Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Обзор по теме: «Пассионарность, этногенез, национальный...
5 июля 2011 в 23:45

Обзор по теме: «Пассионарность, этногенез, национальный вопрос» и приглашение принять участие в исследовании.

Уважаемые коллеги, привожу обзор для того, чтобы ввести в курс тех, кто точных знаний не имел, чтобы обозначить направление, в рамках которого начато исследование, в котором я участвую. Прошу Вас внести свой вклад в это исследование, ответив на вопросы теста на уровень вигоросности\пассионарности и вопросы анкеты. В исследовательскую группу входят кандидаты и доктора наук, отрывки из их выступлений приведены ниже. Ваши ответы обезличим, обобщим и будем описывать модель нашего национального пассионария по науке. Если кто не относит себя к русскому пассионарию, но желает пройти тестирование, буду рада – индивидуальный результат с комментарием вышлю, данные учту. Результаты исследования обязательно буду публиковать.

Если кратко резюмировать основные мысли приведенного обзора, то вот они: На сегодня описаны отдельные черты пассионария. Однако, не описана модель отечественного пассионария, хотя задача актуальна. Русскому характеру приписывают великое терпение, великодушие, Является ли эта черта пассионарным качеством и в каком отношении? Есть предположение, что великое терпение (великодушное приятие) есть свойство пассионария при нисходящей динамике цепной реакции этногенеза. Пассионарность заразительна (консолидация сил, энергии народа), вызывает индуцирование энергии этноса. Замыкаясь, цепная реакция этногенеза приводит к взрыву пассионарности. Приближаемся ли мы к этому взрыву? При восходящей динамике цепной реакции этногенеза пассионарность дает выход преобразовательной энергии, обновляющей этнос. Будет ли это означать возрождение России? Пассионарность как система ценностей вызывает резкое неприятие чуждых пассинарных и субпассионарных систем ценностей, которые ее разрушают (это мы хорошо видим), но которая их также разрушает, рискуя погибнуть при критическом дисбалансе (что ждет Россию?). Цель пассионария — жизнь и творчество духа, выходящего за пределы обыденной субпассионарной жизни (здесь рождаются такие понятия как честь, самопожертвование и др.). Конфликт между пассионарной и субпассионарной реальностью и есть причина всех пассионарных войн (это и есть современная война в чистом виде). Возможен ли пассионарный мир? Возможен, только при признании непререкаемости авторитета пассионария (признание непререкаемого авторитета государствообразующей титульной нации России). Возможен с учетом великого терпения (великодушного приятия русского народа) при наступлении стабилизации пассионарной энергии после взрыва преобразовательной энергии этноса. Требуется знать: кто такой современный пассионарий и в каком он состоянии. Каков уровень пассионарности в наших профессионалах, руководителях?

Прошу Вас ознакомиться с самой темой в широком смысле здесь, и если кто согласен пройти тестирование на пассионарность – Вам приготовлено письмо с конкретным пояснением, описание методики и бланк в ворде с вопросами, плюс дополнительная анкета, все это пришлю на Ваш электронный адрес, тест отнимает около 15 минут, анкета еще, наверное, столько же. Ради такой идеи прошу участвовать! Внесите, пожалуйста, Ваш электронный адрес в комменты или мне в личку, можно даже анонимно, если хотите.

По материалам Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции, Москва, 2007г.

