Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Познание познания принуждает
7 апреля 2013 в 18:43

Познание познания принуждает

Поледняя глава книги «Древо познания [Биологические корни человеческого понимания]» (пер. Данилов) — Умберто Р. Матурана — Франсиско X. Варела
Прочитать всё произведение можно тут:http://lib.rus.ec/b/372276/read

Вот почему все сказанное в этой книге через знание нашего познания с необходимостью приводит нас к этике, которой нельзя избежать, к этике, точка отсчета которой находится в осознании биологической и социальной структуры человеческих существ; к этике, которая возникает из рефлексии человека и ставит рефлексию человека в самый центр как основополагающий социальный феномен. Если мы знаем, что наш мир с необходимостью есть мир, который мы создаем вместе с другими, то всякий раз, когда мы вступаем в конфликт с другим человеком, с которым хотим продолжать сосуществование, мы не можем утверждать, что именно для нас сохраняет определенность (остается абсолютной истиной), ибо это означало бы отрицание другого человека. Если мы хотим сосуществовать с другим человеком, то должны признать, что его определенность (сколь бы нежелательной она ни была для нас) столь же законна и реальна, как и наша собственная, потому что его реальность, как и наша собственная, выражает сохранение им структурной сопряженности в области существованин, сколь бы нежелательным это для нас не выглядело. Следовательно, единственная возможность для сосуществования состоит в выборе более широкой перспективы, области существования, в которой обе стороны находят себе место, порождая совместными усилиями общий мир. Конфликт всегда является взаимным отрицанием. Он никогда не может быть разрешен в той области, где возник, если его участники занимают «вполне определенную» позицию. Конфликт может быть устранен, только если мы переходим в другую область, где возможно сосуществование. Знание этого знания составляет социальный императив антропоцентристской этики.

Биология показывает нам, что уникальность человека заключается исключительно в социальной структурной сопряженности, которая осуществляется через оязычивание, порождающее (а) регулярности, свойственные социальной динамике человека, например индивидуальность и самосознание, и (б) рекурсивную социальную динамику человека, которая влечет за собой рефлексию, позволяющую нам понять, что как человеческие существа мы обладаем только тем миром, который создаем вместе с другими людьми, нравятся нам они или нет.

Биология также показывает нам, что мы можем расширять нашу когнитивную область. Это осуществляется при приобретении нового опыта через размышление, через встречу с незнакомым человеком или, более непосредственно, через выражение биологической межличностной конгруэнции, которая позволяет нам увидеть другого человека и открыть для него пространство, где он может существовать рядом с нами. Этот акт называется любовью или, если мы предпочитаем более мягкое выражение, принятием другого лица рядом с нами в нашей повседневной жизни. Такова биологическая основа социальных явлений: без любви, без принятия других живых существ помимо нас, не существует социального процесса, и, следовательно, всей совокупности человеческих качеств. Все, что затрудняет принятие других людей, от претензии на единоличное обладание истиной до незыблемой идеологии, подрывает социальный процесс потому, что подрывает породивший его биологический процесс. Не будем обманывать себя: мы не морализируем и не проповедуем любовь. Мы лишь обращаем внимание на то, что, биологически, без любви, без принятия других, не существует феномена социальности. Если мы все же живем вместе таким образом, то мы проживаем в атмосфере безразличия и отрицания под видом любви.

Отказ от любви как биологической основы социальной жизни, равно как и от этических следствий любви, означал бы игнорирование нашей биологической истории, которой более 3,5 миллиарда лет. Мы можем возражать против использования понятия любви в научном мышлении из опасения за объективность нашего рационального подхода. Но из того, что было сказано на страницах нашей книги, должно быть ясно, что подобные страхи необоснованны. Любовь — это биологическая динамика с глубокими корнями. Это эмоция, определяющая в организме динамическую структурную схему, ступень к взаимодействиям, которые могут привести к операциональным когерентностям социальной жизни. Любая эмоция (страх, гнев, печаль и т.д.) есть биологическая динамика, которая обладает глубокими корнями и определяет структурные паттерны, ступени к взаимодействиям, которые могут привести к различным областям операциональных когерентностей (пуститься наутек, вступить в схватку, воздержаться от столкновения и т.д.).

