапазоне (а их банк вообще сторонним не дает). По-моим данным РГ-лизинг и ВТБ-лизинг сейчас делают интересные предложения.
    Иван, а что в Ставрополе реально под 14% получить можно? подскажи где, если это не конфиденциально.

  • 8 июля 2009 в 10:25 • #
    Х Х

    Марат, я откровенно удивлен.... у нас Северокавказский сбер основной банк... деньги вообщем только там и остались (на наш взгляд)... всегда у нас было дороже, чем в столице.... может вы давно не обращались.....мы вип клиент банка..... (вопрос не этой темы - в Москве сейчас хеджированием валютных кредитов кто ни будь занимается?)

  • 8 июля 2009 в 11:03 • #
    Сабирзянов Марат

    Хеджированием я интересовался в своем банке - реальная тема (форвардные сделки), но дальше пока не лез. Так как по сути на весь срок лизинга застраховаться невозможно а установить несколько рейперных точек (например в ближайшие полгода) хоть и реально, но фактически встает вопрос: в случае наступления события - исполнение этого форварда и закрытие лизинговой сделки - клиент должен быть готов закрыть сделку и найти ресурс для исполнения форварда. т.е. такая не простая цепочка (с гарантией получения финансирования на стороне)

  • 8 июля 2009 в 11:23 • #
    Х Х

    это опасно....или не осуществимо, Вы правы....... к чему все, мне деньги предлагают 6% евро на 5 лет от 100 млн. в прежних условиях с хеджем в 2,5% это было бы ок!!! в нынешних допустим хедж - 4%.... (как то все на мой взляд слишком хорошо)))))) но пока денег не просят решил поработать над предлажением, так что пока не спрашивйте кто и что)

  • 8 июля 2009 в 12:57 • #
    Сабирзянов Марат

    Вариант А валютное фондирование и рублевый лизинг, т.е. риски валютного скачка берет Лизингодатель и соотвественно он хеджируется. В конечном итоге все затраты ложатся на Лизингополучателя, но взять на 3- летний лизинг под каждый платеж форвард сложно, сложно вдвойне если сумма форварда под платеж маленькая (да и потом, рынка, по-моему нет, на выкуп 3-х летнего форварда - хотя я думаю за определенные деньги можно, но наверное не дешево). А премию по форвардам нужно оплачивать сразу. Минимизация затрат: сделать не ежемесячные платежи, а квартальные или полугодовые. Но тогда Лизингополучатель должен быть соответствующий.
    В конечном счете вариант А возможен, но цена вопроса скорее всего не маленькая (а форварды покупать у проверенной компании, которая не должна сама дефолт объявить :-))

    Вариант В: фондирование и лизинг валютный и ежемесячно покупается форвард (за месяц- 3 месяца до очередного погашения лиз.платежа) на всю сумму обязательств по лизингу с целью закрытия сделки.
    Представим наступает очередной скачок: паника на рынке. У клиента или лизингодателя (смотря кто является бенефициаром) есть форвард и он его может исполнить, но как в таких условиях найти деньги: рубли - их либо не будет, либо очень дорого и короткие. А брать рублевый кредит нужно. Представим, что это проблема так или иначе решаема. Возникает следующая делема у Лизингополучателя - готов он нести риск повышения обслуживания обязательств и соотвественно готов ли Лизингодатель идти на необходимость реструктуризации долга лизингополучателя (понижение рентабельности а то и убыток). Короче эта схема вообще маловероятна.

    Кстати 6 % это ставка, которая наверное базируется на квартальный или полугодовой ЕВРИБОР, а т.к. ставка ЕВРИБОР на минимуме сейчас, то через год она может стать все 10-11%

  • 9 июля 2009 в 09:28 • #
    Х Х

    пока не готов ничего ответить.... мы только только начали переговоры.....

  • 7 июля 2009 в 16:22 • #
    Сабирзянов Марат

    В целом по выставленной мной теме могу сказать по прошествии 4-х месяцев:
    - большинство небольших лизинговых компаний, особенно в регионах ,обречены (хотя я знаю пару исключений). Как следствие: закрытие-банкротство, слияние с сильным игроком (хотя очень маловероятно) или продажу части ликвидного портфеля с последующим закрытием (наиболее оптимальный путь выхода из кризиса).
    - государственные лизинговые компании или компании с их участием: будут работать с проектами, в которых участвуют гос.учреждения. Скорее всего они будут понемногу осваивать коммерчекие проекты
    - лизинговые компании с иностранным участием: будут развиваться за счет проектов с западным финансированием под клиентов, имеющих валютную выручку.
    В результате рынок лизинговых услуг объективно и сильно ужался и будет это до тех пор пока не оживет финансовый рынок. В любом случае тем кто останется нужно готовиться к более жестким условиям игры.

  • 20 июля 2009 в 11:32 • #
    Светлана Халикова

    Спасибо за тему и сообщения.

  • 20 июля 2009 в 14:00 • #
    Сабирзянов Марат

    Приятно, когда полезно. Удачи


Выберите из списка
2017
2017
2015
2014
2010
2009