Top.Mail.Ru
Знание - сила, а навык - оружие. Как научить студентов...
3 сентября 2012 в 13:37

Знание - сила, а навык - оружие. Как научить студентов маркетингу?

Знание - сила, а навык - оружие. Как научить студентов маркетингу?На днях новое поколение студентов приступило к учебе в вузах. Они все очень хотят быть успешными, но пока не знают как это получить от жизни. Что мы им дадим, с тем они и пойдут дальше. Возможно, будут ругать впоследствии или наоборот…

2280
  • Тема закрыта
Комментарии (145)
  • 3 сентября 2012 в 14:35 • #
    Борис Васильев

    Светлана, а что мешает учить студентов маркетингу?
    Возможно, не точные целевые установки?

    Вот прочитал главный тезис Вашей будущей статьи.
    Может быть, его следует уточнить в следующем направлении:
    Продавать помогает только эффективная реклама!
    А что бы реклама была эффективной, ей следует быть: ..., ..., дружественной, ..., и так далее (правильные эпитеты вставить).

  • 3 сентября 2012 в 14:43 • #
    Svetlana Sahyanova

    Дорогие Друзья!
    В учёбе Важно при изучения предмета ставить Цель
    Для чего я изучаю
    Где я могу применить знания
    Как я могу применить знания
    Показать практическое применение
    Самое главное прояснять непонятые слова
    Прояснить что такое Маркетинг
    Для чего он нужен

    Какой продукт я получу от применение

  • 8 сентября 2012 в 16:48 • #
    Вера Королёва

    Отлично. Это и есть(ну почти) движущуяся сила ПРОГРЕССА

  • 3 сентября 2012 в 14:45 • #
    Дмитрий Хватов

    Приветствую коллеги. Я занимаюсь "воспитанием" и обучением студентов которые приходят к нам после Вуза. Мы это крупнейшая ИТ компания 1С БИТ около 4000 человек. По факту крайне низкий уровень подготовки специалистов, отсутствие личных качеств необходимых для нормальной работы. Выпускники лучших вузов приходят к нам и буксуют на месте. Вот родилась идея предложить ВУЗам организовать с нашей помощью практический курс "Менеджер практические навыки" в котором подготовим к вступлению в жизнь, начиная от поведения на собеседовании и далее по программе. Посмотрим как Руководители Вузов отнесутся к нашей инициативе. Возможно что то изменится и будущих специалистов будет учить тому, что реально поможет им в жизни. Уж больно много инфантильных прозаиков :)) А карьера милиционера не самый лучший выход для выпускника вуза. Хотя люди всякие нужны, люди всякие важны :) Удачи прошу прощения кого обидел, к гуманитариям наверное не относится. Хотя немного отклонился от темы маркетинга но это часть системного решения проблемы.

  • 3 сентября 2012 в 16:07 • #
    Сергей Щетинин

    Дмитрий,
    Это Вашей компании бесперебойно требуются маркетологи? Как будто Вы их там едите...

  • 6 сентября 2012 в 17:11 • #
    Александр Мирный

    А они у них там не маркетингом занимаются.

  • 7 сентября 2012 в 08:15 • #
    Сергей Щетинин

    А чем?)

  • 8 сентября 2012 в 16:50 • #
    Вера Королёва

    А чем????????

  • 9 сентября 2012 в 09:03 • #
    Александр Мирный

    Продажами.

  • 9 сентября 2012 в 09:02 • #
    Александр Мирный

    Продажами.

  • 10 сентября 2012 в 11:33 • #
    Сергей Щетинин

    Хмм...забавно!)))

  • 11 сентября 2012 в 10:44 • #
    Дмитрий Хватов

    В любой компании требуются квалифицированные специалисты. Если молодой специалист не подкован в маркетинге то ему в нашей компании будет тяжело. А карьерного роста и подавно невозможно. Если коллеги воспринимают маркетологов как специалистов которые делают макеты подают рекламу и прочее то наверное я ошибся конференцией :)

  • 11 сентября 2012 в 11:35 • #
    Сергей Щетинин

    Согласен! Но при этом очень странно, когда спецы требуются постоянно...либо у Вас завышенные требования либо Вы не предлагаете достойные условия.
    Я как то был давным давно, по молодости, то ли у Ваших Дистрибуторов, то ли у Вас (на пролетарке) и на сколько я помню кандидатам предлагали выполнить нехилое задание (медиаплвнирование или анализ рынка). С учетом постоянно открытых вакансий и количества желающих на тот момент, я просто аплодировал человеку который это придумал...это ж халява, бесплатно выполненная работа))) Конечно, не все работы будут правильны и интересны, но парочку то выбрать можно!) Вобщем человеку - признание, к компании - негатив.))))

  • 11 сентября 2012 в 12:58 • #
    Александр Мирный

    Описание обязанностей вакансии маркетолога (взял у вас на страничке)
    разработка планов по продвижению программных продуктов и услуг компании работа с подразделениями компании по реализации плана продвижения продукции; информирование целевой аудитории о продуктах и услугах компании (Интернет, СМИ, рекламные акции) Иоздание привлекательных рекламных сообщений продвижение услуг и продуктов компании в Интернет подготовка демо-материалов, рекламной продукции, рекламных текстов участие в планировании и организации маркетинговых мероприятий компании (выставки, семинары, промо-акции, PR-акции и пр.) анализ деятельности конкурентов оценка эффективности маркетинговых мероприятий
    1. Вы начинаете сразу с продвижения (интересно что под этим в данном случае подразумевается, боюсь реклама). Где пункт об исследовании потребительского рынка и пр.? Где пункт об участии в создании нового или модернизации имеющегося продукта?
    2. Информирование ЦА (!!!!! уже определили без маркетолога) что-то мне это смутно напоминает из функционала отдела рекламы.
    3. Создание привлекательных (для кого кто ЦА?) рекламных сообщений (маркетолог обязан быть ещё и дизайнером и копирайтером).
    4. Продвижение в Интернет. Плюс функционал SEO.
    5. "подготовка демо-материалов, рекламной продукции," вроде раньше этим тоже занимались рекламщики?
    6. "рекламных текстов" и копирайт снова сюда же.
    7. "организации маркетинговых мероприятий компании (выставки, семинары, промо-акции, PR-акции и пр.)"
    Смешались в кучу кони, люди и PR.
    8. "анализ деятельности конкурентов оценка эффективности маркетинговых мероприятий" ну все-таки что-то там должно быть от маркетинга хоть чуть-чуть.
    Итак, выше приведённое это не обязанности маркетолога, а перечень мероприятий по поддержке продаж. Так что вы уж извините, но это в вашей компании путают маркетологов и "специалистов которые делают макеты подают рекламу и прочее...". Такой многостаночник (и называть его маркетологом нельзя, точнее будет специалист по продвижению) ещё может быть приемлем для небольших компаний, но для компании в которой работают 4000 сотрудников и регион деятельности вся РФ это как-то странно.
    Хотя я согласен с тем, что выпускники имеют крайне низкий уровень подготовки и совершенно не готовы именно к практической работе. Но вы таки попробуйте для начала дать им работу которой их учили, а не переучивайте маркетологов на другие специальности.

  • 12 сентября 2012 в 08:25 • #
    Сергей Щетинин

    Александр,
    Не стоит их винить за такую вакансию...посмотрите вакансии других компаний...во многих есть строка, где написано, что маркетолог должен знать графические редакторы на хорошем уровне. Все пытаются съэкономить.
    Я как то общался со стороннецей такого подхода (директор по маркетингу и продажам), так она сказала, что вообще всё делают подрядчики, но иногда очень-очень срочно нужно сделать листовочку...Вот интересно стало...неужели специализированная компания в рамках общего договора не может быстро-быстро нарисовать листовку...

    А по поводу низкого качества обучения...тут опять же интересно, если все работодатели говорят про низкое качество, тогда зачем писать: "Образование - маркетинг!!!!!! (обязательно)")))). Да и грустно видеть, что очень немногие компании пытаются вырастить спецов самостоятельно, а не ытаются найти по дешевке высококомпетентных работников.

  • 12 сентября 2012 в 22:07 • #
    Александр Мирный

    На самом деле всё проще. Ребята делают две ошибки. Первая им нужен не маркетолог, но откликаться на данную вакансию будут именно маркетологи (которые понятия не имеют о большинстве перечисленного) и приходить к ним. Некоторых они будут брать. Ребята не смогут справиться (таких многостаночников очень мало и это как правило люди начавшие работать ещё в лихие 90-е когда и образования маркетингового практически не существовало переучивались вчерашние учителя, инженеры, математики и т.д. и они стоят немеряно дорого). Потом товарисчи в 1С начинают сетовать на плохую подготовку кадров. Надо бы их заставить перечитать Экзюпери особенно место где принц говорит, что если я прикажу генералу стать птицей, то виноват в этом я а не генерал. Вторая ошибка. Учитывая масштабы деятельности фирмы, объём работы будет огромнейший. Я, например, даже не смотря на то, что всё, что они перечислили умею, не взялся бы. Этот сумасшедший объём в одиночку просто не потянуть. И человек в результате тонет в повседневке. В общем типичная история жадного и глупого, заказчика, желающего из одного барана 10 шапок. Результат известен. Но признать себя неправыми никак не возможно (это для сильных) поэтому они начинают говорить, что виноград ещё зелен. При этом они частично попадают в точку, но в данном случае это выстрел с закрытыми глазами, который попал в цель, хотя и стреляли в другую сторону.

