Можно ли экономно «заняться» политикой?
17 сентября 2011 в 21:19

Можно ли экономно «заняться» политикой?

Смешное интервью с адвокатом Андреем Соколовым.

Елена: Андрей, предлагаю тебе игру: поймать интересный на сегодня тренд, обыграть его неформально-искренне, но так, чтобы это было и формально-юридически выдержанно. Провести что-то вроде мозгового штурма на актуальную тему, чтобы раскрутиться и заработать таким как мы с тобой.

Андрей: Что-то вроде гимнастики для мозгов? А давай. Но имей ввиду, что это будет что-то вроде шутки. Итак, какие темы и направления будем брать?

Елена: Ну, о чем сегодня говорят и думают? Это конечно разные вещи: говорить и думать, но может попробовать совместить хоть раз?

Андрей: Хорошо, конечно, я зацеплюсь за темы, которые мне хоть как-то близки с разных сторон. Например, нестыковки в законах, а в связи с этим — возникновение разных партий, выборы, программы, инновации… ну там много поводов для шутки.

Елена: Хорошо, давай, я попробую играть роль пиар-провокатора. Итак, Андрей, представьте себе, что Вам нужно срочно достать денег, сколотить на них партию и занять приличное число мест в Думе, чтобы никто больше Вам не мешал работать так, как Вы этого хотите.

Андрей: Класс. Мечта идиота. Такой вариант пиар-материала с долгоиграющим прицелом, да? Чтобы было искренне-неформально и формально-юридически одновременно? Чтож, я бы поступил так: во-первых, денег никаких практически не надо на написание программы, это раз. Почему? Потому что деньги давно вложили другие люди и вложили немало, но взять ничего не смогли, это брошенный товар, которым можно и нужно воспользоваться. О чем речь? Чтобы не обвинили в плагиате, возьмем программы партий 1905 года, это уже культурно-историческое наследие. Читаем:

«Область господства капиталистических производственных отношений все более и более расширяется по мере того, как постоянно совершенствуя технику и увеличивая значение крупных предприятий» ведет «к вытеснению мелких самостоятельных производителей, превращая часть их в серую массу, суживая роль остальных в общественно-экономической жизни и местами ставя их в более или менее полную, более или менее тяжелую зависимость от власть имущих, чиновничества и капитала». Таким образом, «наем иностранной рабочей силы, усовершенствование техники, означающее увеличение производительности труда и рост общественного богатства, обуславливает собой в нашем обществе возрастание общественного неравенства, увеличения расстояния между имущими и неимущими, и рост необеспеченности», существования безработицы «разного рода лишений для всех, более широких слоев народных масс». Там много всего такого, о чем мы сейчас говорим, похожие куски можно найти в программах сразу нескольких партий 1905 года. Немного только стилизовать.

Сто лет прошло, а все то же самое, один в один. Только если тогда об этом говорить можно было открыто, сегодня – можно не всем. Поэтому, что мы сделаем: мы возьмем в кавычки и будем цитировать наше «культурно-историческое наследие», как делали ученые в коммунистическое время, говоря то, что надо, но цитируя Маркса и Ленина.

