23 апреля 2009 в 10:03

Начало

Добрый день!

К сожалению, многие в РФ и СНГ считают, что логистика — это все, что касается транспорта (организации и обеспечения перевозки), управления складом и организации хранения, иногда добавляется орагнизация таможенной очистки.
По моему мнению, за 15 лет работы, логистика намного более объемное понятие и включает в себя все (!!) что касается товародвижения: от планирования закупок и товарного потока и заканчивая обеспечением доступности товара для конечного потребителя (например, обеспечение наличия товара производителя/импортера на полках магазинов), распределение в сетях дилеров, филиалов, в розничных сетях.
То есть контроль и управление товародвижением таким образом, чтобы компания полукчала максимальную прибыль (а не несла минимальные затраты).
Да не обижу я транспортников, но транспорт и склад в функционале логистики занимают примерно 20-30% от объема работ.
Я считаю что именно в этом и заключается задача логистики: максимизация прибыли компании.
Эта задача часто разбивается на 2 «внутренних»: минимизация дефицита наиболее ходовых позиция в точках продаж потребителю (ну или на складах продаж, в упрощенном варианте) и минимизация неликвидов, минимизация запасов товаров с низкой ликвидностью.
Если говорить о снабжении производства (а опыта и тут хватает), то здесь все не то чтобы сложнее, но несколько иные подходы при решении, по сути, той же задачи. Только потребность и спрос обеспечиваются реализацией ГП только при планировании производства и графика выхода готовой продукции, а вот при снабжении производства сырьем и комплектующими, запасными частями, узлами и агрегатами под замену и т.п. спрос/потребность формируются несколько иначе.

Буду рад поделится опытом, наработками, как дать, так и получить совет, узнать что-то новое, что может пригодится (даже если не прямо сейчас).
Добро пожаловать, коллеги!

157
  • Тема закрыта
Комментарии (9)
  • 30 апреля 2009 в 14:13 • #
    Денис Феофанов

    Виктор, добрый день.
    Эта тема очень новая для меня, но в силу ряда причин, очень интересна.
    Можно ваши рекомендации по оптимизации логистических затрат на производственном предприятии.

  • 4 мая 2009 в 09:44 • #
    Виктор Шиков

    Денис, добрый день!
    Общие рекомендации давать не люблю. Дело такое, что нужно понимать основные проблемы компании и особенности работы. Что за предприятие - отрасль, производство, насколько крупное, в чем заключается внутренняя логистика: есть ли распределенные площадки, есть лои пробоемы со снабжением и т.д. и т.п.
    Общие советы превратятся в "умничание" и попытки демонстрации "подкованности", а это - не совсем мой профиль. ))
    Если опишите проблемы и задачи - что-то постараюсь порекомендовать.

  • 4 мая 2009 в 10:08 • #
    Денис Феофанов

    Речь идет о довольно не маленьком (годовой оборот порядка $50 -$70 млн.), производственном (кабельная продукция) предприятии.

    Производство в одном месте, там же и склад.
    Часть сырья поставляется из-за границы.

    Предприятие испытывает проблемы экстенсивного роста.

    Для себя отметил следующие возможности оптимизации:
    - нормирование запасов сырья и готовой продукции;
    - переход на эл.закупки;
    - расчет оптимального размера заказа.

    Подскажите еще места, куда смотреть.

    Вы укажите канву, а я уже накопаю.

    Заранее благодарю.

  • 4 мая 2009 в 11:33 • #
    Виктор Шиков

    Денис, надо смотреть ситуацию на предприятии в целом, но начать с того, чтобы:
    - "спроектировать поток", то есть на основании существующих продаж и распределения по клиентам/ дилерам спланировать "оптимальный поток" от продажи клиентам (и поддержания запаса у ключевых, с минимизацией дефицита) по составляющим: план-график (исходя из объемно-календарного планирования): реализации/отгрузок, плана-графика запасов, который позволит выполнить план отгрузок, плана производства, который позволит поддерживать запас без создания стоков и в то же время, без формирования дефицита и в объеме, рентабельном для производства, далее сформироватиь график потребностей к сырье и комплектующих для произвордства и т.д. до отгрузок сырья поставщиками.
    - просчитать риски.
    - после того, как вы спроектируете оптимальный поток - можно сопоставить его с текущим - это позволит выявить все узкие места с определением приоритетов и взаимосвязей для системного решения.
    если кратко, то начать стоит с:
    1. внедрения системы планирования (исходя из принципов "объемно-календарного" планирования либо стандартов MPS) потока (от продаж до отгрузок поставщиками) - даст возможность определять потребности и определять динамические нормы запаса (если нет перепадов в продажах, то они сами зафиксируются как статические), а также планировать движение ДС.
    2. ввести параметры оценки эффективности управления потоком на каждом этапе: ГП, производство и незавершенка, снабжение производства.
    3. разработать стандартный процесс управления на каждом этапе до уровня операций и штатных позиций с обязательным описанием процессов обмена информацией, зон отвественности, инициации процесса и завершении операции (ну да не мне Вам рассказывать).
    4. обучить процессу сотрудников и контролировать (хотя бы 3-4 месяца) исполнение процесса.
    5. назначить/ сформировать группу сотрудников, в чьи обязанности будет входить оптимизация процессом и моделей и тестирование.
    Заказ на EOQ считайте осторожно - сначала просчитайте затраты по разным методам. Для производства можно использовать и его (если очень большой объем потребления), но зачастую более эффективны для предприятий такого объема, другие методы.
    Эл. закупки - не панацея, это просто инструмент. 1-е - это процессы: правильный процесс дает необходимый отптимальный результат. Это факт, особенно в снабжении и закупках.
    Но, честно говоря - советы общие. И правда нужно знать предприятие, чтобы прописать конктенрный план работ: зачастую оказывается, что озвученные проблемы - это просто вершина айсберга, которая отсвечивает на свету, а основной набор проблем лежит глубже и начинать нужно именно с них. Подобные вещи делали на разных предприятиях: от небольшого оконного производства до крупных комбинатов.
    Будут вопросы - обращайтесь. Понадобится помощь - зовите. ))

