Новая методика обучения дошколят чтению. Забавно и сильно.

Новая методика обучения дошколят чтению. Забавно и сильно.

Готовлю к изданию новую методику. Хотелось бы услышать мнение публики.

Обо мне:
Двенадцать лет работал с дошколятами. Потом уехал в Германию. Сейчас издаю свои методики на немецком языке для немецких школ. А до России не доходят ноги и не достают руки. Прежде чем издать методику в России, хочу найти интересующихся клиентов и партнеров. Может кто помочь советом или делом?

(P.S.: Методика защищена патентом как изобретение, а также прочими авторскими правами)

Итак, «РЕБУС-МЕТОД»

Всего два правила

«Ребус-ме тод» – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух один за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска – МА
пальма – ПА

мышка – МЫ
шишка – ШИ

кошка – КО
ложка – …

здесь рекомендуется сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребенок поймет, что его приглашают поучаствовать в этой игре. Но ждать ответа не надо, продолжайте дальше:

… – ЛО

мячик – МЯ
чайник – ЧА

ветка – ВЕ
сетка – …

ручка – РУ
Жучка – …

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля-КО
Оля-О

Маша-МА
Даша-ДА

Петя-ПЕ
Федя-ФЕ

Ира-И
Кира-КИ

и т.п.

Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).

Как только ребенок понял правило «маска-МА» и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маскаМА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-ЧА
курица-чайник – КУ-…
маска-шарик – МА-…
кактус-шарик – …

Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка- наволочка – МА-…-…
маска-листик-наволочка – МА-…-…
бусы-маска-галстук – БУ-…-…
галстук-зебра-тапки – …

Как правило, дети 5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы – …
письма-рак-мишка-дама – …
облако-девочка-ящик-ложка – …
курица-курица-ручка-заяц – …

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются «угадать» конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.

ТУТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАРТИНКИ, НО ОНИ ВСТАВИЛИСЬ В САМОЕ НАЧАЛО ТЕМЫ. СМОТРИТЕ НАВЕРХУ. НАЖМИТЕ МЫШКОЙ НА КАРТИНКУ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ.

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево, и сбиваются к этому с удивительным постоянством.
Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Ни сложных объ-яснений, ни долгих подготовительных этапов, ни многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В «Ребус-методе» дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Важнейшее достоинство «Ребус-метода»: ребенок читает пиктограммы уже с первого занятия, а к концу второго месяца достаточно легко узнает и соединяет буквы, причем имеет уже стойкий навык понимания прочитанных слов и постановки ударения.
Однако после овладения «Ребус-методом» ребенку необходимо еще продолжать занятия. Тренирующий материал «Ребус-метода» ограничен лишь отдельными словами-существите льными, отсутствуют глаголы, прилагательные, наречия, союзы и предлоги, нет словосочетаний и предложений, все слова записаны лишь заглавными печатными буквами. Это означает, что ученик оказывается еще не готов к самостоятельному чтению текстов из книг и еще не владеет прописью. И ученику, и учителю предстоит еще много работы. Наш «Ребус-метод» делает эту будущую работу легче и приятней как для детей, так и для учителей. Желаем вам удовольствия в предстоящей работе!

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию.
Взрослых это тоже развлекает, решать такие ребусы на слух. Поэтому я сейчас напихаю сюда примерчиков, штук двести слов. У кого есть маленькие дети — это вам большая развлекуха!

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ — ИЗ ДВУХ КАРТИНОК

маска-маска — МА-МА
пальма-пальма — ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-…
курица-чайник —
кактус-шарик —
санки-шарик —
ящик-маска —
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц

ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА — МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
письма-лыжи
листик-сыр
солнце-кисточка
листик-царь
утка-шишка
утка-сыр
ножницы-тыква
чайник-сыр
кошка-сыр

ПРОСТЫЕ СЛОВА ИЗ ТРЕХ КАРТИНОК

маска-шишка-наволочка
маска- листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря- тапки-рак
пальма-на волочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-д уш-галстук
заяц-нож ницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук -ложка-шишка
пальма -кепка-тыква
письма -жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
ры ба-банка-кит
пальма -утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит

В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения. кОшка, но не котЁнок. Потому что в слове «котёнок» первое О звучит как А, и любой малыш скажет КА вместо КО.

СЛОВА ИЗ ЧЕТЫРЕХ КАРТИНОК

аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-се рдце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус

Ударение

Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово
МАШИНА.
Смысл данного слова действительно прост к пониманию: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.
Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:
МАШИНА МАШИНА
После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умо-заключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизи-ровать в ритмике речи. Два простей-ших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.
И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:
ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА
Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково. Малыш просто не узнает слово ЭТО.