Аналогичным образом, не учитывать тождество познания и действия, не видеть, что познание есть действие, и не понимать, что любой человеческий акт осуществляется в оязычивании и, как таковой (как социальный акт), имеет этическое приложение постольку, поскольку влечет за собой человеческие качества, — означает не видеть человека как живую сущность. Поступать так (теперь, когда мы знаем, как мы познаем) означает обманывать себя. Что бы и в какой бы области мы ни делали — конкретное (ходьба) или абстрактное (философское размышление), — зто действие захватывает целиком все наше тело, ибо осуществляется через нашу структурную динамику и через наши структурные взаимодействия. Все, что мы делаем, — это структурный танец в хореографии сосуществования. Именно поэтому все, о чем шла речь в нашей книге, служит источником не только научного исследования, но и понимания нашей «человечности». Мы подвергли исследованию социальную динамику. Полученные нами результаты указывают на основную онтологическую особенность нашего человеческого состояния, которая больше не является всего лишь гипотезой, a именно на то, что мы обладаем только тем миром, который создаем вместе с другими людьми, и что только любовь помогает нам создавать этот мир Если нам удалось подвести читателя к подобной мысли, то наша книга достигла и второй своей цели

Этика

Всякий человеческий акт совершается в языке. Всякий акт в языке вызывает к существованию мир, созданный совместно с другими людьми в акте сосуществования, который и порождает то, что присуще только человеку. Таким образом, каждый человеческий акт имеет этическое значение потому, что представляет собой акт сотворения с «ого мира. Эта связь человека с человеком в конечном счете является фундаментом всей этики как рефлексии о правомерности существования других.

.

Мы утверждаем, что корень всех неприятностей и затруднений, с которыми нам приходится сталкиваться сегодня, заключается в нашем полном неведении относительно познания. Речь идет не о знании, а о знании знания, которое становится настоятельно необходимым. Речь идет не о знании того, что бомба убивает, а о том, что мы хотим сделать с бомбой, а зто определяет, воспользуемся мы бомбой или не воспользуемся. Обычно мы игнорируем или отрицаем такое знание, чтобы уйти от ответственности за свои повседневные действия, поскольку именно наши действия (все без исключения) помогают создавать и воплощать тот мир, в котором мы стали теми, кем стали вместе с другими, в процессе создания мира. Слепые к прозрачности наших действий, мы смешиваем образ, который мы создаем, с бытием, которое хотим вызвать к жизни. Только знание знания может исправить такое непонимание.

Наше повествование подошло к концу. Эта книга приглашает Вас, читатель, к размышлению. Размышление приведет Вас к познанию Вашего собственного знания, и вполне в Ваших силах сделать такое знание плотью и кровью Вашего действия.

Рассказывают историю о неком острове и его обитателях[18]. Островитянам очень хотелось перебраться на другой остров, где жизнь была более здоровой и благополучной. Проблема заключалась в том, что островитяне не умели плавать и управлять парусом, а если и умели когда-то, то давно утратили необходимые навыки, и поэтому одни островитяне просто отказывались даже думать об альтернативе привычному обитанию на острове, а другие пытались найти решение проблем, так сказать, локально, не помышляя о преодолении водных просторов. Но время от времени некоторым островитянам удавалось изобретать заново искусство плавать и ходить под парусами И время от времени к ним подходил какой-нибудь страждущий новых знаний, и между ними происходил следующий разговор.

— Я хотел бы переплыть на другую землю

— Тогда тебе необходимо научиться плавать. Ты готов приступить к обучению?

— Да, но я хотел бы прихватить с собой тонну капусты.

— Какой еще капусты?

— Это моя еда. Должен же я на том берегу или острове, словом, на той стороне, чем-то питаться.

— А если там есть своя пища?

— Не понимаю, о чем вы. Я не уверен, что там есть что-нибудь съедобное. Мне обязательно надо взять капусту с собой.

— Но ты не сможешь плыть с тонной капусты. Слишком большой груз.

— Тогда я не могу учиться плавать. Вы говорите, что моя капуста — это большой груз. Я же утверждаю, что это моя основная пища.

— Предположим, что это всего лишь аллегория и что вместо того, чтобы толковать о капусте, мы говорим о фиксированных идеях, исходных посылках или определенных суждениях. Что тогда?

— Гм… Я, пожалуй, отнесу свою капусту кому-нибудь, кто понимает, что мне нужно.

447
Комментарии (5)
  • 7 апреля 2013 в 20:13 • #
    Гоша Мастрояни

    Размышлизмы... из Сети!...

    Ну очень короткие мысли!

    Цивилизация - История Эволюции!
    История - то, что Мы изучаем позже, но не можем изменить!
    Зачем вечная молодость? Если есть только вчера и завтра?
    Пыжиться можно только на унитазе!
    Хохлы - заразная нация! Их принцип:"Шо не зьим, то надкушю" распростонился на всю Цивилизацию!
    Жиды, как "колорадские жуки", чем больше средств для них изобретаем, тем Их больше!
    Политики - в детстве непосредственные, во власти ... посредственные!
    Для чего на избирательных участках изобретать прозрачные урны, когда и так всё ясно!
    Алкоголь - враг, но его всегда нехватает!
    Дайте Денег - и Я переверну МИР! ;)...
    Анчоусы - это не только диликатес, но и Мы с Вами!
    Иногда один "ПУК", заменяет массу положительных эмоций!
    Государства, как Мужчины - хвастаются своим "достоинством..."!
    Ты - Умный, значит Ты враг Обществу, Государству и самому Себе! ;)...