Смотри, читаю дальше: господин президент, «Вам было угодно передать ваши указания относительно правления, по которому должно следовать правительство. В связи с соображениями о современном состоянии России и приказать соответственно» предоставить доклад. Вследствие чего «предоставляю нижеследующее: волнение, охватившее разнообразные слои русского общества не может быть рассмотрено только как следствие чрезвычайного несовершенства государственного социального устройства или только как результат организованных действий крайних партий, движений и пр. Корни этого волнения, несомненно, лежат глубже. Они в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы». Я немного поправляю на ходу стилистически…. «Первой задачей правительства должно составить стремление к осуществлению теперь же предания законодательной санкции через Государственную Думу основных элементов правового строя, свободы печати, совести, собрания, союзов и личной неприкосновенности». «Экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах». И так далее… Вот мне нравится: «Между выраженным с наибольшей искренностью принципом и осуществлением его в законодательных нормах а, в особенности, проведения этих норм в нравы общества и приемов правительственных агентов, не может не пройти некоторое время». «Принципы правового порядка воплощаются лишь постольку, поскольку население получает к ним привычку, гражданский навык, сразу приготовить страну со 135 миллионами разнородным населением и обширной администрацией, воспитанной на иных началах к восприятию и усвоению норм правового порядка не по силам никакому правительству». «Чтобы водворить в стране порядок нужны труд, неослабевающая твердость и последовательность. Для осуществления чего необходимым условием является однородность состава правительства и единой преследуемой им цели». «…правительство должно поставить себе непоколебимым принципом полное невмешательство в выборы в Государственную Думу» и, между прочим, «искреннее стремление к осуществлению мер, предусмотренных» указами президента. «В отношении будущей Государственной Думы заботой правительства должно быть поддержание ее престижа и доверие» к ее работе, обеспечение «этому учреждению соответствующего значения». Правительство не должно являться элементом «противодействия решениям Думы», поскольку эти решения не будут что невероятно, «коренным образом расходиться с величием России, достигнутым тысячелетней историей». «Положение о Думе подлежит дальнейшему развитию в зависимости от выяснившихся несовершенств и запросов времени». «Правительству надлежит выяснить и установить эти запросы, руководствуясь, конечно, господствующим в большинстве общества идее, а не отголосками хотя бы и резко выраженных требований отдельных кружков, отдельных обществ, отдельных партий, удовлетворение которых невозможно, уже потому что они постоянно меняются». «На удовлетворение желаний широких слоев общества путем той или иной формулировки гарантий гражданского правопорядка необходимо, весьма важно сделать реформу государственного совета на началах участия в нем выборного элемента». «..полагаю, что деятельность власти на всех ступенях должна быть охвачена следующими руководящими принципами: …стремление к устранению исключительных указов, законов, положений, согласование действий всех органов правительства», «устранение репрессивных мер против действий явно не угрожающих обществу и государству». И пятое: «противодействие действиям явно угрожающих обществу и государству», опираясь на закон и духовное единение благоразумного большинства общества. Само собой разумеется, что «осуществление поставленных выше задач возможно лишь при широком и деятельном содействии общества и при соответствующем спокойствии, которое позволило бы направить силы к плодотворной работе». «Следует верить в политический такт русского общества. Не может быть, чтобы русское общество желало анархии, угрожающей помимо всех ужасов борьбы, расчленением государства».

Елена: Это из реального текста? Какое отношение мы с тобой можем иметь к этому тексту?

Андрей: Это цитаты из Витте с вкраплениями, ты даже не поняла, где что. Это называется стилизация, хочешь, назови «ремиксом»,— как тебе выгодно. Каждый студент сейчас это делает.

Елена: А что нам делать с этим?

Андрей: Извлекать выгоду однозначно. Давай посмотрим, что они просят. «Тайна голосования при выборах, право каждого избирателя быть избранным во все представленные учреждения двухгодичные парламенты, жалование народным представителям». Широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченную свободу совести слова, печати, собраний митингов и союзов. Свобода передвижений и промыслов, уничтожение привилегий, равноправность всех граждан, независимо от пола, религий, рас и национальностей.

Елена: Ты ставишь себе мерку дорасти до Витте? Пропустить через себя его слова и усвоить то, что надо?

Андрей: Мы с тобой играем. Я тебе показываю, как можно быстро и бесплатно сколотить красивую, актуальную программу, которая тронет нервную систему, еще как, и пойти с ней на выборы, мы же в эту игру играем.

Елена: хорошо, трендовую программу бесплатно сделали, как на выборы пойдем, сколько это будет стоить? Как вообще на выборы попасть можно? Народ предлагает электронное голосование. С точки зрения денег и удобства это, скорее всего, будет приниматься. Значит, надо готовиться. Что там для деревень без компьютеров могут предложить: принести свой отпечаток пальца на избирательный участок что ли?

Андрей: Ну отпечаток пальца легко подделать, и это дактилоскопия, целая база, чтобы народ это пропустил придется деньги потратить на пиар-компанию по уговариванию народа. Есть более дешевый и более надежный, а значит, успокаивающий сам по себе вариант: фотографирование сетчатки глаза. Пришел, сфотографировали глаз, применить это на сторонние нужды труднее, подделать труднее, сканированный материал. Хотя…Во всяком случае проще и дешевле с разных точек зрения.

Елена: Ну и ну. Хорошо, как будем «отжимать» нежелательные элементы от выборов? Ты же понимаешь, это рынок. Варианты предлагаются такие: цензовая система, то есть, замазан человек в этом, этом и этом – участвовать не может.

Андрей: Ну, просто всех чиновников отжать, на том основании, что они не могут заниматься самоназначением под видом выборов. Или могут?

