Конец эры Facebook и Следующая Большая Идея
15 января 2013 в 21:57

Конец эры Facebook и Следующая Большая Идея

Конец эры Facebook и Следующая Большая Идея
На минувшей неделе Эрик Шмидт посетил Северную Корею. Формально визит был частным, но так как Шмидт по-прежнему занимает один из высших постов в Google (он исполнительный председатель), съездить спокойно ему конечно же не дали. Официальные лица в США упрекнули его за «неудачно выбранный момент», а пресса просто крутила пальцем у виска.

Но и в самом деле, что забыл управляющий самой популярной интернет-компании на Земле в стране, где нет не то что Интернета, а даже и просто компьютеров? Чтобы ответить на этот вопрос стоит отвлечься и обратить внимание на другую дискуссию и другого большого игрока.

Если вы следите за деловой прессой, то знаете, что Facebook под конец года сделала большой шаг вперёд. Акции крупнейшей социальной сети, ранее двигавшиеся только вниз, с ноября взяли обратный курс и теперь вот-вот ткнутся в цену размещения. Фейсбуковское IPO, состоявшееся в мае, ждали не один год (см. «Фейсбук. Недорого») и считалось, что оно обозначит своего рода точку отсчёта для нового бума: когда такой гигант становится публичным, естественно ждать всплеска рождаемости стартапов в близких областях.

Что ж, всплеск и правда получился (в США 2012-й поставил многолетний рекорд по числу IPO технологических компаний), но вот с самой Facebook вышло неудобно. Сперва, пока её акции падали, она приняла невообразимое количество критики. А стоило котировкам выправиться, пресса и публика про неё вдруг забыли.

Парадокс? Отнюдь. Просто Facebook превращается в обычную компанию. Сегодня команду Марка Цукерберга больше беспокоит то, сколько денег они заработали для своих инвесторов. Социальная целина поднята. Революция сходит на нет. Эра Facebook закончилась.

Легенда социальной эпохи, основатель TechCrunch.com, журналист и предприниматель Майкл Аррингтон, подвёл итоги ушедшего года простым «мне скучно!». Нет той лавины новых идей, которая шла ещё несколько лет назад. Мы застряли в 2007-м году: в заголовкахте же лица и те же имена, и всё, что мы имеем сегодня — лишь продукты распада революционных разработок нулевых (фото: Robert Scoble)

Помните, каким был мир до Фейсбука? Медленные проводные каналы, разрозненные персональные коммуникации, неуклюжие «домашние странички» как главный способ самовыражения. Цукерберг не стал пионером (см. «Третий лишний»), но он сумел собрать в одном месте средства связи, большинство сетян, и как следствие — большинство бизнесов.

В результате изменилось всё: безлимитный мобильный интернет, переместившееся в соцсети общение, сместившуюся сюда же деловую активность — всё это можно и нужно считать достижениями соцсетей и в значительной степени лично Цукерберга.

Сеть превратилась из просто глобальной в социальную. На социальной ниве взошла плеяда новых ярких бизнесов (Twitter, Zynga, Groupon, LinkedIn, продолжите сами). Так же, как в дофейсбуковскую эпоху предприятиям считалось неприличным не иметь своего веб-сайта, сегодня неприлично не иметь официальной страницы в социальных сетях. Осознание перемен всё ещё продолжается: потенциал социального поиска, социальной коммерции пока ещё только распробованы (см., «С оглядкой на товарища», «Слово на букву F»). Но никакая революция, никакая эпоха не могут длиться вечно.

Как только основная идея изучена, разработана, воплощена — романтика подъёма целины уступает место земледельческой рутине. Это начало работы в нормальном режиме, переход к предсказуемой прибыли, планомерному освоению рынка. Это вовсе не означает, что идея исчерпала себя в коммерческом отношении, даже наоборот.

Но вместе с тем это означает, что революция кончилась. Что Netscape, Altavista, Napster, Mirabilis (помните ICQ?), а теперь и Facebook превращаются из флагмана, пионера, двигателя рынка в рядового игрока. Пусть крупного, но — в одного из многих. И — что пора искать Следующую Большую Идею. Что-то, что опять встряхнёт мир, заставит нас поразиться своей недальновидности, что-то по-настоящему сумасшедшее.

Эрик Шмидит таки нашёл в Северной Корее компьютеры, даже подключенные к Интернет — в элитарном столичном вузе. На просьбу отыскать что-то в Сети, студенты отправились в Google и на Википедию (фото: Kyodo News)

Десять лет назад мы были в похожей ситуации. «Нулевые» начинались невесело, с краха бума дот-комов и 11 сентября, без яркой новой идеи: ведь даже Google, считавшаяся тогда фаворитом, выросла на разработках 90-х годов, а анархическую механику Napster удалось коммерциализовать намного позже.

