Лукавый вопрос

Несколько мыслей по поводу традиционного вопроса " Что Вы чувствуете? " (и его вариантов со словом « чувствуете»). Сразу признаюсь, что давно не использую его как прямой вопрос при проведении тренингов и консультаций. Почему? 1. Если ориентироваться на классификацию чувств в общей психологии и их харакристики, то в ситуации тренинга и консультации чаще всего речь идёт об эмоциях,переживаниях и чувственном тоне. 2. Опредмечивание чувства (в слове или образе) — особая активность, содержание которой может далеко выходить за рамки целей тренинга или консультации. 3. Наличие в практике общения разных видов речевой деятельности позволяет психологу использовать в работе один или несколько видов речевой деятельности как формы проявления свойств психической реальности членов группы или клиента. Например, устного монолога, диалога. полилога или письменной речи в форме письма и т.п. 4. Моя практика проведения тренингов и консультаций с людьми из разных культур показывает, что использование слова « впечатление» даёт больше возможностей для обсуждения чувственной сферы, чем слово « чувства», которое уже сами участники группы (или клиент) вводят в общение (или не используют его вообще).

186
Комментарии (22)
  • 15 июня 2009 в 03:04 • #
    Александр Молярук

    Галина Сергеевна, Вы правы.

    В русской психотерапевтической культуре еще слишком мало людей, которые умеют НАЗВАТЬ свои чувства.

    Не сформирован СЛОВАРЬ чувств.

    Люди на вопрос "Что ты чувствуешь?" отвечают на другой вопрос: "Что ты ощущуешь?" или чаще на "О чем ты думаешь".

  • 15 июня 2009 в 10:21 • #
    Галина Сергеевна Абрамова

    Мне кажется, что в первые годы становления практической психологии русские психологи " попались" на примитивном переводе западных текстов, где был описан анализ чувственной сферы человека. Научные знания ( из общей психологии) остались в стороне, а , может быть, просто плохо были освоены. Вот и произошло смещение бытового языка и научных понятий. Это - только одна сторона дела. Искренне жаль, что так произошло. Психолог часто выглядит как начинающий журналист, торопящийся задать хоть какой-нибудь вопрос .

  • 15 июня 2009 в 15:10 • #
    Александр Молярук

    А Вы предлагаете сразу приступить к выдаче советов?

    Вопрос может быть как эмпатическая догадка. особенно если клиент не владеет языком чувств.

  • 15 июня 2009 в 15:13 • #
    Галина Сергеевна Абрамова

    " Совет" - это не в моей работе. Надеюсь, что избежала этого соблазна с первых шагов профессиональной работы. Бог, как говорится, миловал.

  • 16 июня 2009 в 13:08 • #
    Александр Молярук

    Ага вот такое безоговорочное НЕТ советам, понятно.

    И все же в 40% первичных консультаций приходят за советом и поддержкой в виде профессиональной рекомендации.

    Важно не просто дать совет, а передать его вместе с ответственностью за исполнение и последствия.

  • 15 июня 2009 в 13:03 • #
    Олег Макаров

    Галина, вот, мне кажется, важное уточнение в рамках заданной вами темы: в чём отличие чувств и ощущений?

  • 15 июня 2009 в 15:16 • #
    Галина Сергеевна Абрамова

    Простите за прямоту ссылки, но об этом написано в любом учебнике по общей психологии. Это- общее место в общей психологии.

  • 16 июня 2009 в 13:12 • #
    Олег Макаров

    О! Спасибо!
    Я и забыл про то, что есть любые учебники )))

  • 16 июня 2009 в 13:16 • #
    Александр Молярук

    Олег, ощущения - это телесные проявления эмоциональных и физических состояний.
    Например, некоторы клиенты на вопрос, "Что чувствуете?" отвечают "чувствую мурашки в области живота", говорят скорее об ощущениях. Примеры чувств: гнев, страх...

    А вообще то эта группа создавалась для новичков, которых будут консультировать старички тренинга и психологии :(

  • 16 июня 2009 в 14:46 • #
    Галина Сергеевна Абрамова

    Александр , новички - это кто ? Тот, кто вообще психологии не знает, не изучал даже азов ? Если это так, то я попала явно не туда.

  • 17 июня 2009 в 05:11 • #
    Александр Молярук

    да тут на профессионалах истинных профи очень мало - это мои наблюдения

  • 17 июня 2009 в 10:17 • #
    Галина Сергеевна Абрамова

    Очень похоже.