Другой пример, два слова:
ПУГАЛО, ВОРОН
Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении
ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН
говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО. Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания. Именно эту задачу – тренинг концентрации внимания и постановки ударения – решает «Ребус-метод» еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

7355
Комментарии (75)
  • 17 апреля 2009 в 10:58 • #
    Лев Штернберг

    Итак, мой вопрос:
    Найду ли я заинтересованных на российском рынке?

  • 17 апреля 2009 в 20:08 • #
    Наталия Никуличева

    Интересно!

    А дети при этом буквы будут "в лицо" узнавать?
    Или только по картинкам смогут читать первые слоги и складывать в слова?

  • 17 апреля 2009 в 22:04 • #
    Лев Штернберг

    Будут. Сначала отдельные слоги. Наверу листа даны подсказки. То есть пиктограммы сами подсказывают ребенку название букв.

    Нажмите на картинку мышкой - появится увеличение.

  • 17 апреля 2009 в 22:06 • #
    Наталия Никуличева

    А будет ли ребёнок на них обращать внимание, если есть картинка? Она же ребёнку интереснее! :)

  • 17 апреля 2009 в 22:07 • #
    Лев Штернберг

    Извините, картинки вставляются очень мелкими, даже если на них нажать мышкой.

    Затем дети учатся читать примыкающие согласные

  • 17 апреля 2009 в 22:09 • #
    Лев Штернберг

    прочитанные ребусы надл соединить с соответствующим сюжетом. Черно-белые картинки - раскрасить.

  • 17 апреля 2009 в 22:11 • #
    Лев Штернберг

    Кого интересуют качественные изображения - пришлите свой адрес на #
    А если кто-то читает по-немецки - добро пожаловать на www.sternberg-verlag.de
    Там и теория, и подробная практика.

  • 17 апреля 2009 в 22:14 • #
    Наталия Никуличева

    Нет, всё нормально. При нажатии картинки открываются в большом формате...
    Интересно.... :)
    Надо поэкспериментировать с детьми.

    А есть сайты организаций (дет. садов, может быть), которые Вашу методику уже использовали? Отзывы можно почитать?

  • 17 апреля 2009 в 22:44 • #
    Лев Штернберг

    До 1997 года я лично обучил в Минске более 800 детей. Занимался целиком со всем детским садом ежедневно в течении двух месяцев, а затем переходил в следующий д/с. Легко получил "Рекомендовано Мин.Обр. Беларуси". В 1998 получил от Комитета дошк. образования С-Петербурга "Методика будет рекомендована при условии теоретического обоснования". А я не знал, как обосновать это "Маска-маска - МА-МА". Вместо обоснований я уехал в Германию (после черного вторника). Теперь работаю с немецкими школами и продаю немецкий вариант методики. Сумел за десять лет обосновать так, что сам испугался. Читайте ниже.

  • 17 апреля 2009 в 22:27 • #
    Лев Штернберг

    Попробуйте представить себе таблицу Зайцева, записанную азбукой Морзе, например, или китайскими иероглифами. Вам, взрослому человеку, понадобится не менее месяца упорного и терпеливого зазубривания, чтобы запомнить все сочетания точек, палочек и крючочков. Дети справятся с таким заданием намного труднее, чем взрослый. За месяц им это дело наверняка надоест. Буквы, каким бы цветом они ни были нарисованы, являются для ребенка непонятным сочетанием точек, палочек и крючочков. Слоговые же пиктограммы ребенок читает с первых же минут, самостоятельно. Ему не нужно УЧИТЬ незнакомые знаки, он их просто УЗНАЁТ, эти картинки ему уже знакомы.

    Кроме того, Ребус-метод не загружен научным бредом о гласных и согласных звуках. На самом деле звуки не могут быть гласными или согласными. Гласными или согласными бывают лишь фонемы и буквы - условные понятия, абстракт которых ребенок, еще не умеющий читать, понять не может.
    Звуки Я, Ё, Ю и Е никак не гласные, ибо они начинаются с согласной фонемы Й.
    Звуки А, О, У, Э, Ы и И также начинаются с согласной характеристики - либо щелчек в гортани, либо свободный выдох. У арабов и у евреев есть даже специальные буквы для этих консонант.
    Получается, что все зайцевские "золотые", "железные" и "деревянные" кубики - это ненужная для обучения теоретическая информация, далекая от практического чтения.

