Конец процветания Запада: Неотвратимо надвигаются высокая...

Конец процветания Запада: Неотвратимо надвигаются высокая безработица, снижение доходов, социальные конфликты

Я хотел бы обратить внимание на статью группы экономистов из Bank for International Settlements (банк международных расчетов для национальных центробанков, организация очень серьезная и уважаемая). Оригинал статьи находится здесь:
http://www.bis.org/publ/work300.pdf?noframes=1

В статье рассматривается бюджетная политика ведущих стран Запада и Японии и оценивается, к чему такая политика может привести. Выводы авторов очень просты: как избежать глобальной экономической катастрофы, непонятно.

Эта статья будет полезна всем, кто поверил мифу о конце рецессии и скором возобновлении экономического роста «как ни в чем не бывало». Экономические выкладки свидетельствуют об обратном: модель «общества процветания» больше финансироваться не будет. Необходимы глубокие и очень болезненные реформы, «капиталистический социализм» доживает последние годы, а средний уровень жизни в западных странах существенно снизится. Более того, они теперь будут существовать при низких темпах экономического роста и стабильно высокой безработице, что неизбежно приведет к обострению социальных конфликтов.

Авторы статьи пишут: «Если экстраполировать то, как растет государственный долг по отношению к ВВП в некоторых западных странах, станет очевидно, что такая политика не может более продолжаться. Необходимы самые радикальные меры, чтобы остановить рост государственной задолженности».

Авторы рассматривают ситуацию в 12 странах Запада, и становится ясно, почему требуются именно «самые радикальные» меры. И действительно: если в мире существует гора долгов, то инвесторы неизбежно потребуют больший процент за свои деньги. А как эти проценты платить? Необходимо будет одолжить под еще более высокий процент ― и так далее, прямиком по сценарию российского дефолта 1998 года. Более того: высокий процент угрожает выходу экономики из застоя и порождает инфляцию.

Далее авторы приводят цифры роста дефицита госбюджетов. В США дефицит бюджета с 2,8% взлетел до 10,4%, а в 2011 году ожидается как минимум 9%. Государственный долг увеличится с 62% ВВП до 100% ВВП к концу 2011 года. Известные гарвардские экономисты Рогофф и Райнхарт установили, что когда государственный долг превышает 90% ВВП, происходит снижение темпа роста экономики на 1% от ВВП. Это и понятно: все свободные деньги забирает государство, а частных инвестиций не найти.

Итак, через полтора года госдолг США достигнет 100% ВВП. А рост экономики США сейчас составляет 3,5% ВВП. А это значит, что стоит ожидать замедления роста до 2,5%. Но этого не хватит, чтобы обеспечить в США достаточную занятость населения. А это значит, что там появится значительная армия не просто безработных, а тех, кто вообще не имеет шансов найти работу.

В Великобритании госдолг достигнет 94% в 2011 году. В Испании в 2011 году эта цифра будет составлять всего 74%, но ведь в Испании безработица уже составляет кошмарные 20%. В Португалии в 2011 году ожидается 97%, и здесь у правительства уже нет никаких резервов и ходов.

В Японии в конце 2011 года госдолг будет составлять 204% от ВВП, а так как в этой стране стареющее население, то остановить рост госдолга хотя бы на уровне 9% в год не представляется возможным. Уже сегодня государство как пылесос высасывает с рынка все деньги на обслуживание долга. А где же найдут инвестиции частные предприниматели? Это все равно что пускать на хлеб семенное зерно…

Авторы статьи продолжают: «Во многих западных странах предкризисный уровень занятости и экономического роста не вернутся еще долгие годы». А это означает, что задача прокормить голодных падет на плечи государства, делая снижение государственных расходов невозможным.

Безработные не только кушать просят: они еще и не работают и мало потребляют. А значит, сокращается ВВП, уменьшается налоговая база, растет социальная напряженность, расходы на полицию и тюрьмы.
Если экономика и государство не дают людям шанс, люди выживают иначе. Возникают серые схемы, растут преступные сообщества, увеличивается коррупция. А это ― болезнь с серьезными осложнениями, последствия которой будут сказываться очень долго.

