Новая методика обучения дошколят чтению. Забавно и сильно.
15 апреля 2009 в 18:53

Новая методика обучения дошколят чтению. Забавно и сильно.

Я попытался найти контакты в первую очередь в группах «Образование» и «Дошкольное обучение». Судя по молчанию, эти группы существуют лишь номинально, с одним-двумя участниками. Поэтому я выношу эту тему в группу «Маркетинг». Надеюсь, что получу от участников подсказку, как раскрутить на рынке такую нужную вещь.

Обо мне:
Двенадцать лет работал с дошколятами. Потом уехал в Германию. Сейчас издаю свои методики на немецком языке для немецких школ. А до России не доходят ноги и не достают руки. Прежде чем издать методику в России, хочу найти интересующихся клиентов и партнеров. Может кто помочь советом или делом? Готов делиться девидентами.

(P.S.: Методика защищена патентом как изобретение, а также прочими авторскими правами)

Итак, «РЕБУС-МЕТОД»

Всего два правила

«Ребус-ме тод» – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух один за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска – МА
пальма – ПА

мышка – МЫ
шишка – ШИ

кошка – КО
ложка – …

здесь рекомендуется сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребенок поймет, что его приглашают поучаствовать в этой игре. Но ждать ответа не надо, продолжайте дальше:

… – ЛО

мячик – МЯ
чайник – ЧА

ветка – ВЕ
сетка – …

ручка – РУ
Жучка – …

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля-КО
Оля-О

Маша-МА
Даша-ДА

Петя-ПЕ
Федя-ФЕ

Ира-И
Кира-КИ

и т.п.

Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).

Как только ребенок понял правило «маска-МА» и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маскаМА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-ЧА
курица-чайник – КУ-…
маска-шарик – МА-…
кактус-шарик – …

Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка- наволочка – МА-…-…
маска-листик-наволочка – МА-…-…
бусы-маска-галстук – БУ-…-…
галстук-зебра-тапки – …

Как правило, дети 5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы – …
письма-рак-мишка-дама – …
облако-девочка-ящик-ложка – …
курица-курица-ручка-заяц – …

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются «угадать» конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.

ТУТ ИДУТ КАРТИНКИ, КОТОРЫЕ СЮДА НЕ КОПИРУЮТСЯ

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево, и сбиваются к этому с удивительным постоянством.
Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Ни сложных объ-яснений, ни долгих подготовительных этапов, ни многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В «Ребус-методе» дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Важнейшее достоинство «Ребус-метода»: ребенок читает пиктограммы уже с первого занятия, а к концу второго месяца достаточно легко узнает и соединяет буквы, причем имеет уже стойкий навык понимания прочитанных слов и постановки ударения.
Однако после овладения «Ребус-методом» ребенку необходимо еще продолжать занятия. Тренирующий материал «Ребус-метода» ограничен лишь отдельными словами-существите льными, отсутствуют глаголы, прилагательные, наречия, союзы и предлоги, нет словосочетаний и предложений, все слова записаны лишь заглавными печатными буквами. Это означает, что ученик оказывается еще не готов к самостоятельному чтению текстов из книг и еще не владеет прописью. И ученику, и учителю предстоит еще много работы. Наш «Ребус-метод» делает эту будущую работу легче и приятней как для детей, так и для учителей. Желаем вам удовольствия в предстоящей работе!

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию.
Взрослых это тоже развлекает, решать такие ребусы на слух. Поэтому я сейчас напихаю сюда примерчиков, штук двести слов. У кого есть маленькие дети — это вам большая развлекуха!

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ — ИЗ ДВУХ КАРТИНОК

маска-маска — МА-МА
пальма-пальма — ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-…
курица-чайник —
кактус-шарик —
санки-шарик —
ящик-маска —
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц

ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА — МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
письма-лыжи
листик-сыр
солнце-кисточка
листик-царь
утка-шишка
утка-сыр
ножницы-тыква
чайник-сыр
кошка-сыр

ПРОСТЫЕ СЛОВА ИЗ ТРЕХ КАРТИНОК

маска-шишка-наволочка
маска- листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря- тапки-рак
пальма-на волочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-д уш-галстук
заяц-нож ницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук -ложка-шишка
пальма -кепка-тыква
письма -жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
ры ба-банка-кит
пальма -утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит

В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения. кОшка, но не котЁнок. Потому что в слове «котёнок» первое О звучит как А, и любой малыш скажет КА вместо КО.