    А насчёт требования в вакансии, действительно, смешно. Как-то не обращал внимания. Спасибо повеселили.))))

  • 3 сентября 2012 в 20:25 • #
    Александр Савельев

    Портрет современника.
    Он среднего роста и неприметной наружности. Одет не броско и недорого. Трехдневную щетину считает украшением своей личности и частью своего имиджа. Ездит на HYUNDAI, но мечтает о BMW. Никогда не пропускает пешеходов. Всегда старается проскочить на желтый сигнал светофора. Много курит, сплевывает, бросает окурки и сигаретные пачки из окна своего автомобиля. Туда же, на дорогу, выбрасывает очистки от воблы, когда пьет пиво сидя на пассажирском сиденье в машине приятеля.
    Если приходится ехать в общественном транспорте даже одну остановку, первым влезает в автобус, расталкивая женщин и детей, и занимает лучшее место у окна. Принципиально не уступает место в транспорте беременным женщинам, при этом нагло глядит им в глаза. Увидев входящую старушку, закрывает глаза и делает вид, что спит.
    В отношениях с женщинами сдержан. Считает непозволительной роскошью дарить им дорогие подарки и букеты цветов. При выборе подарка руководствуется соображениями экономии. Часто передаривает то, что подарили самому. Искренне считает, - а какая разница, все равно эти подарки никому не нужны! Начиная говорить с женщиной о чувствах, краснеет, потеет и чувствует себя не в своей тарелке, поэтому говорит на жуткой смеси русского, английского языков и блатного жаргона. Не считает зазорным посидеть в ресторане за счет своей любимой...

  • 6 сентября 2012 в 10:46 • #
    Анна Дочкина

    Александр, ну уж если у мужчин такое наблюдение, что женщины напишут!?

  • 6 сентября 2012 в 12:02 • #
    Александр Савельев

    Так напишите. Вот еще пример моего творчества.

    Тип 4. Директор – «крестьянин».
    Такие директора обычно руководят предприятиями, расположенными в области или районном центре. Многие стали директорами благодаря родству или кумовству с местными начальниками. Отличаются полным незнанием и непониманием законов и «железной» хваткой, свойственной кулакам на заре капитализма в России, свою выгоду просчитают моментально и будут стоять на своём «до последнего». Довольно часто совершают действия, которые разумному руководителю и в голову не придут, объясняя их целесообразностью и необходимостью. В финансово – хозяйственной деятельности у них неизменно присутствует «АВОСЬ» и твёрдое убеждение – «да кому, мы тут в деревне (глухой провинции) нужны!» Именно такие директора до сих пор работают без трудовых договоров, не регистрируют выпуски акций, не ведут реестр акционеров, не проводят собрания акционеров и т.д. и т.п. – перечень бесконечный. Что-то делают и приводят в порядок только по необходимости, считают излишним трать деньги на то, что по их разумению никому не нужно.
    Когда такой директор приходит к консультанту, то торгуется из-за 1 - 2 тысяч рублей, всегда жалуясь на свою бедность, неурожай, дороговизну топлива, плохие дела. На встречу в город обычно приезжает на Тойота Ленд крузер и, скромно одетый, скромно заходит в офис. Никогда не делаю скидок директору – «крестьянину» и за это он меня почему-то уважает. Уважает он, прежде всего, надежность и предсказуемость консультанта, ведь приезжает издалека и договаривается заблаговременно. Дал слово сделать для него нечто важное – держись. Дал слабину, обманул, не сделал – больше его не увидишь. С деньгами расстаётся трудно, за услуги платит честно. Но меня не покидает чувство, что он всегда настороже, видимо, боится, как бы его не обманули, как бы не переплатить за услугу. Относится к категории выгодных клиентов, ведь дел у него для консультанта – поле непаханое.

  • 8 сентября 2012 в 16:51 • #
    Вера Королёва

    Под стандарт подводить нельзя.

  • 9 сентября 2012 в 09:04 • #
    Александр Мирный

    Как и любое обобщение это неверно.

  • 9 сентября 2012 в 11:43 • #
    Александр Савельев

    А я не претендую на то, что моё мнение - это и есть истина. Было бы просто глупо на это надеяться, так же, как считать истиной чьё - либо другое мнение.
    С уважением...

  • 4 сентября 2012 в 18:08 • #
    Иринка К

    Отличное решение по поводу практических навыков!, сама только закончила ВУЗ, чувствую не хватает именно навыков, не смотря на наличие опыта ведения своего бизнеса.

  • 8 сентября 2012 в 17:46 • #
    Борис Васильев

    Дмитрий, очень разумно!
    Когда Ваш Проект продвинется - приглашайте и меня.
    Справка: преподавал в разные годы рекламу и маркетинг в 8 ВУЗах Москвы. На лекциях-семинарах значительное внимание уделял как раз "взрослению" инфантильных)))

  • 3 сентября 2012 в 14:49 • #
    А А

    Прямо как гонка вооружений :) Научить маркетингу можно только применяя его на практике, чтобы сразу развевался навык пользования знанием. Иначе - оно мертвое и висит как гиря.

  • 8 сентября 2012 в 16:52 • #
    Вера Королёва

    Должна быть *чуйка*...

  • 8 сентября 2012 в 18:56 • #
    А А

    Скорее здравый смысл и безэмоциональность.

  • 8 сентября 2012 в 16:52 • #
    Вера Королёва

    Должна быть *чуйка*...

  • 3 сентября 2012 в 15:17 • #
    Светлана Азарова

    В том то и дело, что вроде ничего не мешает: программы хорошие и компетенции выпускников них заложены, а ожидания работодателя от "молодого дарования" не оправдываются. С другой стороны, чего можно ожидать от 21-летнего выпускника, не имеющего практического опыта? В любом случае это полуфабрикат, его еще шлифовать и шлифовать - а это только в упорном труде на благо работодателя. Причем аналогичная ситуация и с другими специальностями, а не только с маркетингом. Может быть это нормально? Помните монолог А.Райкина: "Пришел на работу - забудь чему тебя учили в вузе..." , может быть эта проблема из серии "вечных"?
    Есть правда опыт, когда профессиональное сообщество разработало и выдало ВПО профессиональные стандарты в сфере ресторанного бизнеса на каждую профессию и уровень ее освоения (Федерация рестораторов и отельеров этим прославилась), правда не знаю, насколько хорошо это работает, во всяком случае не чувствую этого в ресторанах :)

  • 3 сентября 2012 в 15:28 • #
    Сергей БЕСЕДИН

    Светлана, а вы вспомните советскую практику...
    То что сейчас готовят ВУЗы бакалавров - это хорошо... Это уровень западных колледжей и советских техникумов.
    Но в техникумах была практика в советское время и не одна ... А что сейчас?
    ПТУ стали колледжами, а суть осталась прежней... Кто не хотел учиться тот и шёл туда (сюда)... Зато колледж называется... ой какое далёкое от стандартов профпригодности заведение :)))

  • 6 сентября 2012 в 00:57 • #
    Азарова Светлана

    Деминг, кстати, тоже ругался на американских выпускников колледжей, которых после колледжей принимали на должности мастеров на производство, а они ничего не смыслили ни в конкретном техпроцессе, ни в отношениях с персоналом. Это в 80-е годы было, интересно, что там сейчас. Почему-то кажется, что ничего и у них не изменилось. Так что, видимо, как всегда: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Это я и про предприятия и про маркетологов одновременно :)

  • 6 сентября 2012 в 10:59 • #
    Сергей БЕСЕДИН

    Светлана, а я, кстати, не ругаюсь на выпускников. В этом смысла нет. У меня ежегодно приходят десятки соискателей - я в живую вижу плоды современного образования.
    Вы в посте сравнили, фактически, современный "бакалавровский" диплом и выпускников некоторых американских колледжей... Так и есть... Там где нет практики так и будет. Я же сравнивал с выпускниками советских техникумов - те кто хотел, все при деле.
    А "спасение утопающих" всегда было и везде "делом рук самих утопающих". Талантливые ребята есть и этого никто не отрицает. Я сам сейчас общаюсь с некоторыми представителями молодого поколения: учились, выбивали себе практику, договаривались об обмене и сейчас работают в инофирмах... Соображалка работает, перспективы карьерного роста есть, и т.д. и т.п.

