Top.Mail.Ru
Практические советы сценаристам

Практические советы сценаристам

Правило 1. Только не натюрморты
Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Дизайн все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего фразы «Спальня Мити, утро» вполне достаточно. Ваша работа — описать действия героев.
Правило 2. Деталь
Иногда нужно дать деталь. Например, «Спальня Мити, утро. На полу разбросано женское нижнее белье». Или «Спальня Мити, утро. На стене залитая солнцем пастельная акварель». Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!
Правило 3. Прятать описание
Описание можно спрятать в действие. «Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с низкой советских времен кушетки и наступает на белый шелковый лифчик». Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать «спрятанные» описания кушетки и лифчика.
Правило 4. Экономичное письмо
«Экономичное письмо» одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично — это квалификация сценариста. Для прочувствования представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 гривны.
Правило 5. Фильтруйте слова
Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При брейн-сторме на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из, может быть, пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.
Правило 6. Более конкретный синоним
Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.
Правило 7. Но мне нужно описать это место!
Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи
Правило 8. Тропы
Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи, ономатопоэтики. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность.
Правило 9. Правило четырех строк
Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки — пробел, четыре строки — пробел. Это называется «избавляться от черноты».
Правило 10. Осторожней!
Другой способ разбить длинную сцену — вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».
Правило 11. Еще быстрей
Оживите описания смешными словами или звуками, например, ШТРЯФК! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа ВЫСТРЕЛ.
Располагайте одно предложение в абзаце.
Правило 12. Описание персонажа
Придумайте персонажам короткие емкие описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в непонятной конторе на Святошино».
Правило 13. Еще быстрей
Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом — он читает сценарий человека, знающего о чем он говорит.
Правило 14. Переворачиватели страниц
Лаурисио подкрадывается и… (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги» — переворачивается страница — «Из кухни выходит мама». Переворот страницы — как переход между программами на телеканале, очень ответственный момент.
Правило 16. Режьте
Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария…. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?
Сценарист телесериалов и кино
Каждая телепередача начинается с написания сценария. Соответственно, сценарист или как его еще называют, драматург и создает сценарий, основу для теле- или кино-проекта.
Сценарий – это литературная запись будущего экранного произведения. Сценарии бывают разными: это и оригинальные идеи и сценарии по мотивам литературных произведений, сценарии полнометражных фильмов или небольших роликов. При этом мастер сценарист-драматург должен учитывать как визуальные особенности экранных искусств, так и законы драматургии. От работы сценариста-драматурга зависит то, насколько запоминающимися для зрителей окажутся герои и события.
Человек, избравший для себя специальность сценариста, и пришедший в школу телевидения обучаться этой профессии, прежде всего должен любить и уметь писать, обладать развитой фантазией и богатым словарным запасом. Но главное, этот человек должен иметь определенный талант.

Сценарист-драматург также должен обладать такими качествами, как эрудированность, уверенность в себе, интуитивное мышление, внимательность, чувство стиля, трудолюбие, коммуникабельность и бесконфликтность. У сценариста-драматурга должно быть развито сценарное мышление, то есть умение конструировать жизненные ситуации, увязывать их между собой, мотивировать поступки героев.

В последнее время профессия сценариста-драматурга становится все более востребованной. Этому способствует все возрастающий спрос на телесериалы.

Они занимают 50-60% телевещания. Это очень выгодный бизнес. Себестоимость сериалов намного ниже художественных фильмов, крутить их можно бесконечно, заполняя эфирное время и собирая под это рекламу. При этом отечественные телеканалы еще только приступают к производству так называемых вертикальных сериалов, и цены на них будут только расти.

В таком потоке производства телесериалов уместно и эффективно разделение труда сценаристов-драматургов. Есть сценаристы, которые пишут синопсис — произведение со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос (кто кого любит, кто кого ненавидит, почему совершаются различные поступки и т.д),— все это описывается на нескольких страницах.

Каждую неделю сценарист придумывает новый поворот сюжета, чтобы зритель был в постоянном напряжении, чтобы он ждал следующую серию. Главное здесь найти какой-то новый ход, по-новому сказать о старом, чтобы история стала современной, даже если это исторический сериал, чтобы она заставила человека загрустить, задуматься, или рассмеяться. Готовая история переходит к сценаристам — сюжетчикам, расписывающим ее по сценам. Затем — к сценаристам-диалогистам, которые придумывают все разговоры героев.
Наиболее интересная работа, конечно, у главных сценаристов, придумывающих суть истории. Работа сценаристов-сюжетчиков и сценаристов-диалогистов более подчинена общей схеме.

