управление исследовательской деятельностью учащихся

управление исследовательской деятельностью учащихся

Участие в научно-исследовательской конференции с 16–18 декабря Конах Марине ученице Лицей № 2 было отмечено Дипломом 2 степени за работу «Оценка здоровья города». Она призер Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке». Посмотрели Москву, но экскурсий не было организовано и потому пришлось самим.

1268
Комментарии (10)
  • 5 февраля 2009 в 20:47 • #
    Ольга Трегубова

    интересен опыт других коллег

  • 20 февраля 2009 в 20:23 • #
    Наталия Цветкова

    Доброе время суток, коллега! Я занимаюсь с ребятами исследовательской деятельностью в области психологии, социологии, я бы сказала, в социальной сфере. Во-первых, моя принципиальная позиция: мы ведем учебные исследования, никак не научные.
    Что касается управления (наверное, организации), в нашей гимназии исследования ведутся как в рамках индивидуальной работы с учениками, так и в рамках специального учебного предмета "Основы проектирования", в Кировской области это региональный компонент. У нас, правда, это по большей части основы исследовательской деятельности. Веду этот предмет, занимаюсь с ребятами отдельно.
    Курирую исследовательскую деятельность в начальных классах (см. тематику видеоконференций на сайте FOBR).
    Чтобы разговор был более предметным, хотелось бы знать конкретные вопросы, которые Вам интересны.
    С уваженим,
    Наталия Цветкова

  • 27 мая 2009 в 16:05 • #
    warwara cokolova

    Хотелось бы вас попросить осветить вопрос о тестировании участников исследовательского процесса. Уважаемая Наталья! Как психолог выможет посоветуете какими воспользоваться тестами , чтобы анализировать у ребенка такое стремление как исследовательские качества. С уважением Соколова Галина

  • 25 марта 2009 в 18:13 • #
    warwara cokolova

    Интересен сам процесс,как он выглядит в вашей школе. Его организация.

  • 2 мая 2009 в 16:56 • #
    warwara cokolova

    Я занимаюсь с детьми исследованиями природы, мы изучаем обитателей рек, озер, степей, пустынь. Все построено по принципу: знакомство с проблемой, ее разработка и выполнение под кураторством ученого - специалиста в этой области.

  • 2 мая 2009 в 16:58 • #
    warwara cokolova

    Соколова Г.А.
    Педагог дополнительного образования
    МОУ ДОД ДДТ»УСПЕХ»
    Исследование как универсальный способ познания.
    Из опыта работы Полевого учебного Центра «Стриж»

    Учащийся — это не определенный возраст, а жизненная позиция. Значит надо учиться всю жизнь. Но как учиться? С удовольствием , со страстным желанием познать, открыть? Или просто выучить так , чтоб от зубов отскакивало и получить пять, но ничего не понимать в том о чем ты только что , так блистательно доложил. Чтобы научить учиться с желанием, надо чтобы форма обучения соответствовала душевному состоянию учащегося, а настроение , если вы настоящий педагог , создаст учитель, творец детских душ. Разумеется ,чтобы о чем –то говорить или что-то изучать , надо знать основы науки и возможно здесь надо даже позубрить. Но можно просто окунуть ребенка в мир проблем и он сам будет заинтересованно искать ответ у всех , кого он встретит на своем пути. Один из таких педагогических приемов – это проведение настоящего исследования . Самое главное, что делать надо это всерьез и доводить да конца, когда ребенок может выступить перед сверстниками и заявить о своих изысканиях и обязательно получить одобрение со стороны учителя, родителя, а особенно со стороны сверстников. Это и будет мотивом к осуществлению любого исследования, на которое возможно укажет учитель или выберет сам ученик.
    Итак, исследование!
    Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире
    Первым делом составляется программа.
    Первая часть программы раскрывает ее концептуальные основы; задаются основные элементы модели исследовательской деятельности учащихся, деятельности педагога по проектированию исследовательской деятельности, организации исследовательской деятельности; ее смысл, цель, содержание; ожидаемые результаты профессиональной работы современного педагога, ведущего работу по развитию исследовательских способностей учащихся и обретению ими элементов культуры исследовательской деятельности;
    Вторая часть представляет общую технологию, содержание, учебные модули и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках данной программы.(Леонтович,2008)
    Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как средство реализации развивающего обучения, теория которого была развита В.В.Давыдовым. Она выступает как форма учебной деятельности, особенно в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, в процессе освоения которой у учащихся развиваются навыки постановки целей и задач собственной деятельности, подбора инструментария (методик) их решения, осваиваются техники аналитического мышления, рефлексии.
    В качестве ключевых рассматривается развитие способностей педагогов занимать исследовательскую позицию в образовательном процессе, видеть и выделять в материале учебных предметов проблемы и ставить их перед учащимися, создавать условия для самостоятельного движения учащихся, когда в рамках решения исследовательских задач им нужно самостоятельно принимать одну из возможных версий объяснения свойств того или иного объекта (явления).
    Модель – идеализация, то, чего не существует в реальной жизни. Это совокупность принципов, в соответствии с которыми может быть организована деятельность в тех или иных конкретных условиях. Экспертным путем может быть установлено, соответствует ли конкретная практика заявленной модели, или она является чем-то совершенно иным.
    Подчеркнем, что модель должна отражать именно существенные для нас черты развиваемой практики, и может не включать второстепенные, для наших целей несущественные. Исходя из этого модель – совокупность существенных черт предмета, которые позволяют его описывать и воспроизводить (проектировать), прежде всего по смысловому основанию. В силу этого модель такой сложной системы, как образовательный процесс должна являться результатом теоретического исследования, выделяющего его генетические, родовые качества, а не эмпирического, при котором устанавливаются лишь внешние характеристики. В современном образовании наиболее существенными являются ценностно-смысловы