Авторы статьи продолжают: «Если государственная политика не поменяется, то в 2020 году государственный долг Японии будет превышать ее ВВП в три раза, Великобритании ― в два, а Бельгии, Франции, Ирландии, Греции, Италии и СШАв полтора». Одна проблема: этот сценарий невозможен просто потому, что таких денег в мире нет, их негде взять. Придется затягивать пояса, причем сразу на три дырочки. Ни охнуть, ни вздохнуть, ни пошевелиться.

На это мне возразят: «Что за бред! Я только что из Нью-Йорка (Токио, Дублина, Парижа). По улицам ходят состоятельные люди, магазины ломятся от товаров ― лепота!» На это я отвечу следующее.

Западные общества являются и останутся высокопроизводительными и функциональными. Там есть много незаменимых профессионалов, и они могут не бояться кризиса. Но над теми гражданами западных стран, чей профессиональный уровень может быть достигнут или превзойден в странах с более низким уровнем оплаты труда, нависла самая реальная опасность. Анджелина Джоли будет продолжать получать миллионы за фильм, потому что ее доход определяет рынок. Но тот, кто собирает машины на заводе Форда в Мичигане, больше никогда не будет обходиться компании в целых 50 долларов в час (его доход диктовал не рынок, а профсоюз, то есть некий социальный контракт). Так вот, развитые западные страны больше не могут позволить себе быть социальными: денег на это нет.

Западный уровень жизни был построен на сказке о доступном кредите, незыблемом социальном контракте и вечном росте экономики, зарплат и цен на недвижимость. Всему этому пришел конец. Дело в том, что в течение следующих десяти лет все государства Запада должны будут сводить бюджет с существенным профицитом ― другого выхода для них просто нет.

Но не тут-то было! Например, в 2011 году США ожидают бюджетный дефицит в размере 9%, а необходим профицит более чем в 4% в течение следующих десяти лет. В Японии бюджетный дефицит в размере 8%, а необходим профицит более в 6% в течение следующих десяти лет! Как можно поменять бюджет на величину, равную 14% от ВВП?! Только представьте себе, что для этого нужно сделать! Сталин бы, конечно, смог это сделать, но ведь в Японии демократия, по крайней мере пока… В Великобритании картина ничуть не лучше японской…

В ближайшие месяцы мы на примере Греции увидим, дадут ли трудящиеся себя прижать. Выбор здесь прост: смириться с падением уровня жизни и потерей социальных благ, чтобы спасти отечество, или начинать грабить магазины.

На Западе граждане должны перестать рассчитывать на государственную пенсию, на долгосрочные пособия по безработице, на бесплатную медицинскую помощь и образование и на новые рабочие места для малоквалифицированных граждан. Но каковы будут социальные конфликты и потрясения, а главное, какова будет их экономическая цена – вот этого экономисты Банка международных расчетов не учитывали.

Описываемая в статье экономическая дилемма прежде всего касается стран Европейского союза. Следует ожидать резкого ужесточения миграционной политики, значительного сокращения социальных программ, а возможно, и выхода некоторых стран из зоны евро.

Гражданам западных стран придется усвоить: 1) что жить надо по средствам, а не в кредит; 2) если у тебя дома есть горячая вода, то надо все время поднимать свою профессиональную квалификацию, чтобы остаться конкурентоспособным на мировом рынке труда и оправдать свой высокий уровень жизни, и 3) на государство надеяться нечего.

Западные страны разорены, а это означает, что социальная модель, на которой эти государства строились, доказала свою несостоятельность. Грекам скоро станет понятно, что нельзя было сидеть в таверне целый день только потому, что ты «часть золотого миллиарда». Теперь в мире есть другой миллиард, реально претендующий на главную роль в мировой политике и экономике, и этот миллиард живет в Китае.

434
Комментарии (37)
  • 5 мая 2010 в 18:21 • #
    Лариса Валишевская

    быстрее дом надо достраивать в Гвинее...
    полностью поддерживаю написанное Вами, Матвей.