Д.Г. Давыдов, к.п.н., Москва, СГА: Теория пассионарного этногенеза, предложена выдающимся отечественным мыслителем Л.Н. Гумилевым. Гумилеву удалось очертить и дать наименование феномену, отраженному с той или иной степенью четкости и в искусстве, и во множестве научных теорий. Энергия и воля людей, харизма лидеров, дух народа, пульсирующая страстность массовых движений давно волновали умы ученых. Создатель пассионарной теории этногенеза сделал шаг вперед, предложив, опираясь на исторический материал, простое и смелое объяснение тому, о чем многие догадывались, но не нашли основания для столь широкого обобщения.
Движущей силой этногенеза является лишь пассионарность, накопленная в социуме до определенного порога, а действие пассионариев проявляется через «пассионарную индукцию», то есть влияние на других. Иными словами, пассионарность, хотя и свойственна отдельным людям, но проявляется только во взаимодействии людей, в динамике социальных систем (от семьи до этноса).
Несложно заметить, что под термином «пассионарность» скрываются два принципиально разных явления. Одно из них носит социально-истрический характер, проявляется в наличии заметного числа людей с особыми качествами, сопровождается социальными, духовными и иными преобразованиями. Это собственно пассионарность – именно в таком понимании она является краеугольным камнем пассионарной теории этногенеза.
Другое явление характеризует потенциал конкретных людей к участию в пассионарном явлении, осуществлению пассионарных преобразований. Такие особенности личности не обязательно приводят к пассионарности как социально-историческому явлению, но являются необходимой предпосылкой последнего. Исходя из содержания этих особенностей, М.П. Карпенко предложил обозначить это личностное явление как вигоросность (от англ. Vigorous – бодрый, сильный, энергичный), то есть такое психологическое качество личности, которое характеризуется высокой активностью деятельности, стремление к достижению цели и преодолению препятствий.
Помимо высокой активности мы должны говорить об особенностях ценностно смысловой сферы вигоросов.
Для проверки гипотезы об особенностях ВНД лиц с высоким уровнем вигоросности был разработан программно-аппаратный комплекс «Вигорос». Когнитивная сфера вигоросов характеризуется интенсивной обработкой поступающих сигналов. Напротив, активационная сфера и эмоционально-мотивационная у вигоросов заметно спокойнее – они очень экономно тратят энергию, оставляя ее на значимые события, в то время как лица с низкой вигоросностью показывают высокие энергетические затраты в незначительной ситуации. С использованием опросника VPI были проведены исследования связи вигоросности с различными психологическими качествами. С помощью методики VPI выявлен ряд наиболее подходящих слов-стимулов для определения уровня вигоросности: «дело», «удар», «слово», «боевой» и др.

Б.П. Дементьев, д.и.н.. проф. Пермский государственный университет: Высшая степень пассионарности, которой может обладать человек, по Гумилеву – это быть самим собой, неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу. Но потом пассионарность начинает снижаться, начинается диссипация, рассеяние энергии, присущей системе в момент создания. Люди становятся всего лишь простыми генералами, желающими карьеры, и более ничего. Потом – художниками, желающими только заработка. Затем – чиновниками правительства, сначала добросовестными и грамотными, а потом коррумпированными и безграмотными. Эта фаза развития человеческой общности называется надлом.
Уцелевает какая-то толика здоровой части населения. В какой-то момент они откладывают свои повседневные дела и решив, что терпеть упадок страны и тех, кто привел ее в такое состояние, дальше нельзя, выбирают себе идеал (так был выбран Цезарь). В качестве идеала может выступать не только личность. Это может быть святой (как в Византии), богатырь (как в Монголии и Казахстане), мыслитель (как в Китае).
При высоком уровне пассионарности даже такая маленькая страна как древняя Македония, способна покорить полмира, а при низком – такая огромная держава, как СССР может рухнуть в считанные годы. В основе пассионарности в конечном итоге лежит энергия земли, на которой проживает тот или иной этнос.
Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любым уровнем способностей. Способности надо развивать, человека воспитывать.
Различие этносов – в частоте колебаний энергетического поля, то есть в особом характере ритмов разных этнических групп. Когда человек чувствует своего – их ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда ритмы не попадают в унисон – человек чувствует, что это чужой, не свой человек.
Пассионарий отличается повышенной абсорбцией энергии из внешней среды. Избыток энергии формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность. «Набухание» популяции пассионарностью нельзя не заметить. Специфическое свойство этногенеза – способность к регенерации. Суть этнической регенерации – частичное восстановление этнической структуры, наступающей после периода деструкции.