Просто у кого-то лучше получается одно, у кого-то другое. Работа на телевидении — командная. Каждый человек — винтик одного большого механизма-конвейера. Поиск компромисса между неизменной структурой и творчеством самое сложное и в тоже время самое интересное в искусстве создания сериалов.

Бывает, что сценаристу приходится выступать в качестве универсального специалиста, где он и главный сценарист, и сценарист-сюжетчик, и диалогист. Это практикуется в небольших кинокомпаниях, снимающих не более 13 серий одного фильма.
Будущие сценаристы-драматурги, обучающиеся в нашей школе телевидения, изучают общепрофессиональные дисциплины: технология телепроизводства, история кино, психология общения, авторское право, и специальные дисциплины: драматургия экранных искусств, сценарное мастерство, основы драматургии, режиссура телепроектов, редакторское мастерство телепроектов, литературное редактирование.

Сценарист-драматург, прошедший подготовку в школе телевидения, может работать в кино, на телевидении, в театре, в рекламных агентствах, в компаниях, занимающихся проведением праздников и шоу, а также в компаниях-разработчиках компьютерных игр.

Объявление о вакансии сценариста вряд ли можно где-нибудь найти. Однако десятки телестудий ждут сценарии и синопсисы молодых авторов, поэтому многие компании объявляют конкурсы на лучшую историю, а победителей приглашают на работу в качестве сценаристов. Так что у талантливых ребят есть все шансы на успех.

Авторская программа и методика сценариста, редактора Громова Владимира Владимировича.

А. Теоретические занятия.

Первый блок.

  1. Что такое сценарий? Что такое современный сценарий? Об этом понятии и о том, как его видят разные кинематографисты. История как основа сценария. Как возникает история. Как мы переплавляем свой личный опыт в сюжет.
    Сценарий как особая форма развития сюжета. Пирамида сценария – от частного к общему.
  2. С чего начать? Ремарка. Виды записи. Откуда они взялись и чем отличаются. Какой вид записи наиболее предпочтителен. Настоящее время как основа драматургического изложения. Ремарка как экстракт действия.
    Что описывает ремарка. Запись сценария. Представление героя и представление его действий. Виды ремарок и описаний. Ремарка и абзац.
    Виды изображения – движущееся и статичное. Многослойное и однокадровое.
  3. Слово в сценарии. Звук в сценарии. Музыка и шумы. Речь в сценарии. Диалог и монолог. Виды диалога. Диалог как прием драматургии и как излишество драматургии. Диалог как способ влияния на жанр.
    Закадровая речь. Виды закадровой речи, необходимость использования.
  4. Деталь в сценарии. Деталь как основа драматургии. Действие не может существовать без детали. Виды деталей. Использование детали в драматургии.

Второй блок.

  1. Композиция сценария. Что это такое. Виды композиции. Разные способы членения сценария. Зачем это нужно.
    Сложная композиция и простая.
    Структурная композиция и главные ее составляющие. Сцена.
  2. Структурная композиция (продолжение). Эпизод и новелла. Крупные части сценария и зачем они нужны. Деление сценария на части и их отождествление. Почему эпизод может быть равен сцене, а может быть равен новелле. Новелла как первое драматургически цельное в сценарии.
  3. Сюжетная композиция. Части сюжета – экспозиция, завязка, развитие, развязка, кульминация и с чем их едят. Компоновка этих частей как необходимая составляющая хорошего сценария. Американская теория сюжетной композиции. Схема.
  4. Сюжетно-линейная композиция. Что это такое. Необходимость отыгрывать ее. Линии героев как способ плести сюжет. Пересечения и расхождения.

Третий блок.

  1. Сюжет как основа сценария. Каковы основные компоненты сюжета – действие, мотивировка, конфликт, перипетия.
    Сюжетные мотивы и типы сюжетов. Об общности и мифах. Устойчивые конструкции.
  2. Сюжет и фабула. Разница между ними. Почему фабула лишь цепь событий, а сюжет – способ рассказа. Сложность в объяснениях. Виды сюжета в кино. Вводный разговор об этом.
  3. Драматический вид сюжета в кино. Остросюжетность. Герой – злодей. Остро построенное повествование. Единство времени, места и действия. Ничего лишнего и много запутанного. Конфликт и его виды. Конфликты внешние и внутренние.
  4. Повествовательный и эпический вид конфликта в кино. Время и пространство кино, сложные истории. Автор и его присутствие. Литература и кино.
  5. Лирический конфликт в кино. Я автора. Противостояние, которое сложно объяснить. Приоритет внешнего над внутренним.