СЛОВА ИЗ ЧЕТЫРЕХ КАРТИНОК

аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-се рдце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус

Ударение

Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово
МАШИНА.
Смысл данного слова действительно прост к пониманию: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.
Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:
МАШИНА МАШИНА
После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умо-заключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизи-ровать в ритмике речи. Два простей-ших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.
И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:
ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА
Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково. Малыш просто не узнает слово ЭТО.

Другой пример, два слова:
ПУГАЛО, ВОРОН
Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении
ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН
говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО. Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания. Именно эту задачу – тренинг концентрации внимания и постановки ударения – решает «Ребус-метод» еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

790
Комментарии (26)
  • 15 апреля 2009 в 19:09 • #
    Лев Штернберг

    Итак, мой вопрос:
    Как раскрутить эту методику на Российском рынке? Имею свободного капитала лишь пять-шесть тыс. евро.

  • 15 апреля 2009 в 19:25 • #
    Татьяна Камилова

    Я не берусь судить собственно о методике,но о том,что даже самую нужную и интересную методику в России продвигать либо нужны другие деньги,либо огромный энтузиазм автора,знаю не понаслышке:))

  • 15 апреля 2009 в 19:41 • #
    Александр Селезнев

    Для начала переформулировать задачу:
    для кого этот обучающий Продукт может принести прибыль и следовательно - для кого имеет смысл вложить средства в его производство и продвижение?
    Если на этот вопрос ответить, дальше будет гораздо проще.

  • 15 апреля 2009 в 19:43 • #
    Лев Штернберг

    Энтузиазма имею море, хоть утопись. Распечатать тетрадь (70 страниц А4) - это не дорого. Вопрос в рекламе и системе сбыта. В Германии я веду продажу через интернет-магазин. Удобно. Интернет-адреса детсадов и школ найти несложно, а значит реклама может быть максимально целевой и с минимальными затратами. Но прежде всего необходимо присутствие торговца в России. Не рассылать же мне заказы в Россию из Германии!

  • 15 апреля 2009 в 20:28 • #
    Татьяна Камилова

    Ну почему бы и нет. Просто предлагайте не купить издание,а его платно скачать

  • 15 апреля 2009 в 22:10 • #
    Оксана Козинская

    По-моему, не плохая идея с продажей или популизацией методики через интернет. Я встречала кучу мамочек, "болеющих" общением через разные сайты, помогающие развивать и предлагающие разные методики. В интернете полно таких ресурсов, только зайди в поиск. Или хотя бы в ЖЖ.
    Как пример, http://community.livejournal.com/school_and_we/.
    http://community.livejournal.com/mama_papa/

    Блог свой создать можно, чтобы там только об этом и говорили, консультировались, обсуждали, рассказывали о детских успехах в чтении и всё такое.

  • 15 апреля 2009 в 23:54 • #
    Лев Штернберг

    Привет, Ксюша. Никак не могу привыкнуть к этой твоей фамилии. Не ассоциируется. Спасибо за ссылки. Я поищу там админа, чтобы разрешили вставить тему. Если есть еще такие ссылочки и не лень - шли, буду очень благодарен.

  • 16 апреля 2009 в 00:01 • #
    Татьяна Камилова

    Поговорите на портале "Солнышко" ,ссылка не вводится,может,они у себя разрешат разместить

  • 16 апреля 2009 в 00:21 • #
    Лев Штернберг

    Спасибо. Хороший сайт. Уже задал вопрос автору.