    Так сложилось в Европе (и перетекло в Америку), что латиница и кириллица ради сокращения числа графем перешла на высокую абстракцию. В это же время весь Восток, от Египта, Израиля и до Японии, пишет и читает по иным правилам, слоговыми (по Зайцеву складовыми) картинками. И уже через месяц четырехлетние японские дети свободно и самостоятельно читают разные тексты. Легастеников при этом в Японии - 0,00 процента. А Восток - это намного больше людей, чем Европа и Америка.

    По понятиям израильтян, например, каждый звук является неделимым сочетанием «огласованный консонант». Звук МА, звук БУ, звук ЙА. Разделить звук можно лишь при письме буквами латиницы или кирилицы. В Израиле огласовки не записываются вообще, или пишутся иногда как индекс к консонанте: ۰A , MA , MО , MЯ , ЙЯ , MЪ и т.п. (۰ обозначает гортанный щелчек или свободный выдох). В старославянских письменах огласовки также записывались как индексы к консонантам, причем только ударные. Безударные огласовки обозначались твердым или мягким знаком: ДОMЪ , ДЬРЕВЪ , ЦАРЬ

    В Японии до сих пор пишут «слоговыми» иероглифами. Каждый знак для неделимой огласованной консонанты, примерно так:
    MA = ♥
    MЪ = ☻
    ۰A = ▼
    Попробуйте прочитать этим образом слова
    ♥♥
    ▼☻-▼☻
    ♥☻
    При таком письме четырехлетние япончики уже через месяц обучения самостоятельно читают книжки, а затем без всяких проблем учатся читать сложный английский.
    И ни одному японскому учителю не придет в голову, искать звук ▼ в слове ♥♥, ибо в слове МАМА нет ни одного звука А.

    Абсолютно все европейские дети, еще не знающие врослой теории, говорят, что слово МАСКА начинается со звука МА. Но тут прибегают взрослые и силой своего авторитета убеждают ребенка, что он не прав. Если ребенок не хочет верить, то взрослые заявляют о слабом «фонематическом слухе» ребенка, и начинают его лечить. Бред!! Во всех справочниках написано, что фонема - это условная единица речи. А раз условная, значит выводим, что не реальная. Фонему невозможно ни произнести, ни услышать. Следовало бы говорить не о слабом слухе ребенка, а о неспособности ребенка понимать высокие абстракции. А заодно говорить о неумении учителя эти абстракции объяснять. Да и что он, учитель, может объяснить, если он сам не знает разницу между тремя основными понятиями фонетики – звук, фонема, буква.

    Еще в 70гг. в школе была тема "ФОНЕМНО-буквенный анализ письменной речи". Кто и почему переименовал это в "ЗВУКО-буквенный анализ", я не знаю. Почему в последних справочных изданиях стали писать "Фонема - это звук", я тоже не знаю.

    Учителя пытаются вместо фонем и вместо звуков подсунуть малышам еще одну речевую единицу – слог. Однако слог является не звуковой, а ритмической единицей речи. Если ребенок удлинняет или сглат

  • 17 апреля 2009 в 22:34 • #
    Наталия Никуличева

    Ребёнку в школе с 1 класса объясняются буквы и звуки. Из букв складываются слоги, и это тоже объясняется.
    Згружать его ещё фонемами - это сложно. Я будучи преподавателем русского языка пробовала в 5 классе объяснять это детям (работала по учебнику Львовой в гимназическом классе). Но дети начинают путать звуки, буквы и фонемы.
    А разбор в школе называется фонетическим, и там идёт характеристика звуков.
    Но это уже в школе, когда они умеют читать...
    У нас же речь шла о дошкольниках...

    Так что с отзывами о Вашей методике? :)

  • 17 апреля 2009 в 22:55 • #
    Лев Штернберг

    До 1997 года я лично обучил в Минске более 800 детей. Занимался целиком со всем детским садом ежедневно в течении двух месяцев, а затем переходил в следующий д/с. Легко получил "Рекомендовано Мин.Обр. Беларуси". В 1998 получил от Комитета дошк. образования С-Петербурга "Методика будет рекомендована при условии теоретического обоснования". А я не знал, как обосновать это "Маска-маска - МА-МА". Вместо обоснований я уехал в Германию (после черного вторника). Теперь работаю с немецкими школами и продаю немецкий вариант методики. Сумел за десять лет обосновать так, что сам испугался. Читайте ниже.

  • 17 апреля 2009 в 23:08 • #
    Наталия Никуличева

    Фонема - это абстракция, тип, модель, вариант звука, а не сам звук, и уж тем более не буква, как Вы написали выше!

    Пример:
    река-речка
    К и Ч : [К\ — это фонема, а [ч] - ее вариант в позиции перед гласной фонемой переднего ряда.