  • 3 сентября 2012 в 15:30 • #
    Светлана Азарова

    Если говорить конкретно о нашем вузе: специалистов по маркетингу он не выпускает, но эта дисциплина входит в блок общеэкономических дисциплин и выпускники всех экономических специальностей получают "заряд" по маркетингу, в общеобразовательных целях, так сказать. Кстати, вуз имеет теперь уже 5 профильных кафедр, открытых на базе таких компаний как КПМГ, PWC... И это наверное, очень правильно. Во всяком случае вопросы практики и стажировок отпадают, как и трудоустройство лучших.

  • 3 сентября 2012 в 15:53 • #
    Светлана Азарова

    Еще есть проблема подбора преподавателей: если посмотреть на колледжи, а тем более ПТУ, которые, по замыслу Правительства должны выпускать высококвалифицированных рабочих, то вообще ужас - там работают люди глубоко пенсионного возраста, потому что их з/пл может быть только прибавкой к пенсии по возрасту. Если говорить про вузы - есть требования к наличию ученой степени и ученого звания для преподавателей, поэтому трудно принять на работу даже по-совместительству Профессионала без наличия данных атрибутов.
    Здесь выход видится в следующем: предлагаю активно заниматься научной (не обязательно даже маркетинговой!) деятельностью, получать "степеня" и смелее идти к молодежи, учить так, чтобы потом не пришлось переучивать.

  • 3 сентября 2012 в 16:15 • #
    Сергей Щетинин

    Светлана!
    У нас нет хорошей системы подготовки специалистов по гумманитарным специальностям.
    Я сам окончил ГУУ и из всех предметов я мог бы выделить не более 3х, где мне давали какие то нужные знания+ еще один где преподаватель заставлял думать.
    Сейчас вузы выпускают просто плангтон, людей с завышенными требованиями,но не имеющих не только практики, но и реальных знаний (бухглатеров, не умеющих работать в 1с, маркетологов, которые знают только котлера и западные подели ведения бизнеса, не применимые в РФ).
    Как научить? 1. Теория должна быть уже отечественная
    2. Не плохо было бы заправить это все лекциями и семинарами от реальных практиков, которые делают реальный маркетинг.
    3. Разделить маркетинг по направлениям.
    4. В обязательном порядке организовать летнюю практику с 1го курса.
    5. Пересмотреть вообще все предметы которые преподают на этом курсе, так как некоторые неплохо было бы выкинуть а некоторые добавить и усилить.

  • 3 сентября 2012 в 16:32 • #
    Сергей БЕСЕДИН

    Сергей, а вы в ГУУ когда учились - у вас Игорь Станиславович что-нить преподавал?

  • 4 сентября 2012 в 08:34 • #
    Сергей Щетинин

    Нет, не довелось поучиться у него

  • 4 сентября 2012 в 11:16 • #
    Наталия Филатова

    Здравствуйте!
    Сергей, полностью Вас поддерживаю. Когда я заканчивала ВУЗ (я по образованию маркетолог) у нас не было в арсенале никакого программного обеспечения для маркетологов , про практику я вообще молчу. А вот по второму пункту "2. Не плохо было бы заправить это все лекциями и семинарами от реальных практиков, которые делают реальный маркетинг." - хочется добавить: кто же будет тратить силы и время , раскрывая свои секреты успешного бизнеса (им бы поспеть за постоянно меняющейся ситуацией на Рынке) на то чтобы обучать студентов.

  • 4 сентября 2012 в 11:34 • #
    Сергей Щетинин

    Хм...но почему то некоторые находят. Не обязательно же вести курс лекций, можно просто выступать по своей тематике, вместо семинара.))) Ведь на курсы и конференции они находят время.

  • 11 сентября 2012 в 17:31 • #
    Ольга Виноградова

    Сергей! Приведите, пожалуйста, примеры западных моделей ведения бизнеса, не применимых в РФ. Заранее спасибо!

  • 12 сентября 2012 в 08:33 • #
    Сергей Щетинин

    Ольга!
    А это, простите, к чему вопрос?

  • 12 сентября 2012 в 11:09 • #
    Ольга Виноградова

    Меня заинтересовала Ваша фраза, Сергей, "которые знают только котлера и западные подели ведения бизнеса, не применимые в РФ". Я, как преподаватель маркетинга, очень интересуюсь ограничениями применения западных теорий, но пока не обнаружила ни одной, которая была бы не применима в РФ ни при каких условиях. Ваши знания и опыт меня очень заинтересовали. Буду благодарна за ответ.

  • 12 сентября 2012 в 13:37 • #
    Сергей Щетинин

    Ольга!
    Возможно я не совсем точно выразился, но в качестве ответа, позвольте рассказать Вам небольшую историю (хотя там и фигурирует не маркетолог, зато человек с западным МВА):
    Крупная компания, он при принимает на работу человека по закупкам. Соискателю задается вопрос: "Есть 2 поставщика материала, нужно снизить их цены на товар. Иностранцев заводить нельзя. Как снизить цену?".
    Соискатель: "Или провести переговоры или намекнуть про импорт (не завести, а именно намекнуть)"
    Работодатель: "Неправильно. Нужно обратиться в ФАС о сговоре"
    Вот это и есть западная модель...а давайте подадим в суд (хотя в некоторых случаях она работает) Но этому...с МВА, не вдомек, что пока мы будем судиться..пока рассмотрят, пока суды и тд... на это могут уйти годы, тогда как товар то нужен сейчас. И при этом совсем не факт что ФАС что то выявит, а в этом случае поставщики точно припомнят такое обращение с ними. А вот на западе (по крайней мере в США), на сколько мне известно, такой подход был бы оправдан.
    Кстати, по моему, если взять те же американские компании, то при заказе товара (я сейчас про в2в), они Вам скажут, что оплачивайте и забирайте...это ваши проблемы, тогда как у нас, если нужно и доставку организут (ее цена - это уже второй вопрос) или клиент откажется.

  • 12 сентября 2012 в 21:35 • #
    Ольга Виноградова

    Насколько я знаю, такой модели или теории не существует ни в маркетинге, ни в других бизнес-дисциплинах, это ЛИЧНОЕ мнение человека с западным МВА в конкретном контексте, которого мы точно не знаем. Не учат на Западе именно так решать вопросы с поставщиками... Модели распространения товара разрабатываются исходя из конкурентоспособности и контроля за затратами. Компания должна быть прибыльной.

  • 12 сентября 2012 в 21:35 • #
    Ольга Виноградова

    Насколько я знаю, такой модели или теории не существует ни в маркетинге, ни в других бизнес-дисциплинах, это ЛИЧНОЕ мнение человека с западным МВА в конкретном контексте, которого мы точно не знаем. Не учат на Западе именно так решать вопросы с поставщиками... Модели распространения товара разрабатываются исходя из конкурентоспособности и контроля за затратами. Компания должна быть прибыльной.

  • 13 сентября 2012 в 08:51 • #
    Сергей Щетинин

    Т.е. Вы хотите сказать, что оказываю услуги доставки товара компания из США не может быть прибыльной, а из РФ может?

  • 13 сентября 2012 в 10:40 • #
    Ольга Виноградова

    Этого я не говорила, я написала: "Модели распространения товара разрабатываются исходя из конкурентоспособности и контроля за затратами." Такие вопросы на программах MBA учат решать, опираясь на расчеты, Вы же, я так понимаю, отстаиваете "российский подход", опирающийся на интуицию (которой часто нет) и возможность покупаться в положительных эмоциях сделав "человеку приятное"? С моей же точки зрения интуиция - не что иное как статистически подтвержденное рациональное знание. Как её дать студенту? Предложить ему раз 15 (меняя контексты задачи) посчитать всё, так чтобы знание стало сначала осознанным, потом автоматизированным, а уже потом перешло в бессознательную компетенцию.

  • 13 сентября 2012 в 11:06 • #
    Сергей Щетинин

    На мой взгляд, МВА дает образ мышления. Да и собственно почем появляются слова всяких гуру (западных), что МВА убивает весь креатив, люди действуют по шаблонам. Пример который я рассказал, на мой взгляд, иллюстрирует как раз такой тип мышления. Одинкавые цены - значит ФАС.
    Хотя не спорю - один пример, еще не статистика.
    На самом деле я не отстаиваю интуицию, мне просто непонятно почему нельзя взять и привезти товар, просто включив доставку в счет. И рациональность и расчеты здесь ни при чем.
    А вот с интуицией не соглашусь...все же бессознательная компетенция это одно, а интуиция - другое. Интуиция это как раз выбор правильного решения, не обладая при этом специальными знаниями.