  • 16 апреля 2009 в 00:21 • #
    Татьяна Камилова

    :) Чем смогла. Удачи

  • 16 апреля 2009 в 17:06 • #
    Оксана Козинская

    Там не нужно искать админа, там просто нужно завести свою такую же страничку, вступить в это сообщество и писать, сколько хочешь. А в своей страничке писать то же самое, но там уже ты будешь хозяином. Почитай правила :)

  • 16 апреля 2009 в 17:15 • #
    Лев Штернберг

    /ворчливо/
    Почитай правила, почитай правила!.. Чукча не читатель, чукча писатель! (((
    Эх, придется читать...

  • 16 апреля 2009 в 17:34 • #
    Оксана Козинская

    :))))))))
    ворчливым тебя не представляю ну никак

    без правил тебе будет не просто организовать свою страничку и сделать ее популярной

  • 15 апреля 2009 в 21:53 • #
    Андрей Брянкин

    Есть аналогичная методика (принцип похож, хотя деталей не знаю) Кубики Зайцева, если не ошибаюсь.
    Так вот. Мои дети только недавно прошли порог обучения чтению (по стандартной методике), поэтому скажу мнение родителя.
    Вам необходимо понять, кто именно будет внедрять эту методику конечному потребителю - ребенку. Таких мест очень мало - это центры развития детей, которые используют нестандартные методики.
    Основная проблема, что сами родители методикой практически не пользуются, хотя она везде выложена и в открытом доступе (распечатай кубики и сложи) и продается в магазине.
    Поэтому просто раскрутить не получится. Медленно, нудно обучать преподавателей методике и пытаться им доказать, что она эффективнее других.
    Прибыль можно получить, если только по этой методике выпустить развивающую игру, договориться о ее дистрибуции в детских магазинах, а после запустить ее интернет рекламу в социальных сетях и блогосфере по методу сарафанного радио с минимальными затратами.

  • 15 апреля 2009 в 22:27 • #
    Валерий Гальетов

    Идеальный вариант - раскрутить без денег. Вот например:
    - Михаил Эпштейн в Питере. У него есть ЭПИшкола и ряд изданий. Кроме того, он проводит конференции.
    Один из близких к идеальному варианту - выпуск авторской газеты для родителей и детей. Как учат нас молодые коллеги, на 999 экземпляров не надо разрешения, и стоимость ее около 1500 рублей выпуск.
    Вы, возможно, хотите раскрутить БЫСТРО? Тогда надо решать эту задачу более серьезно. Искать каналы, но начинать с идеального варианта: Ищут и находят САМИ потребители.

  • 15 апреля 2009 в 22:40 • #
    Валерий Гальетов

    Лев!
    Пришлите какие-либо материалы для того, чтобы почитать самому и другим переслать. Попробую найти людей, готовых продвигать вашу методику и сам буду рекомендовать на своих семинарах инженерам, педагогам, руководителям и молодежи.
    Не думаю, что потребуются большие деньги. Вопрос только во времени.
    В 1990 году Николая Александровича Зайцева никто не знал. Он был изобретатель-одиночка, а вот уже лет 10 гремит не только в России...

  • 15 апреля 2009 в 23:04 • #
    Лев Штернберг

    Хочу адрес Эпштейена. Я с ним был хорошо знаком до отъезда в Дойчланд. Думаю, этот вариант будет и дешев, и сердит. И Мише было бы не стыдно за такой товар.

  • 16 апреля 2009 в 22:04 • #
    Валерий Гальетов

    Лев! Послал письмом адрес Миши. Там же известие о его намерении провести в мае конференцию.
    Правда, если осуществить то, что он собирается сделать, то это возврат к 1990 году.
    2 мая 1990 года в Подмосковье была встреча представителей инновационной педагогики. Был Зайцев, Акбашев, Президент Ассоциации элементарного музицирования Лев Виноградов и другие. Там я познакомился с Владимиром Даниловичем.
    Посидели, посмотрели друг на друга - все хорошие люди! - и разошлись ни с чем. Попытка выйти на что-либо общее не получилась.
    Кстати, 5 мая вся компания переехала в Ленинград, где был семинар Акбашева. И с этого началось мое образование в педагогике...
    Там я познакомился с Мишей Эпштейном. Попробую ему написать и предложить другую форму и содержание работы...