    Но это так, к слову...

    В целом же вопрос об отзывах о Вашей методике! Они где-то есть?

  • 18 апреля 2009 в 00:10 • #
    Лев Штернберг

    Наталия, извините, я Вам сечас скажу...
    Мы сейчас можем долго и бесплодно спорить о том, что такое фонема. Вы будете приводить цитаты из знакомых Вам справочников и учебников, а я буду утверждать, что эти справочники ошибаются, невзирая на все научные степени их авторов. Ваш пример "река-речка" лишь подтверждает, что вы путаетесь даже в этой традиционной теории. Суффикс "ч" в данном примере никоим образом не связан с фонемой "к". В справочниках говорится о парности фонем: Бочка-Почка, луГ-луК, Дочка-Точка и подобное. Однако как вдруг появившееся "Ч" стала у Вас вариантом сохранившегося "К" - это загадка. Но в одном мы едины. Фонема - это абстракция, а не реальный звук. Я же при этом утверждаю, что именно фонемы, а не звуки, обозначаются в Европе при письме буквами. И их абстрактный характер дети не понимают.

  • 18 апреля 2009 в 00:26 • #
    Наталия Никуличева

    А почему в слове "речка" ч - это суффикс? :))))
    А разве не реч- корень? :))))

    Ну так что про Вашу методику-то?
    Я очень хочу почитать отзывы о ней где-то! :))))

  • 18 апреля 2009 в 00:29 • #
    Лев Штернберг

    река-речка-речушка
    ЧУШ - это тоже вариант фонемы К в позиции перед А?
    хоть один школьник может понять эту чушь?

    Согласен, Ч не суффикс, Вы правы. Это всего лишь беглая согласная в корне. Однако все-равно никак не вариант фонемы К.

  • 18 апреля 2009 в 00:43 • #
    Наталия Никуличева

    ЧУШ - это не вариант фонемы К! :))))
    РЕЧ - УШК - А
    УШК - это суффикс
    по аналогии с КУМ-УШК-А, ПЕЧ-УШК-А и т.д.
    Поэтому любой школьник поймёт именно так :)))!

    Спасибо за то, что признали корень РЕЧ- и отвергли суффикс -Ч-! :)))

  • 18 апреля 2009 в 00:46 • #
    Наталия Никуличева

    Да, ещё по поводу беглых согласных! :)))))))
    Такого понятия в русском языке нет!

    Есть только беглые гласные!
    А согласные буквы на письме чередуются! :)))))

  • 18 апреля 2009 в 00:08 • #
    Лев Штернберг

    Как-то я неловко управился с кнопочками. Один текст сам исчез, а на его месте появился ненужный повтор. Извините.

    Нет, через десять лет моего отъезда из России я не могу Вам сказать, пробовал ли кто-нибудь работать по этой методике. Потому я и иду столь нестандартным путем, через какой-то сайт, где собрались случайные люди. Вдруг, думаю, возьмется кто-то попробовать. Кстати сказать, я доволен результатом, ибо смелые уже нашлись. Если Вам это важно, я могу лично Вам прислать заключение КО Петербурга от 1998 года.

  • 18 апреля 2009 в 00:36 • #
    Наталия Никуличева

    Лев, я не могу критиковать или восторгаться Вашей методикой до тех пор, пока не смогу убедиться в её эффективности.
    Вы можете привести цифры и статистику?
    Есть Ваши статьи, опубликованные в СМИ?
    КО от 1998 года - это, простите, что? :)

    А ещё вопрос чисто практический! Если ребёнку 4 года, и она уже говорит слово "тигр", глядя на картинку с тигром, то как ей по Вашей методике объяснить, что надо говорить не "тигр", а "ти"? :))) Она же тогда либо привыкнет и будет называть его "ти", либо просто не будет реагировать... :)

  • 18 апреля 2009 в 00:58 • #
    Лев Штернберг

    КО - это Комитет Образования (точнее - Комитет Дошкольного Образования).
    Статей в СМИ у меня нет. Десять лет в Германии я занимался не Ребус-методом, а прочими насущными проблемами эмигранта.

    Вопрос про привычку ребенка просто великолепен, спасибо!
    Я пробовал, по примеру Зайцева, обучать трехлеток. И происходила именно эта вещь! Дети, чьи речевые навыки еще не устоялись, или которым не хватало чувства юмора, если хотите, чтобы понять невсамделишность этой игры, начинали переносить правило сокращения слов в бытовую речь. Происходило нечто вроде искусственной задержки речевого развития. Ох и намучился же я с той группой! Однако у четырехлеток такого явления ни разу не наблюдалось.

