Сарафанное радио или вирусный маркетинг

Сарафанное радио или вирусный маркетинг

Безусловно, каждый рекламодатель хочет придумать такую новость/рекламу/ролик, которые будут сами распространяться. Однако в действительности, создать действительно интересную самопродвигающуюся коммуникацию очень сложно, а запустить достаточно дорого.

При этом, важнейшее значение здесь имеет именно правильный «посев» вируса/слуха/сплетни. И если в интернете этот инструментарий всем более-менее понятен, то бюджетный запуск вируса в офф-лайн (без проплаченных статей в СМИ) вызывает большие вопросы.

Мы нашли такие «демократичные» инструменты:

  • использование сотрудников, как вирусо носителей (может не всегда это этично, но зато весьма действенно)
  • клиенты и партнеры компании
  • целевой директ-маркетинг
  • «заборная реклама» (все виды расклеек дезинформации, провокационных запросов или предложений)
  • значимые спикеры (оговорки селебрити и лидеров мнения, если таковые есть под рукой)

Можно еще нанимать людей, которые ходят и разговаривают на специальные темы в специальных местах, но это либо весьма локальная история, либо дорого для большого охвата.

А что думаете вы?

374
Комментарии (32)
  • 18 декабря 2008 в 17:27 • #
    Artem Diatyan

    у меня на эту тему есть клевая книжка могу передать
    там все и на все четко прописано стоит 20 тыс рублей Согласен приобрести тираж ограничен весьма выпущено только 50 экземпляров
    пиши
    Темка

  • 18 декабря 2008 в 17:55 • #
    Константин Гаранин

    Книга за 20 тыс. рублей тиражем в 50 экз.? ))) Забавно.

    Книжек на эту тему много, однако большая часть иностранного опыта у нас не работает. При этом, речь идет о бюджетном маркетинге и не включает такой инструмент, как партизанский эмбиент.

  • 16 марта 2009 в 16:42 • #
    Виктор Логунов

    50 книжек по 20.000 рябчиков каждая... и способ ее продвижения - вирусный маркетинг...)))
    мне это напоминает старый анекдот...
    в купе встретились хохол и еврей.. хохол достает шмат сала, лук, горилку, начинает лопать... еврей достает небольшую селедку и сидит, косточки обсасывает...
    хохол терпел-терпел, потом говорит: "Что за гадость ты ешь?!" еврей ему в ответ: "Зато от селедки умнеют сильно!"... еще какое-то время прошло, хохол говорит: "Дай попробовать!" еврей ни в какую... торговались, торговались, наконец хохол все свое сало отдал, лук и горилку... пожевал селедку, косточки пообсасывал и говорит: "Неее, сало все-таки лучше!" Еврей: "Вот! Уже поумнел!"
    ;-)

  • 26 марта 2009 в 20:25 • #
    Олег Вдовиченко

    Константин, я могу уступить Вам эту книжку за 10 тыс. рублей. Я её уже прочитал. Мне она не нужна больше.

    С уважением,
    Вдовиченко Олег

  • 18 декабря 2008 в 20:39 • #
    Анна Тимофеева

    Я думаю, что то, что Вы описываете назвается WOM ( "из уст в уста"), именно это направление обычно работает в офлайне с "самораспространяющимся" контентом посредством задейстования все тех же лидеров мнений.

  • 22 декабря 2008 в 14:00 • #
    Константин Гаранин

    wom - один из важнейших инструментов, но и он может быть очень разным

    не менее важен факт "использования" продукта, причем это не обязательно требует прямого контакта

  • 22 декабря 2008 в 14:19 • #
    Анна Тимофеева

    wom разный? поясните, пожулуйста, свою мысль.
    есть кейсы когда допустим лидеры мнений в клубной культуре курили определенную марку сигарет и естественно рассказывали о том нравится она им или чего как, причем ведь когда ты приходишь в клуб и достаешь пачку, этим самым работает еще и промо, а если ты угостил кого-нить то и вообще хорошо.

  • 22 декабря 2008 в 19:04 • #
    Константин Гаранин

    то о чем говорите Вы это прием "агенты влияния" - достаточно тупиковый путь, работающий с очень узкими ЦГ. главный его минус - люди быстро понимают, что это реклама и вред бренду может быть больший, чем плюс.

    WOM может быть построен на личном общении, на смс, на телефонном или интернет-общении. И это все отличается приемом "вброса" информации.