Четвертый блок.

  1. Герой и характер. Чем одно отличается от другого. Понятие личности. Почему характер меняется, а личность нет. Главное звено в истории. Мотивировка героя, как построения. Четыре героя – основа сюжета.
  2. Тема и жанр. Тема как основа фильма, угол зрения на действие. Жанр – те ограничения, которые мы на себя ставим, чтобы история получилась наиболее выразительной. Стилизация. Рамки, из которых все вырастает. Влияние темы и жанра на способ повествования.
  3. Идея фильма и сценария. Четыре толкования термина. То, с чего все начинается. Основа фильма – заявка. Каждый кадр как часть идеи. Мысль и идея как разные понятия.

В. Практические занятия.

  1. Написание драматургических этюдов «действие». Чтение в аудитории и последующее обсуждение.
  2. Написание драматургических этюдов «состояние». Чтение в аудитории и обсуждение.
  3. Написание драматургических этюдов «диалог». Чтение в аудитории и обсуждение.
  4. Написание драматургических этюдов «деталь». Чтение в аудитории и обсуждение.
  5. Разработка характера героя и его истории. Чтение в аудитории и обсуждение.
  6. Написание короткометражного немого сценария. Чтение в аудитории и обсуждение. Написание над вторым и последующими вариантами текста (если потребуется).
  7. Написание короткометражного звукового сценария. Чтение в аудитории и обсуждение. Написание над вторым и последующими вариантами текста (если потребуется).
  8. Разработка художественного телесериала. От концепции до пилотной серии.

С. Просмотры художественных фильмов и их разбор.

Просмотры делятся на несколько циклов, у каждого из которых есть своя специфика:

  1. Цикл фильмов, которые в общем познакомят вас с историей сюжета в кино и тем, как в фильмах развивались основные аспекты, составляющие кинодраматургию.
  2. Цикл фильмов «контекст». Данный цикл в общем познакомит вас с самыми яркими современными фильмами, позволит разобраться, что в современных сценариях главное, что они собой представляют.
  3. Цикл фильмов, по которым будут даны теоретические задания, связанные с программой курса.

Итогом полного и успешного прохождения программы курса — является оформленные и сданные в назначенный срок:

  • Сценарий короткометражного звукового фильма.
  • Квалификационная дипломная работа: По желанию слушателя (новелла, полнометражный сценарий или серия телесериала).

В программе возможны незначительные изменения, касающиеся порядка прохождения занятий.

Рассмотрим структуру сцерания на техническом уровне. В любом хорошем сценарии существует ряд основных элементов. Далее мы приведем вкратце эти детали.
Общая структура
Начало — Завязка, первые 20–30 страниц.
Задача: персонажи, ситуация, цели/требования, проблема (-ы), вопрос (-ы)