Елена: А дешевле и техничней как? Может пусть вырождаются в резервацию слабаков. А мы поживем, пока они самостимуляцией занимаются? Хотя это конечно дороговатое удовольствие – держать их в резервации.

Андрей: Ну чтож. Давай посмотрим, что будет дешевле – отжимать «больных» от «больничной столовки» и лечить, или… пусть уже. Посмотрим симптомы. Во врачей поиграем. Вот если где-то кто-то пишет, что голодают дети, то мы видим, что вся мировая общественность приходит в движение, начинает решать эту проблему.

Елена: Это здоровая реакция.

Андрей: Ну да. Теперь смотри, президент говорит: общество больно коррупцией,— и все молча кивают головой. Это здоровая реакция или нет?

Елена: ну может коррупция – это часть нашей культуры?

Андрей: Ну, с прагматической точки зрения понятия коррупция в кодексе нет, в число болезней она как бы и не внесена формально. А неформальновроде бы это недуг. Причем, если происходит смиренная констатация факта, то это звучит, примерно, как рак 4 степени.

Елена: В смысле?

Андрей: Ну говорят, профилактика – дешевле всего. Ты приходишь на осмотр, врач тебе говорит: у вас подозрения. Ты проходишь процедуры и все. Или другой вариант: врач КОНСТАТИРУЕТ состояние…. Вот я и говорю. Лечить поздновато. Дешевле выписать домой из больницы, как это иногда в реале бывает, чтобы хоть успел с родственниками попрощаться по-людски.

Елена: Ничего себе, ты «врачуешь».

Андрей: Ну, мы играем. Причем, законы принимаются теми же, кто констатирует коррупцию для себя же, как болезнь. Что здесь могут сделать посторонние врачи???
Это уже внутреннее дело больного. Ответственность он принял на себя, «больной», я имею ввиду. Вообще, есть такие недуги, как наркозависимость, алкогольная зависимость, другие виды зависимости, человек живет как бы во сне от дозы до дозы. Заметь, что когда смотришь наше телевидение, то именно возникает ощущение, что кто-то принял «дозу» и как во сне,— потому что нормально работающий мозг отказывается верить в реальность происходящего.

Елена: С чего ты взял, что у тебя здоровый мозг?

Андрей: Ну… меня любят, я счастлив, я иногда дела в суде выигрываю… мне это вполне нравится.

Елена: А ты сам хоть кого-нибудь любишь? Если нет, то ты болен. Ослабленный болезнью организм способен перенести любую муть, но только не собственную любовь, потому что она вызывает запредельное напряжение, понимаешь? Больной на любовь просто не способен, сил нет.

Андрей: А-а-а…. Ну, я знаю и другой вариант проверки на «болезнь». Если ты знаешь в чем «противоядие» к недугу и укрепляешь себя профилактически и систематически. Например, я читаю, что коррупция – есть безграмотность и попустительство беззаконию, недопустимое для юриста, в частности. Коррупционист пользуется пробелами закона, двоякостью закона. Ну, для профи это все равно, что ударить ниже пояса. А вообще прав тот, у кого больше прав. В принципе, с коррупцией это тоже плохо совместимо, зачем платить, если у тебя больше прав?

Елена: Вообще я думаю, что здоровый человек,— это тот, кто может решить задачу, сэкономив как можно больше денег. А лучше еще и заработать.

Андрей: О! Деньги – это сакральная вещь много-много веков. Если кто в больном состоянии начинал играть деньгами, он совсем слетал с катушек, это историческая правда, и даже не спорь. Возьми и прочитай биографии – если есть слабинка у человека, и он вдруг получает деньги и деньги, то эта слабинка становится большой прорехой в каком-нибудь жизненно-важном органе.

Елена: включая мозг?

Андрей: Включая. Возьми все другие варианты, когда человек самостоятельно что-то достигает, не впадая в зависимости, строит нечто себе и другим на радость, остается жить в светлой человечьей памяти. И дети собственные его любят. И случается это ровно тогда, когда мы перестаем считать чужие деньги в чужом кармане. Избавляясь от главного симптома и причины болезни – зависти.

Елена: Ну да, это так, причем именно зависть заставляет жить неэкономно. Ну вот, наконец-то!!!!! Нашли ключевой рецепт. Чтобы быть счастливым и богатым, надо излечиться от детской зависти.