  • 18 апреля 2009 в 01:05 • #
    Наталия Никуличева

    Думаю, Вам нужно сделать ряд публикаций про Вашу методику в СМИ для начала... Если Вы 10 лет этим не занимались, то нужно наверстать и сформировать методческий аппарат научной теории... Если Вам интересно сотрудничество, пишите, когда опубликуете статьи, поучаствуете в конференциях... Тогда уже будет что обсуждать.... И площадку экспериментальную при ФИРО можно будет открыть, если нужно будет...

    Вопрос от родителя:
    Как измерить чувство юмора у четырёхлетнего ребёнка? :)))))))))

  • 18 апреля 2009 в 01:09 • #
    Лев Штернберг

    ))))) Наверное, это когда он некоторые вещи воспринимает не всерьез.

    Простите иностранца за непросвещенность - что такое ФИРО?

    И спасибо за совет, учту обязательно.

  • 18 апреля 2009 в 01:11 • #
    Наталия Никуличева

    ФИРО - Федеральный институт развития образования
    http://www.firo.ru/

  • 17 апреля 2009 в 23:24 • #
    Борис Чамов

    Лев, интересная, у Вас методика. Особенно убедительно звучит при аналогии с Японским слоговым письмом.
    Может быть, гении- поэты или филологи потом вырастут. Ребёнка можно научить чему угодно, особенно, если маленький ребёнок.
    Для меня очевидна следующая проблема. Такой ребёнок будет трудно учиться в школе. По русскому больше 3 не будет. И неизвестно, что у него при этом будет с психикой, когда он научился читать, умение даёт (предположим) хорошие результаты, а ему говорят, что так нельзя, неправильно и т.д.
    Кстати, ещё и поэтому, без исследований, Вашу методику у нас не утвердят, извините, никогда. :(((
    Что могу посоветовать?
    Например, многодетные семьи. Статистики у меня нет, но нередко дети в школу и не ходят, а обучаются на дому. Обучив одного - двух - и другие захотят научиться. опять же мамам - тоже будет интересно.
    Если учебные заведения, то или частные (более склонны к новациям и ФИШКАМ), или от АН в качестве экспериментальной площадки, или комбинированные типа САД-ШКОЛА -т.е. где серьёзная вероятность, что дети будут учиться здесь же и последствий шока удастся избежать.

  • 18 апреля 2009 в 00:23 • #
    Лев Штернберг

    Чешу затылок. Странные у вас прогнозы про троечников. Зайцев всю страну обучает чтению аж с трех лет (и с немалым успехом и популярностью, надо признать), и эти дети умеют-таки читать уже в четыре года, но никто не обвиняет его в каверкании детской психики.

  • 18 апреля 2009 в 00:31 • #
    Борис Чамов

    Лев, не Зайцев или Вы коверкаете психику, а она сама может исковеркаться при конфликте своего опыта и требований учителей

  • 18 апреля 2009 в 00:39 • #
    Лев Штернберг

    Ну, так можно сказать, что дети богатых родителей могут исковеркаться при конфликте с детьми небогатыми, воспитанные дети при общении с невоспитанными, а умные отличники - в общении с глупыми двоечниками или несправедливыми учителями. Что ж теперь - не учить, не воспитывать, не зарабатывать?

  • 18 апреля 2009 в 00:50 • #
    Наталия Никуличева

    Тут Вы говорите о разных вещах - есть процесс общения детей, а есть процесс обучения взрослыми детей.
    Другими словами, есть психология общения подростков, а есть педагогика.

  • 18 апреля 2009 в 01:25 • #
    Лев Штернберг

    У меня есть видеозапись занятий с детьми. Может кто-нибудь научить меня, как и куда я могу вставить ее для просмотра? Может на этом сайте, может еще где? Напишите, пожалуйста, в личку.

  • 18 апреля 2009 в 01:37 • #
    Наталия Никуличева

    На Пикаса можете загрузить или в любой файлообменник, а ссылку потом тут бросить!

  • 18 апреля 2009 в 13:47 • #
    Лев Штернберг

    Вот, всю ночь провозился.
    http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/2/2.html
    Это пятое (!) занятие с детьми в детском саду, конец первой недели. Занятия были ежедневные, по 30 минут.
    Первый эпизод - дети 5-6 лет. Второй - четырехлетки.
    Снял родитель одного из детей. Он впервые привел своего сына в этот садик и решил этот день увековечить в видеозаписи. Вы увидете - это тот грустный мальчик во втором эпизоде. У него с первого раза задание не получилось, но через неделю он группу догнал.
    В первом эпизоде слишком затянута работа с таблицей. Уж очень мне хотелось перед камерой показать все ее принципы. Обычно я на таблицу тратил не более пяти минут за занятие. А далее она оставалась в группе, и дети игрались с ней и с карточками сами, без меня.
    Как видно в фильме, на пятом занятии ученики не только сами учатся, но уже способны учить друг друга.