М.Р. Радовель, зав.кафедрой соц.и политол., Педагогический институт Южного федерального университет, Ростов-на-Дону: Будущее существует не в виде некоторого конкретного события – целостного и единственного, а в виде ряда версий, каждая из которых имеет большую или меньшую вероятность осуществления. То есть имеет место некий веер возможностей, одна из которых будет реализована. Разумеется, если ей кто-то поможет своими активными действиями. Этот кто-то – пассионарная личность. Она в силу определенных своих качеств оказывается способной коммуницировать с потенциальным будущим. Она находится в некоторой гармонии с ним, резонирует в ответ на его ритмы. По существу, происходит своеобразный диалог между личностью и будущим. Точнее это не совсем диалог, а только парадиалог, поскольку одна из сторон отношений – живая личность, а другая – некий абстрактный, еще несуществующий объект.
И все-таки они, несомненно, взаимодействуют и в некотором смысле общаются и понимают друг друга. Здесь имеет место определенное влияние – с одной стороны (будущее), и преимущественно интуиция – с другой (личность). Хотя и эта другая сторона, личность, в свою очередь оказывает обратное влияние на будущее. Ведь без ее активности этого будущего может и не случиться. Имеет место большая или меньшая согласованность (которая является аналогом взаимопонимания).
Одним из условий успешного взаимодействия пассионария с будущим является сохранение относительной целостности, неразрывности социально-исторического контекста. Коммуникация индивида с будущим осуществляется не через вакуум, не через головы современников и не при условии игнорирования всевозможных обстоятельств из «ближайшей социальной окрестности».
По-видимому, имеются два основных типа действия пассионариев (которые используются ими совместно, но в разных пропорциях): рациональный, осуществляемый с сознательным учетом объективных обстоятельств, и интуитивный, безоглядный, реализующий непоколебимое побуждение. Пассионарию выпадает родиться и жить в нужном месте и в нужное время. И это, конечно, подарок судьбы. Подарок небес. Но, с другой стороны, здесь имеет место, напротив, подарок небесам со стороны скромной матушки-Земли. Подарок – в лице конкретного, вполне земного человека, который по совокупности своих качеств оказался достойным выпавшего на его долю исторического шанса совершить нечто великое.

В.С. Ротенберг, д.б.н., проф.,Телль-Авивский университет, Израиль: Можно высказать предположение, что пассионарии в ряде случаев сознательно позволяют себе импульсивность (что может быть важным компонентом харизмы, обязательной для лидеров и вождей, среди которых немало страстных и деятельных лиц с воинственной пассионарностью,— в таком случае импульстивность не противоположна ни уму, ни воле), но вопрос этот определенно требует отдельного изучения.
Пассионариям психологически важен не столько результат их деятельности, сколько сам процесс его достижения – борьба, преодоление, терпение, вот почему плодами их деятельности нередко пользуются не они сами, а непассионарии.
М.И. Коваленко выделяет несколько градаций пассионарности по степени ее выраженности:

  1. Самоотверженность во имя деятельности и цели (вплоть до самоотречения).
  2. Страстное стремление к победе, но не ценой собственной жизни. Риск представляется оправданным, но возможны просчеты.
  3. Люди, отдающие цели все силы и время, романтически-идеалистически по отношению к ней настроенные, готовые ко многим повседневным жертвам, но заведомо без склонности рисковать жизнью. Сюда относятся многие творческие люди науки и искусства.
  4. Прагматики-авантюристы, идущие на риск, с их точки зрения, оправданный (в этом вполне возможен просчет, вплоть до катастрофы, как и во второй группе), но поведение их определяется не высокой целью и даже не всепоглощающей страстью, а конкретными личными, прагматическими интересами. Авантюризм этих людей часто прикладной, а не самодовлеющий.
  5. Стремление к обустройству жизни безо всякого риска и без высоких целей.
    Лица с высоким уровнем пассионарности предъявляют, как правило, высокие требования к себе и другим, уважают пассионарность врагов или тех, кто препятствует достижению их цели. Непассионарии считают пассионариев фанатиками и относятся к ним с опаской.

Б.И. Искаков, д.э.н. проф., А.Б. Искаков, А.А. Гаврилов, Москва, Московский банковский институт: Проблематика пассионарности по значимости имеет Нобелевский формат. Для объективного и глубокого изучения роли, причин и факторов пассионарности большое значение имеет ее сочетание с нравственностью и этикой. Б.И. Искаков показал, что из самых широких предпосылок общевероятностного характера следует количественное распределение людей по уровням пассионарности в виде уравнения, обобщающего знаменитый закон Аррениуса.

Главное богатство любой страны – демокапитал, то есть численность и качество населения. К 2020 г., при активно-пассионарной оптимизации социально-экономической политики Россия, если одолеет депопуляцию, имеет шансы обогнать по объему ВВП Германию, стать ведущей европейской державой и выйти на пятое место в мире (после Китая, США, Индии и Японии). Отчасти это вызвано ростом мировых цен на энергоносители (нефть, газ) и иное сырье. Но для длительного, быстрого и устойчивого развития РФ нужна активно пассионарная оптимальная социально-экономическая политика (СЭП). Предлагаемый пассионарный вариант СЭП в некотором роде напоминает «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в 1920–1930 гг, так как проблемы США в то время и РФ в 1990-2000-е гг во многом аналогичны.

