Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Компании выходят на международный уровень, не понимают друг...

Компании выходят на международный уровень, не понимают друг друга — и теряют деньги

В отличие от прошлых кризисов, когда компании сосредоточивались на уже завоеванных рынках, текущий экономический спад подталкивает их к поиску новых клиентов, утверждают эксперты Economist Intelligence Unit. Компании выходят на международный уровень, не понимают друг друга — и теряют деньги

По данным отчета Economist Intelligence Unit (исследовательское подразделение Economist Group), 61% международных компаний сталкиваются с трудностями из-за культурных и языковых барьеров при выходе на новые рынки и освоении рынков, где они уже работают. Около 50% опрошенных исследователями компаний признались: взаимное непонимание мешало им при заключении важных международных сделок и в итоге привело к значительным убыткам. Причем Россия в рейтинге стран, где культурные различия и языковой барьер заметно влияют на планы компаний, заняла одно из первых мест. 89% опрошенных сказали, что они сталкиваются на нашем рынке с подобными проблемами. Глобальный опрос был проведен в феврале и марте 2012 г. В нем приняли участие 572 руководителя (47% относятся к высшему звену и 53% работают в компаниях с годовой прибылью более $500 млн).

С языком и без
По мнению исследователей, давление конкуренции неизбежно означает, что многие компании будут создавать филиалы в странах, не имеющих с их родной страной общего культурного наследия или языка. Три из четырех компаний, принимавших участие в исследовании, подтвердили, что у них есть планы в течение трех лет расширить поле деятельности за пределами своей страны. Причем 64% респондентов заявили, что на новый уровень сотрудничества им удалось выйти после того, как они разобрались в хитростях ведения бизнеса в странах со сложными для них культурными традициями.

Около 47% компаний заявляют, что их компании не обеспечивают необходимый уровень обучения сотрудников языковым и коммуникативным навыкам, а 40% полагают, что в привлечение и поиск людей, расположенных к работе в многонациональной среде, вкладывается недостаточно сил и средств.

Сложность в кросскультурной коммуникации с россиянами объясняется тем, что на первый взгляд мы скорее похожи на представителей западных культур, что формирует ложные ожидания, делится опытом Алла Серова, менеджер по развитию персонала компании Microsoft в России. По ее словам, иностранцев удивляет, как в россиянах сочетается особое внимание к налаживанию взаимоотношений с экспрессивной, эмоциональной манерой общения и открытым выражением отрицательных эмоций перед посторонними. «Это не может не конфузить», — замечает она.

«Английский является рабочим языком компании, поэтому все сотрудники должны владеть им в той мере, в какой этого требует специфика их работы. Microsoft финансирует языковые тренинги для своих сотрудников», — подтверждает Серова и добавляет: в компании даже есть специальный тренинг для преодоления межкультурных различий.

«У нас есть штатные преподаватели французского языка, которые работают с группами по 8–10 человек. Занятия проходят два раза в неделю», — рассказывает Роман Шелестов, руководитель департамента по управлению персоналом Renault в России. Он замечает, что сотрудники, не владеющие в достаточной мере французским, прибегают к помощи переводчиков. А вообще языком международного общения в компании часто становится английский. И тут французы и русские оказываются «на одной доске». Правда, некоторые профессиональные термины понятны всем сотрудникам, так как применяются только в Renault, добавляет он.

Недавно одна международная компания, работающая в сфере маркетинга, искала кандидата на начальную позицию, рассказывает Татьяна Маркина, менеджер отдела общего подбора персонала кадровой компании ManpowerGroup. Но даже на начальную позицию компания требовала кандидата, который долго жил и работал за рубежом. «Мотивировали тем, что им нужен человек с западным менталитетом», — говорит Маркина.

Тем не менее российские кандидаты неплохо приживаются в американских и европейских компаниях, свидетельствует Наталья Курантова, директор по работе с ключевыми клиентами кадровой компании Kelly Services. «Западные компании часто делают выбор в пользу суперпрофессионалов. Например, если им нужен блистательный бухгалтер, они не посмотрят на то, что он не знает английского. Ведь этому можно научить», — говорит она. Кроме того, российские кандидаты уже научились ориентироваться на рынке труда и прекрасно понимают: если идешь в американскую компанию, значит, будешь работать с полной отдачей, но взамен получишь хорошую карьеру, бонусы. А во французской головокружительной карьеры не сделаешь и доходов высоких не будет. Зато французы хорошо обучают и премируют, рассказывает она.

Китайский синдром
«Что касается схем поставок, то они идентичны в США и странах Европы: если у вас есть опыт ведения международного бизнеса, то проблем не возникнет. А вот построить бизнес с китайцами гораздо сложнее, — говорит Дмитрий Портнягин, генеральный директор Transit Group Limited (Guangzhou, China). — Китайских производителей очень много, и они знают себе цену. Чтобы получить нужные вам условия, вы должны показать китайскому партнеру, что у вас есть деньги, что ваши заказы регулярны, только тогда китайцы увидят в вас клиента. Лично я всегда отношусь к китайцам с недоверием: каждая новая сделка проходит как в первый раз, даже если поставщик или производитель постоянный. Нет никаких гарантий, что он не пришлет товар с половиной брака или с задержкой сроков. На что они рассчитывают, отправляя нам товар такого качества? Я еще не понял. Но в любом случае возвраты и обмены некачественного товара почти всегда проходят безболезненно».