  • 13 сентября 2012 в 13:54 • #
    Ольга Виноградова

    Любое обучение для начала убивает креатив, если это не обучение креативу :-)! Когда Вас Ваша первая учительница заставляла сидеть прямо за партой, а не поджимать под себя ногу или не водить носом по строчкам это было лишь начало, потом Вас заставляли писать сочинение по плану, а не как Бог на душу положит. На экзаменах надо было отвечать по программе, а не по дополнительным источникам, которые были интереснее, чем школьные учебники. Все программы MBA, аккредитованные по MBA, EFMD и AACSB, сначала закладывают базовые знания (и Вы совершенно правы, Сергей, при этом не поощряется креативность в их интерпретации, только в применении), но последним блоком учебы является как раз дипломная работа, которая требует креативности и в работе с контекстом и в применении теорий. В этой работе Вы обязаны комментировать применимость теорий на практике. Многие критики программ MBA мало знают об их отличиях и качестве. Аккредитации являются самой профессиональной и независимой оценкой деятельности бизнес-школы. Поэтому абитуриенты всех стран мира обращают внимание на наличие у школ бизнеса таких знаков отличия. Они гарантируют, что деятельность бизнес-школы соответствует стандартам международных требований. В области бизнес-образования для программ MBA самыми уважаемыми считаются аккредитации AMBA, EFMD, AACSB, служащие своеобразной «печатью качества» учебных заведений. Менее одного процента всех бизнес-школ в мире (41 школа) имеют сразу три аккредитации. Если мы будем брать начальную школу, среднюю или высшую школу в РФ, ориентируясь на слабых представителей (а они наиболее представительны в выборке!), то вряд ли у нас получится радужная картина.
    А по поводу интуиции, вот скажите мне, какая может быть интуиция у Маугли в вопросах инвестирования, например? В вопросе как лечить укусы змей - да, не спорю! Ему явно пришлось с этим стакиваться неоднократно. Но, нет статистики, полученной в результате изучения и практики, нет и интуиции.

  • 13 сентября 2012 в 14:11 • #
    Сергей Щетинин

    Сочинени по плану - первый раз слышу. Да и в универе со многими преподавателями можно было поговорить и поспорить на экзамене выходя за рамки учебника.
    В этом то и дело...статитстика - это знания, но не как не интуиция. Интуиция это когда не зная ничего про компании и поняв только какие кнопки нажимать может выгодно инвестировать.)))

  • 13 сентября 2012 в 14:12 • #
    Ольга Виноградова

    А некоторые гуру, о которых Вы говорите, только лишь пиарятся на критике MBA. Гораздо проще и дешевле пройти у них 3-х- дневный семинар, чем учиться годы на аккредитованных программах MBA и потратить при этом денег, которых хватило бы на покупку квартиры в Москве. Но что-то нет у этих гуру армии учеников, которых брали бы на топовые должности только на основании красивой бумажки о прохождении тренинга. Вчера по Бизнес-FM говорили об Остоженке. Уж её и так ругали и эдак: и заборы одни, и всю архитектуру убили, и скучная она, и зелени там нет, а оппонент отвечает: "Ну, знаете ли а вот жильцам Остоженки она нравится! И её отсеивают обычно, только по ценовому признаку, уж больно дорого!" Вот и в нашем случае, "виноград зелен"!
    Никто не отменяет влияние личных качеств человека - харизмы, интеллекта, но общеизвестно, что примерно 80% успеха зависит от генетики и 20% от воспитания. И если родителей не выбирают, то хоть над 20% процентами то уж можно поработать :-)!

  • 13 сентября 2012 в 14:24 • #
    Ольга Виноградова

    Не поэтому ли работодатели в этой теме так критикуют плоды нашего образования? Не зная броду, сразу кнопки нажимать: "А давайте положим плитку? - Давайте! Нет лучше убрать! Ага, уберем! Даёшь выделенки! Хватит, пора закрасить! И вышки буровые давайте в степи установим, вдруг там нефть найдем!" И в баню весь этот дурацкий западный опыт, будем искать свой рАссейский путь, у нас ведь бюджетных денег куры не клюют! Как в том анекдоте: "А жаль, что все куры сдохли, у меня ещё столько креативных идей было!".

  • 13 сентября 2012 в 15:18 • #
    Александр Мирный

    Чем мне лично не нравится даже не сам МВА, а западный принцип образования в своей основе. Он не учит думать. Система изначально построенная на зубрёжке/сдаче тестов получает своё логическое продолжение и дальше. Обучение строится по принципу - делай как я сказал (это как раз то, что как вы описали обучение, и сидение прямо к креативу не имеет отношения это забота о здоровье, а сочинение пусть и на заданную тему здорово отличается по своим результатам для понимания обучаемым материала от вопросника с вариантами ответов по типу куда шёл поезд под который бросилась Анна Каренина). Так называемая теоретическая база - это всего-лишь набор инструментов. Образно говоря дали дрель и сказали, что с её помощью можно делать дырки в дереве. Но ни устройства этой дрели ни тем более принципа работы не даётся (или даётся совсем чуть-чуть в виде факультатива) поэтому если если надо просверлить дырку в пластике выпускник МВА в лучшем случае начнёт искать другую дрель специально для пластика, в худшем не сможет сделать эту дырку. В общем в результате выпускник не очень понимая что к чему на самом деле сталкиваясь с нестандартными задачами в необычных условиях, для которых имеющийся инструментарий не подходит буксует. Это наглядно показал последний кризис. Единственно в чём преуспели топы западных компаний - это спасение самих себя и громком крике, обращённом к государству "спасите!!!". Почему так? Их просто не готовили к подобным ситуациям. У них кейса подходящего нет. все говорят как жа так? Почему никто не знал о грядущем кризисе? Никто что трудов Маркса и Кондратьева не читал? Да, не читали. Это прерогатива узкого круга учёных. А реальный бизнес понятия об этом не имел. Впрочем он и не хотел иметь. Думать-то не учили. И ребята вполне справедливо (для себя) не считали нужным что-либо менять пока всё работает.
    Кстати к вопросу об Остоженке. Она может действительно не нравиться, а отказ от приобретения потенциальные клиенты объясняют дороговизной "чтобы людей не обижать". Ну и чтоб сразу отстали. Денег - нет всё, все свободны, а то скажешь, что забор не такой, а он тебе зато это же... и понеслась по ушам новая порция лапши. Менталитет у нас такой. Осторожно надо с нашим потребителем. Он с точки зрения западных технологий "странный".

  • 13 сентября 2012 в 15:28 • #
    Ольга Виноградова

    Адександр, чтобы мне лучше Вас понимать, подскажите, где Вы сталкивались с западной системой обучения? Что за школа/ВУЗ?

  • 13 сентября 2012 в 15:45 • #
    Александр Мирный

    Сталкивался я с ней в основном опосредованно но есть и личный опыт. Через своих друзей и знакомых, уехавших в 90-е на пмж, через представителей иностранного бизнеса я вел с ними дела, работая в коммерческой фирме (я видел "продукт") и работал одно время в крупной западной корпорации. В последнем случае имел возможность пройти обучение по западным методикам по корпоративной программе обучения персонала (2 года на позиции регионального менеджера по маркетингу и рекламе). Наконец я имел счастье знакомиться с "переводными" учебниками. За редким исключением - набор кейсов. Плюс отзывы знакомых, кто непосредственно занимается образованием (у меня широкий круг знакомых из различных ВУЗов). Поверьте вовсе не обязательно выходить замуж чтобы понять, что этот человек тебе не подходит.

  • 13 сентября 2012 в 16:31 • #
    Ольга Виноградова

    Я потому и уточняю, чтобы понять кто же "этот человек, что Вам не подошел" и Вы решили не выходить за него. Как я уже писала, школ с признанным качеством обучения всего 41, и я ОЧЕНЬ сомневаюсь, чтобы корпоративное обучение проводилось с участием именно этих образовательных учреждений. Если я не права, то поправьте меня, Александр.
    По поводу переводных учебников, я как человек, занимающийся переводами, могу сказать: 1). к моменту перевода и выхода в печать в РФ, какого-то то учебника проходит лет 5 в среднем, т.е. учебник морально устаревает; 2). очень часто переводы содержат неточности (вплоть до прямо противоположного смысла) т.к. мало людей хорошо владеющих и языком и тематикой; 3). никогда не видела переводных учебников с адаптированными под РФ кейсами и примерами - проблема с копирайтом.

  • 14 сентября 2012 в 09:00 • #
    Сергей Щетинин

    Ну про топовые позиции - вопрос спорный. У нас же есть ГУУ...как то не слышно про топов и владельцев, которые прошли там образование...хотя профильный же институт по подготовке управленцев...
    Отвлекусь немного от племики...Если я хочу пойти учиться сейчас, то что мне выбрать: Второе Высшее (маркетинг), МВА, Набор спец-курсоы? Конечно все без отрыва от работы. Что посоветуете? Мне интересно Ваше мнение как специалиста в этой области.

  • 14 сентября 2012 в 09:07 • #
    Сергей Щетинин

    Ольга,
    Вы вот говорите про 41 школу.
    если школ тысячи а учат хорошо в 41,то это все равно ведет к деградации, если говорить про обучение. Можно и В России теоретически создать ВУЗ (пусть частный) и выпускать супер-спецов, с реальной практикой и вобще умных и красивых..но это не спасет не бизнес, ни образование. Я понимаю, что всегду будут заведения, где учат лучше, но остальные должны учить приемлимо, что бы как бизнес хотя бы мог реагировать и определять кризис, а не как по рассказу Александра...