  • 23 декабря 2008 в 16:14 • #
    Анна Тимофеева

    Вы знете, понимают люди или нет, это все зависит от того, как это сделано, если это делать тупо, то конечно пойдет обратная реакция, потому что сознание уже перенасыщено рекламой, никто же не говорит о том, что мол "это мы тут тайные агенты, ничего не знаю, пачку случайно нашел", если это открытый "тест драйв" почему нет?

  • 23 декабря 2008 в 16:49 • #
    Константин Гаранин

    открытый "тест драйв" это уже event))) а тупиковость агентов влияния это не мое мнение

  • 23 декабря 2008 в 17:33 • #
    Анна Тимофеева

    я образно высказалась про тест- драйв. Про тупиковость мнение может и не Ваше, но транслируете его ведь именно Вы )) я откуда знаю цитируете Вы кого-то или сами изобрели велосипед?

  • 24 декабря 2008 в 14:13 • #
    Константин Гаранин

    и я образно.) обычно сам.)

  • 24 декабря 2008 в 15:59 • #
    Артем Медведев

    Агенты влияния - хороший метод, его используют крупные международные бренды. По поводу разоблачения - тут ведь нужно мотивацию построить грамотно и условия соглашения с агентами. Раскрытие информации, кстати, тоже пиар, нормально пройдет под закрытие рекламной кампании.
    Можно использовать флэш-мобы, тоже оригинально и запоминается.
    Как подвид "заборной" рекламы, можно использовать граффити. Естественно, профессиональное, красивое граффити.
    Можно разработать свою, нестандартную методику, могу помочь на каких-нибудь условиях :)
    Успехов!

  • 24 декабря 2008 в 18:35 • #
    Анна Тимофеева

    А как Вам кстати самопиар Guerilla? светодиодный в частности )

  • 25 декабря 2008 в 09:14 • #
    Константин Гаранин

    самопиар правильный, но неуклюжий.

    со светодиодами вообще нехорошо получилось - и кейс не очень хороший, и технологию у коллег поперли)))

  • 25 декабря 2008 в 13:21 • #
    Анна Тимофеева

    :) с тем, что он неуклюжий соглашусь, то технология мне кажется по определению никому не принадлежит...

  • 30 декабря 2008 в 15:57 • #
    Константин Гаранин

    технология по определению кем-то создана))) и авторские права хорошо бы соблюдать)))

  • 30 декабря 2008 в 16:04 • #
    Анна Тимофеева

    все технологии кем-то созданы, тот же баннер тоже кто-то придумал )) я не к тому, что авторские права можно не соблюдать совсем )

  • 30 декабря 2008 в 17:44 • #
    Константин Гаранин

    думаю, что отчисления за баннер продолжают идти, только мы этого не видим)

  • 31 декабря 2008 в 13:42 • #
    Анна Тимофеева

    ну, может быть, хотя и сомнительно это, это ж золотые горы были б.

  • 25 декабря 2008 в 17:48 • #
    Артем Медведев

    Константин уже ответил ) А по поводу технологии, главное - эффективность.
    У LG тоже слоган был "Во Власти Качества", который просто светит своей предназначенностью для BBK, но ведь кампания прошла нормально..

  • 25 декабря 2008 в 09:12 • #
    Константин Гаранин

    флешки - ок, хотя, как сарафанное радио - не очень мне кажется сработает, то есть не получится широкого оповещения. Но как метод - да.

    за предложение разработки спасибо, но пока условия взаимообразования)))

  • 25 декабря 2008 в 17:57 • #
    Артем Медведев

    У Сникерса получилось )
    ИМХО как раз для "осарафанивания" флешки, можно оперативно запустить вирус в Интернет, с фотографиями и т.п. В блогосфере тема быстро разлетится, если сценарий флешки будет качественным.

    Это кейс для конкретного заказчика? Тогда было бы здорово хотя бы знать его сферу деятельности.. Можно что-то более практичное подсказать.
    Или это наша всеобщая совместная проработка антикризисных методов продвижения?