  • 6 мая 2010 в 10:26 • #
    Алибек Таибов

    а в долгосрочную аренду на период ужасных времен есть возможность снять комнату? порядочность и своевременную оплату гарантирую ))))

  • 6 мая 2010 в 20:20 • #
    Лариса Валишевская

    Так как, Алибек, я часто пишу в полушутливой форме (те, кто меня знает давно, уже смирились с этим!), то для Вас могу ответить так:
    1. Если Ваш вопрос задан мне с юмором, то ответ: "Всегда рада новым соседям"!
    2. Если вопрос поставлен серьёзно, то ответ таков: "Алибек, если Вас действительно интересует Африка, то я могу быть гидом по многим интересующим Вас вопросам и на всё, что Вас интересует, отвечу, как можно, полнее, спрашивайте."
    3 Аренда без проблем; всё покажеи и поможем съориентироваться в стране.

  • 7 мая 2010 в 10:47 • #
    Алибек Таибов

    тогда вопрос следующий: Африка большая...где именно Вы развиваете свой бизнес?

  • 7 мая 2010 в 14:27 • #
    Лариса Валишевская

    Моя территория, в основном, Гвинея.
    Здесь имею землю (недостроенный дом), доходный небольшой бизнес (таксопарк, парикмахерская) и учусь делать более серьёзный бизнес.
    Ждём выборов первого в истории страны президента.

    Часто живу в Португалии (здесь получила своё европейское гражданство).
    Поэтому бизнес лежит через Европу.

  • 5 мая 2010 в 18:37 • #
    Матвей Малый

    А гостевая спальня там будет?

  • 5 мая 2010 в 19:40 • #
    Лариса Валишевская

    Предусмотрено!,
    потому что вижу уже лет 10 как, что скоро многие захотят переехать жить туда, где можно спокойно жить и без 100 евро.
    Участок 20/40, места достаточно!, у самого тёплого и красивого океана..

  • 5 мая 2010 в 18:48 • #
    Виталий Шилов

    Спасибо Матвей большое за статью!!! Супер статья. Заставляет задуматься. Конечно найдутся критики, которые скажут, все это ерунда, кризисы были всегда. Но кризис кризису рознь. Китай уже перегнал Германию по экспорту. Что будет дальше? Насчет квалификации, то как не странно, но почему то по статистике например в Германии, процент безработных с высшем образование стал рости быстрее чем у не квалифицированных. Проблемма еще в том, что из-за социальной защиты, пожилых людей начиная с 53 лет очень трудно уволить. У них особая защита. А так как общество сильно стареет, пенсия с 67 лет, то молодым все труднее куда то устроиться. Запад сам себя зажал в социальные рамки. А так как любое правительство в демократических государствах, зависит от голосов на выборах, то у них возникают сразу проблемы экономии. Любые изменения в социальной политике, породит массу недовольных. Хороший пример - Греция. А это, потеря голосов, а соответственно и власти, а чтобы ее сохранить, надо где то взять деньги, один вариант , на стороне или в долг. Возникает сразу вопрос, что лучше, демократия как на Западе или жесткая политика, как в Китае?

  • 5 мая 2010 в 21:02 • #
    Матвей Малый

    В Европе часто создается впечатление, что если человек работает, то он делает кому-то одолжение, что работа это социальная пытка, скрытое рабство... От работы надо отдыхать, главным свойством работы является защищенная зарплата и лигитимизированное социальное положение. Средневековие какое-то.

    В Америке хоть этого нет. Там никому не приходит в голову отдыхать от работы, просто она иногда кончается и приходиться с грустью идти домой... Я около года работал с девяти утра до часу ночи, каждый день... В субботу с десяти до четырнадцати, а в воскресение вообще выходной -- стирка...

  • 6 мая 2010 в 20:24 • #
    Лариса Валишевская

    Вы так сильно чувствуете происходящее, что Ваши факты и аргументы всегда интересно читать; тем более, что у меня так же похожи мысли по-поводу Америки, Европы, России.