  • 15 сентября 2012 в 18:52 • #
    Ольга Виноградова

    Тут всё определеяется ценностями как общества, так и отдельного индивидума. Каждый человек принимает сам решение: учиться годами или часами, или вообще не учиться. Насчет определения кризиса, можно сказать, что кто-то его предугадывал (особенно те, кто хорошо экономике и финансам учился); кто-то в нём ничего не потерял и остался при своих (особенно те, у кого невысокий аппетит к риску и, опять-таки, хорошее образование); кто-то выиграл просто по той причине, что его индустрия в условиях невысокой доходности пошла на подъём (аутсорсинг IT-услуг, маркетинговые аналитики и др.), кто-то и при отличных знаниях прогиграл, т.к. рисковал много (как в пирамиде МММ). Ещё надо помнить, что государству не всегда выгодно обучать своих граждан: "Для власти, выбравшей в качестве концепта развития страны практически исключительно продажу извлеченного из ее недр сырья, население этой страны — лишнее. Оно не субъект, производящий добавленную стоимость, как было бы, если бы выбрали альтернативную концепцию, заключающуюся в развитии за счет роста добавленной стоимости. В выбранной сырьевой концепции население проходит по статье «затраты», или, как теперь модно говорить, — «косты». А рациональный бизнесмен «косты» сокращает." Источник: http://www.3rm.info/27079-gosudarstvo-kak-stacionarnyy-bandit.html. Образование - это косты... Так что, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Применяйте свободу своей воли и не надейтесь "ни на царя, ни на Бога, ни на героя". Кстати, сегодня переслушивала лекции профессора Петухова по психологии и он там интересную вещь сказал. Она состоит в том, что воля не имеет к смыслу отношения. Т.е., например, если человек ищет смысла в устройстве государства и, в частности, образования, то он надеется на то, что кто-то за него уже сделал правильное решение. И к этой теме Валерий Викторович привёл известную притчу про двух лягушек в кувшине с молоком, когда вторая, несмотря на безысходность положения, продолжала трепыхаться и выжила.

  • 15 сентября 2012 в 19:12 • #
    Ольга Виноградова

    Надо уточнить некоторые вопросы: Зачем Вы хотите пойти учиться? Что Вы хотите получить в результате? В каких странах Вы хотите работать? Кем? Что Вы будете делать после 60-ти? Вы знаете английский? Если нет, то чем Вы готовы пожертвовать, чтобы его выучить? Можете написать мне на почтe: #.

  • 3 сентября 2012 в 16:56 • #
    Светлана Азарова

    Сергей, со всеми пунктами согласна. Только третий не совсем поняла. А по поводу преподавателей - если подсчитать, то у каждого, наверное, как и у Вас получится. У меня тоже вуз неплохой был - Плешка, но и там хороший препод даже в советское время был большой редкостью. Хороший - это когда понятно объясняет сложные вещи и заставляет вникать, если еще и увлекает предметом при этом - вышка! На самом деле не каждый ученый с мировым именем может стать хорошим преподавателем. Обратная сторона - это готовность воспринимать. Я часто сталкиваюсь с 20-летними "заготовками под чиновников". Формально у них все правильно и оценки - отличные, прямо-таки бьются за оценки. А остальное их не колышит. Диплом получат - потом думать будут. Ну или родители подумают.
    Возвращаясь к Финуниверситету, я просто завидую иногда своим студентам: кафедры и факультеты постоянно проводят различные мероприятия, в т.ч. мастер-классы с профессионалами, конкурсы, гранты и т.п. У любого желающего масса возможностей проявить себя, да не все этого желают...

  • 4 сентября 2012 в 08:38 • #
    Сергей Щетинин

    По третьему пункту: я имею ввиду разделение хотя бы на маркетинг в2с, в2в, промышленный маркетинг...
    Но вообще то студентов неплохо бы заинтересовать, не всем конечно это нужно, но, мне кажется, к хорошим преподам будут тянуться хорошие студенты. Вопрос в том, что нужно или менять систему образования или выпускать спецов без госдипломов.

  • 3 сентября 2012 в 20:13 • #
    Александр Савельев

    На мой взгляд у молодых людей, которые учатся сейчас в наших ВУЗах, в том числе и маркетингу, не хватает внутренней культуры, элементарного внимания и уважения к другим людям. Теоретическими знаниями они вполне успешно могут овладеть, а вот преуспеть в столь непростом виде человеческой деятельности, как маркетинг, вряд ли. В нашей стране он воспринимается, как наука "впаривать" обывателю что-либо любой ценой. Хотя, на самом деле маркетинг помогает потребителю сориентироваться в бескрайнем море товаров и услуг и наиболее полно удовлетворить свои потребности. Думаю, что начинать надо с воспитания в детском возрасте чуткости, внимательного отношения к людям (как близким, так и посторонним) и эстетического восприятия действительности. Знание и понимание нужд и потребностей самых разных людей позволит сделать маркетинг цивилизованным...

  • 4 сентября 2012 в 10:44 • #
    Маргарита Кондаратьева

    Очень грустно, но в последнее время я все чаще ловлю себя на мысли , что времена, когда в человеке прежде всего воспитывалась внутренняя культура оказались в далеком прошлом. Думаю, что понимание, что в человеке необходимо воспитать прежде всего это качество было одним из основных положительных моментов несуществующего на этот период строя.
    Это понимание наше общество утратило. Очень небольшой процент семей ставит своей задачей воспитание такого качества, как "чуткость и внимательное отношение к людям". К сожалению. Об этом свидетельствует очень четкий портрет нашего современника, приведенный выше. Мой опыт работы позволяет мне считать, что 80 % успеха в бизнесе зависит именно от внимательного отношения к людям. Удивительно, но это так просто....
    Буду рада, если несогласных со мной участников дискуссии окажется много

  • 3 сентября 2012 в 20:44 • #
    Алевтина Иваненко

    На мой взгляд, нужно учить не маркетингу. А маркетинговому мышлению.
    Тем кому не нужно или не под силу - "отвалятся" сами.
    Тот, кто впитает - получит один из самых интересных инструментов в руки, причем, применимых не только "в офисе".

  • 6 сентября 2012 в 20:07 • #
    Александр Савельев

    Может ли помочь маркетинговое мышление в семейной жизни?
    С уважением...

  • 6 сентября 2012 в 21:10 • #
    Алевтина Иваненко

    Да.

  • 9 сентября 2012 в 09:07 • #
    Александр Мирный

    Умение мыслить ни где не помешает.

  • 3 сентября 2012 в 21:52 • #
    Сергей Белый

    Проблема нашего обучения в том, что теория напрочь оторвана от практики...
    Люди преподают маркетинг по книжкам совершенно не представляя как в реале все работает!
    Я не знаю как в других городах, но то, что я слышу от студентов в Архангельске, у меня просто волосы дыбом встают…
    Например такие заявления: «нам сказали, что телевизионная реклама не работает» или какой-нибудь другой бред.
    Маркетологи на пятом курсе не знают кто такой Траут и Рай!!!
    Короче полный атас!
    Рыба гниет с головы и образование то же…

  • 4 сентября 2012 в 00:52 • #
    Светлана Азарова

    Александр, про "впаривать любой ценой" очень знакомо, но задача "впаривать" ставится наверное все-таки ЛПР-ом, во всяком случае с его одобрения все это происходит. Мне кажется, что многие улавливают какую-то поверхностную проекцию определенных маркетинговых действий и занимаются ее бесконечной эксплуатацией, так никогда и не разглядев, а что же было в оригинале. Понятно, эстетика страдает. Хотя могу привести один интересный пример научного поиска в области сенсорного анализа. Технологи упирались, разрабатывая тончайший вкус одного пищевого продукта. А потом выяснилось, что только 10% населения способно отличить его тончайший вкус от вкуса прочих аналогичных продуктов (порог восприятия вкуса у большинства достаточно низкий). Может быть, и с эстетикой то же? Существует же понятие "массовая культура", может такая эстетика и нужна нашему массовому потребителю? Тогда все правильно: какой потребитель, такая и реклама. И более того, возможно именно такой язык он (потребитель) только и понимает?

  • 4 сентября 2012 в 11:37 • #
    Александр Гургенидзе

    Уважаемая Светлана! Весь вопрос в стериотипах поведения, в социальной структуре и топологии связности адресной аудитории, в знаниях о психологии восприятия потоков информации, о механизмах их усвоения и распространения в социальных группах. Маркетинг, имеет множество аспектов, как внешних (информационных), так и внутренних (ресурсно-энергитических). Только полнота картины может выявить конкурентоспособность компании, её скрытые резервы для внутренней экспансии и достижения стратегических целей за кратчайший период.