  • 8 апреля 2013 в 14:53 • #
    А Максаков

    Да тонна капусты, это груз приобретенных нашим обществом понятий, парадигма в которой мыслит общество.Наше общество встав на путь развития, а у меня даже появляется ощущение что нас поставили на этот путь, видит и мерит все критериями обочины этого пути.Личность- продукт общества, и ныне мир заполнен продуктами этого общества.Но в пытливых умах рождается свободная мысль, таков уж склад мышления человека,без него не было бы Бруно,Коперника,не то мы бы не шагнули вперед в познании, и земля бы была центром...
    Но часто слышу о порушении всего и вся, негодное решение, уже рушили до основания, а затем...Наступали на прошлые грабли. Здесь актуально поступательное развитие общества, личности, составная общества, должны успевать за развитием. Вопрос какое общество способно на это развитие.Вопрос банален, ответ не менее, только моральное общество, заботящееся об каждом члене его,строящее отношения между личностями , и общество на законах так органично воспринимаемых личностью, так как основанны они на уважении, на том, чем не стыдно поделится с другим, воспринимаемых обществом как справедливость имеют иммунитет от ошибок, поэтому революционная мораль, родившая гильотину аморальна, рев справедливость, не может быть справедлива, как и мысль о правде, которая у каждого своя не истина, она лишь точка зрения части общества,инструмент порабощения другой части,что неизменно приводит к краху.
    Человечеству еще предстоит нащупать дорогу которая ведет к обществу справедливому, к такому в котором соревнование, война, уступят место сотрудничеству.С нынешним уровнем развития технологий альтернативы не остается, не то нас ждет деградация и закат цивилизации, говорят такое уже происходило на земле...

  • 8 апреля 2013 в 18:03 • #
    Юрий Завьялов

    Сказано обо всем и не о чем.Нет смерти и нет рождения.Без этих двух законов,тема не имеет значения,как не может быть хлеба без труда и огня.
    Далее последует этап определения назначения жизни и смерти.К сожалению,люди забывают о ней,особенно те кто думает.что будет жить вечно.А вот уже потом,можно говорить о назначении и упорядоченнее познания.
    Корень всех неприятностей и затруднений, с которым нам приходиться сталкиваться сегодня заключается не в полном неведении относительно познания, а в неприятии знаний ушедших в вечность поколений.Вспомните этапы развития эмбриона- они повторяются из года вгод, из века ввек,из тысячалетия в тысячалетие.А сейчас вспомните этапы развития человеческой цивилизации.Что с трудом? Да ни фига не знаем,только версии,мифы,гипотезы,вокруг которых строятся песочные замки современного познания.Кто скажет как можно пошить сапоги из бычьей шкуры,чтобы они не пропускали воду?На Руси была технология.Кто скажет для чего строили пирамиды? Кто скажет,как функционирует пентод или паровая машина,работавшая на демидовских рудниках на Урале?Нет связи,господа,нет памяти.Сегодняшний отрыв понимания и возможности воспроизвести - есть отсутствие познания.Основной массе людей,остается трансформироваться под овладение гаджетом и ли технологией,оставляя себе,как человеку меньше и меньше места для выполнения когда то привычных и необходимых операций.Это и есть дегродация,... или предназначение?Как и раньше,говорю о своей концепции экспонентального,необратимого развития человеческого общества.В конце поста,хочу добавить,верю,что разум восторжествует над неизбежностью законов,или существует еще один грех - понимать,неизбежность и палец о палец не ударить,чтобы изменить происходящее.

  • 9 апреля 2013 в 00:11 • #
    А Максаков

    Человек не способен знать все что познало общество, но способен знать закономерности, эмбрион не повторяет все досконально.Согласен что личность, как эмбрион проходит все этапы роста Но они как и в эмбрионе схематичны.Мало того личность может не вырасти, остановившись на уровне земноводных.Зачастую это так и происходит, среда приводит к выкидышу,так как удобнее существование в промежуточной форме развития.А вот когда атмосфера в обществе иная, поддерживающая эволюцию личности, тогда возможен рост личности до божественного состояния, до которого ныне доживают единицы, очень стойкие в развитии...

  • 8 апреля 2013 в 22:24 • #
    Валерий Rados Петров

    Учиться "плавать" - никогда не поздно!
    Только надо начинать учиться - вообще "без капусты"...

    Древние говорили: - "Navigare necesse est! Vivare non est necesse!"
    Перевод примерно такой: - "Ходить в море необходимо! Проживать нет необходимости!"
    То есть, "обывательское" проживание и так обеспечено - без умения плавать...

    Поэтому не все такие "умные" ... как авторы "Древа познания" :-))


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009