Важнейшая проблема славянского мира в условиях глобализации – преодоление депопуляции. Демопроблема в России из-за сурового северного климата и низкой плотности населения всегда была и будет одной из важнейших, что отмечали еще М.В. Ломоносов («О сохранении и размножении российского народа») и Д.И. Менделеев («К познанию России»). Решение проблемы демокатастрофы определяет: либо Россия вновь станет великой мировой державой, либо вообще перестанет быть единым государством уже в первой половине ХХ1 в., будет ли жив великий русский язык или отойдет в семью умерших языков, как латынь или иные языки некогда великих, но погибших цивилизаций. Если вымирает великая цивилизация, отмирают и становятся ностальгической пылью все ее великие атрибуты: культура и достижения, наука и образование, литература и искусство.

Эффективность мер по преодолению депопуляции определит итоговую оценку деятельности нынешних и будущих президентов и правительств, парламентов и губернаторов РФ. России нужны патриотические президенты и правительства, патриотические составы Госдумы и Совета Федерации, чтобы пересмотреть криминальную «приватизацию», вернуть народу украденное; выбрать оптимальную социально-экономическую модель; наладить возрождение духовно-нравственных ценностей; пресечь алко- и наркотеррор в России; остановить вымирание народа, особенно русских как государствообразующей титульной нации; возродить из руин экономику, промышленность, науку, образование, культуру, НТК, ВПК, вооруженные силы, авиакосмонавтику, флот; возродить Славяно-Евразийский Союз (СЕС) вместо разрушенного СССР, обеспечить этносоциальную пропорциональность представительства во всех органах и структурах власти, включая СМИ.

В соответствии с физической экономикой, динамику численности населения можно рассматривать как управляемую цепную реакцию. С конца 1950-х гг развивается концепция цепных реакций в экономике и демографии.

В ХХ1 в. «этноусталая» белая раса христианского ареала проигрывает этнопассинарным черно-цветным расам исламского и языческого ареалов соревнование по удельному весу в мировом населении. Будущее принадлежит этнопассинарным нациям и народам с многодетными и среднедетными семьями, то есть с более высокими коэффициентами ускорения национальных демоцепных реакций. Больной этнос России с затухающей демоцепной реакцией можно излечить активной гостерапией, повышающей этнопассинарность, патриотичной социодемополитикой защиты народа и всех его этносоциальных групп.

За период руководства Россией президентом В. В Путиным (2000-07гг) достигнуты позитивные сдвиги в демографической политике, укреплении социально-экономической стабильности, возрождении обороноспособности, в международных отношениях, в возрождении уважения к России, укреплении позиций страны в мире. Произошел измеряемый прирост жизненного потенциала РФ. Но это не спасет Россию от вымирания. О трагедии демокатастрофы в России сигнализируют сверхсмертность, сверхспад рождаемости, сверхнизкий срок жизни. К сожалению, остается в силе прогноз МСА об опасности вымирания России в ХХ1 в., потенциально возможного раздела и гибели российского государства и всех его политических, общественных и социально-экономических атрибутов, если не принять энергичных активно пассионарных аварийно-спасательных мер. Россия возродится при пассионарном проведении оптимальной социально-экономической политики.

О.М. Мирошниченко, Москва, СГА: Каждый этнос желает быть экономически независимым и иметь достаточный уровень материального благосостояния. Однако, в жизни сильный народ подчиняет себе слабую этническую группу,— в противном случае конфликт неизбежен. Не малую роль здесь играет историко-политический компонент. Интересы могут быть различными, постольку, поскольку не являются однородной идентичность той или иной нации.

В настоящее время в России проживет более 140 народностей. В таких условиях очень важна адекватная политика власти, поскольку каждый неверный шаг может быть чреват гибельными последствиями. При чем не только в силу имеющихся национальных различий, но и в виду разницы менталитетов.

Одной из причин этносоциальных конфликтов является неправильная трактовка патриотизма, который по своей сути – явление полезное для российского социума. Однако отсутствие единства среди патриотов приводит к тому, что подлинный патриотизм отсутствует, нет сил, которые бы собрали воедино всех тех, кому небезразлично будущее страны. Лозунг «Россия для русских» неприемлем для страны с огромной территорией, но при этом не следует забывать о том, что открывать двери всем подряд тоже не следует.