    Отсутсвие вменяемых стратегических целей у собственников компаний влечёт за собой не внятную хаотичную стратегию маркетингового поведения, муляжность маркетинговых планов и низкую эффективность не только продаж, но и производства. Государство, рассматриваемое на Западе, как некая корпорация производства государственных услуг для общества, страдает теми же болезнями: отсутсвие общей для всей страны "национальной идеи" и внятной, не оспаримой роли в общемировых экономических процессах; двойственная и непоследовательная национальная политика; отсутсвие долгосрочной стратегии развития страны в условиях экономических штормов и реконфигурации мира... Проблема гораждо глобальнее, чем симптомы о которых Вы говорите.

    У нас очень плохо изучаются общемировые тренды развития экономического анализа (методы учёта прямых затрат при расчёте себестоимости и оптимизации пакета предложений с учётом результатов маржинального анализа абсолютно оторваны от реалий компании; управленческий учёт путается с бухгалтерским и его информационное пространство не развивается).

    Анализ социальных сетей находится в зачаточном состоянии. Методы информационных воздействий с програмируемыми реакциями, используемые, как инструменты информационных войн (внешний маркетинг частный случай искуства ведения информационной войны) стали узучаться у нас совсем недавно. В то время как западная культура занимается этими исследования уже около ста лет, опираясь на механизмы манипуляции сознанием, обзначенные ещё Антони Грамши.

    Вспоминается старый анекдот, когда мужчина долго ждал своей очереди в парикмахерской и садясь в кресло к мастеру начал возмущаться: "Что у Вас за порядки"... На что старый мастер-еврей ему замечает: "Я Вас понимаю... Вам не нравятся наши порядки и Вы решили начать с нашей парикмахерской".

    Самое главная задача любого учебного заведения, особенно в нашем динамичном мире, меняющемся в течение нескольких месяцев, а не десятилетий, научить студентов учиться и анализировать самостоятельно, а не по шаблону. Это требует от преподавателя персонального тюнинга каждого студента, получившего атестацию его самоподготовки. Необходим пересмотр всей системы образования, ведь чтение лекций это пережиток средневековья, когда книги были рукописными и трудно доступными. Сегодня студен в состоянии самостоятельно просмотреть видеокурс лекций и пройти атестацию и преподавателю нет необходимости из года в год повторять одни и теже истины. Задача учителя сложнее и тоньше: в живом человеческом общении на личном примере показать тонкости и нюансы профессии, преподать основы мастерства, помочь студенту обрести свой собственный, а не шаблонный путь в жизни.

    Увы минобраз тщательно выкорчёвывает любые признаки свободомыслия даже в творческих специальностях, снижает планку самоуважения к своему труду и как следствие ответсвенности за свои поступки ("не надо думать... С нами тот, кто всё за нас решит."). Метастазы этой политик видны повсюду, и как не тосовать чиновников и руководителей результат будут один и тотже из четырёх букв "А", "Ж", "О", "П" не сложить слово счастье.

    Бессистемность, фрагментарная "клиповость" мышления беда современных, как западной, так и восточной культур. Мир меняется очень быстро, а социальные процессы и развитие ноосферы инертны и имеют свою конечную скорость развития. И вопросы развития, устойчивых процессов в активных и нелинейных средах становятся всё актуальнее. Центральный вопрос удержать энергоинформационный баланс ноосферы и предотвратить катаклизм в масштабах планеты.

  • 4 сентября 2012 в 01:27 • #
    Светлана Азарова

    Алевтина! Я тоже за маркетинговое мышление двумя руками, а у Вас есть методика обучения? У меня вот только отдельные задания, но расшевелить общую массу студентов очень сложно, а работать с единицами не имею права :) Поэтому собираю их в группы: к одному "креативщику" по пять "отсидельщиков". Реально работают все равно единицы, зато вроде все заняты.
    Насчет того, чтобы "отвалились": Ректор на заседании зачитывает количество отчисленных студентов, комментируя, что "мы их потеряли" - "освободились" слышится ропот в рядах.

  • 6 сентября 2012 в 21:16 • #
    Алевтина Иваненко

    Пока со студентами дела иметь не приходилось. Только со взрослой аудиторией.
    Понимаю вас - вы меж двух огней. Студенты - начальство.

    Мне кажется, как ни крути, в любом случае "отсидельщики" будут.
    Быть может, их может стать меньше, если показать им полезность маркетинга вне маркетинга.
    Девчонкам - про любовь и семейную жизнь.
    Мальчикам - про "путь воина" и завоевателя, лучшего паня на деревне...
    )))
    Что им интересно сейчас?

  • 23 сентября 2012 в 18:50 • #
    Светлана Азарова

    Алевтина, да: все те же вечные темы для девочек и мальчиков; кроме того найти стабильную работу (в смысле высокооплачиваемую, не очень напрягающую и с минимальной ответственностью), у многих запросы по работе в зарубежных компаниях с перспективой выезда за рубеж (в этом случае они осознают, что надо соответствовать и все время конкурируя, побеждать). К "чистой" науке мало интереса, с другой стороны это неплохо - я за то, чтобы к науке люди возвращались, пройдя определенный путь трудовой деятельности, в противном случае "идеальные модели" всегда будут мешать реально воспринимать действительность.

  • 9 сентября 2012 в 09:10 • #
    Александр Мирный

    Кстати по поводу создания методики. Подойдите к созданию методики как к проекту, а к самой методике как к части проекта под названием "Обучение маркетинговому мышлению".

  • 4 сентября 2012 в 01:41 • #
    Светлана Азарова

    Сергей, проблемы с квалификацией преподавателей дисциплины "маркетинг" тоже существуют. Сейчас правда их меньше, чем лет 7-10 назад. Не все они получили классическое образование по маркетингу. Поскольку дисциплина относится к общеэкономическим, преподаватель может иметь экономическое образование, лучше конечно со специализацией на маркетинге или менеджменте, но за неимением таковых случается всякое... Но качество преподавания всегда на его совести.

  • 4 сентября 2012 в 09:37 • #
    Александр Пертель

    Светлана, самое главное - научите студентов "Думать"! (с большой буквы), а не исполнять от "забора до обеда" или "думать задним местом". У большинства современных молодых людей нет ни понимания происходящего, ни "охвата задачи целиком"... для этого "понимания". Тогда им будет доступен не только маркетинг, но и всё остальное. А вообще - сейчас НЕ ХОТЯТ ДУМАТЬ! Как этому научить - не знаю пока...

    Примитивный пример применения:
    выпустили аннотацию, где вместо слова "мороженое" было написано "мороженное". Попросил исправить на сайте ошибку. Результат: в заголовке - исправлено, по тексту аннотации - нет. Почему? Потому, что "не думала, когда делала"... Это - очень примитивный пример, но он относится ко всему.

  • 4 сентября 2012 в 12:09 • #
    Федоренко Игорь

    на мою точку зрения я думаю что студентам ничто не мешает выучить маркетинг и быть успешными кроме их самих но 80% студентов когда приходят они даже не хотят даже и разобраться что это такое и с чем едят им просто кто то сказал что маркетинг это лохотрон и они на это ведуться я думаю если бы человек решал сам за себя то в мире было бы больше успешных людей=)))

  • 4 сентября 2012 в 17:34 • #
    Александр Мирный

    На самом деле проблема ещё серьёзнее потому, что даже те, кто всё-таки умудрится разобраться и что-то понять просто не дадут работать. Кажется на сайте Super Job вычитал статистику согласно которой маркетолог в российской кампании работает в среднем от полугода до полутора лет. Почему? Плохо учат скажут руководители компаний (и будут частично правы). Но эта статистика касается и людей с многолетним опытом. Они-то почему? Ответ прост. В маркетинге должны разбираться не только сами маркетологи, но и топы компаний. А вот с последним уже всё грустно. Приведу простой пример из личного опыта. Собрался один агрохолдинг начать выпуск овощных соков. Всё замечательно оборудование имеется, источник сырья под боком (юг России). Все пыхтят прорабатываются планы и среди прочего разработка названия для нового бренда. Так вот, сижу я как-то скриплю мозгами над техническим заданием для конкурса и пр. И тут вбегает коммерческий директор и радостно заявляет, что бренд будет надзываться (название несколько изменено) "Бугаёвский консервный завод". Я несколько обалдел и задаю вопрос Почему? Объяснение: "Ну есть же бренды, которые называются по фамилии основателя или по месту производства, например Мерседес". Комментировать не буду. Данный пример - крайность, но крайность весьма распространённая и хорошо показывающий тенденцию. Так вот. Главная проблема, которая ждёт ваших студентов - это полное отсутствие понимания что такое маркетинг, зачем он нужен и каково его место в бизнесе. Не везде так мрачно, но по моим наблюдениям (18 лет изучения вопроса) в 90% случаев именно с этим им и придётся иметь дело. Маркетологов считают болтунами которые непонятно чем занимаются в отличие от ОП, бухгалтерии, логистов и уборщицы. Да зачастую это правда, так как учат плохо, но относятся так ко всем и самое главное не могут понять разницы между реальным специалистом и офисным планктоном. В общем прежде чем учить студентов надо подучить руководящий состав отечественного бизнеса.
    Теперь о "дружественной" рекламе. Поясните, пожалуйста, что вы под этим понимаете. По каким признакам её можно определить. Каков с вашей точки зрения механизм воздействия (или взаимодействия если уж она дружественная) и чем он отличается от не дружественной. Также надо понимать чем отличается результат контакта, чем он (результат контакта) лучше и как это можно определить. Также желательно привести иллюстративные примеры, лучше если реально работающей. Я это к чему. Мне пока не совсем понятен сам предмет. Я понимаю, что материал в разработке и далёк от законченной работы, но ведь какие-то предпосылки у вас на уровне идеи есть.