Андрей: Конечно, выбирают сейчас партии, а не люди, это коллективы, зараженные завистью. А зачем винить кого-то, чтобы заразиться от него теми же болезнями? Надо винить себя. Вините себя, люди, научитесь винить себя. Научитесь спрашивать и винить за ошибки себя, – и это даст Вам прирост профессиональной компетентности, плюс огромную экономию денег. Это гарантия самостоятельности развития. Смотрите: птички поют, рыбки плавают, человеку уготовано думать мозгом. Это все что он может,— думать мозгов в свое удовольствие. Не в чужое. Вы никто и звать вас никак. Но у вас есть собственный мозг. Так получите хотя бы удовольствие от работы здорового мозга.

Елена: Как применить этот принцип к нашей игре?

Андрей: Ну, как-как. Выгоднее и удобнее, и дешевле вернуться к прямым выборам губернаторов. И здравый смысл расчета денежных средств может вполне закончиться к возврату к выборам губернаторов. Я бы так «экономил»,— лучше синица в руках…. Дорогое удовольствие содержать этих «местных» из центра. К тому же есть побочный эффект – народ совсем обленился, работать перестал вовсе. Вот недавно открыли в Туле завод, люди отработали месяц, им дали по тридцать тысяч, и они больше не стали работать – им то рыбой пахнет, то еще что не так. А кто за нас будет работать? Кто-кто, приехали китайцы и работают. Наших «больных» куда девать? Нет компетентности — нет профессионализма, есть переплата денег.

Елена: Пока рак на горе не свистнул. Какие у нас перспективы?

Андрей: Давай, почитаем высочайший царский манифест от 1905 года. Его же тоже можно отредактировать для сегодняшних нужд. Смотри: «смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великою и тяжелою скорбью преисполняет сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным. И печаль народная – его печаль. От волнений ныне возникших может явиться глубокое нестроение народное и угроза целостности и единства державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасных для государства смут». «Повелев прилежащие властям меры к устранению проявлений беспорядка, бесчинств и насилия, к охране людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга». «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания, союза. Не останавливаясь на предназначенных выборах в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе по мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока … классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав….. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты, и вместе … напрячь все силы к установлению тишины и мира на родной земле». Это 1905 год. Это наша страна, но мы не ценим ее.

Елена: Но ты жить так не сможешь, как прочитал. Ты биографию царя помнишь? А Витте?

Андрей: Причем здесь биография? Я из Витте немножко только взял, там же много народу высказывалось. И все наши соотечественники.

Елена: Если это написали не мы с тобой, мы жить так не будем никогда. Мы себе не поставили это в задачу. То хотелки только.

Андрей: Мы всегда хотели и хотим так жить, как они написали. Набросай себе пункты того, что ты хочешь, и ты все найдешь в документах 1905 года. За сто лет ничего не поменялось.

Елена: Так ты хочешь сказать, что выбросить эти сто лет жизни?

Андрей: А получается, что мы их зря прожили. Это наши прадеды писали и хотели, чтобы мы жили так. И прошло сто лет, и мы все равно хотим так жить.

Елена: Это не наши с тобой прадеды писали, это Витте писал, а наши с тобой прадеды, чем занимались, скажи мне? Ты притягиваешь за уши. Я тебе говорю, что наши с тобой прадеды этого не писали. Ты учишься от тех, кто писал в 1905 году.

Андрей: Я думаю почти так же, как они. Смотри: «Россия демократическая страна»,— это написано в 1905 году, возьми любую программу партии и будет написано то же самое. Мы хотим демократию, ее нет.

Елена: Ты передергиваешь. Если ты говоришь, что это наши учителя писали, ты говоришь «спасибо за науку, но мы живем сами». Как бы оно красиво не звучало, но это не я написала, и как я могу к ним прислониться, тогда это не я? Если я вклад в это не внесла, мне это не зачтется, оно может быть, как угодно красиво написано, мне это не зачтется никак. А с меня спросится

Андрей: Все правильно. Но почему они не сделали того, что хотели, мы и сейчас в это утыкаемся. Почему у нас слова расходятся с делом,— вот в чем проблема.

Елена: А в чем дело? Если ты говоришь, что просто плохой народ у нас, такого быть не может. Не может народ быть плохим. Народ может быть не воспитан, не культурен, но он не может быть плохим.

