Top.Mail.Ru
письмо Минфин России от 30.12.2011 № 03-08-13/1

письмо Минфин России от 30.12.2011 № 03-08-13/1

Минфин против безналоговых Евробондов для офшоров

Письмо о бенефициарном собственнике процентов и российских банках

Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group, к.ю.н.

25 января 2012 года интересующейся налогообложением публике стало доступно письмо Минфин России от 30.12.2011 № 03-08-13/1 в адрес ФНС России об отсутствии оснований для освобождения от налогообложения или применения пониженных ставок налога у источника в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения в отношении выплат процентов российскими банками по депозитам их специально созданным SPV (Special Purpose Vehicle) – эмитентам еврооблигаций, поскольку такие SPV не являются лицами, обладающими фактическим правом на доход, поскольку они представляют собой, по мнению Минфин России, «номинальных эмитентов еврооблигаций».

Данным письмом Минфин России дал однозначно понять, что если еврооблигации выпущенные SPV структурами таких российских банков, находящимися в удобных с точки зрения treaty shopping юрисдикциях, были приобретены лицами – налоговыми резидентами государств, не имеющих с Российской Федерацией действующих соглашений об избежании двойного налогообложения (как это обстоит с большинством офшоров), то у российских банков возникает обязанность удерживать налог у источника при выплате процентов по вкладам средств, привлеченнных посредством выпуска еврооблигаций такими SPV структурами, в соответстви с положениями действующего законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

Согласно сложившейся судебной практике банки не могут быть принуждены к уплате неудержанного налога, однако в их адрес могут быть предъявлены требования об уплате штрафа и пени.

Названное письмо является разъяснениями данными Минфин России в адрес и по запросу ФНС России, и поэтому, скорее всего, не может рассматриваться как нормативный акт, возможный для оспаривания конкретным налогоплательщиком. В настоящее время сложно оценить стратегию, которую планирует использовать ФНС России в работе с российскими банками. Вероятно, она будет основана на досудебном аудите налоговых обязательств конктретных налогоплательщиков и урегулировании таких последствий во внесудебном порядке для повышения показателей собираемости налогов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНФИН РОССИИ)

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ –
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

30.12.2011 № 03-08-13/1
на № ЕД-4-3/20888 от 09.12.2011

Федеральная налоговая служба

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел ваш запрос относительно налогообложения процентов, выплачиваемых российскими банками по депозитным договорам, заключенным данными российскими банками с иностранными компаниями, и сообщает следующее.

Как следует из вашего письма, российские банки создают на территории иностранных государств, в том чесле и на территоии Ирландии, дочерние организации – специальные юридические лица (Special Purpose Vehicle — SPV).

SPV компании используются данными российскими банками с целью привлечения денежных средств посредством выпуска еврооблигаций SPV компаниями под гарантию российских банков своевременной и точной оплаты любой суммы, подлежащей уплате в соответствии с такими еврооблигациями.

Денежные средства, полученные SPV компаниями в результате выпуска еврооблигаций, размещаются в российских банках в виде срочного вклада. Во исполнение депозитного договора банки выплачивают иностранной SPV компании проценты, которые затем направляются на выплату процентов держателям еврооблигаций.

Условия выпуска SPV компаниями еврооблигаций согласуются с условиями размещенного в российских банках депозита. Как правило, деятельность такой SPV компании осуществляется исключительно в интересах и под контролем российского банка. Денежные средства, размещенные иностранной SPV компанией в виде депозита в российском банке, являются средствами иностранных инвесторов – держателей выпущенных еврооблигаций.

Как правило, все соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами,

  • Стр. 2 —

содержат статью, регулирующую налогообложение процентного дохода и устанавливающую, что проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. В то же время такой статьей предусмотрено право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае если получатель является фактическим владельцем процентов, то устанавливаестя льготная ставка или освобождение от уплаты налога, взимаемого в государстве источнике.

Таким образом, для целей налогообложения и, соответственно, применения межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с иностранными государствами, определяющим фактором является наличие фактического права на доход.

В соответствии с Комментариями к модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой заключаются Российской Федерацией с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, и сложившейся международной практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения требование наличия фактического права на доход содержится с целью уточнения значения выражения «выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве», используемого в статье, регулирующей налогообложение процентного дохода. Таким образом, уточняется, что государство источник дохода не должно предоставлять освобождение от налогообложения (или осуществлять налогообложение по пониженным ставкам) данного процентного дохода лишь на том основании, что доход был получен лицом с постоянным местопребыванием в государстве – партнере по Соглашению.

Термин «фактический получатель дохода» не должен трактоваться в узко, техническом смысле, его следует трактовать, исходя из целей и задач международных договоров об избежании двойного налогообложения, таких как «избежание двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов», и с учетом таких основных принципов договоров, как «предотвращение злоупотребления положениями договора» и «преобладания сущности над формой».

Организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения доход, а именно, при условии заключения гражданско-правового договора. Кроме того, для признания лица в качестве фактического получателя дохода данное лицо должно обладать не только правом на получение дохода, но и, как следует из международной практики применения соглашений об избежании двойного налогообложения, быть лицом, определяющим дальнейшую «экономическую судьбу» полученного дохода.

  • Стр. 3 —

Следовательно, освобождение от налогообложения или налогообложение по пониженным ставкам процентного дохода в государстве источнике дохода не предоставляется, если между фактическим владельцем и плательщиком процентов имеется посредник, такой как агент или получатель по доверенности, за исключением случаев, когда имеется подтверждение того, что в конечном итоге фактическим владельцем дохода является резидент государства, с которым государство источника дохода имеет соответствующий международный договор.

Таким образом, в соответствии с международной практикой заключения и применения договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов при налогообложении процентных доходов, выплачиваемых российскими банками по средствам, привлеченным в результате выпуска еврооблигаций иностранными SPV компаниями и размещенным в виде депозита в данных российских банках, следует применять положения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, в зависимости от налогового резидентства конкретного фактического держателя еврооблигаций. Иностранные SPV компании, являющиеся номинальными эмитентами еврооблигаций, не могут рассматриваться как лица, имеющие фактическое право на данные процентные доходы.

При отсутствии установленных статьей 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) подтверждений постоянного местонахождения иностранных инвесторов – держателей еврооблигаций данный процентный доход подлежит налогообложению на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 309 Кодекса.

С.Д. Шаталов

Круглый штамп на стр. 1 «Получено ФНС России 11 января 2012 года»

529
Комментарии (1)