  • 2 мая 2009 в 17:03 • #
    warwara cokolova

    «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся:
    опыт социального партнерства»

    Соколова Г.А. педагог дополнительного
    образования МОУ ДОДДТ»УСПЕХ»

    Учащийся — это не определенный возраст, а жизненная позиция.
    Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире.
    Социальное партнерство – это отношения между субъектами, ориентирующимися в совместной деятельности не на конфронтацию, а на поиск социального консенсуса, сотрудничество, на обеспечение оптимальной реализации различных специфических интересов всех ее участников с целью повышения благополучия каждого региона и России в целом.
    Современный этап повышения уровня образованности общества, качества образовательного потенциала населения России подразумевает появление новых функций системы образования, формирование таких форм социального партнерства между властью, бизнесом, личностью, родителями, работодателями и образовательными учреждениями, которые способствуют развитию процессов образовательной и профессиональной подготовки, а также переподготовки кадров.[1 29-30]
    Современная школа, как общеобразовательная, так и профессиональная, не решает своей главной задачи - обеспечить взросление и взрослость, т.е. социального взросления. Одна из важнейших функций непрерывного обучения помощь человеку в процессе осознания окружающего мира и себя в нем.
    Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон:
    значимость социальной проблемы для каждой из сторон; установление интересов каждого из возможных партнеров; совместное формулирование целей и задач деятельности;
    осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы; выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
    осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.
    Чему помогает социальное партнерство?
    Оценка опыта взаимодействия показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы учреждения дополнительного образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы.
    Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать учащимся наиболее эффективно помощь в образовательном плане, а участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
    Итак, эффективное социальное партнерство в образовании предполагает:
    а) наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
    б) готовность к такому сотрудничеству учреждения дополнительного образования;
    в) потребность учреждения дополнительного образования;
    г) инициатива учреждения дополнительного образования;
    д) инициатива негосударственного сектора.
    Наличие названных условий будет способствовать тому, что партнерство поможет направить ресурсы учреждений дополнительного образования на развитие сообщества, общественной самоорганизации и самоуправления. Оно привлечет ресурсы сообщества к поддержке образования и будет способствовать взращиванию вокруг учреждени

  • 19 октября 2009 в 20:18 • #
    warwara cokolova

    Работа с полевыми выездами продолжается. Дети почувствовали вкус к такой работе, где можно сделать все самому и самому все исправить , если не получается, да еще спросить консультацию у ученых, которые с радостью углубляются в объяснение любимой темы.

  • 2 января 2010 в 00:08 • #
    warwara cokolova

    Участие в научно-исследовательской конференции с 16-18 декабря Конах Марине ученице Лицей №2 было отмечено Дипломом 2 степени за работу "Оценка здоровья города". Она призер Всероссийского детского конкурса "Первые шаги в науке". Посмотрели Москву, но экскурсий не было организовано и потому пришлось самим.

  • 21 ноября 2012 в 22:30 • #
    Александр Плетнёв

    Здравствуйте коллеги! У нас в лицее тоже уделяется внимание исследовательской деятельности учащихся. Есть опыт участия в Республиканских(Беларусь), Всеукраинских, Всероссийских турнирах и конкурсах исследовательских работ.
    Для вовлечения в исследовательскую деятельность разработан и внедрен педагогический проект "Клуб юных физиков", который легко превращается в "Клуб юных кого угодно" www.pletnev.moy.su/load/klub_junykh_fizikov/13-1-0-46

    На сайте Клуба юных физиков есть материалы по исследовательской и проектной деятельности, адресованные и детям и педагогам http://ufclub.moy.su/
    Приглашаю к сотрудничеству.


Выберите из списка
2012
2012
2010
2009
2008