  • 25 апреля 2009 в 19:54 • #
    Елена Иванова

    меня тоже заинтересовала Ваша методика. Почитала информацию на немецком сайте, Вы также пишете об обучении счету.
    Я бы хотела опробовать Вашу методику именно при обучении детей немецкому языку. Сыну уже 6 лет, я полагаю, как раз самое время учить ИЯ, тянуть дальше нет смысла :)
    как можно приобрести "на пробу" Ваши пособия на немецком языке?

  • 25 апреля 2009 в 20:47 • #
    Лев Штернберг

    Лена, увы.
    Ребус-метод, равно как и немецкая Piktogramm-Methode, рассчитаны именно на обучение чтению, а не разговорной речи. Для того, чтобы учиться читать, языком уже надо владеть, думаю я. Иначе нет смысла в чтении - буквы да, в звуки складываешь, а смысла нет, не понимаешь. А значит и ударения поставить не можешь, и вообще сплошная бессмыслица. Скучно так читать буквы, не интересно, так можно чужой язык возненавидить.
    Те 230 слов-существительных, которые у меня в немецкой тетрадке к чтению предложены - это совсем не достаточный материал для языка. Если бы Ваш ребенок учил бы немецкий, причем не по книжкам а в разговоре - тогда да, моя методика была бы ему развлечением. А так - ни к чему.

    Могу посоветовать сайт, где потрясающе разбирается тема иностранного языка.
    http://www.paarschool.com/index.php
    Я руками и ногами за те принципы, которые там названы.
    Сама страничка перегружена текстом, на мой взгляд. Очень много всяких ответвлений. Но если Вы терпеливо почитаете этот мыслепоток вперемежку с рекламой - думаю, найдете про иняз нечто полезное. Там много ссылок на другие хорошие источники.
    Ну и заодно скажу, что пересылать тетрадки из Германии в Россию - это хлопотно и дорого. Вместе с переводом платы из-за границы, плюс почтовые расходы... Нет, не стоит того.
    Если Вас заинтересовало что-то конкретное - можем попробовать списаться и я отправлю это по-возможности через инет, бесплатно.

  • 25 апреля 2009 в 22:52 • #
    Елена Иванова

    согласна, надо начинать обучение с разговорного языка

  • 16 мая 2009 в 17:56 • #
    Алексей Радомиров

    Заинтересовала методика.
    Сейчас просмотрю все материалы.

    Мы занимаемся обучением педагогов школ раннего развития. Вместе с тем, стремимся использовать проверенные методики.

    Кстати, если интересно, в конце июня у нас в Одессе будет проходить 13-й международный Фестиваль «Педагогика 21 века». Там будут и профессора, академики, чиновники от Образования и просто педагоги, студенты. Там наши ученицы и другие разработчики своих программ защищают перед коллегией авторские методики, получают официальные сертификаты.
    Сможете провести свой мастер-класс. Рассказать нескольким сотням педагогов о методике.

    Приглашаю.

  • 18 мая 2009 в 12:42 • #
    Лев Штернберг

    Алексей, спасибо за сообщение!
    Очень хочется уточнить про 13-й международный Фестиваль «Педагогика 21 века» - когда именно, сколько стоит, и с кем связаться, чтобы заявить себя в программу, если еще не поздно.

  • 20 июня 2009 в 22:10 • #
    Наталья Лукша

    Алексей, добрый вечер!

    Меня очень заинтересовал Ваш фестиваль в Одессе. Можете про него поподробнее рассказать?

    Мы работаем по авторской методике Т. Ломбиной с дошкольниками 3-6 лет. Это всестороннее развитие малышей исключительно в игре. Можете про нас поподробнее почитать на сайте www.chitaika.org. Наша методика прошла 15-летнюю апробацию.

    Было бы очень интересно с Вами установить контакт!

  • 22 июня 2009 в 01:50 • #
    Алексей Радомиров

    Фестиваль уже скоро.
    Подробнее смотрите

    http://www.festival21.org/

  • 10 июня 2009 в 11:33 • #
    Павел Сабанин

    А для кого возраста эта методика, мозг и функции уже готовы перерабатывать эту информацию?
    Вы ее нейропсихологически проверяли?
    Я это к тому, что как бы она не оставалась лишней ненужной информацией.
    Согласно детской нейропсихологии раннее обучение чтению - вызывает энергетическое обкрадывание других областей мозга которые находятся в сензитивном периоде. В частности, не повлияет ли это волевую регуляцию.
    Сегодняшняя практика показывает, что очень много детей пострадали именно от раннего несвоевременного обучения чтению и счету.
    У меня около 30 % детей идут с ММД, как для них это?