  • определены драматические предпосылки
    Персонажи: в течение первых 10 страниц — ознакомление с главными действующими лицами и постановка их в интригующей ситуации, которая сразу привлечет внимание зрителя и побудит его продолжать следить за развитием событий. Основными сюжетными точками могут быть представление задачи, либо предзнаменование с самого начала, описание мотивов, которые могут повторяться в течение всей сюжетной линии, закрепление разных вопросов, которые влияют на ход событий. Вторые 10 страниц раскрывают главного героя (-ев) и его затруднительное положение.
    Переломный момент — событие, кризис или мини-кульминация, которая приводит к второй стадии.
    Середина — от 40 до 60 страниц
    Конфронтация: развитие, осложнения и конфликт (барьеры на пути к достижению целей персонажей, и персонажи преодолевают эти препятствия), развитие событий с присутствием малых кризисов и мини-кульминаций (очень часто в некоторой необходимой последовательности в середине данной стадии), в конце концов приводит к
    Второму Переломному моменту — кульминации, действия идут к завершающей стадии.
    Конец — Развязка. Прекращение событий с разрешенными проблемами, достигнутой целью и задачами, полученными ответами на вопросы, раскрытием тайны (или нет).
    План сценария
    Далее приведем общую схему сценария обычного фильма, снимаемого сегодня.
  • Страницы 1–5: Крючок, что-то, что захватывает наше внимание и затягивает нас в действие.
  • Страница 10: На этой точке в вашем сценарии должен быть «Мини-кризис». Потом Миникризис должен привести нас …
  • Cтраница 17: …к Дилемме. Создание команды, и о чем, собственно говоря, идет речь в фильме.
  • Страинца 30: Реакция на дилемму или ситуацию.
  • Страница 45: Первый «Обратный ход» на 17-минутную точку. Эта точка продвигает персонажей и толкает их глубже в ситуацию или дилемму.
    • 
  • Страница 60: «Ключевой момент» фильма. Где пассивные персонажи становятся активными или наоборот.
  • Страница 75: Второй «Обратный ход» на 17-минутную точку. Чтобы вновь подтвердить, о чем повествует эта история.
  • Страница 90: Нижняя точка действия. Место, откуда наш основной персонаж начинал свой путь.
    Конец.
    Классическая литературная трактовка
  • Пролог — своеобразное вступление к произведению; он эмоционально настраивает на восприятие истории
  • Экспозиция — рассказ о событиях прошлого, ввод в курс дела: персонажи, место и время действия
  • Завязка действия — событие, с которого начинается действие и благодаря которой появляются следующие события
  • Развитие действия — ход событий
  • Кульминация — решающее столкновение противодействующих сторон
  • Спад действия
  • Развязка — положение, которое создалось в результате развития всего действия
  • Постпозиция, или Эпилог — заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев.
    Персонаж
    Список требований, предъявляемых главному герою:
  • Он должен быть Эмпатическим, чутким, переживающим внутреннюю и внешнюю борьбу. Должен обладать эмоциональной дугой.
  • Уязвимый, ранимый. Должен нам поведать, в чем его уязвимость.
  • Ваш персонаж должен быть Неудачником, аутсайдером в противостоянии…
  • … но в тоже время — Властный, гордый, легендарный.
  • Дайте вашему герою какое-либо Достоинство, силу, в которой он действительно хорош, но…
  • …также необходим Недостаток, который может оказаться фатальным. Персонажи с недостатками и сомнениями будут более интересными и правдоподобными.
    Вопросы о персонаже
    Эти вопросы, касающиеся героев, могут быть полезны, чтобы задать их себе, прежде чем начать писать свой сценарий.
  • О чем ваша история?
  • В какую беду попадает герой?
  • Что хочет герой, и что он готов сделать, чтобы добиться своего?
  • Чего больше всего боится герой? (его призрак)
    Вопросы по сценарию
    Задайте себе эти вопросы по поводу вашего сценария:
  • Жанр. Оправдает ли ваш сценарий ожидания в соответствии с его жанром?
  • Персонажи. Запоминающиеся ли ваши герои? Они легендарны?
  • Структура. Имеется ли саспенс? Каким главным вопросом будет интересоваться зритель на протяжении всего фильма?
  • Тема. О чем на самом деле ваш фильм?
  • Развязка. Развязка наступает в самой последней сцене?
  • Моменты. Присутствует ли хотя бы 4 или 5 запоминающихся моментов? Подумайте о фильме как о «Трейлере».
  • История. Точка, когда ваш герой вынужден решить свою внутреннюю проблему, чтобы разобраться с внешними конфликтами.
  • Свежесть. Нова ли ваша идея? Новый взгляд на человеческие принципы и обстоятельства.
  • Второстепенные герои. Они должны влиять на конфликт главных героев.
    Контрольный перечень сценария
  • Крючок
  • Первичный конфликт в начале
  • Выберите жанр и тон
  • Сообщите главный вопрос
  • Представьте протагониста уникальным способом
  • Почему история происходит сегодня?
  • Антагонист: Кто? Почему? Что?
  • Какой силой преобладает над героем антагонист?
  • Точка 10 минут
  • События и предпосылки
  • Точка 17 минут
  • Обратная реакция / точка 30 минут
  • Главная цель или план
  • Что поставлено на карту?
  • Как герой попадает в ловушку?
  • Ограничение во времени
  • Есть ли команды? У героя или антагониста
  • Середина пути
  • Как герой берет контроль в свои руки?
  • Как герой выражает свою компетентность и потребности?
  • Событие, которое меняет ход судьбы и передает контроль
  • Как герой встречается с антагонистом на его территории?
  • Как вырастают ставки во второй половине фильма?
  • Какие непредвиденные обстоятельства встают на пути?
  • Когда наступает самый сильный страх героя?
  • Повысьте требования («закручивание гаек»)
  • Прозрение; поможет выбрать правильный путь герою на распутье
  • Создание новой цели
  • Кульминация
  • Какая выясняется правда?
  • Что означает весь сценарий?
  • С чем должен ваш зритель уйти после просмотра?
  • О чем фильм — одним словом
  • Достаточно ли комплексная структура, чтобы вышел хороший фильм?

ИСТОЧНИК
http://www.kinodrama.com/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/

2227
Комментарии (0)

Выберите из списка
2013
2013
2012
2011