Пушкин как Ас рекламы: разбор первого в истории России...
15 мая 2014 в 10:50

Пушкин как Ас рекламы: разбор первого в истории России рекламного анонса

Навеяло-подтолкнуло:
https://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/a-s-pushkin-kak-as-bizneskommunikatsii/
Решил оформить в виде тезисов своих давних лекций.

Вы только представьте себе читающее общество, в котором и для которого творил Александр Сергеевич. Всего несколько тысяч платежеспособных человек – любящих читать и умеющих понимать.
Представьте себе далее, что в этом обществе практически полностью отсутствуют возможности для писателя заявить о своем гении, возможности рекламных каналов для издателей.

Далее, предположите, что Вы-то знаете о своем таланте, об идеях своих будущих произведений, что Вы предчувствуете: их со временем будут читать, заучивать и цитировать миллионы. Но Вам необходимо прямо сейчас создать спрос на свои письменные (печатные!) произведения, получить отзывы читателей, убедиться в их доходчивости, интересности, полезности.
Наконец, и издатели требуют: помогите с инструментами промоушена.

И Пушкин находит выход из этого нелегкого положения: он создает первый в истории России (мира?) рекламный Анонс: пролог к «Руслану и Людмиле».
«У лукоморья…» конечно, многократно публиковалось и отдельно, помогая издателям и поэту информировать читающую публику о сюжетах написанных и будущих сказок. А в более широком смысле – помогало и взрослым читателям узнать о талантливом авторе, заинтересоваться другими его работами.

Давайте же рассмотрим, какие чисто копирайтерские приемы применяет Пушкин в своем рекламном инструменте. Для этого нам вполне хватит первых девяти строк этого уникального и оригинального произведения. И в каждой из них – поистине бездна информации, НЛП и подсознательных воздействий.
Так что пойдем не спеша, построчно и по-глубже.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
****
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках…

Первая: У лукоморья дуб зеленый

Что бы понять глубину воздействия на читателя-ребенка первого же слова первой строки, следует опять погрузиться в реалии начала 19-го века.
Ребенок перебивает-спрашивает читающую ему маму-няню-гувернантку (вряд ли бабушку): а что такое Лукоморье?
Насколько легко, не задумываясь, и ЧТО она ему ответит?

Какая часть людей в то время, с основным транспортом на лошадиной тяге, бывала на море?
Что знали о море остальные жители огромной сухопутной, шесть месяцев заснеженной и три месяца непроезжей России?

Первый (скорее, редкий) вариант ответа: Лукоморье – это далекое место, небольшая бухта, кусочек моря с берегом в виде лука.
Второй вариант, почерпнутый от знакомых друзей (друзей знакомых), бывавших на море: Лукоморье – это кусочек моря. А что такое море – это много воды, больше нашего пруда – нашего озера, только вода там ГОРЬКАЯ (как лук, который растет у нас в огороде).

Итак, впечатление, которого добивается (успешно!) Пушкин первым же словом Анонса – начинается некая небывальщина, Сказка, действие которой, конечно, происходит в далеком, неизвестном, а потому интригующем месте.

Далее, дуб зеленый.

Мы уже выяснили (предположили?), что основное впечатление слушателя-ребенка о месте действия Сказки – берег у большой воды, которая к тому же соленая (горькая).
Но ежедневный опыт и ребенка, и тем более, взрослого-читателя подсказывает им, что непосредственно у воды (для путешественников – особенно, у морской воды) не растут большие деревья, а тем более, дубы, место которым или в степи, или в дубраве.

Такой диссонанс с практикой добавляет интриги и загадочности в формирование образа места действия.
Сцена сформирована Пушкиным всего тремя словами: сказка началась!

Читатель-слушатель, слегка поерзав, окончательно укрепляется в своем чувстве Сказки, ознакомившись со второй строкой:

Златая цепь на дубе том

Каким секретом добивается этого закрепления Пушкин? Результат здесь достигается раскачиванием внимания читателя от конца строки к её началу.
Слова «на дубе том» привязывают координаты будущего сказочного действия к конкретному, обозначенному ранее месту, а в начале строки читателю просто добавляют важную информацию об антураже.

