В бенчмаркинге будущее российских производителей?

В бенчмаркинге будущее российских производителей?

Узнал о новом методе повышения конкурентоспособности предприятия — бенчмаркинге! Бенчмаркинг — это процесс сопоставления деятельности оцениваемого предприятия с деятельностью успешно функционирующих предприятий и определения на этой основе собственных направлений развития и совершенствования.
В общем, согласно этому методу и Европейскому кодексу поведения при бенчмаркинге — наши предприятия вполне могут стать партнерами по бенчмаркингу европейских и американских предприятий — лидеров по производству той или иной продукции.
А применение российскими предприятиями условий проведения бенчмаркинга — обеспечит взаимопонимание российских и зарубежных компаний и будет способствовать совершенствованию деятельности отечественных предприятий.
Иными словами, надо направить делегации от наших производителей в зарубженые компании, выявить противоречия и обозначить пути совершенствования и внедрить!
У кого какие мнения на сей счет!

392
Комментарии (20)
  • 12 апреля 2009 в 20:29 • #
    Елена Замирович

    Да ладно! Это же не единственное средство улучшения жизни!
    Не думаю, что следует так уж глобализировать занчение этого метода! И другие вполне неплохи! Главное - применять!!!

  • 13 апреля 2009 в 09:26 • #
    Ольга Ананенкова

    А какие, другие?

  • 12 апреля 2009 в 23:37 • #
    kpd_2006 Дмитрий

    Вот Вы-то сами поняли, что такое бенчмаркинг?

    Это, типа, когда мальчики в бане наследствами меряются, и потом "на этой основе собственные направления развития и совершенствования" разрабатывают?

    Поправьте, если что не так понял....
    Только когда это стало наукой с таким интригующим названием? Когда некий маркетолог в баню попал на примерку, и после этого целый трактат сманифестил??

    Пардон за резкость, объясните по-русски, на примерах, в картинках))))))
    Заранее благодарю.

    З.Ы. Кстати, а какие компании нонче считаются успешными, стало быть, относительно кого меряться?

  • 13 апреля 2009 в 09:25 • #
    Ольга Ананенкова

    Дмитрий, объясняю по-простому, бенчмаркинг - это когда одна компания - не лидер, договаривается с другой компанией - лидером в этой же области деятельности о проведении бенчмаркинга, его еще называют по-другому - шпионажа в экономике. Как в шпионских фильмах - на предприятие - лидер засылается команда специалистов с предприятия-не лидера, которая ходит, высматривает и выспрашивает, записывает и фиксирует. А после анализирует полученные данные и выявляет перспективы внедрения опыта предприятия-лидера в своей деятельности.
    НО...команда "шпионов" действует согласно определенному кодексу чести, называемому Европейский кодекс поведения при бенчмаркинге, который предполагает соблюдение 9 принципов. Основные из них такие - прийти на предприятие-лидер можно только по графику и по предварительной договоренности, нужно уважать корпоративную культуру предприятия и согласовывать все полученные сведения с руководством предприятия, упоминать фамилии и координаты только с разрешения руководства предприятия-лидера, сведения, полученные в ходе бенчмаркинга считать конфиденциальными, согласовывать направления использования предоставленной информации.

  • 14 апреля 2009 в 00:01 • #
    kpd_2006 Дмитрий

    И Вы на полном серьезе в ЭТОМ видите будущее российских компаний???
    У Вас есть какие-то измеримые примеры?
    Правильно ли я понимаю, что, если мы условно назовем Мерседес лидером того же рынка, где и ВАЗ, то, когда тольяттинские инженеры поедут в Германию, это будет соответствовать тому названию, которое в топике?

    Прошу простить мне здоровый скепсис, очень хочется примеров...

  • 14 апреля 2009 в 07:02 • #
    Ольга Ананенкова

    В России появляются фирмы, использующие бенчмаркинг, но пока их можно пересчитать по пальцам. Зато все хорошо знают, что менеджеры среднего и высшего звена вступая в неформальные отношения с партнерами или конкурентами часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компании. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов, использованию новые технологии в производстве. Зачастую эта категория людей «пробивает» и внедряет необходимые преобразования, если руководство готово к этому. Заинтересованные менеджеры — это хороший потенциал для развития фирмы.

    По признаку открытости мировой бизнес можно условно разделить на две категории:

    Первая — компании, исповедующие принцип секретности в своей работе, тщательно оберегающие информацию о своей фирме.

    Вторая категория — максимально открытые фирмы, полагающие, что пока их догоняют, они успеют придумать что-нибудь новенькое.

    Компания General Motors, например, открыла свою базу данных поставщикам, чтобы они могли лучше планировать свое производство.

    Три года назад на Комбинате им. Степана Разина установили новые резервуары для брожения пива — цилиндроконические танки. В работе этих танков больше автоматики, поэтому меньше вероятность ошибки человека, благодаря чему качество пива «Степан Разин» стало более стабильным. Решение было подсмотрено на заводе «Балтика». «Мы ездили туда, смотрели, спрашивали, — говорит Владимир Гронский, PR-директор комбината. — Потом поставили такие же у себя».

