Нелицеприятный анализ очередного прожекта
4 мая 2010 в 15:52

Нелицеприятный анализ очередного прожекта

Нелицеприятный анализ очередного прожектаЗамечания по проекту Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011–2015 годы»

Текст проекта носит непоследовательный и противоречивый характер.

В разделе «Характеристика проблемы» идет речь о стабилизации наркоситуации в стране и мерах по осуществлению этой цели.

Этому утверждению противоречит цель, установленная далее — снижение уровня заболеваемости наркоманией.
Заболеваемость наркоманией, как известно, носит латентный характер. Поэтому о реальных показателях заболеваемости судить (особенно по данным медицинской статистики) не представляется возможным. Существуют различные косвенные признаки распространенности, которые, к сожалению, не являются предметом рассмотрения при проведении мониторинга. Если говорить о статистических показателях, выводимых здравоохранением, то их можно считать не показателями заболеваемости, а показателями выявляемости! То есть высокий показатель «заболеваемости» в регионе свидетельствует о хорошо поставленной работе по выявлению больных наркоманией и является позитивным фактором. Резкое снижение показателя наблюдается в любом районе, в частности, в связи с увольнением врача психиатра-нарколога. Таким образом, повышение выявляемости является следствием серьезной и глубокой работы всех структур, занимающихся проблемой, а ее снижение – следствием ослабления этой работы. Предлагаем целью данной программы поставить (как и было заявлено ранее) – стабилизацию показателей заболеваемости.

Так же отмечены некоторые проблемы – например, снижение обращаемости молодежи за наркологической помощью, обращение в частную систему здравоохранения и самолечение.

Решение этой проблемы – будет означать повышение выявляемости наркоманией и, соответственно, рост показателя числа впервые выявленных больных – это так же противоречит заявленной цели программы. Для достижения цели предусмотрено выполнение, в частности, задачи по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, что так же будет вести не к снижению, а к повышению показателя заболеваемости (числа выявленных лиц).

Особо отмечено значительное различие между субъектами РФ по степени распространенности наркомании, а так же замечание Президента РФ в отношении усиливающейся дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ и необходимости обеспечения фактического равноправия субъектов.

Различие распространенности обусловлено не только географическими факторами (они являются очень существенными и не могут быть устранены в принципе), но и разным уровнем социально-экономического развития (этот фактор как раз может быть нивелирован в результате последовательной региональной политики Правительства РФ). Ранее мы уже предлагали дифференцированное распределение бюджетных средств, предусмотренных данной программой по регионам и направляемых на развитие системы выявления и медицинской помощи больным наркоманией – с учетом их социально-экономического развития и уровня распространения наркотиков.
Как было сказано выше – существенные различия в распространенности наркомании, которая констатируется статистикой, зачастую являются следствием слабой организации работы или низкой обеспеченностью квалифицированными кадрами конкретного региона. Выравнивание социально-экономических условий и кадрового состава служб, отвечающих за работу с распространением наркотиков и наркоманией, создаст условия для того, чтобы осуществлять и одинаковый подход в оценке ситуации в любом регионе.

Среди других индикаторов программы принят удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с потреблением наркотиков в наркологических диспансерах.

Здесь кроме прочего, необходимо уточнение в терминологии. Кроме наркологических диспансеров, работой с потребителями наркотиков занимаются наркологические больницы и наркологические кабинеты других лечебных учреждений, поэтому обычно применяется понятие «наркологическая служба». Учет в связи с потреблением наркотиков является профилактическим мероприятием для предотвращения перехода на стадию синдрома зависимости от наркотических веществ (наркомании).
Поэтому мы настаиваем на повышении удельного веса несовершеннолетних в отношении общего контингента всех возрастов и удельного веса лиц, потребляющих наркотики без признаков зависимости – в отношении к числу больных наркоманией. Иными словами – несовершеннолетних, состоящих на учете должно быть больше, так же как и лиц, употребляющих наркотики без диагноза наркомании, если работа по раннему выявлению поставлена на высоком уровне.

Констатируется закрепленные в законодательстве РФ принципы политики, такие как приоритетность мер по профилактике наркомании, поддержка исследований в области разработки новых методов лечения, развитие сети учреждений медико-социальной реабилитации.

Но в мероприятиях программы мы не видим пунктов, направленных на разработку новых методов лечения и развитие сети наркологических учреждений.