  • 17 июня 2009 в 18:25 • #
    Александр Молярук

    Воистину на лукавый вопрос какие-то топики от лукавого получились))

  • 16 июня 2009 в 22:08 • #
    Олег Макаров

    Александр, спасибо за ВАШЕ определение.
    Начально я хотел понять, что именно имеет в виду Галина Сергеевна.
    Теперь уже не хочу :-)

  • 17 июня 2009 в 10:16 • #
    Галина Сергеевна Абрамова

    Вы не обижайтесь, существуют профессиональные понятия - общие и специальные. Общие - они для всех представителей профессии как бы база для возможного общения, их объяснять друг другу не надо, а узко специальные понятия могут находиться на разных уровнях становления в самой професссии, поэтому требуют уточнения, рефлексивной проработки. Например, нейропсихолог и этнопсихолог как узкие специалисты , для диалога должны уточнять понятийные позиции. Я была удивлена Вашим вопросом - он просто в моих глазах не показывает Вашего отношения к профессии психолога. Если Вы любитель или начинающий, то обижаться не стоит, а надо просто учиться. Как я понимаю, здесь не стоит задача изучения основ психологии. Или я , действительно, не туда попала..

  • 17 июня 2009 в 10:20 • #
    Олег Макаров

    Уважаемая Галина Сергеевна.

    Я хотел выяснить, нет ли у вас своего видения по этому вопросу (мне показалось по вашему начальному тексту, что есть).
    Вы ответили, что вы видите как в учебнике. Чего тут мне-то обижаться?

    А чтобы туда попасть, надо как следует прицелиться.

  • 17 июня 2009 в 10:26 • #
    Галина Сергеевна Абрамова

    Олег, последнюю фразу искренне не поняла. Психофизиология - не моя специальность, я с уважением отношусь к её точности и доказательности, а также к классической психологии. Это позволяет мне быть ( насколько это возможно ) в историческом времени науки.

  • 17 июня 2009 в 10:30 • #
    Олег Макаров

    Вы написали "Или я действительно не туда попала..."
    Я ответил "А чтобы туда попасть, надо как следует прицелиться."
    Это юмор. Определение в словарях есть :-)

  • 20 июня 2009 в 18:02 • #
    Альфия Кабирова

    Согласна, что вопрос "Что вы чувствуете?" не совсем корректен по отношению к тому, какую информацию ждет от клиента психолог. На даже и при более правильной формулировке, типа "Какие эмоции ты сейчас переживаешь?" многие клиенты описывают собственные мысли... И дело даже не в отсутствии словаря эмоций, а в том, что именно доступ к осознанию эмоций ограничен, такие люди чаще обращаются к психологам, чем те, кто живет в союзе со своей чувственной сферой. Само по себе формирование навыка прислушиваться к эмоциям, а не мыслям - уже терапевтично в консультировании подобных клиентов.

  • 21 июня 2009 в 15:00 • #
    Александр Молярук

    Альфия, согласен с Вами.
    Просто моя практика показывает, что кинестетики и тонко чувствующие люди испытывают затруднения назвать свои чувства, поскольку в нашей культуре чувственный язык только в литературе. Тогда работаем через метафору, например, если бы это была водная стихия, то на что похоже твое чувство? Или техника прямого дублирования из психодрамы: Терапевт: "Я сейчас Таня (имя клиента)...на мои глаза навернулись слезы.. я грущу и мне горько..." Татьяна, уточните как Вы бы описали Ваше состояние сейчас..

  • 21 июня 2009 в 22:01 • #
    Галина Сергеевна Абрамова

    По-моему, язык чувств присутствует во всех видах языков, а не только в словесном, поэтому и существует вербальная и невербальная коммуникация. Чувства отличаются от других состояний человека, что им нужно время на крисстализацию. на опредмечивание, иногда на это уходят годы, а чувство человека так и не находит своего словесного и образного выражения. Простите за назидательность, но состояния человека не описываются только чувствами, эмоциями и иъ закономерностями, но есть ещё ( тоже со своими особыми закономерностями ) чувственный тон, ощущения, переживания, настроение и т.п. Все они так или иначе представлены у человека при встрече с психологом.


Выберите из списка
2012
2012
2011
2010
2009