    Обмен опытом — вещь, не новая для российских предприятий, но теперь его принято называть на западный манер бенчмаркингом. «Если у конкурента лучше положение на рынке, то возникает вопрос, как ему это удалось. На него и отвечает бенчмаркинг,» — говорит эксперт BKG Римма Чайникова.

    Андрей Младенцев, «Нижфарм»: «Нам нужно было решить вопрос с выкладкой препаратов в аптеках. Готовый опыт взять было негде. Тогда мы стали изучать практику компании „Вимм-Билль-Данн“ — ее соки J7 всегда стоят в магазинах на лучших местах. Мы спрашивали в супермаркетах, как с ними работают мерчендайзеры ВБД. В итоге мы тоже стали ставить товар там, где его может увидеть больше покупателей. В аптеке это место справа от окошка кассы — обычно люди подходят к ней с этой стороны и могут все внимательно рассмотреть».

    На чувашском Заводе электроники инициатором внедрения бенчмаркинга стал генеральный директор завода Станислав Ляпунов. Он узнал о бенчмаркинге из книг по менеджменту и маркетингу и решил внедрить его на своем предприятии. Первый опыт использования метода был шокирующим. Отставание по многим показателям (производительность труда, выработка на одного человека) было гигантским.

    Внедрение бенчмаркинга на заводе проходило тяжело — приходилось обучать людей и просто объяснять, зачем все это нужно. Сейчас процесс уже налажен достаточно четко. Сбором, обработкой и внедрением передового опыта занимаются все подразделения компании.

    На первом этапе каждый отдел собирает информацию своего профиля. В качестве источников используют открытые отчеты западных и российских компаний, отраслевую прессу, Интернет. Информацию собирают во время поездок в российские и западные компании. Стараются не пропускать ни одной профильной выставки — практически ежемесячно сотрудники завода выезжают для сбора опыта.

    Вся собранная информация сводится и систематизируется в едином аналитическом отчете, который затем предоставляется совету директоров. Дальше показатели завода сравнивают со среднеотраслевыми, после чего становится ясно, по каким из них ЗЭиМ отстает или опережает своих конкурентов. Затем разрабатывается тактика улучшения показателей. Сейчас, например, на заводе работают над повышением производительности труда, используя опыт Volvo, — это предприятие менеджмент завода посещал в прошлом году.

    Активно перенимая чужой опыт, ЗЭиМ при этом делится и своим. Ежегодно публикует подробные отчеты о своей деятельности, принимает у себя конкурентов. Две недели назад, напри

  • 14 апреля 2009 в 07:16 • #
    Ольга Ананенкова
  • 17 апреля 2009 в 19:28 • #
    Наталия Уразова

    Ольга, спасибо огромное за примеры.
    А можно посмотреть и шире на бенчмаркинг. Не обязательно в рамках европейских договоренностей.
    Отраслевой. Автоваз перенимает технологии у Тойоты или Мерседеса.
    Межотраслевой. Автоваз перенимает технологии у Балтики или Вымпелкома.
    Функциональный. Производство Автоваза перенимает правила документооборота у бухгалтерии Автоваза.

  • 18 апреля 2009 в 00:05 • #
    Александр Романенко

    Не понял. Каким образом производство Автоваза может перенять правила документооборота у бухгалтерии Автоваза. И зачем Автовазу перенимать технологии Балтики - он пиво собирается выпускать? )))

  • 18 апреля 2009 в 12:33 • #
    Наталия Уразова

    :) Удалось же гаишникам перенять стандарты обслуживания МакДоналдса. Вскинутая рука - касса свободна :)))
    Александр, MS офисом пользуется президент, бизнесмен, домохозяйка и студент. MES системы может использовать любое производство.
    Принципы SMED, созданные С.Синго на промышленном производстве, можно использовать даже при смене ленты в кассовом аппарате.
    Метод 6 сигма, созданный на Моторолле, внедряют на предприятиях РусАла.
    Тайти Оно "подсмотрел" идею организации производства в американских супермаркетах.
    Методы TPS (производственная система Тойоты) с успехом используют при производстве пластиковых окон, а TPM (всеобщий уход за оборудованием) можно использовать на любом производстве.
    Список можно продолжать.

  • 13 апреля 2009 в 10:20 • #
    Андрей Вислов

    Здравствуйте, Максим.
    Бенчмаркинг - совершенно не новый метод повышения конкурентоспособности предприятия.
    Бенчмаркинг- так же рассматривается по отношению к товару. И если проще говорить, этим очень даже хорошо занимаются Китайцы, взял товар разобрал его по шурупчику посмотрел как он устроен, подумал, что можно в него еще добавить или какие узлы заменить на более совершенные и вуаля у вас старый товар но с новыми функциями. Да в прочем и европейцы этим занимаются давно и плодотворно.