  • 4 сентября 2012 в 22:35 • #
    Светлана Азарова

    Да, видывала и такое, бренд "Обожамс" тоже наверное из этой серии... Можно конечно убеждать в чем-то ЛПРа, и у некоторых "мастеров хорошей презентации" это получается, но это долго, мучительно и с несопоставимым нецелевым расходом сил и времени. Поэтому выживают только совсем дубовые(!) или сильнейшие, которые закаляются в борьбе за свои идеалы. Есть еще вариант, что они сами затем становятся владельцами собственного бизнеса, причем весьма успешными :)))
    По поводу дружественности рекламы: скорее это общий тренд коммуникаций, в основе которого уважение к личности и ее личному пространству, индивидуальным потребностям и т.п. Потребитель все чаще отвечает на грубое вторжение в его личное пространство игнорированием или ответной агрессией. Поэтому реклама (предположительно) становится все более изощренной (вирусной, эпатажной, шокирующей...) или (альтернативный вариант) - просто дружественной. Буду рада ответить на Ваши вопросы и задать свои!

  • 5 сентября 2012 в 12:53 • #
    Александр Мирный

    Хорошо. Тогда начнём определять дружественность рекламы. Из вашего поста я заключил (и я с этим согласен), что по настоящему заметной (не путать с эффективностью) реклама становится в двух (на самом деле в трёх) случаях: она чтобы выделиться должна либо шокировать настолько что не заметить её будет просто невозможно (пример пусси райот), либо дружественной, т.е. вызывающей не раздражение, а улыбку и интерес (как пример рекламные ролики пива Толстяк 12-ти летней давности "Ты где был - пиво пил" или серия роликов Теле2, которые ничего не навязывали, а развлекательно завлекают), третий вариант она должна настолько достать, что образ товара просто калёным железом выжигается в мозгу за счёт сумасшедшего количества повторений (путь по которому перед кризисом шли все массовые известные мировые бренды "Как вы ещё кипятите, тогда мы идём к вам"). Первый и третий варианты - тупиковые. Первый потому как и у беспредела есть предел (причины - законодательство и внутреннее законодательство, т.е. то, что считает для себя приемлемой данная аудитория (я мог пропустить член на мосту и поулыбаться над ментопопом, но ХХС - это перебор). Второй имеет ограничения по бюджету (который далеко не беспределен) и по времени (в сутках 24 часа и более 24 часов подряд рекламу не покажешь, да и законодательные ограничения не дадут занимать более отведённого на это рекламного блока в передаче). Я сознательно расставил все пути именно таким образом потому как второй путь (дружественная реклама) является золотой серединой. с одной стороны там необходим креатив, но без идиотизма с другой она требует относительно большого (по сравнению с первым) количества контактов и вложений в "прокат" так как цыганское радио заработает не сразу и его работу надо будет поддерживать, но всё же в разы меньшего, чем третий. В общем казалось бы даёшь дружественную рекламу и всё путём. Но на этом пути есть свои сложности. Главная - высокая квалификация исполнителей (креативщика и всех, кто будет участвовать в продвижении в "массы") и как следствие более высокая стоимость в рублях. Вторая - большая продолжительность подготовительного периода (если рассматривать весь процесс до совершения покупки ЦА как проект, то это стадии идеи и планирования/разработки). В общем мы опять упираемся в пресловутое неумение отечественных топов руководить бизнесом. Т.е. доказать этим ребятам и девчатам, что традиционный способ впаривания не эффективен невозможно по причине их собственной крайне низкой квалификации. В общем мы возвращаемся к проблеме дремучести бизнеса,который понимает повышение прибыльности исключительно как снижение издержек и экстенсивного роста продаж (причём исключительно за счёт поиска новых клиентов на новых территориях), но никак не повышения эффективности процесса. Понятие интеллектуальной собственности для них просто не существует. Здание или там станок какой это они понимают, а вот что такое интеллект - это уже сложно его же не посчитаешь на вес или в рублях. Да и рисковать они совершенно не готовы. Они хотят 100% гарантий, забывая, что любой процесс имеет несколько вероятных вариантов и просчитать можно только их вероятность, но дать 100% не может никто.
    Ладно это данность, но обматерить эту данность необходимо, потому как слово меняет мир и если постоянно поднимать проблему, глядишь и решения появится.
    Теперь о дружественности.
    1. Она не должна быть навязчивой по количеству контактов что бы не превратиться в третий путь. Т.е. если перекормить пусть и самым вкусным, то и результат будет соответствующим.
    2. Далее (этот путь вовсю применяет Теле2). У них идёт постоянная сменяемость сюжета без изменения образного ряда. Т.е. реклама эта должна быть разнообразной, но узнаваемой, об одном и том же надо говорить по разному иначе объект устанет и станет раздражителен.
    3. В-третьих, дружественная реклама должна быть достоверной (как-то не верится, что как только начну жевать вот эту самую жвачку женщины всего мира сбегутся с единственной целью поцеловаться со мной (кстати судя по количеству роликов на тв это типичный третий путь - отстойный креатив и массированное вдалбли

  • 5 сентября 2012 в 23:48 • #
    Азарова Светлана

    Александр, я в восторге! Здорово формулируете: логично, понятно, эмоционально. От темы правда мы немного отошли. Можно я в личку Вам напишу? Только не сейчас - лимит закончился...

  • 6 сентября 2012 в 00:58 • #
    Александр Мирный

    Ничуть не против, тем более, что идея ваша. В свою очередь хотел бы просить разрешения выложить данный материал на моём (я только начал его создавать) сайте. Думаю для начинающих рекламистов он будет небезинтересен. А вообще спасибо за идею. Вы сформулировали то, что я чувствовал, но не мог осознать и кратко сформулировать. По поводу отхода от темы , извините, я практик и сразу начинаю формулировать всё в качестве практического руководства даже если это только часть того о чём идёт речь. Это должно работать.

  • 6 сентября 2012 в 01:04 • #
    Азарова Светлана

    ОК! Удачи!

  • 5 сентября 2012 в 21:26 • #
    Андрей Батин

    Могу порекомендовать хорошую подборку литературы для изучения маркетинга
    http://bukabench.com/books-collections/collection/?id=38

  • 6 сентября 2012 в 00:25 • #
    Азарова Светлана

    Андрей, спасибо за ссылку. Литература действительно хорошая. Но, наверное выражу общее мнение всех преподавателей всех времен: мешает отсутствие или недостаточность собственного практического опыта работы. Конечно, можно по книжке разбирать и чужие задания, и исследования, и кейсы. Однако они быстро устаревают, а преподаватель, работая постоянно в вузе, "выпадает из темы", в смысле с одной стороны устаревают его практические навыки, а с другой - сам маркетинг развивается "вширь и вглубь", везде успеть просто невозможно физически. Очень мало профессионалов, одновременно сочетающих работу в конкретном секторе (маркетинге, например), и преподавание в вузе. К сожалению. Развитие этого процесса обогатило бы обе стороны.
    Лекции в виде пересказа учебника, конечно, никому не интересны (читать все умеют). Поэтому преподаватели (осознанно или нет) все чаще совмещают функции аниматора в борьбе за внимание со стороны студентов к своему предмету. Наверное это одно из направлений маркетинга образования.

  • 6 сентября 2012 в 01:01 • #
    Александр Мирный

    В свою очередь тоже спасибо всё это интересно в общем спасибо за ссылку.

  • 6 сентября 2012 в 08:56 • #
    Ольга Ястребова

    Чтобы научить маркетингу преподаватель сам должен знать маркетинг и уметь применять его на практике
    Если обучение складывается из пересказывания прочитанных ранее книжек - толку не будет.