Андрей: Ладно, давай посмотрим программу народохозяйственной партии. «В отношениях своих к различным народностям, составляющим население России и к их вероисповеданию предполагается руководствоваться следующими положениями: православной вере духовное господство, другим верам – свобода почитания». «Русской государственности всеобъемлющее преобладание, всем областям свобода хозяйственного благоустроения во всем, что не противоречит нераздельному единству русского государства». А вот еще смотри: «в России образование есть, а воспитания нет никакого». «Дело образования юношества обросло рутиной. Безжизненно. Связи между школой и молодежью нет, учат сухо, бессердечно. С индивидуальностью учащихся не считаются. Не будят в юных сердцах любви к родине. Не развивают чувства национальной гордости». Это тоже партийная программа 1905 года. Если не сказать, что это программа начала 20 века, никто этого не поймет. А говорят, ценности поменялись.

Елена: Мы это не усвоили себе. Это жизнью усваивается. То есть, возьмите себе любую правильную книгу – усвойте себе и живите так. Если ты хочешь жить, как писали в 1905 году, не говори, что ты изменил ценности, что ты живешь ради денег, ты ничего не изменил. Другое дело, чтобы вести бизнес в соответствии с этими правилами. Бизнес веди вот так. Мне понравилось высказывание про то, что предательством, изменой родине считается «отсечение от целого». Получается, если ты берешь западный образец и у себя его применяешь произвольно, то ты изменил родине. Ты изменил целостности души своей. Ты бизнес ведешь по одним правилам, а живешь по другим. И говоришь, что хочешь быть счастлив. Нет, не ради денег мы живем.

Андрей: Там есть слова и про боевую готовность. «Боевая готовность сухопутных и морских военных сил оборона границ и боевые средства сообщения должны быть доведены до совершенства, соответствующего величию России». Причем, «все необходимое для государственной обороны должно издаваться внутри страны ее средствами и трудом ее народа». Чтобы купленное «вражье» оружие не отказало в самый момент.

Елена: Получается, кое-что осуществилось, то, чего боялись. А «русская тема» сейчас тренд?

Андрей: «Русская тема» может оказаться не такой уж выгодной. Уж больно много всего накручено вокруг нее формально и не формально. С одной стороны, русским быть престижно, всегда так было и есть. Вон Ходорковского спросили на суде о его национальности, он ответил: русский. И по условиям нашей игры трендовую тему мы с тобой обойти не можем. Но как адвокат, я всегда хочу увести всех от уголовной ответственности, от вражды. Можно цитировать документы 1905 года, слова произнесенные открыто тогда, сейчас звучат просто страшно. Но нам никто не мешает так жить, потому что ничего страшного в принципе там не написано. Это же слова царя и министров.

Елена: И ты даже не хочешь усилить слова, которым сто лет?

Андрей: Ничего себе «усилить»! Последний раз «великий русский народ» поздравлял с победой Сталин, если не ошибаюсь. С тех пор слово «русский» из официальных документов стало исчезать. Я никому сейчас не посоветую открыто излагать свои мысли, используя слово «русский». Денег много может на суды пойти. Цитировать исторические документы гораздо экономичней.

Елена: А на какую аудиторию, на какой электорат мы можем рассчитывать?

Андрей: Это время покажет. «Только то государство сильно и крепко, которое хранит заветы прошлого». Это слова императора Николая П.

Елена: Значит, ты просто даешь подсказку, как можно сделать выгодно и экономно? Этим приемом может воспользоваться только сильный человек, который может воспользоваться сильными мыслями и вырасти еще. В этом сила: ты так же можешь, как написано у них, если надо сделаешь. Заменить «царь» на «президент» может вообще любой. И многим обычным людям понравятся мысли, изложенные в 1905 году. Можно также взять форму и наполнить новым внутренним содержанием.

Андрей: Смотри, что писали: «..при пересмотре уголовного кодекса и переработке проекта гражданского кодекса должны быть проведены следующие принципы: отделение судебной власти от административной, несменяемость, независимость судей, гласность суда, равенство всех перед судом… Ответственность должностных лиц определяется на общем основании, компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания».

Елена: Я поняла тебя. Это такое юридическое юродство. «Цитируйте, это наша культура!» Но и мы так думаем. Возьмите, процитируйте, и этот аргумент никто не оспорит. Вы просто русский человек, знающий историю. Это беспроигрышный ход. Переведите старорусский язык на современный, и только.

Андрей: Нормальный человек, профессионал, подставляться не должен, он должен жить, работать, быт успешным и счастливым. У нас богатая культура и обопритесь на нее. Это не преступление. А вот если я от себя сейчас напишу, я понесу за это ответственность. Зачем принимать на себя удар, писать от себя? Люди пишут от себя, зачем, сами не знают. Они ничего не поменяют, одиночки. А если сказали два человека: сейчас и сто лет назад, и даже не два, а больше, – это истина.