Вопрос также в том, нужна ли России демократия по западному образцу. Исследователи национального вопроса утверждают, что это не желательно для страны, у которой своя история и собственный менталитет. Здесь можно было бы согласиться с В. Аксючицем, который утверждает: «Катастрофические итоги февраля 1917 года должны были бы убедить всех, что одного — «европейского» — пути для всех народов нет. Нет и быть не может».
Однако, несмотря на призывы найти универсальную для россиян «российскую идею», ситуация не становится лучше. Напротив, в течение уже нескольких лет, на лицо процесс изменения ценностей россиян и других народов, что связано, на наш взгляд, со всемирными процессами информатизации и глобализации. Противоборство не только этнических, но также и конфессиональных групп всегда обострялось именно в переломные периоды исторического развития – во время распада крупных государств, в которых отсутствует однородность наций. При кажущемся противостоянии этноцентризм еще не является элементом межнациональной розни.

Что касается гражданского общества в условиях России, оно может существовать лишь в обновленной модели, основанной на историческом опыте. Такой психологический компонент национального самосознания россиян, как «соборность» или коллективизм, должен стать определяющим в поисках новой трактовки гражданского общества. Но это еще предстоит исследовать более подробно.

Преодолеть этносоциальные конфликты в России – означает не просто активно насаждать демократию в России. Этот путь уже пройден и результаты его, как свидетельствует история, крайне сомнительны. России присущ свой собственный путь к процветанию – благополучие не только русских, но и представителей всех народов, населяющих территорию страны. Путь внешне ориентирован на демократию, но внутреннена приверженность к исконно русским ценностям и традициям. И это – общее, что должно объединять все нации, проживающие здесь. Когда какая либо нация начинает диктовать свои условия и не считаться с нормами государства, в котором проживает, у нее однозначно должна возникнуть сложность с дальнейшим пребыванием в стране.

Россия должна выработать политическую независимость от стран Североатлантического альянса – это поможет ей стать по-настоящему крепким, экономически сильным и боеспособным государством, с собственной универсальной идеологией – «русской идеей». Иными словами, предстоит разобраться с собственной доктриной развития и процветания. От этого зависит надежность урегулирования современных этносоциальных конфликтов.

А.В. Сухарев, д.п.н., проф., Институт психологии РАН Москва, В.А. Лаврова, к.б.н., доцент, Государственная академия славянской культуры Москва: Развитие пассионарных личностей Л.Н. Гумилев связывал с воздействием на популяции людей так называемого «пассионарного толчка», в результате которого человек становится обладателем избытка энергии, которая может быть направлена на изменение социальной среды. При наличии благоприятных социальных условий и объединении таких людей на этнической основе возникает бурный процесс этногенеза. Явление пассионарности можно представить как повышение адаптации человека за счет увеличения его возможностей активного воздействии на социальную и природную среду.

В этнофункциональной парадигме система элементов внутренней и внешней среды человека рассматривается как этносреда. При этом к внутренней среде человека относится его психика и антропобиологические характеристики а к внешней – природно-климатические и социокультурные элементы, его окружение. Также в этносреду включены трансцендентные элементы: Бог, духи природы и др. Примеры элементов внешней среды – это ландшафт, животный и растительный мир, культура, язык. Содержание личности также является внутренней частью этносреды.
Для оценки возможностей адаптации личности было предложено понятие энергетического потенциала личности (А.В. Сухарев). Энергетический потенциал личности характеризует величину работы переживаний (Ф.Е. Василюк), который данная личность может совершить. Энергетический потенциал личности зависит от психического и духовного содержания системы и ее отношений. Возрастание этого потенциала возможно лишь при условии архегеничной направленности личности на родную этносреду.
Архегения этносреды рассматривается как неиссякаемый источник энергии личности, а духовное (трансцендентная) образное содержание личности обеспечивает ей доступ к этому источнику. Духовное содержание личности является целью и источником энергии для дальнейшего развития, оно оптимизирует процесс адаптации к этносреде и опосредствует повышение запасов ее энергии (энергетического потенциала личности). Направленность духовного содержания человека на архегению его этносреды повышает энергетический потенциал данной личности.