Видел ли кто-либо из живущих тогда или сейчас «Златую цепь на дубе…»? Нет, не видел! Опять Сказка, но вполне натуральная (ведь дуб-то, не известно как оказавшийся в Лукоморье, упомянут в контекстена дубе том, на конкретно растущем в сказочном месте дубе!).

И днем и ночью кот ученый…

Обождите: в те времена ещё ничего не было известно о будущих достижениях Куклачева. Кошки и коты всё ещё «гуляли сами по себе».
— Мама,— спрашивал (должен был спросить заинтригованный Пушкиным) ребенок,— а как это УЧЕНЫЙ кот?
- Сынок, ведь это же Сказка! – получал он ответ.

Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Я уверен: как современному, так и тогдашнему читателю, особенно, взрослому (а распорядителями кредитов были, конечно, главы семейств), не нужно было объяснять, почему когда «Налево» то «сказку говорит…».

Так что «У Лукоморья…» начиная с шестой строки интересно было читать и взрослым. А мы знаем, что лучшие сказки (не только с точки зрения коммерческого успеха), это те, которые мы читаем запоем в любом возрасте.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках…

У ребенка предвкушение дальнейших интереснейших Сказочных событий оставалось до следующего посещения базара, или книжного магазина:
- Мама, хочу ещё сказок Пушкина!

«Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» © 

Возможности комментариев к другим строкам «У лукоморья…» остаются в распоряжении участников конференции.
Там ещё столько всего)))

954
Комментарии (4)
  • 20 мая 2014 в 12:23 • #
    Леонид Бессарабов

    Умник, поезжай на Каспий. И посмотри, как на пляже, скажем Шихово, деревья растут в 50 метрах от воды. К тому же" у" в русском языке никогда не означало понятие - в двух шагах. Пушкин остался читаем, хотя в наше время и немногими, по простой причине - таланта и гениальности. То, как он писал, в литературоведении именуется тропами, проще говоря. чтобы ты понял, неординарными словами. Хотя огромное большинство, зная, что "Пушкин наше все", кроме этого ничего и не читало. Ты меня здорово повеселил своими уморассуждениями. Пушкин - то оказался не простым сукиным сыном. По-твоему он устроил рекламные акции на столетие вперед, а собственно дивидендов получил 0, 0 и умер в долгах, как в шелках.

  • 20 мая 2014 в 22:31 • #
    Борис Васильев

    Если я "умник" (за оценку - спасибо), то ты - НЕ УМНИК.
    Теперь, после обмена оценками, по существу темы:

    1.На Каспии я был. Не раз.
    Так же как не по рауз был на следующих морях:
    - Средиземном, включая Эгейское и Адриатическое
    - Красном
    - Индийском Океане (ОАЭ, Таиланд, Шри Ланка)
    - Азовском
    - Черном.

    2.Я не писал про ДЕРЕВЬЯ. Я писал про ДУБ.

    3.Средиземноморские сосны и пальмы У ВОДЫ видел. Дубов - нет.

    4.Я согласен, что "" У" в русском языке никогда не означало понятие - в двух шагах.
    Так же как "У" в русском языке никогда не означало понятие - в 50 метрах.
    Думаю, что "У" в русском языке означало и означает в данном контексте понятие - в трех-десяти шагах.

    5.Да, по моему он устроил рекламные акции на столетиЯ вперед.

    6.Остальные пушкиноведческие соображения оставляю на усмотрение узких специалистов.

  • 20 мая 2014 в 13:26 • #
    Александр Каганов

    Занятно!Молодец!Спасибо!

  • 24 мая 2014 в 18:42 • #
    Сергей БЕСЕДИН

    То что это может быть рекламой - так реклама всегда окружала всех...
    Попробуйте рассмотреть это с тех времён - рекламой чего это могло быть?
    Дуб - символ чего?
    Златая цепь это не золотая цепь как таковая, а древнерусский сборник нравоучительных наставлений о христианско-аскетических добродетелях... Можно сказать и как прививка ребёнку первоначальных знаний об этикете, любви к родине и как естественная производная из этого - готовность к защите отечества... и т.д. и т.п. ...


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970