  • 30 декабря 2008 в 15:55 • #
    Константин Гаранин

    что там у Сникерса получилось? )))
    кроме рекламного сообщества кто-то этот кейс увидел? на продажах сказалось? ))

    что касается он-лайна, то с ним все понятно. запустить его можно и без флешки в оффлайн - рулит фотошоп и Адоб Премьер, на крайняк - инсценировка)

    нет, это размышления на тему)

  • 30 декабря 2008 в 17:13 • #
    Артем Медведев

    Насчет продаж - Mars забыли поделиться этой статистикой :))
    Уверен, что свидетели мероприятия оценили )

    Понятно, что для достижения результатов одним оффлайном не обойдешься, нужны разные источники. Бюджет в любом случае окупится.

    С Наступающим!!

  • 30 декабря 2008 в 17:43 • #
    Константин Гаранин

    Взаимно) С новым годом!! )

  • 15 января 2009 в 17:23 • #
    Алексей Терентьев

    Некоторые думают, что вирусный маркетинг - это купить места на фишках, рутьюбе, заказать посты у самых популярных блоггеров. На деле мы получим просто свои показы за свои деньги.

    Если делать "вирусняк", то обратить внимание надо на креатив и стратегию. Т.е. "вирус" должен распространяться по схеме "1-9-90: один увидел, передал девяти, девяносто увидело". Для этого надо придумать и создать действительно заразную идею и далее воплотить ее в качестенный контент.

    Это если коротко :)

  • 16 января 2009 в 21:23 • #
    Константин Гаранин

    Ну, это понятно. )))

  • 26 февраля 2009 в 22:40 • #
    Евгения Шабашова

    Мне кажется идея замечательная и эффективная.В 2006 году я разрабатывала и организовывала акцию в день выборов в Заксобрание . Были организованы 8 мобильных групп, которые по графику заезжают в дворы и ненавязчиво агитируют народ. Было привлечено 8 творческих коллективов (фольлор, духовые орекетры, клоуны и пр.- все кто могут работать на морозе). Акция прошла прекрасно, а конкуренты с милицией не успевали за нами.

  • 29 марта 2009 в 10:58 • #
    Владимир Сыченков

    есть новая теория коммуникации с целевыми потребителями - авторская модель информационной приватизации (фундаментальная база под вирусный маркетинг). опробирована в журналах Интернет-маркетинг (февраль 2008), Маркетинг PRO (февраль 2009).

    сферы применения (имеются кейсы): маркетинг, особенно, вирусный, реклама, паблик рилейшнз, журналистика, Интернет. Порекомендуйте, КТО ЗНАЕТ, наиболее авторитетные и цитируемые зарубежные журналы по профилю

    в благодарность
    с меня перевод и ссылка на статью после публикации

  • 19 августа 2009 в 22:58 • #
    Александр Сальников

    Константин, а в чем конкретно вопрос?

    Мысли конкретно по инструментам или о сарафанном радио и вирусах в принципе?

    если говорить о темах вирусов все стандартно:
    - Юмор (анекдот, шутка о бренде)
    - Полезная для ЦА информация, как-то связанная с брендом
    - Удивительная информация
    - Страшные, ужасающие вещи (трэш)
    - Скандальный/провокационный факт
    - Развлечение (занятие времени)
    - Комбинации этих тем

    У нас в стране почему-то все кидаются в Скандальность, Трэш либо в Юмор.
    Сейчас велика тенденция к Развлечениям.

    И очень мало действительно нужной и полезной для ЦА информации, которой бы они захотели поделиться.

    Все наверно помнят "письма счастья", в которых говорилось какой ты хороший, а в конце предлагалось отправить открытку другу.
    Работало очень хорошо.
    Потому что давало человеку то, что ему нужно - ощущение значимости и любви к себе и миру.
    И этим действительно хотелось делиться.

    Если строить вирусную кампанию на базовых принципах и закладывать в ее ядро "самую суть", то будет работать.
    Если "упиваться креативом", то вряд ли... все конечно оценят эффектность, приемы и т.д., но вот цели будут недостигнуты.

    А носители могут быть самые разные..
    Взять хоть попугая.
    Поместить его в холле и научить нужным словам...
    Если слова будут правильными, то всю остальную работу по распространению сделают посетители..

  • 24 августа 2009 в 22:28 • #
    Константин Гаранин

    Александр, вопрос не про контент, а как раз про каналы коммуникации в рамках запуска вируса.

    Письма счастья это директ-маркетинг, который кстати продолжает работать (пример, японский кейс с письмами-пожеланиями).

    Вопрос новых каналов остается актуальным.)

    Идея с попугаем отличная.))

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?