Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Почему краудфандинг не приживается в Рунете?
13 июля 2012 в 18:42

Почему краудфандинг не приживается в Рунете?

Почему краудфандинг не приживается в Рунете?Алексей Гидирим, сооснователь интернет-сервиса YouDo, рассуждает о том, почему в России бесперспективны проекты по коллективному сбору средств на интересные идеи (краудфандингу), и чем отличается от западного менталитет рунетчика.

Знаменитый краудфандинговый сервис Kickstarter появился в 2008 году. Его создатели предложили интернет-пользователям инвестировать в успешные, по их мнению, идеи, представленные на сайте. При этом авторы проектов сами указывают, какая сумма им нужна и сколько времени потребуется на то, чтобы ее собрать. Если необходимые средства не будут собраны в указанный срок, деньги возвращаются пользователям-инвесторам.

В 2011 году на Kickstarter было опубликовано 27 тысяч проектов, 46% из них смогли получить коллективные инвестиции. Общая сумма, которую пользователи сервиса перечислили авторам идей, составила 100 миллионов долларов.

Одним из проектов, который смог с помощью сервиса получить инвестиции, стала, например, социальная сеть с открытым кодом Diaspora. Четырем студентам из США удалось собрать 200 тысяч долларов от 6,5 тысяч пользователей, в числе которых, кстати, был и основатель Facebook Марк Цукерберг. Изначально авторы проекта планировали привлечь всего лишь 10 тысяч долларов. Совсем недавно другой идее («умные часы» Pebble) удалось собрать более 10 миллионов долларов. Идея не только реализована, но этот аксессуар уже можно приобрести.

Российские проекты тоже могут попытать счастье на Kickstarter. Однако могут возникнуть проблемы с получением собранных средств. Сервис работает с системой Amazon Payments, которая доступна только на территории США, что несколько усложняет вывод средств российскими пользователями.

В рунете краудфандинг (совместное финансирование) тоже набирает обороты. Уже достаточно примеров, когда пользователям удавалось собрать деньги под свою идею или проект. Например, в 2008 году музыкант Петр Налич собрал на съемки своего клипа тысячу долларов. Тремя годами позже в 2011 году Алексей Навальный смог собрать в интернете уже 8 миллионов рублей на проекты по борьбе с коррупцией. В 2012 году сервис «Яндекс.Музыка» ввел возможность для пользователей перечислять деньги любимым исполнителям. Такие кейсы немногочисленны, и как правило, инициаторы подобных проектов обладают большим количеством последователей или фанатов — и именно за счет этого идеи становятся успешными.

Однако время, когда в рунете может появиться и успешно существовать проект, подобный Kickstarter, еще не пришло. Проекты, схожие с Kickstarter, в России на сегодня приближены к сайтам для благотворительности. Например, в рунете появился проект RuStarter, который перенял идею западного аналога. На сайте заявлено три проекта, и только одному из них удалось практически полностью собрать заявленную сумму. Возможно, только потому, что она изначально мала — 10 тысяч рублей.

Другой российский проект Planeta.ru нацелен на сбор средств для реализации творческих идей. На площадке уже засветилась группа «Би-2», которой удалось собрать более 1 миллиона рублей на запись нового альбома. Результаты других пользователей, разместивших на ресурсе свои идеи, менее впечатляющи. Пример Planeta.ru доказывает, что самые большие успехи российских краудфандинг-кейсов связаны именно с известными лидерами мнений, музыкантам и так далее. Проекты с неизвестными основателями не набирали необходимой суммы.

Если говорить про реализацию креативных идей и проектов, то рынок пока не готов к появлению такой платформы. Прежде всего, это связано с тем, что менталитет российских пользователей существенно отличается от привычек западной аудитории. Опасение «лохотрона» — в крови у россиянина. Порог недоверия к инновационным идеям и проектам — высокий, велик страх, что инвестированные деньги могут быть использованы нецелевым образом. И, действительно, шанс появления проектов, нацеленных на обман, в Рунете очень высок.

Кроме того, в России рынок реализации креативных идей и проектов также находится в зачаточном состоянии. Количество зрелых идей и проектов, которые достойны инвестирования в сравнении с зарубежными цифрами, крайне мало для массового распространения идеи в России.