Экспериментальные исследования показывают, что нарушение этнофункционального развития личности снижает ее адаптационный (энергетический потенциал), а восстановление нарушенного развития отношений личности к этносреде, напротив повышают его (А.В. Сухарев). С позиции этнофункциональной парадигмы человек рассматривается как этнофункциональная целостность телесного, психического и духовного (трансцендентного) содержания в неразрывном единстве человека и его этносреды. Личность в этом случае представляет собой этнофункциональную целостность психического и духовного содержания системы и ее отношение к этносреде.
Снижение степени организации психических и духовных элементов (психические расстройства, «нравственное безумие» и пр.) связаны с распадом личности и деградацией ее этносреды. Таким образом, не только психическое, но и духовное содержание личности имеет этническую функцию, интегрирующую или дифференцирующую ее с этносредой. В зависимости от наличия и качества духовной связи личности с архегенией этносреды, этот потенциал в течение жизни может либо более или менее интенсивно расходоваться, либо поддерживаться, либо увеличиваться; в принципе, он связан с психобиологическим состоянием человека и, естественно, с длительностью его жизни.

Сама этносреда является условием и, в то же время, результатом этногенеза. Она может обладать той или иной степенью целостности, которая снижается при ее разрушении. К разрушению этносреды ведут такие процессы как индустриализация, войны, миграции, международная торговля, развитие средств массовой коммуникации и. т.п., обуславливающие нарастание количества этнодифференцирующих элементов. Снижение степени организации этносреды в свою очередь обусловливает указанные процессы.
Источником энергии и условием повышения энергетического потенциала личности является ее этноинтегрирующее духовное образное содержание. В противоположность этому этнодифференцирующее духовное содержание является причиной снижения энергетического потенциала и условием разрушения личности и этносреды в целом. Показателем снижения энергетического потенциала личности и ее адаптационных возможностей, может служить ее дезадаптированность. Это проявляется в виде психических расстройств различной нозологической отнесенности, психосоматических расстройств, в общем снижении иммунитета, а также в безнравственном или криминальном поведении. Энергетический потенциал состоит в способности разрешать (успешно переживать) этнофункциональные личностные конфликты – последствия нарушений этнофункционального развития личности.
Увеличение энергетического потенциала личности происходит лишь на творческом, нравственно положительном уровне разрушения конфликтов (у архегеничной личности), часто способствует росту созидательных сил, творческих возможностей, укреплению психического здоровья. Творческий, но нравственно отрицательный (то есть направленный на «чуждую» этносреду) уровень разрешения конфликтов у анархегеничной личности, напротив, способствует ее астенизации, ослаблению психического здоровья, задержке созревания, а творчество личности в данном случае приобретает разрушительный характер как для нее самой, так и для этносреды (А.В. Сухарев).
Потенциальная энергия личности является также показателем степени организации системы «личность – этносреда». В соответствии с принципом этнофункциональной субъектности, этносреда, так же как личность и этносфера, может обладать как целью развития, так и энергетическим потенциалом. Энергетический потенциал этносреды как субъекта исторического развития возрастает со степенью ее организации. Это возможно лишь при условии направленности развития этносреды на ее архегению, что определяется общественной идеологией. Источником энергии и условием повышения энергетического потенциала этносреды является ее этноинтегрирующее духовное содержание.

Этнодифференцирующее духовное содержание служит причиной снижения энергетического потенциала и условием разрушения личности и этносреды в целом. О снижении энергетического потенциала этносреды свидетельствуют ее системные кризисы, проявляющиейся в разрушении ее природных условий, культуры, экономики, нравственности (крайнем индивидуализме, росте преступности, коррупции и пр.). Этнофункциональное вырождение этносреды можно определить как устойчивое и неизменное включение в ее структуру определенных этнодифференцирующих элементов, что приводит к необратимому этнофункциональному дефекту этносреды. Понятие этнофункционального дефекта этносреды близко по смыслу к представлению о включенных в определенный этногенез антисистемах Л.Н. Гумилева.

В.Д. Черепанов, к.п.н., доцент, СГА, Москва: Новые этносы рождаются на границах ландшафтных регионов, в зоне интенсивных этнических конфликтов. К универсальным признакам появления нового этноса Гумилев относил появление сверхактивных людей – пассионариев – в статистически значимых количествах в ареале этногенеза; смену этнического стереотипа поведения в ареале; территориальное расширение новорожденных этносов из первоначального ареала, то есть миграционную активность; демографический взрыв в ареале этногенеза; жесткую регламентацию поведения членов новорожденного этноса, контроль брачных отношений, охрану кормящего ландшафта; повышенную активность во всех сферах жизнедеятельности; рост числа подсистем этноса – субэтносов, внутриэтническое деление стереотипа поведения с появлением его субэтнических вариантов; одновременность и пространственную непрерывность отмеченных признаков по всей полосе зоны этногенеза у этносов-ровесников. Гипотезой, объясняющей феномен этногенеза, является предложение о том, что резкие изменения стереотипа поведения вызываются массовыми мутациями — так называемыми пассионарными толчками.