  • 5 мая 2010 в 20:52 • #
    Матвей Малый

    Лариса,

    Скоро за сто евро и тарелки КАНСИЙЕ не купишь! Я приеду с долларами...

  • 5 мая 2010 в 21:32 • #
    Лариса Валишевская

    В Гвинее, да и во многих гос-вах Африки, работают бизнес в долларах, да и мы считаем только в американской валюте; более того, надеюсь, что победит на выборах представитель от американской диаспоры!, поэтому Ваш выбор, как всегда верен..

  • 5 мая 2010 в 22:51 • #
    Валерий Зажигаев

    как всегда интересная информация! И как всегда вывернутся. Плюнут на принципы и стануть печатать бумажки в неимоверных количествах. Обнулят госдолги за счёт инфляции и заживут снова красиво и добротно. Других путей всё равно нет.

  • 6 мая 2010 в 07:28 • #
    Салават М

    Не согласен с вами.Здесь,к сожалению,один выход-это война.Здесь и списание долгов,и занятость населения,и загрузка производственных площадей,и ужесточение социальной политики, и отход от всех демократических свобод,которые и привели к этой ситуации.

  • 6 мая 2010 в 20:27 • #
    Лариса Валишевская

    "Весёлая" перспектива.
    Как считаете, Салават, где сейчас этот кошмар возможен?

  • 6 мая 2010 в 22:48 • #
    Валерий Зажигаев

    не спорю. вопрос только в том, кого назначат врагом. а ведь вариантов немного...

  • 7 мая 2010 в 06:59 • #
    Салават М

    Вы правы,вариантов немного и они уже прорисованы.Это Иран,Украина и Кавказ.Причём,наиболее вероятен второй вариант.В Иране можно и схлопотать,на Кавказе -слишком сильно затронут интересы России,опять получат.А на Украине - поделят страну для начала,а потом и Россию втянут.Дальше ничего хорошего.2012 год.

  • 7 мая 2010 в 09:35 • #
    Валерий Зажигаев

    Где бы не началось - конечная цель Россия. И Югославия, и Ирак, и Ближний Восток - везде, где присутвуют исторически геополитические интересы России, её подводили к активному вмешательству, Но данном историческом этапе России просто повезло с правителями, что вызвало разочарование, жуткую ненависть и огромное желание через "пятую колонну" избавить Россию от "правителей-злодеев".

  • 6 мая 2010 в 10:30 • #
    Алибек Таибов

    Матвей...как всегда Вы в своем амплуа...
    Вы за реальность и за это от меня + 1000 баллов.
    Сейчас Вы описали не свои мысли, а больше рассказали о статье....но думаю что Вы с этим согласны...
    теперь вопрос к Вам: а что с Россией будет? какие наши шансы не утонуть в этом болоте безработицы и дефолта...
    И еще вопрос: Вы можете представить весь мир без кредитов вообще? Мне интересно именно Ваше сугубо личное мнение.
    Заранее благодарю.
    С уважением, Алибек.

  • 6 мая 2010 в 10:47 • #
    Матвей Малый

    С Россией ничего хорошего, кроме отсутствия войны, не происходит. Стремительно продолжается падение доли славянского населения страны, уменьшение населения страны. Доля машиностроения в экспорте России составляет 5%, все остальное необработанное сырье. Политических требований никто не выдвигает, так что по типу правления страна является абсолютной монархией. Вероятно, довольно скоро страна развалится на три части, Сибирь отойдет Китаю, Кавказ никому не нужен и будет сам по себе, а европейская часть будет доживать свой век. Лет через десять -- двадцать все это и случится. А жаль...

  • 6 мая 2010 в 11:00 • #
    Алибек Таибов

    ну про Кавказ Вы зря..нужен он... когда то нефть закончиться...вот и вспомнят...А про Сибирь - не исключаю.
    Этот прогноз слишком прагматичен и не пылает оптимизмом.