Определенные опасения по сбору средств в интернете есть и у самих авторов проектов. Собрать средства анонимно невозможно. Придется опубликовать информацию о проекте, постараться донести ее до максимального количества пользователей. А в России до сих пор считают, что сама идея уже стоит целое состояние (украдут!). И размещать ее просто так, чтобы любой мог ею воспользоваться, мало кто готов.

Кроме того, существует риск того, что заявленную сумму собрать не удастся. Авторы проекта понесут репутационные потери, которые могут стать серьезным препятствием для получение «профессиональных» инвестиций.

Авторы зрелых и продуманных проектов, скорее всего, даже не будут пытаться искать деньги на российских краудфандинговых площадках. Им гораздо проще использовать тот же Kickstarter, который уже зарекомендовал себя как надежный инструмент для краудфандинга.

Для появления успешной краудфандинговой платформы по модели пожертвований российскому рынку предстоит пережить подростковый период и избавиться от «подростковый прыщей». Причем повзрослеть должны все и одновременно — аудитория, размещаемые проекты и взаимодействие с государственными органами. Также отечественная платформа изначально должны быть нацелена на глобальный рынок, а не только на Россию.

Однако, мне кажется, что глобальный рынок развивается намного стремительнее, чем наш. И догнать уходящий поезд в сегменте краудфандинга вряд ли получится.

Российский рынок совместных пожертвований на реализацию или развитие интересных идей может выбрать другой путь. Если рассмотреть трансформацию платформы из формата пожертвований в формат инвестиций в капитал, то шанс появления успешной глобальной платформы из России высок, и уже сейчас есть к этому серьезные предпосылки.

Источник: http://www.digit.ru/opinion/20120709/393203126.html

899
Комментарии (15)
  • 14 июля 2012 в 00:54 • #
    Александр Жаманаков

    Давно работают проекты и удачно, но не в таком масштабе как 100 млн.$. Но уверен, что выйдут на эту сумму и очень скоро...

  • 14 июля 2012 в 10:51 • #
    Nikolay Shornikov

    Думаю всё дело в жутком названии! Никакой нормальный человек не захочет заниматься такими жуткими вещами. В общем, как вы яхту назовёте...:-)

  • 14 июля 2012 в 17:10 • #
    Радос Петров

    "Совсем недавно другой идее («умные часы» Pebble) удалось собрать более 10 миллионов долларов. Идея не только реализована, но этот аксессуар уже можно приобрести" ... = МММ по-американски!

    "Удалось собрать" - конечная цель этой "идеи", а изготовить "аксессуар" и представить публике можно и за штуку баксов.

    Однако, если в России МММ пролазит уже не первый раз, то вполне вероятно, что этот ... даунсёрфинг может и в России "найти свою нишу" :-))

  • 14 июля 2012 в 22:26 • #
    Юрий Beloyan

    Потому что россияне уже много веков живут на хуторах своего разума и собрать их в тим билдинг не получится! Больше трех нет смысла! Три и хорош! Если больше, то это уже коллективная пьянка! :))

  • 17 июля 2012 в 02:14 • #
    Алексей Мандрыкин

    Что значит инвестировать? Это пожертвования или инвестиции?

  • 17 июля 2012 в 08:33 • #
    Игнат Игнатов

    Я бы это скорее назвал - инвестициями в социально значимые проекты. А тут с пожертвованиями разница очень даже существенная.
    Думаю, можно провести аналогию с понятием из венчурной среды - "умные" и "глупые" деньги.

  • 17 июля 2012 в 10:19 • #
    Радос Петров

    "Социально значимым" можно назвать любой проект, в котором участвует социум (народ, население, электорат, крауд, просто много людей)... В таком случае:
    МММ - это тоже "социальный проект",
    МЛМ - это тоже "социальный проект",
    Грабовой - это тоже "социальный проект",
    Аум Сенрикё - это тоже "социальный проект",
    Коммунизм во всём Мире - это тоже "социальный проект"...