Оценка мер противодействия незаконному обороту наркотиков производится в частности, по показателю повышения доли изымаемых наиболее опасных наркотических средств в общем объеме изъятых наркотических средств на 25%.

Здесь имеется на наш взгляд противоречие с констатацией профилактических приоритетов! Резкий сдвиг внимания на наиболее опасные наркотики, соответственно, снижает внимание к так называемым «легким» средствам, которые являются самыми распространенными не только в России, но и во всем мире и прежде всего – среди подростков и лиц, только начинающих знакомство с психоактивными препаратами.
Распространение «легких» наркотиков быстро формирует группу зависимых больных и при этом заинтересованных в приобщении к более сильнодействующим средствам! То есть – это создает почву для формирования постоянно возрастающего спроса на наркотики.

В перечне мероприятий имеются следующие.
«Обеспечение учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования оборудованием для раннего выявления употребления наркотиков» —

пункт вызывает сомнение в связи с тем, что образовательные учреждения не являются учреждениями здравоохранения и не имеют никаких юридических прав для использования специального оборудования для выявления употребления наркотиков.
Кроме того, любое медицинское оборудование не может быть использовано в массовом порядке – требуются показания для его использования и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство самого лица или его законных представителей (для несовершеннолетних учащихся).

«Организация и проведение международных конференций лидеров молодежных общественных объединений «Профилактика наркомании среди молодежи. Реабилитация наркозависимого подростка» —

мы неоднократно ставили вопрос о подготовке законодательной базы по реабилитационным наркологическим учреждениям, которые в настоящее время получили неконтролируемое развитие.
Реабилитацией наркозависимого подростка, на наш взгляд, не могут заниматься непрофессиональные, не имеющие должного образования и специальной подготовки, представители любых молодежных общественных объединений.

«Организация в субъектах РФ дифференцированной медицинской профилактики злоупотребления наркотиками среди несовершеннолетних на основе взаимодействия со специалистами первичного звена здравоохранения» —

на наш взгляд, перенос задачи профилактики наркомании в сферу первичного звена здравоохранения не даст положительных результатов, а средства будут использованы неэффективно. Врачи первичного звена имеют свои практические задачи и соответствующую мотивацию на их выполнение, другие задачи, искусственно внедренные в эту сферу медицины, будут идти вразрез с имеющимися целями и, кроме того, могут принести серьезные ущерб репутации этой медицинской службы.

«Разработка системы раннего выявления немедицинского потребления наркотиков на базе аналитических аппаратно-программных комплексов с высокой разрешающей способностью» —

мы считаем, что сейчас есть достойный инструмент раннего выявления немедицинского потребления наркотиков – в виде экспресс-метода с помощью тест-полосок, который пока не имеет должного юридического статуса. Для подтверждения полученных результатов уже есть аппаратура для химико-аналитической диагностики, которая используется в ходе медицинского освидетельствования.

«Оснащение лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы лечебно-диагностическим оборудованием» —

требуется уточнение – какое именно оборудование имеется в виду и какие результаты применения этого оборудования могут быть достигнуты, если в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержатся больные наркоманией, которые уже имеют длительный период воздержания от наркотиков и не нуждаются в специальном интенсивном лечении. Диагностика наркомании также должна осуществляться до помещения лица в такие учреждения.

«Оснащение военных комиссариатов комплектами аппаратуры и принадлежностей для выявления лиц, употребляющих наркотики» —

считаем, что для экспресс-диагностики в этих случаях достаточно обеспечить военкоматы тест-полосками, а подтверждать полученные результаты необходимо в специализированных химико-токсикологических лабораториях в ходе проведения медицинского освидетельствования для установления состояния наркотического опьянения – только такой порядок будет соответствовать действующему законодательству и положениям ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Таким образом, анализ проекта Программы, показывает, что документ имеет существенные недостатки, носит ненаучный характер, не отражает современного системного подхода к профилактике наркоманий, принятого в международной практике и имеющегося в отечественных научных разработках по этой теме.