    Вы знаете почему кризис не сильно повлиял на Кавказ? Дело в том, что по религиозным соображениям у нас Банковское дело начало развиваться буквально несколько лет назад и не получила массового распространения. Кредиты - это редкость (по крайней мере сейчас).
    Вы не ответили на второй вопрос: какая жизнь без кредитов?

  • 6 мая 2010 в 12:07 • #
    Евгений Крупин

    Получается мы здесь в Тюмени достанемся Китаю. Интересно, китайцы нас возьмут вместе с территорией или депортируют в сторону Волги? А если оставят, то заставят ли учить китайский язык и иероглифы? Разрешат ли вступать в китайскую коммунистическую партию? И ещё я думаю: А вдруг все будет хорошо? Ну будет у нас губернатором какой-нибудь Лао Цзин, ну будем мы называться Западно-Сибирским автономным районом, ну построят в центре Тюмени пару-тройку пагод, а в кармане будет приятно шелестеть пачка свеженьких юаней... Чем плохо? Живут же индейцы в Америке...

  • 6 мая 2010 в 11:06 • #
    Елена Никулина

    Насколько я помню уроки истории - мысль не самая новая. Все великие империи рано ли, поздно ли сходили на нет, потому что сильный народ, который создал эти империи, исчезал, а его потомки не в состоянии были поддерживать империю. Поэтому более молодые и голодные соседи захватывали территории и все начиналось снова.
    А что касается России. СССР заставлял работать людей на идее, на энтузиазме. Большинство жили одинаково, несмотря на образование и приносимую пользу. Но ведь была ПАРТИЯ ... А новое поколение молодежи - рождено потребителями. Поэтому будущее России определено.
    Кроме того видела информацию о том, что наше правительство планирует занять несколько трлн.рублей. Внешний долг вырастет, национальная валюта обесценится, очередной скачок инфляции и т.д.
    Еще немножко: подняли пенсии - супер!!! Сейчас поднимут зарплату учителям и врачам (снова). А что делать тем, которые на заводах работают?? Зарплата не растет (с чего бы??), зато растут цены. Т.о. получается перераспределение нищеты - поможем пенсионерам и бюджетникам - опустим остальных ниже плинтуса.
    Я понимаю конечно, внешняя политика и прочее, но не стоит ли подумать о том, что помогая бескорыстно другим странам - Россию мы опускаем. Может стоит задуматься о том, что экономически сильная страна и так отличный союзник и лучше все силы вложить в развитие экономики, а не в широкие жесты безвозмездной помощи. Сейчас на фоне упадка мировых экономик, есть шанс захватить несколько позиций на мировом рынке и обеспечить будущее. Не надо помогать АвтоВАЗу избавляться от хлама, нужен принципиально новый автомобиль на экологическом топливе. В это и вкладывайте. То, что должно умереть - пусть покоится на кладбище.

  • 7 мая 2010 в 09:52 • #
    Валерий Зажигаев

    Дорогая Елена! Когда у руля экономики бывшие советские спекулянты и люди далёкие от реальной экономики (знающие, но не понимающие её законов) - тогда совсем беда. ВАЗ нужен, но не для выпуска автохлама по цене Майбаха, а для выпуска автохлама по цене автохлама. Чтобы осуществился лозунг незабвенного Остапа Бендера - "автомобиль не роскошь, а средство передвижения". Потому процветающие империи рушатся изнутри, когда очень хочется есть, если не красную икру, то хотя бы "заморскую баклажаную". А её как раз то в продаже и нет. А кушать очень хочется!!! И т.д. и т.п. на целую докторскую диссертацию...

  • 8 мая 2010 в 12:16 • #
    Николай Горшков

    Здесь я выложил другой анализ - с другой точки зрения по тому же самому вопросу:

    http://nik-alex.livejournal.com/96624.html

  • 13 мая 2010 в 19:49 • #
    Игорь Науманн

    интересно, почему ни слова о швейцарии.