Русские топ-менеджеры Transit Group Limited, говорит Портнягин, — китаеведы, они знакомились с культурой и традициями страны со студенческих времен, проходили в Китае практику, работали в китайских компаниях. И все равно переговоры с китайскими производителями иногда растягиваются на месяц: с постоянными встречами, переписками, чайными церемониями и разговорами на отвлеченные темы, это их специфика — одной встречей ничего не добьешься, говорит Портнягин: «Они никуда не торопятся и в отличие от российских амбициозных предпринимателей строят планы на 10 лет вперед. Если вам кто-то скажет, что постиг всю специфику ведения бизнеса с Китаем, не верьте».

Кандидат в килограммах

Елена Марченко, начальник отдела по управлению персоналом швейцарского логистического холдинга AsstrA, рассказывает, что в их компании коллекционируют кросскультурные истории. Курьезные случаи — для корпоративной газеты. Конфликтные — для коррекции управления, говорит Марченко: «Так, в росcийский офис были приняты несколько сотрудников из одной организации. Видимо, они воспринимали новую среду как высококонкурентную и свою интеграцию в холдинг рассматривали как “борьбу насмерть”. Никто так и не начал с ними бороться, жаль их эмоций и настроя — они ушли в песок. У каждого из их коллег были четкие задачи и планы, не пересекающиеся с работой новичков. Но руководители холдинга учли это и создали правила слияния».

В китайское отделение компании приходили резюме с указанием веса сотрудника, например 46 кг. Но принимали все же не по весу, а по опыту, смеется Марченко. В Польше на заявку с конкретными требованиями к кандидатам поступают резюме без внимания к этим требованиям: там считается, что при найме все кандидаты — и с опытом, и без него — равны перед работодателем. В Германии кандидаты порой оговаривают перед встречей каждую деталь, вплоть до оплаты расходов топлива, чтобы доехать до офиса. В Казахстане поиск специалиста на вакансию идет очень медленно — порой до полугода. А на Украине кандидаты часто не приходят на собеседования и даже не перезванивают, чтобы предупредить об этом, говорит Марченко.

Мария Подцероб
Римма Авшалумова
Vedomosti.ru

1567
Комментарии (5)
  • 19 февраля 2013 в 15:13 • #
    Александр Жаманаков

    На самом деле проблема намного шире! Это касается и российского рынка. Взять к примеру данный ресурс "Профессионалы" ру., если вспомнить с момента создания сайта и сегодняшний день, то можно заметить картину, что много "воды утекло" так и не найдя нужное русло и только стойкие ручейки еще ищут взаимопонимания и вливаются в общую реку данного ресурса, для того, чтобы попасть в море, где простора больше, а по пути уже будет построен корабль...

  • 20 февраля 2013 в 15:32 • #
    Марина Новикова

    Компании, выходя на международный рынок, часто прибегают к услугам русскоязычных, живущих в стране. И практика показывает, что это лучший выход.

  • 20 февраля 2013 в 16:55 • #
    Николай Скумин

    Сама статья мягко говоря диагноз современным компаниям,бизнесу,не чему удХвлятся безнравственность,и не понятно,зачем вообще тратят наши энергоносители и расходуют наши природные богатства.Россия Украина Белорусь = должны обьеденится,А эти компании вместе со своими тугриками на территории Руси не надо,надо сделать переоценку ценностей вернуть словянам людское обличие ,и жить растить детей ,ухаживать за пожилыми.Космос не использовать для туризма,авиацию,жд,автомобили и т.д.по крайней необходимости.Использовать городской электрофицированный транспорт,сократить количество торговых центров на зиму,жить разумно!Сейчас на этой планете происходит шабаш лукавого,идёт активное самоуничтожение.....

  • 22 февраля 2013 в 10:45 • #
    Juri Schmitke

    Я сам из Казахстана,живу 17 лет в Германии.Заканчил строй.колледж здесь.Сейчас заканчиваю экон.академию.Написал резюме на CONTINENTAL,они построили завод в Калуге и не один.Надеюсь попасть на рукаводящую должность.

  • 23 февраля 2013 в 08:32 • #
    Герман Измалков

    Сделал очень много ценных изобретений в том числе и в бестопливной энергетике, но на опытные образцы денег нет - и внедрений никаких, а если бы по логике вещей поступали, то на моих изобретениях уже очень многие бы разбоготели, что деньги не нужны?
    Сделал более 300 изобретений, среди которых есть очень привлекательные разработки для эффективного бизнеса. Смотрите на Измалков Герман. Изобретения имеют большую тематику, охватывающую много разделов техники: энергетика, энергосбережение, альтернативная энергетика, двигателестроение, насосы, компрессоры, приводы, буровые установки, фильтры, веломобили, оружие и другое. Чтобы внедрить эти изобретения нужны венчурные инвесторы. Эти изобретения постоянно усовершенствуются мной путем подачи заявок на изобретения с учетом критики последних мировых разработок по этим темам и предыдущих моих разработок.
    Готов способствовать вашему большому бизнесу на моих более 300 очень эффективных для нашего времени изобретениях, если вы станете хозяином научно-технической базы со штатом инженеров и рабочих. http://www.apxu.ru/article/izmalkov/german.htm http://www.izobretenija.ru/vashi/1258 http://www.ecotoc.ru/base/other/d1056 http://www.youtube.com/watch?v=aqXfqtb53Sw&feature=related – на моем велосипеде, сделаном без моего ведома ездят, но бизнес внедрять на продажу не торопится. Пищите на # вышлю фото и чертежи с описанием г.Запоожье, моб: 380505549756, Skype - magtelom, http://www.apxu.ru/article/izmalkov/german.htm http://www.izobretenija.ru/vashi/1258
    Подал 2 заявки в Укрпатент на эффективные изобретения по мотор-колесу, включу в состав в заявителей в заявках (собственником патента становится заявитель) на эти изобретения в Роспатент за 2000 долларов, на которые я сделаю опытные образцы.


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010