  • 13 апреля 2009 в 10:25 • #
    Максим Полунин

    И вот он результат! Китайское все сейчас покупают! И какие выводы?

  • 13 апреля 2009 в 10:37 • #
    Андрей Вислов

    А какие выводы Вы хотите услышать? И о чём?

  • 13 апреля 2009 в 10:49 • #
    Максим Полунин

    Андрей, ну разве сложно нашим производителям провести бенчмаркинг и выпускать качественное оборудование? Ведь по идее, оборудование созданное здесь должно быть дешевле привозного! И тогда китайское бы никто не брал - а наше отечественное бы брали! И потом, дело не только в нашем или не нашем оборудовании. Дело же в людях! Это же рабочие места! Нормальные зарплаты, престиж наконец! Или я чего то не учитываю?

  • 13 апреля 2009 в 11:21 • #
    Андрей Вислов

    Максим, Вы все правильно говорите.
    Но к сожалению Российская действительность такова, что похоже людям которые стоят у власти это не выгодно.
    Пока в Российском обществе не будет стабильности, правовые акты и законы которые могут трактоваться так как это удобно стоящему в данный момент у руля, а не так как написано в законе.
    Пока не будет отлажена финансовая система, в том числе выдача кредитов по льготным ставкам для открывающих бизнес, ставка рефинансирования во время кризиса задрана до такой высоты что даже если наши банкиры и захотят давать кредиты то их будут брать только самоубийцы или инфляция должна быть такой глобальной что платить в год 25-30% по кредитным ставкам будет не проблемой, пока не будут созданы действительно работающие бизнес инкубаторы (а не ширма). И в общем вот таких вот "пока" достаточно много.
    Поэтому на мой взгляд для большинства Руководителей производств, это не развитие своей отрасли или производства а просто зарабатывание денег. У них нет стимула думать о других у них стимул думать о себе.
    А все это зависит от концепции взглядов Руководства страны.
    Рекомендую Вам прочитать книгу "Дракон у дверей" Мин Цзен и Питера Дж. Вильямсона 2009г. Очень много для себя почерпнете, если Вы задались вопросом о бенчмаркинге.
    На самом деле и в России есть предприятия которые активно занимаются развитием своих компаний (посредством того же бенчмаркинга). Только их мало.

  • 13 апреля 2009 в 13:44 • #
    Максим Полунин

    Вот из интервью генерального директора "ИКЕА Россия" Леннарта Дальгрена.
    Совсем не по нефтегазу, но в целом тенденция общая.
    Итак,
    "Очень сложная психологическая проблема для российских предприятий - делать что-то, что не приносит сразу прибыль, как, например, вкладывать деньги в экологию или охрану труда. Но зато когда это сделано, оказывается: качество российских изделий выше обычного уровня во всем мире. И это становится большой неожиданностью для многих. Но нас это не удивляет. Российскому производителю нужно время, чтобы найти правильный способ производства, правильный способ измерения качества. Но как только вы сделаете это, вы будете производить по-советски большие объемы, но с высоким качеством и на мировом уровне".

  • 13 апреля 2009 в 14:43 • #
    Андрей Вислов

    Максим.
    Это известно, я пока не пойму к чему эта дискуссия ?
    Что Вы хотите узнать или понять?

    Пока в нашей стране будет творится такое: https://professionali.ru/Topic/1144561

    То о чем Вы пишите будут делать единицы.

  • 17 апреля 2009 в 19:33 • #
    Наталия Уразова

    Мне кажется, Максим, что в самом ближайшем времени бизнес пойдет в этом направлении. Скорее всего, малый и средний. Потому что уже понятно, что сверхдоходов не будет, помощи ждать неоткуда, значит, надо самому крутиться. А самому - это внедрять передовые технологии, более оптимальные с точки зрения затрат и производительности. Волей-неволей и о качестве будут думать. Если, конечно, рубль вдруг не окрепнет до такой степени, что импорт будет выгоднее.

  • 17 апреля 2009 в 17:09 • #
    Руслан Кашаев

    Надо же, пару дней назад пытался обсудить бенчмаркинг в группе "управление проектами", так там такого обстоятельного разговора не вышло.
    Спасибо Ольге Ананековой за примеры - это то, чего я не дождался в своей теме в "управлении проектами".

  • 18 апреля 2009 в 00:10 • #
    Александр Романенко

    В 2005 году, если мне не изменяет память был создан клуб по бенчмаркингу. В него вошел, помимо многих предприятий, ОАО "Лукойлпермнефтеоргсинтез" - единственная компания в этой сфере. Недавно прочитал - руководитель Лукойл вел в период кризиса самую грамотную и осторожную бизнес-политику и сумел не только сохранить, но и приумножить капитал - не потому ли, что лукойловцы не шарахаются от пройденных и опробованных западом бизнес-технологий?