    субъективно все вот эти вот анализы запретил бы. рейтинговые агенства, оценивающие страны, на хрен позакрывал. толка от них ноль, но паники и, как следствие, ухудшение состояния реального сектора экономики, реальной жизни...
    шутко ли, правительства стран и государств на сегодняшний день имеют фактически второстепенную роль после спекулянтов, орудующих практически абстрактными деньгами.

  • 13 мая 2010 в 19:58 • #
    Лариса Валишевская

    Эмоционально, но справедливо: на сегодняшний момент биржевые спекулянты рулят - это нонсенс!, но факт на лицо.

  • 13 мая 2010 в 20:07 • #
    Игорь Науманн

    знаете, Лариса, сил уже нет никаких. акции, херакции, фонды - где эти все деньги? зачем это все нужно? хочешь инвестировать, скажем, в сахар, так пойди, обратись напрямую в ту или компанию, дай ей реально денег на развитие, получи взамен свои %. ведь сейчас уже никто не разберется, сколько, кто, кому и чего должен с этими гребаными биржами. я может и колхозник, ничего не понимаю, но хочется реально набить морду всем этим спекулянтам, брокерам и т.д.
    устроили, млять, монополи мировое. только вместо фишек в конце игры или когда надоест, реальные люди гибнут будут.

  • 13 мая 2010 в 20:37 • #
    Лариса Валишевская

    Честно говоря, о биржах знают немногие, может быть 1 - 3 % от населения.
    Сама, только заинтересовавшись всерьёз, что же такое кризис, вышла на биржи. Сейчас имею столько инфо по ним, что лучше бы не знала: спокойней спать, так как мы ничего не решаем.
    Поняла одно, что биржи специально не контролируются госуд-вами потому что им же и выгодно.
    Все властьимущие (уверена сейчас на100%) крутят средства именно там, то есть, как правильно Вы говорите, не вкладываются в развитие бизнеса в стране, а просто ИГРАЮТ!
    Согласна полность, сама считаю, что это преступление когда приходят к власти ТОЛЬКО для того, чтобы собрать имеющиеся деньги в казне и крутить на бирже, искусственно создавая кризисы.

    Мне настолько надоело выживать, что на полном серьёзе после достройки дома в Гвинее (здесь можно жить спокойно на 100 баксов) уеду из Европы, как когда-то из России, надоело смотреть на то, что творят властьимущие подонки.

  • 17 июня 2010 в 16:21 • #
    Виталий Шилов

    Приветствую вас, Лариса.
    Хочется немного поправить мнение о биржах. Я получил финансовый диплом в швейцарии, и одно из направлений было- Биржа.
    Во первых, практически все большие компании в мире - акционерные. Акции для компаний - это своего рода источник финансирования. Чем выше курс акции, тем выше стоимость компании, и тем легче получить дополнительное финансирование для развития предприятий и организации новых рабочих мест.
    Во вторых- Биржи существуют не одно столетие. Например один из фондов Pioneer был создан в 1890 г и существует до сих пор. Про акции и товарно- сырьевую биржу, я вообще молчу.
    В третьих- практически любой банк или страховая компания, заробатывает деньги частично на бирже, а потом выдает кредиты тем же предприятиям или деловым людям для открытия своего дела, а так же простым людям на покупку машины, квартир и т.д.
    О бирже можно говорить очень много. Так же как и деньгах. Кого то они портят, а кто то их инвестирует, а кто то помогает бедным.
    Другими словами, биржа это неотьемленная часть нашей жизни, нравится нам это или нет. Любую вещь, организацию или систему, можно рассмотреть как с позитивной, так и с негативной стороны.

  • 17 июня 2010 в 17:42 • #
    Лариса Валишевская

    Добрый день, Виталий.
    Согласна с каждой буковкой, не то, что с каждым словом.