Елена: И это духовное единство и преемственность народа. И многие смогут подписаться под этими словами, потому что уже подписано. Вот, как мы хотим и должны жить – все написано. Вот, что хочет народ. Вот, что хотели наши предки. И здесь есть основания говорить, что это именно русский народ хотел, потому что написано именно в русской стране. Мы уходим от пристрастности и субъективизма, потому что это писали руководители России и неоднократно. Осталось сделать красиво и профессионально.

Елена: Надо духом нашим жить. А может все дело в том, что мы не слышим своего духа? И не живем в соответствии со своим духом?

Андрей: Мы не хотим слышать. Нет политической программы в русском духе. Есть понятие «имидж нации», еще говорят «дух нации», он просто тухнет. Еще говорят «русский квас», «русская водка». Но если вспомнить слова поэта «там русский дух, там Русью пахнет»,— то сейчас здесь Русью не пахнет, к сожалению.

Елена: Знаешь, что я тебе скажу, меня любят за то, что я русская, любят евреи, армяне, казахи.. и другие.

Андрей: Так любят тебя или то, что ты русская?

Елена: А у меня это не отделимо. Потому что я слушаю свой дух.

Андрей: Да, брось ты, чем докажешь, что ты русская?

Елена: Хорошо, я взяла правила для себя, которые были написаны русскими православными людьми.

Андрей: Русский – это даже не национальность на сегодня. Это дух и образ жизни. Русского физически в чистом виде нет. Есть нерусские больше русские, чем те, кто считает себя русскими. Более патриоты.

Елена: Так, хорошо. Что будем делать с чиновниками, чтобы они помогали делать нам бизнес, а не мешали? Я думаю, что чиновник ничего не поймет, пока народ не станет собранием говорящих личностей. Народ делегирует свою энергию главному чиновнику страны.

Андрей: Нет, народ говорит: я тебе плачу деньги, ты меня защищай. И когда это работает, чиновник бывает заинтересован в том, чтобы показывать, что он работает хорошо.

Елена: А народ платит главному чиновнику?

Андрей: Когда народ станет профессионально компетентным, он будет знать, кому и как он платит и как за это спросить, как выбирать главных чиновников.

Елена: Нет, мне не нравится мысль о главном чиновнике. Я хочу видеть «отца родного».

Андрей: Ну да, ну да. На Кавказе и в Узбекистане, и в Дагестане, и в…. принято: есть глава дома, рода, народа, надо уважать хозяина дома, помнить, что ты в гостях. Вот мы когда к ним приезжаем, мы помним, что мы в гостях. А у себя мы чувствуем себя как к коммунальной квартире. Точнее в квартире, где долевая собственность, причем наша доля как-то не прописана. Вот как ты себе представляешь: у всех может быть совет старейшин, а у русских нет. Спросите русских: кто у вас старший? Даже не поймут, о чем речь. А ведь это никак законом не ограничено: разобраться, кто у русских старший, и какой он вообще.

Елена: А ты можешь сказать своим клиентам: дети мои! Думаю, пупок развяжется. Отец не может жить ради денег. Надо решить, русский лидер – это самый богатый или самый честный или… Перестаньте раздваиваться внутри себя и все. У каждой нации может быть свой лидер. У нас это место просто вакантно.

Андрей: Ну да, ни президент Советского Союза, ни президент Российской Федерации не может быть лидером русских. И не к кому русскому народу, русскому бизнесу пойти-податься. Президент у нас может быть любой национальности. У нас нет должности «старшего» для русского народа. У нас же федерация.

Елена: Может, поэтому мы энергию свою не вкладываем – непонятно куда и кому пойдет на пользу. Свои родные этнические ритуалы, скрепляющие этнос, когда они нарушены, народ не может родить своего лидера.

Андрей: Вообще, это мысль, да. У русских нет своего дома. А раз нет дома, то нет и своего бизнеса. Это самое простое и экономичное на сегодня, я бы сюда и вкладывал, если бы захотел заняться политикой: очертить, что есть русский дом, что есть русская земля и русский лидер. Чтобы я мог понять, где я дома, а где в гостях. Это дешевле и легче уйти от крупной конкуренции. Нельзя объять необъятное. Надо прильнуть к родному и любимому.

Елена: Ну все, уже прильнула.

145
Комментарии (0)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009