    Деньги не могут быть "умными" или "глупыми", деньги это всего лишь эквивалент товарообмена (счётный материал)...
    "Умными" и глупыми" бывают организаторы этих пирамид и их участники :-))

  • 17 июля 2012 в 11:16 • #
    Игнат Игнатов

    тут немного не согласен, как раз наоборот - "социально значимым" может быть что угодно, любой объект или субъект, даже неодушевленный.....но его особенность в том, что он по какой причине очень важен этому самому социуму. Поэтому, да, и пирамида может быть, и секта тоже может быть этим самым объектом....вот только не потому что она состоит из группы людей, а только когда станет значимой для социума....а так они пока важны и значимы, в основном только для их же участников, но эти участники и так инвестируют в "социально значимый" именно для них объект, то есть свою пирамиду или секту...

  • 17 июля 2012 в 11:44 • #
    Радос Петров

    Игнатов, это я к тому, что сам термин "социально значимый" не имеет однозначного определения!

    Насколько я понял - социумом Вы обозначаете ВСЁ человеческое общество (неопределённое множество)... Тогда любое мероприятие можно назвать "социально значимым"...
    Тут надо как то выделить понятие ПОЛЬЗЫ - для конкретной группы (определённого "социума"), тогда будет более понятна цель такого мероприятия - либо это благотворительность одной группы социума для другой, либо это получение выгоды одной группой социума за счёт обмана другой.
    ... (кому выгодно?) ...

  • 17 июля 2012 в 12:08 • #
    Игнат Игнатов

    "социумом Вы обозначаете ВСЁ человеческое общество" - если буду скромнее, скажу что не я, а задолго до меня)))) это есть еще, если не ошибаюсь, у Фейербаха, да и многих других.
    Ну, так каждая группа сама и определяет свое понятие "польза". Тут же все элементарно и велосипед изобретать не нужно. К примеру, Вы посчитали со своими друзьями, что выпить пива сегодня очень "значимо и полезно", и совместно инвестировали в этот значимый для Вас проект))))) То же самое в масштабах государства, с той лишь разницей, что при таком количестве все не могут собраться и решить, поэтому и выбирают представителей - Верховный Совет и прочее. Которые от их имени и решают, что действительно значимо и полезно (только не будем говорить, так ли это - я просто привел пример системы, а работает она или нет - это уже другая тема)

  • 17 июля 2012 в 11:35 • #
    Игнат Игнатов

    то есть говоря иначе, то что Вы перечислили, это социальные, экономические и прочие явления, но станут ли они "социально значимыми" - это уже совсем другая история

  • 17 июля 2012 в 11:50 • #
    Игнат Игнатов

    по поводу "умных и глупых"....бывают, еще и как)))
    выражение это пришло(точнее мне стало известно) из среды венчурного бизнеса(думаю всем известно, что это такое)))
    "получить "глупые" деньги" - так говорят, когда инвестор вкладывает в компанию или группу людей, владеющей идеей, лишь деньги. Как например, банк выдает кредит.
    "получить "умные" деньги" - означает когда инвестор не только вложил свои средства и контролирует свои интересы, а еще и помогает той же компании своими знаниями, опытом, связями и т.д. То есть деньги как бы "приходят" в проект "вместе с мозгами" инвестора.

    "Глупые" и "умные" деньги - это не плохо и не хорошо, в каждой ситуации эффективней что-то свое.

    Почему я тут сказал про аналогию - потому что считаю пожертвования, точно такими же "глупыми" деньгами. Они отдаются с расчетом что объект пожертвования все знает и правильно распорядится ими.

  • 17 июля 2012 в 12:20 • #
    Радос Петров

    :-)))
    У денег нет мозгов, Игнатов!
    Это такие инвесторы бывают - "умные и глупые"!
    В России самый глупый инвестор - это госбюджет, ... особенно когда начинает "вкладывать деньги" в т.н. "интеллектуальное развитие", например - нанотехнологии...
    Социум в этом случае выступает в роли "зрителя", ... но на то оно и нано, что ему никто не надо... :-))

  • 17 июля 2012 в 12:23 • #
    Игнат Игнатов

    "У денег нет мозгов, Игнатов!" - это всего лишь очень распространенное высказывание, которое отлично отражает суть.....

  • 17 июля 2012 в 13:32 • #
    Радос Петров

    Это как раз "по теме"!
    -"в России бесперспективны проекты по коллективному сбору средств на интересные идеи" ... потому что этим мероприятием в России монопольно занимается ФНС...


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009