Можно с известной долей уверенности заявить, что русские как национальность есть видовое понятие для понятия «восточные славяне» наряду с украинцами и белорусами (традиционное – великороссы, малороссы и белороссы). В рамках политической истории на этапе общего этногенеза и периода Киевской Руси можно говорить о восточных славянах как о единой политической общности, однако, в более поздний период речь идет уже о русской и российской истории: здесь уместнее будет термин «потомки восточных славян».

Характерно, что именно политический распад восточного славянства совпадает с деструктивными периодами в истории отечества, единство – с периодами взлета. Поэтому сегодня вновь становится актуальным термин «славяно-руссы», введенный Егором Классеном, в его первоначальном содержании.
Важно особо остановиться на выводах Б.А. Рыбакова относительно колонизационных устремлений славян на северо-восток. По сути, восточные славяне, образовавшие Киевскую Русь,— результат экспансии славянского мира. Предки славян и сами славяне предстают отнюдь не безропотными мирными землепашцами, отвечающими идеалам Л.Н. Толстого. Несложно заметить, что вектор этой экспансии сохраняется и Московской Русью, и Российской Империей. Кроме того, такая экспансия могла осуществляться только в условиях перманентного демографического взрыва, способного компенсировать боевые потери и иные источники смертности.
Условия славянского этногенеза убедительно показывают, что история становления славянского этноса – прежде всего история жесточайшей борьбы. В ситуации, когда перспективой развития одного социума становилось жизненное пространство другого, а отношения между народами регулировало одно право – сила, основным видом коммуникации была война.
Характерно, что в восточнославянской культуре роль воина не абсолютизируется,— это уже ранний русский эпос, отразивший четкое общественное расслоение, фиксирует образ воина-профессионала. Причина здесь проста. Как таковой функциональный воин просто отсутствует в ранней истории славянства. В тех социально-политических условиях, в которых проходил славянский этногенез, воином был каждый мужчина, начиная лет с десяти-одиннадцати и включая стариков.
Всмотримся пристальнее в сам феномен: каждый мужчина в роду, племени, позже – союзе племен, помимо иных своих социальных функций,— воин. Между прочим, в фундаменте кавказского менталитета лежит именно этот принцип: «быть мужчиной – значит быть воином».
Пассионарна сама сущность сообщества свободных воинов, ведь альтернатива такому устройству – функционирование различных механизмов угнетения, притеснения, грабежа народа правителями, представленного каким угодно способом: от плети надсмотрщика рабов и меча феодала – до Налогового кодекса РФ. В дом вооруженного воина нельзя прийти и отнять у его детей кусок хлеба. Его не сможет угнетать даже другой воин. Не зря в истории отечества мы можем увидеть совпадение формирования институтов угнетения и усиления гнета со стремлением правителей ограничить и даже запретить владение оружием.
Предки русских людей жили на протяжении очень значительного периода в условиях военной демократии – сообщества пассионариев. Именно в самой глубинной ментальной сути навсегда в потомках славян живут их гордые, сильные предки.
Именно на ментальном, самом сущностном уровне мировосприятия личности и социума возникает то отношение к окружающей природе, которое можно назвать экологичным. А ведь именно об отношении к месту этногенеза, его защите как о признаке пассионарности говорит Гумилев. Подчеркнем: экологично могут мыслить только истинные хозяева своей земли и своей судьбы – люди, которым не безразлично будущее. Именно такое впечатление создается при знакомстве с огромным кладезем восточнославянского фольклора. Глубоко экологично само отношение славян к своей земле – и прародине, и той, на которой в конкретный момент проживает социум. Своя родная территория, именовалась домом. Акцентируем внимание на лингвистическом аспекте: этимология слова «экология» восходит в первой своей части к древнегреческому «эйкос», что означает дом.
Итак, восточнославянская цивилизация есть не просто следствие, это – венец славянской пассионарности.

339
Комментарии (0)

Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009