  • 6 сентября 2012 в 09:45 • #
    Александра Алоян

    Я вот выпускник вуза. Работаю только год на промышленном предприятии. Учили маркетингу в торговле. Преподаватели все имеют стаж работы маркетологом в какой-то определенной отрасли. основная задача преподавателя-научить размышлять. Очень пригодились различные творческие задания на разработку рекламы, логотипа. Маркетинг приходится изучать заново т.к. рынок в2в. Многое зависит от самого человека, способность к обучению, понимание предмета. Тем более приходится постоянно заниматься самообразованием. Согласна с автором книги по маркетингу "Книга директора по маркетингу производственного предприятия" о том, что "в институте студентов учили, что при помощи дров и спичек можно разжечь костер, при этом дрова-это напиленные куски бревен, сложенные в поленницу, то, оказавшись в лесу со спичками, они все равно не могут разжечь костер, так как не найдут там поленницы(деревья конечно, есть, а поленницы с дровами нет... и если догадаются , что дрова - это не обязательно то, что сложенно в поленницу, то все равно не справятся самостоятельно с задачей, так как она потребует умений учесть силу и направление ветра, размер дров, их количество и форму кострища. "

  • 6 сентября 2012 в 10:52 • #
    Анна Дочкина

    Учить маркетингу,это как учить жизни. Задача преподавателя по маркетингу сформировать устойчивый интерес к дисциплине, для чего сам преподаватель должен быть яркой личностью. После сформированного устойчивого интереса, сразу без промедления! переходить к практическим вещам. Нет заказов от предприятий, всегда найдутся заказы от кафедр или Вуза. Но работодатель сейчас достаточно охотно предлагает заказы на маркетинговые аспекты, небольшие исследования, которые под силу осилить студентам экономических специальностей. Я обычно делю весь курс на проектные группы, которые выполняют сквозной кейс для предприятия. Маркетинг одна из любимых дисциплин моих студентов, ну скажите кто любит жизнь во всех проявлениях!?

  • 6 сентября 2012 в 11:39 • #
    Константин Ряполов

    Эх, как бы для начала научить маркетингу преподавателей????

  • 6 сентября 2012 в 12:41 • #
    Анна Дочкина

    Константин, и все участвующие в обсуждении, а как вы думаете,где учат преподавателей по маркетингу? или где их должны учить? Разве есть такой ВУЗ?

  • 7 сентября 2012 в 11:50 • #
    Константин Ряполов

    "Учить" и "научить" - это два разных по смыслу глагола ))
    Потом, "преподаватель по маркетингу" - это одно.
    А преподаватель, "наученный" маркетингу, или, скорее, "научившийся" маркетингу - это совсем другое.
    Это ведь не только с маркетингом. Когда я получал вторую "вышку" (первое образование - техническое), у нас в группе в основном были люди уже с каким-то практическим опытом в реальном бизнесе. И преподавателей - и маркетинга, и ряда других дисциплин - было слушать довольно грустно.
    Но были два препода, которые воспринимались прекрасно. Например, предметы, связанные с работой рынка ценных бумаг, вел дядечка, который не просто был там каким-то профессором, но еще в виде хобби и неплохого приработка сам играл на фондовом рынке. Страховое дело читал не просто очень увлеченный человек с уникальной методикой преподавания, но еще и вице-президент одной из страховых компаний.
    А если у преподавателя нет солидного практического бэкграунда, если он сам на практике ничего не внес в то, что преподает, то ...

  • 6 сентября 2012 в 12:43 • #
    Ирина Пикунова

    Мне крупно повезло. У меня была преподаватель, которая одна дала мне за 2 года то, за чем я и пришла в университет. Таким преподавателям, надо памятники ставить!!!!!!

  • 6 сентября 2012 в 13:48 • #
    Андрей Алексеев

    Я знаю, как научить молодых сотрудников маркетингу - надо кинуть их в автономную задачу без права пересдачи и помогать спасательными кругами. Тут даже про это написал летом:
    http://www.structuravody.ru/exasory/sv-marketing-book.php?nid=13
    А вот студентов... По моим удаленным от учебных представлениям, студенты учатся маркетингу так: вокруг них бегает с книжкой-опахалом человек, отпугивает мух и рассказывает сказки шахерезады с датой актуальности не позднее 40-х годов 20-го века. А ведь бизнесу нужен современный маркетинг, конкурентоспособный маркетинг, экономически эффективный маркетинг, действенный и действующий маркетинг... В общем боль моя за дефицит современных знаний и подходов привела меня к созданию справочника по современному маркетингу - тому, которого нет ни в книжках, ни в преподавательских кейсах, но он уже есть на рынках! В общем, читайте, спрашивайте - готов ответить на любые вопросы:
    http://www.structuravody.ru/exasory/sv-marketing-book.php?nid=37&ftag=%F3%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%E5%20%EC%E0%F0%EA%E5%F2%E8%ED%E3%EE%EC

  • 6 сентября 2012 в 15:15 • #
    Азарова Светлана

    Андрей, в нашем вузе ректор пошел дальше: выступил с инициативой, чтобы каждый преподаватель прошел стажировку в "реальном секторе экономике", для того, чтобы знания и навыки преподавателя как-то коррелировались с жизнью. Механизм, правда пока не разработан и никто не знает сколько дней (часов), в какой форме, в каком статусе, как оформить результат и надо ли ставить конкретные задачи на входе. Честно говоря, во время отпуска я сама была "привязана" к Москве, поэтому решила обратиться в некоторые маркетинго/рекламные компании по поводу стажировки... и везде получила мягкий отказ. Стажировка студентов - это им понятно (как правило используют на малопроизводительной монотонной работе), а вот стажировка преподавателя - это пока нонсенс. Вы бы взяли преподавателя вуза на стажировку?
    Кстати, спасибо за ссылки!!!

  • 6 сентября 2012 в 16:55 • #
    Александр Мирный

    На самом деле вариант со стажировкой преподавателей весьма интересная мысль. Но действовать надо централизованно (частная инициатива как вы убедились не проходит) и кроме того нужны какие-то бонусы как для фирм где будет проходить стажировка так и для сотрудников к которым стажирующийся будет прикреплён. Почему так. Студента можно тупо задействовать на рутинной работе, например для формирования базы данных. С преподавателем это номер не пройдёт. Ему надо что-то давать в смысле практических навыков и знаний. Попробуйте как это было в советское время. Вы даёте централизованно своих студентов на практику (бонус - дешёвая рабочая сила закрывающая массу трудоёмкой малоквалифицированной работы), но в нагрузку предприятие получает руководителя практики, который не просто по окончании практики собирает со студентов отчёты, а курирует эту практику в режиме реального времени. Он вместе со студентами приходит на предприятие, участвет в совещаниях, знакомится с материалами и пр. В этом случае и студентам что-то перепадёт кроме подшивания дел и для вас будет возможность поучаствовать в реальной работе пусть в качестве наблюдателя, пусть вам не будут доверять серьёзной работы, но это уже шаг вперёд. В последующем такую практику можно будет расширить, укрепить сделать обычным делом. Попробуйте. Начните с малого. Как говорят китайцы дорога в тысячу ли начинается с одного шага.

  • 6 сентября 2012 в 17:03 • #
    Денис Богомолов

    Думается, что такая стажировка преподавателя - бессмысленное дело. Слишком мало у него будет времени, чтобы что-то переоценить и переосмыслить. Допустим, кто-то что-то действительно осознает. А оно ему надо? Выводы будут неутешительными - его "знания и навыки" никак не коррелируют с действительностью. (И что дальше?) Для того, чтобы это понять, стажировка не нужна. Это нужно просто принять как данность. Ведь беспомощные попытки решить эту проблему путем стажировки сами по себе уже говорят о том, что проблема более-менее очевидна.

    Далее, он ведь поймет и другое - что не соответствует реалиям не только его теоретический багаж, но и официально утвержденная программа, по которой он обязан преподавать. Что тогда ему делать? Что бы вы сами сделали в этом случае? А что делать вузу? Переделывать программу? Создавать новую с нуля? Признавая этим, что в части маркетинга вуз до этого преподавал нечто неадекватное жизни? И главное, как переделывать? На основе стажерского опыта преподавателей? :) Так ведь засмеют, и правильно сделают.

    Так что ректор, конечно, молодец, что пытается сделать хоть что-то (играет в новатора), но как говорится, поздно пить боржоми, когда почки сгнили. Мертвая система преподавания маркетинга складывалась десятки лет, и он ничего не сможет изменить.

    P. S. Очень интересно, а чем мотивировали отказ "некоторые агентства"? Если не секрет, конечно.

  • 6 сентября 2012 в 17:10 • #
    Александр Мирный

    Для человека обладающего базовыми теоретическими знаниями двух-трёх месячной стажировки будет вполне достаточно чтобы он смог подготовить новую образовательную программу. Поскольку есть желание и готовность её менять, то проблемы чисто морального характера не возникнет. Разумеется эта система будет работть только в случае неформального отношения к ней самих преподавателей. Надо добиваься. Как у Салтыкова-Щедрина в Диком барине "старайся".

  • 6 сентября 2012 в 17:59 • #
    Денис Богомолов

    >>Для человека обладающего базовыми теоретическими знаниями двух-трёх месячной стажировки будет вполне достаточно чтобы он смог подготовить новую образовательную программу. >>

    Вы перепутали вузовскую программу по маркетингу с курсами вождения, вышивания крестиком и курсами переквалификации тракториста в комбайнера.

    Вы вообще представляете себе, что такое вуз? Судя по профилю - не очень.
    У вас действительно за плечами только "курсы мини МБА"? (за 18 дней) - http://uprav.ru/mini-mba

    Вы их программу с вузовской сравниваете?


Выберите из списка
2022
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970