  • 7 мая 2009 в 11:10 • #
    Денис Феофанов

    Виктор, спасибо за ваш ответ.
    Я в принципе так понял этот вопрос.

  • 4 мая 2009 в 10:38 • #
    Оксана Сорокина

    Уважаемый Виктор,

    С удовольствием прочитала ваше сообщение. Вы правильно указали, что, к сожалению, не все на данный момент понимают, что логистика - это оптимальное по срокам и стоимости управление потоками, а не просто автоперевозка из г. N в г. Z.

    Буду рада общаться с вами на данную тему, так как сами мы сейчас так сказать "ломаем" стереотип и разрабатываем под клиентов (с внедрением) схемы и решения, которые упрощают сам процесс, снижают косты на логистику (иногда до 26%!), сокращают сроки доставки и способствуют снижению дефицита продукции на складе клиента.

  • 4 мая 2009 в 11:11 • #
    Виктор Шиков

    Оксана, если будет интерес к сотрудничеству - милости просим, т.к. в этом деле мы немного понимаем. Затраты снижать можно и на треть и даже (бывало) чуть больше.
    Дефицит при снижении общих запасов (т.е. рост объема продаж, - бывало достигал 15-18% только за счет снижения дефицита, но средний показатель - это 3-8%) тоже минимизируем (запас падает, на 20%, а бывает и в 2-3,5 раза, особенно это актуально для сетевых структур).
    Будет вопросы или темы для осуждения - с удовольствием пообщаюсь.

  • 25 мая 2009 в 16:19 • #
    Ольга Краковская

    Виктор, добрый день!
    Мы для себя совершенно недавно открыли направление логистики.
    В связи с этим, находясь в стадии размышления и планирования и слыша различные "за" и "против", хотелось бы у Вас узнать. Работать по аутсерзу с компанией выполняющие поставки по сетям, либо формировать свою команду.

  • 25 мая 2009 в 16:40 • #
    Виктор Шиков

    Ольга, добрый день!

    К сожалению (или наоборот - к счастью), нет формулы общего счастья.
    В каждом конкретном случае оптимальное решение свое.
    Под компанией, "выполняющей поставки по сетям", подразумевается транспортно-логистическая компания? Или что-то другое? Какие функции Вы хотели бы отдать им "на откуп"?
    На моем опыте, отдавать снабжение дилерской (филиальной или розничной) сети и распределение продукции в ней чревато множеством проблем:
    - контроль дефицита в сети и определение по каким позициям он допустим?
    - контроль и определение допустимого периода существования дефицита.
    - запасы в сети - контроль и управление.
    - затраты в сети - контроль

    Если просто отдать на управление можно столкнуться с громадным количеством проблем:
    - по ликвидным позициям будет перманентный дефицит, по остальным же - затоваривание. Это проблема первая.
    - управление сбытом и взаимоотношениями с дилерами - это проблема вторая.
    - управление затратами - это проблема 3-я.

    Отдавать отдельные функции: хранение и складские услуги при отпуске товаров, доставку и перемещение, считаю, можно, но вот управление снабжением и распределением необходимо контролировать самим. Пусть не заниматься (специалистов в стране не так много, поэтому можно отдать на аутсорсинг), но контролировать - обязательно.

    Честно говоря, не зная о компании, о её работе и нюансах сложно давать рекомендации.
    Если есть интерес к обсуждению - можно через личку или по почте.
    Кстати, на 17-18 июня в М-ве запланирован семинар на эту тему: снабжение и распределение в сетях, в том числе.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?