    В целом очень интересная методика жаль, что немецкий язык не знаю.

  • 10 июня 2009 в 13:11 • #
    Лев Штернберг

    Павел, очень хороший вопрос!
    Лично я стою на позиции, что слишком раннее обучение чтению ребенку вредно. Именно потому, что активное влияние на левое полушарие мозга (а именно на это воздействет любая логико-знаковая система, чтение в особенности) затормаживает развитие правого полушария. Абсолютно с Вами по этому поводу согласен и солидарен.
    Опыт работы с детьми показал мне, что заучивание букв, оторванных от одновременного овладения чтением, оказывается для ребенка совершенно лишним занятием. Ну предположим, к двум годам ребенок различает все буквы - и что? Читать он всё-равно не умеет. То есть он не умеет ни соединить буквы в слоги (в склады, в правильные звуки), ни проставить ударение, ни понять слова с редуцированными гласными (ведь они написаны совсем не так, как ребенок их слышит или сам произносит). И получается, что, выучив к двум годам буквы, раньше трех-четырех малыш всё-равно ими не может воспользоваться. Право, для развития памяти двухлетнего ребенка можно взять более полезные объекты, чем буквы. Например, те же картинки, чтобы ребенок учил целые слова.
    Совершенно понятно, почему сегодня столь распространилась мода на раннее обучение чтению, аж с годовалого возраста. Пока ребенок выучит буквы, пока научится их соединять, пока он... - глядишь, к трем-четырем годам и созреет. Однако Ребус-метод дает возможность овладеть чтением в один-два месяца (то есть с первого же занятия четырехлетний ребенок научается читать слоговые пиктограммы, а через месяц спокойно читает нормальные книжки, написанные буквами; в некоторых случаях процесс растягивается на два месяца). Так какой смысл занимать незрелую голову буквами, в то время когда двухлетка еще и говорить правильно не умеет, и думать отвлеченно не способен, и чувство ритма у него не развито?

    Конкретно по ребус-методу в применении к малышам могу сказать одно. Я попробовал однажды работать по этой методике с группой трехлеток. Больше пробовать не буду и других отговариваю:
    В три года некоторые дети не понимают "юмора" этой игры. Они на полном серьезе начинают сокращать слова в бытовой речи, заигрываются этим, и происходит что-то подобное искусственной задержке речевого развития. Может это всего лишь внешне так выглядит, но эксперимент может оказаться ребенку опасным, я так опасаюсь. С той группой трехлеток я жутко нанервничался.
    Японцам в этом плане хорошо. У них полно слов, состоящих из одного открытого слога. ЦУ, НА, МИ и прочие. Им не приходится сокращать целые слова, чтобы использовать их для письма.

  • 10 июня 2009 в 13:12 • #
    Лев Штернберг

    Павел, простите, что такое ММД? Какой-нибудь дефицит моторики, или что-то подобное?

    Если Вы дадите мне свой е-адрес, я могу прислать Вам полное описание Ребус-метода и кой-какие статьи о чтении, интересные для психолога.

  • 11 июня 2009 в 14:34 • #
    Павел Сабанин

    ММД - минимальная мозговая дисфункция (клинический термин).
    Спасибо за ответ.

  • 22 июня 2009 в 05:19 • #
    Ирина Хоменко

    Лев, возможно, Вашими разработками может заинтересоваться одно приличное издательство.:)
    Если есть желание, пришлите мне, пожалуйста, на мейл какую-либо аннотацию на Вашу методику, краткую информацию о ней. Я попробую Вас связать с редактором.

  • 22 июня 2009 в 12:25 • #
    Лев Штернберг

    Ира, я не смог найти Ваш мейл.
    Меня конечно же интересует контакт с издательством, да еще с петербургским. Но еще больше меня интересует контакт с кафедрой ПиПС.

  • 23 июня 2009 в 16:15 • #
    Елена Паес

    Добрый день всем! Никогда не была сторонником методики Зайцева, потому что видела отрицательные последствия воздействия этой методики.
    Я не сторонник раннего обучения чтению,Основной формой деятельности дошколят является игра. Именно в игре дети наиболее обучаемы.
    Я считаю, что современным детям не хватает логики.
    В своей работе я стала применять методику блоков Дьенеша(уже с двухлетними детьми), вот где разнообразный материал для игры и для творчества, где ненавязчиво дети активно развивают и мышление ,и память, и логику, и речь
    С трех лет начала использовать методику палочек Кюизинера, а также элементы ТРИЗа.
    И вообще- я сторонник интегрированных занятий в форме игры.