    Конечно же я утрировала до своих "впечатлений" от узнанного. Дело в том, что по роду своих проектов мне невольно приходиться знакомиться с трейдерами, которые готовые ТОЛЬКО купить и перепродать затем на бирже; вкладывать в развитие им не хочется .. и это я прекрасно понимаю, у самой не один раз возникало желание несложных заработков.
    Скажу честно (хотя в эфире такие вещи нельзя говорить, так как поймут немногие), только моя собственная мораль удерживает меня от трейдерства.
    Я не говорю, что это плохо или хорошо, это есть.
    И биржам за 100 лет и так далее, всё это ясно, но ...
    Если брать для сравнения и - , то лично для меня, как человека думающего, понимающего, что деньги и совесть всегда только твой выбор, в данном случае минусов неизмеримо больше.

    Когда стоит выбор продать, например, ресурс трейдеру напрямую или через ребят - посредников, то я выбираю второе. Думаю, понятно почему.
    И это не женская жалость и сострадание, - это моё личное отношение к тому, что чем больше успешных людей, тем мир хоть немного лучше и чище.

    Это не философия, здесь простое понимание, что нет "кащеев - бессмертных" и если мне Господь помогает, то для того, чтобы я помогала другому (очень легко стать ублюдком без совести; рядом с большими деньгами и властью трудно сберечь сердце и душу). Поэтому биржа, как заработок, лично для меня стали неприемлемы, неинтересны.
    Мне по - душе дать людям рабочие места, развивать , вкладывая в технологии и проч. Помогать зарабатывать тем, кто хочет трудиться. Реально быть полезной для хотя бы нескольких брошенных ребятишек; чем могу ..
    Тогда имеет смысл и жизнь, и власть, и преуспевание.

  • 17 июня 2010 в 18:08 • #
    Виталий Шилов

    Согласен полностью с Вами Лариса!
    Просто, я бы разбил трейдеров на несколько категорий.
    Первая, это власть имущих, которые делают политику. Как написал свыше Игорь, многие проблеммы были просто специально искуственно раскрученны на телевидении и прочих СМИ. Слабый евро очень выгоден странам экспортерам, таким как Германия и Франция. Так же американцы старались опустить курс долара. Посмотрите новости, одинь день говорят что все ужасно, мир разваливается, долги все растут, а другой день, кризис позади, дела идут на улучшение. На вот этих колебаниях многие и заробатывают свои миллионы.
    Другая категория, к которой отношу и я сам себя, стараются вкладывать долгосрочно часть своей зарплаты, экономя на чем то, надеясь обеспечить свою старость.
    Есть конечно и те кто целый день сидит в инете и торгует на бирже, например на форексе, но к сожалению там больше проигравших чем выигравших, так как основное ударение делается на удачу. Они никуда практически на прямую не инвестируют. Это больше похоже на игру в спортлото или казино. Но в лото или в казино играют миллионы, их же никто не обвиняет, хотя на них делают гораздо больше денег.
    А насчет денег и богатства, то как сказал один мудрец, деньги не портят человека. а показывают его сущность. Хороший человек, всегда остается человеком. Ведь основные существенные пожертвования в мире делают не простые люди.

  • 17 июня 2010 в 18:47 • #
    Лариса Валишевская

    Опять же, Виталий, подписываюсь под каждым Вашим интеллигентным словом.
    "А насчет денег и богатства, то как сказал один мудрец, деньги не портят человека. а показывают его сущность. "
    Лучше просто не скажешь!

  • 17 июня 2010 в 18:49 • #
    Виталий Шилов

    Спасибо Лариса!
    Мне всегда, очень приятно общаться с Вами.

  • 17 июня 2010 в 19:11 • #
    Лариса Валишевская

    Взаимно, Виталий.

  • 13 мая 2010 в 20:39 • #
    Сергей К.

    Игорь - повреьте что не только Вы "устали" от всего Вами сказанного, но!!! есть одно большое НО!

    Именно они - эти спекулянты - и правят миром. Не политики, не другие люди, а они, богатые мира всего.

    Скорее всего Вы знаете что самые богатые люди мира (до 10-ти% -ов) держут в своих руках до 90% всех мировых денег.

    Вот и делайте выводы.

    Куда нам "грешны" до ним?
    Праивльно - никуда.

    Как говорят французы: C'est la vie :)