Взрыв социальных сетей получился неожиданным, непредсказуемым, но именно он по итогам декады произвёл самые крупные перемены: на социальной ниве выросли тысячи компаний, акцент интернет-бизнеса сменился на социальный, сетяне попрощались с приватностью, Штаты в очередной раз подтвердили свой статус лучшей площадки для стартапов, а Россия опять ничего не сделала сама. Давайте не забывать всего этого, выходя на следующий виток сейчас.

Что может стать следующей большой идеей? Термоядерный синтез? Персональная медицина? Распределённая генерация? Новый уровень мобильности, с очками расширенной реальности? Нам легче всего предполагать прорывы в этих направлениях, потому что всё это уже прорабатывается в лабораториях и со дня на день выплеснется на улицы. Но считать так — значит совершать типичную ошибку футурологов: пытаться строить картину будущего на основании того, что мы видим в настоящем.

Оглянитесь: городские улицы не страдают от лошадиного навоза, телевизор не стал венцом бытовой электроники, а социальные сети появились из ничего. Прогнозы лучше строить не экстраполируя увиденное в будущее, а мысленно устраняя имеющиеся препятствия. И как минимум не крутить у виска, когда кто-то пытается это делать.

Вот тут мы возвращаемся к Северной Корее. Так концлагеря и военная диктатура, там голод и полная изоляция от мирового информационного пространства, но готов ручаться, Эрик Шмидт этого не видит. Севернее 38-й параллели он видит дешёвую рабочую силу, беспрецедентно мотивированную на любой труд, уникальный интеллектуальный потенциал, сделавший эту забытую богом страну десятым участником космического клуба, он видит осторожное желание нового Великого Вождя ослабить экономические вожжи.

Северная Корея остаётся одним из немногих районов Земли, куда ещё не ступала нога инвестора. А новые рынки имеют обыкновение расти чрезвычайно быстро. И Шмидт уже пробует воду. В конце концов, кто сказал, что следующая бизнес-революция не может случиться на огороженном колючей проволокой куске земли?

Источник: http://i-business.ru/blogs/2513

484
Комментарии (6)
  • 16 января 2013 в 19:03 • #
    Михаил Юрьевич Эльтерман

    Противоречивые чувства вызывает у меня эта статья. С одной стороны, приятно, что мы не Северная Корея, и первичный голод на сетевое общение у нас утолен. С другой стороны жаль, что нет на нас нового .Цукерберга и Шмитдта, хотя дети капитана Шмидта нам известны.
    Надеюсь, кто то угадает наши тайные потребности, и мы сможем их, наконец, выразить , а, быть может, удовлетворить!
    А если честно-пречестно, Джобса не хватает.

  • 16 января 2013 в 22:55 • #
    Алексей Винер

    За то Юриев Beloyan-ов - огромный избыток...
    а это - большой минус.

  • 17 января 2013 в 00:38 • #
    Тоника Соль

    Алексей, а может по теме будем комментировать? А то у Вас одна песня.
    С теплом и уважением, Тоника.

  • 17 января 2013 в 19:00 • #
    Алексей Винер

    Пока всей полнотой власти в России обладает "Beloyan & Co International", Россия будет прочно торчать в .опе.

    Это элементарно, по определению.

  • 17 января 2013 в 01:54 • #
    А Максаков

    Вот я вижу новое в очках от Гугла, возможности передавать в сеть то что видишь, это могут испытать в нете , картинку восприятия от других людей, стоят дороговато, от1.5 до 3.5 т гринов, но под них родится новая сеть.Будущее соц сетей в контексте объединения людей, появится сеть по интересам, и контекст этой сети, службы будут в лоне этих интересов, такой сервис соцсетей, предоставляя комфортную площадку они получат наполнение, а это суть монетизации, тем болееЦА там определенная...Так ждем спецификации соцсетей может та и будет место для северной Кореи...

  • 18 января 2013 в 15:45 • #
    Олег Хомяков

    Вроде задумка статьи хороша, но все портит ложка дерьма: "Вот тут мы возв­ра­ща­ем­ся к Се­вер­ной Ко­рее. Так конц­ла­геря и во­ен­ная дик­та­тура, там го­лод и пол­ная изо­ляция от ми­рово­го ин­форма­ци­он­но­го прост­ранс­тва, ...."
    Прежде чем что-то утверждать проверьте информацию, особенно полученную от "афициальной" пропаганды.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009