Москве грозит офисный дефицит
15 сентября 2011 в 15:23

Москве грозит офисный дефицит

Москве грозит офисный дефицитВ течение ближайших трех лет в столице прогнозируется рост спроса на офисы до 15-20%.

Аналитики уверены, что этот процесс провоцируется внешними политическими и экономическими факторами, например, инициативами московских властей по ограничению строительства внутри Третьего Транспортного Кольца и общая неопределенность в девелопменте коммерческой недвижимости. Подобные перспективы приведут к сокращению объемов ввода новых площадей, а значит, и доступное для аренды предложение серьезно снизится.

Аналитики уверены, что этот процесс провоцируется внешними политическими и экономическими факторами, например, инициативами московских властей по ограничению строительства внутри Третьего Транспортного Кольца и общая неопределенность в девелопменте коммерческой недвижимости. Подобные перспективы приведут к сокращению объемов ввода новых площадей, а значит, и доступное для аренды предложение серьезно снизится.

Москву ждет вынужденная децентрализация, связанная с решением мэра Москвы Сергея Собянина расторгнуть 50 строительных инвестконтрактов на 40 млн кв м. В настоящий момент еще есть выбор по приемлемым ценам внутри МКАД, поэтому крупные арендаторы не планируют идти за пределы кольцевой. Многие бизнес-центры за МКАД, построенные до кризиса, в настоящий момент все еще испытывают трудности со сдачей площадей. Что касается строящихся объектов, то с учетом нарастающего дефицита, спрос на них уже появится через пару лет.

Что касается цен, то в настоящий момент офис класса»А» в центре Москвы обойдется компании-арендатору в $800–950 за кв.м в год, тогда как за МКАДом — $400. В настоящий момент у всех проектов в районе МКАД есть только один большой минус — отсутствие рядом станции метро, а это влечет за собой проблему доставки сотрудником на место работы. Но есть и несомненные плюсы. Помимо ставок, это большая зеленая территория, которая изначально формируется вокруг такого бизнес-центра, а также отсутствие проблем с парковкой. Проблема же отсутствия метро решается в таких офисах с помощью бесплатных шаттл-басов, организованных собственником здания.

Разумеется, компании, бизнес которых связан с постоянным общением с клиентами, не могут себе позволить переехать за МКАД. Единственное, что они могут сделать – это перенести из центра города тех сотрудников, которые непосредственно не задействованы с общением.

До кризиса проектами за МКАД интересовались лишь крупные компании, оптимизирующие расходы по размещению своего технического и вспомогательного персонала. В данный момент к ним прибавились логистические компании и небольшие торговые фирмы, которым удобно иметь склад рядом с офисом. Кроме того, арендаторами таких бизнес-центров выступают местные подмосковные и даже московские малые и средние предприятия. Московские офисы с ростом ставок аренды им становятся не по карману, и приходится искать альтернативу в области.

Офисам в районе МКАД предпочтение отдают компании, у которых нет потребности выезда к клиентам в течение дня, а также нет больших бюджетов на аренду в центре Москвы. Кроме того, за МКАД размещаются крупные компании, у которых производство или склады находятся на аналогичном направлении в Подмосковье.

Опять же, IT-компании во всем мире размещают свои офисы за пределами крупных городов и Россия не является исключением, поэтому монстры в этой области Intel, Cisco Systems, Мicrosoft дислоцируются в бизнес-парке «Крылатские холмы». Кроме того, к аналогичному размещению своих офисов на западе привыкли телекоммуникационные компании.

К размещению на окраинах города также тяготеют компании-производители товаров FMCG и автомобильные фирмы. А все потому, что автодилерам, помимо офисов, необходимо найти помещения под шоу-рум и тренинг-центр, и создать все это в одном месте. Так что в центре Москвы – это уже не представляется возможным.

Впрочем, понятно, что если компания примет решение переехать из центра за МКАД, не все ее сотрудники смогут ежедневно добираться до нового места работы. Потери среди персонала компании при такой кардинальной смене дислокации будут неизбежны, правда, как правило, это не ключевые сотрудники, а секретари, курьеры, и таких сотрудников можно без проблем набрать в ближайшем подмосковном городе. А вот менеджеры не станут жертвовать работой, к тому же они в любом случае передвигаются не на метро.

237
Комментарии (1)
  • 19 сентября 2011 в 01:17 • #
    Денис Габа

    В ближайшие несколько лет вероятность дефицита офисов в Москве сопоставима с вероятностью визита динозавров:)))


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008