299
Комментарии (10)
  • 4 мая 2010 в 19:11 • #
    Сергей Владимиров

    В действительности так, что показатели официальной статистики о числе впервые в жизни установленных диагнозах наркомании отражает, скорее, организацию работы службы по выявляемости больных, нежели заболеваемость. Такая же проблема касается некоторых инфекционных заболеваний, показатели выявляемости которых, кстати, часто бывают взаимосвязаны:
    http://medline.ru/public/art/tom9/art032pdf.phtml
    http://vestnik.mednet.ru/content/view/87/30/
    При использовании статистических данных для адекватной интерпретации выявленных закономерностей следует учитывать методику и специфику их сбора и представления. О различных источниках официальной статистической информации говорится на семинаре-тренинге "Использование статистических сведений официальных баз данных для математического анализа и моделирования в медико-социальной сфере" - http://sqlab.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6622:c-q-q&catid=390:2010-03-31-08-01-56&Itemid=130.

  • 4 мая 2010 в 19:45 • #
    Николай Горшков

    Спасибо за ссылки.
    Действительно, эпидемиология наркомании очень близка эпидемиологии инфекционных заболеваний - по своим закономерностям.

  • 4 мая 2010 в 19:56 • #
    Юрий Николаевич Тявин

    Если они так похожи, так где же карантинные МЕРЫ?
    а
    В данном вопросе ВЫ Николай истинный профессионал.
    хотя методологически мы с вами немного и расходимся.
    примите моё искреннее восхищение.

  • 4 мая 2010 в 20:30 • #
    Николай Горшков

    Да не за что, увольте!
    Меры должны быть разумными и логичными - чего пока не видно в происходящем.
    Впрочем - тут есть ИХ логика, которая мне не доступна.

  • 4 мая 2010 в 22:54 • #
    Юрий Николаевич Тявин

    Есть логика "мутной воды".
    я её ещё в "колхозе" просёк. ради выигрыша нескольких накручивается такая организационная муть, хотя я тогда вполне готов был отдать им причитающийся Львиный куш. но они предпочитают быть сомами. А вдруг кто увидит.

  • 6 мая 2010 в 09:15 • #
    Валерий Чурзин

    Николай, а Вас не посещает мысль, что все до единого "прожекты" в здравоохранении носят в себе "нелицеприятность"? Я бы сказал, дурость. Вы психиатр, можете сразу меня поместить в 6-ю палату.
    (Но знайте, я оттуда "исчезну мАхом".

  • 6 мая 2010 в 10:58 • #
    Юрий Николаевич Тявин

    мне всё же больше нравятся рыбьи метафоры.
    сомы. налимы.
    щуки.
    ну там плотва и ерщи.

  • 8 мая 2010 в 11:33 • #
    Валерий Чурзин

    Лучше быть сОмом. Лежишь себе в своей яме, никто не беспокоит, телевизора и радио нет. Когда надоело лежать и захотелось поесть, сплавал туда, где коровы попить пришли. Молочка насосался, по дороге попалась сомиха . А потом с чувством выполненного долга ,улёгся в свою яму
    Рыбаки, отдыхайте. Не трону ваших лягушек, даже жареного суслика. :-)))))

  • 16 мая 2010 в 17:22 • #
    Аккаунт Удалён

    А Вы исходите из того, что авторам проекта просто хотелось чего-нибудь украсть - на поставках медикаментов или оборудования - и многие "положения" нелицеприятного прожекта станут понятными как днём.

    Если же Вас всерьёз беспокоит вопрос "Что делать, блин, и кто, блин, виноват?", начать надо с того, что прикрыть поступление наркотиков в страну (по крайней мере, раз в десять), это вполне решаемый вопрос, было бы желание.

    Далее, подросткам, вставшим на официальный учёт, сегодня вполне официально ломают всю последующую жизнь. Зачастую даже не предупреждают об этом.
    По-прежнему "карают" в тех регионах, где выявляется больше наркоманов, чем в среднем по стране. Механизм санкций прост: сейчас наркологическая служба централизована вокруг областных центров, федеральной власти достаточно дёргать за ниточки именно этот областной диспансер, он уже обеспечит нужную "статистику". А вот давать дуболомам из военкомата тест-полоски нельзя, профессию врача ещё никто не отменял. Мало ли какие соображения появятся у добросовестного служаки? Интерпретировать тест должен специалист.

    ... а министра надо другого.

  • 16 мая 2010 в 21:44 • #
    Николай Горшков

    Именно! Силовыми методами можно сделать колоссальную работу - если не закрывать глаза на те или иные вещи. Почему они гоняются ТОЛЬКО за героином? Как будто траву кто-то уже легализовал... Гибкий закон...


Выберите из списка
2013
2013
2012
2011
2010