  • 15 апреля 2009 в 22:32 • #
    Валерий Гальетов

    Лев!
    Блестящее изобретение эта ваша методика! Великолепно дополняет Методику Н.А.Зайцева.
    Есть ли то же самое на других языках?

  • 15 апреля 2009 в 23:06 • #
    Лев Штернберг

    Есть на немецком. На английском и французском просто не возможно, по причине несовпадения графем и звуков в разных местах слова. Для всех прочих языков - легко построить по алгоритму.

  • 16 апреля 2009 в 00:10 • #
    Алтай Сакибаев

    Добрый день Лев,

    вышлите пож-та свои предложения на мой адрес (#) по вашей методике и все ваши координаты и ваши регалии (научные степени и т.д.).

    Возможно мы сможем найти с вами общий интерес по внедрению данной методики в наших Семейных Развивающих Центрах для детей (от 0 до 12 лет).

    С уважением,
    Алтай Сакибаев

  • 18 апреля 2009 в 01:34 • #
    Лев Штернберг

    У меня есть видеозапись занятий с детьми. Может меня кто-нибудь научить, как и куда я могу ее вставить на обозрение? На этом сайте или на каком другом? Напишите, пожалуйста, в личку.

  • 18 апреля 2009 в 14:16 • #
    Лев Штернберг

    А вот и оно, видеО.
    http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/2/2.html
    Это пятое (!) занятие с детьми в детском саду, конец первой недели. Занятия были ежедневные, по 30 минут.
    Первый эпизод - дети 5-6 лет. Второй - четырехлетки.
    Снял родитель одного из детей. Он впервые привел своего сына в этот садик и решил этот день увековечить в видеозаписи. Вы увидете - это тот грустный мальчик во втором эпизоде. У него с первого раза задание не получилось, но через неделю он группу догнал.
    В первом эпизоде слишком затянута работа с таблицей. Уж очень мне хотелось перед камерой показать все ее принципы. Обычно я на таблицу тратил не более пяти минут за занятие. А далее она оставалась в группе, и дети игрались с ней и с карточками сами, без меня.
    Как видно в фильме, на пятом занятии ученики не только сами учатся, но уже способны учить друг друга.

  • 20 апреля 2009 в 12:34 • #
    Зоя Сидоренко

    Доброго времени суток ! Лев!
    Очень забавно и небезосновательно Наверно по самоокупаемым или ведомственным яслям-садам
    А если за здоровьем - то это ко мне Еще не полный, но уже сайт www.center-omega.ru

  • 20 апреля 2009 в 13:37 • #
    Лев Штернберг

    Посмотрел я Ваш сайт, Зоя. Много хорошего.
    У Вас есть газета, как я прочитал. А могли бы Вы мои материалы там поместить? Они некоторым образом связаны со здоровьем детей. В материалах утверждается, что в слове МАСКА нет ни одного звука А, и что первый звук в этом слове МА, а не М. Буква М - это абстракция, людская придумка. Ребенок, если он еще не читает, понять эту абстракцию не способен. Но именно с этого начинаются традиционные методики обучения чтению. Достаточно вспомнить укоренившуюся азбуку или кубики с картинками, гда против каждой картинки стоит первая буква. Буква, но не звук! В результате 3 % российских детей (у немцев, французов, англичан и американцев - аж до 9 %) заболевают легастенией, то есть вообще оказываются неспособны научиться читать. А остальные 90 % здоровых детей обучаются слишком долго, слишким трудно. В восточных странах, где одна буква (или знак) обозначает сразу целый звук (звук МА, звук ПО, звук ЛИ - это в Европе записывают их двумя буквами! на Востоке иначе), нет никакой легастении и дети уже через месяц обучения спокойно читают.
    Возможная тема статьи: "Азбука ужасна, да-да-да! Азбука опасна, да-да-да! Не давайте детям азбук никогда!"

  • 13 июля 2009 в 15:41 • #
    Анна Альберти

    а есть что-нибудь похочжее или в разработке для начальной школы?

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?