  • 23 июня 2009 в 16:31 • #
    Лев Штернберг

    Я тоже не сторонник раннего обучения чтению. Когда-то ранним считалось обучение в пять лет. А сейчас все, кому не лень, загружают ребенка буквами уже в годовалом возрасте, когда он еще и говорить-то не умеет.
    "Не хватает логики" - это каких детей Вы имеете в виду? Двух, трех лет от роду? Так им и не должно хватать логики, в этом возрасте еще не задействованы связи между левым и правым полушариями мозга. И преждевременная активизация этих связей ведет к нарушениям развития ребенка. То, что делает Золтан Дьенеш, хорошо для уже логично думаюших детей, то есть с четырехлетнего возраста. С двухлетками - я думаю, что это вред детям.

  • 25 июня 2009 в 12:24 • #
    Елена Паес

    Когда я говорю о нехватке логики, то имею в виду детей школьного возраста, а из методики Дьенеша, естественно же, я беру лишь элементы для 2-3 летних детей, мы эти блоки использовали,как игровой конструктор, Для детей это один из инструментов познания. Разумеется,ближе к 4-годам формы работы с блоками меняются.
    По поводу вреда- я придерживаюсь иной точки зрения.

    Теперь о вашем ноу-хау. - не прониклась, правильно писали здесь выше, что это запутывает детей, правильно задавали вопросы об апробации метода, совершенно верно был поднят вопрос о ММД.
    Я не отрицаю, что это ,возможно, быстрый способ обучения чтению,но у каждой медали есть две стороны... увы.

  • 25 июня 2009 в 13:05 • #
    Лев Штернберг

    Метод не медаль, и сторон у него много.

  • 25 июня 2009 в 23:00 • #
    Елена Паес

    Чтобы ноу-хау стало методом (возможно, мы с Вами вкладываем в это понятие разные значения) его надо апробировать неоднократно , проанализировать, выяснить ,каков процент положительного результата, отрицательного результата,
    речь идет о детях дошкольного возраста,а это огромнейшая ответственность, значит, безусловно, должно быть резюме таких специалистов, как психологи, педагоги не только ДОУ,но и школьные, логопеды, медики.
    Но это лишь мое частное мнение, мнение педагога-практика с 25-летним опытом работы с детьми и раннего возраста, и дошкольного, и школьного.

  • 25 июня 2009 в 23:41 • #
    Лев Штернберг

    Чтобы ноу-хау было методом, оно должено быть просто методом. А то, что Вы назвали - анализ, статистика и прочее - нужно лишь для того, чтобы метод был утвержден или рекомендован министерством образования. Я этим сейчас занимаюсь, процесс не быстрый. Но методом Ребус-метод останется и без министерства. Метод Глена Домана не утверждало никакое министерство, и в то же время вся Европа им пользуется, да и в России он популярен.

  • 26 июня 2009 в 01:01 • #
    Лев Штернберг

    Можете ли Вы конкретно назвать, что именно и как именно в Ребус-методе может запутать ребенка? Теории я детям не предлагаю вообще никакой, дети начинают читать буквами в кратчайшие сроки и в наилучшем качестве. Так в чем они могут запутаться?

  • 23 июня 2009 в 18:02 • #
    Лев Штернберг

    А еще я умею рисовать, петь, играть на гитаре и в шахматы. Правда, к представленной здесь методике обучения чтению это имеет не больше отношения, чем блоки Дьенеша. Без сомнения, с детьми надо занимиться всяким разным. Но в данной теме хотелось бы услышать мнение публики не о методике Зайцева и не о палочках Кюизинера.

  • 30 июля 2009 в 12:49 • #
    Аркадий Аркадьевич Захаров

    Думаю, что мы с Вами найдем общий интерес. Мы создаем компьютерные тренажеры. Например, по Вашей теме : Обучение счету на 37 языках. В чем идея тренажеров?
    Ваша методика вполне будет совместима с нашими тренажерами.

    Электронный тренажер-репетитор "Электра" www.ooo245.ru
    Его задачи - освоить необходимый минимум по изучаемой дисциплине.
    Достоинство- он не позволит пропустить какой-нибудь учебный элемент, не запомнив его.
    Не выставляет так называемый средний бал, который рассчитывается, как средняя величина двойки, тройки, четверки.
    Помогает преподавателям избавиться от головной боли при проверке домашних заданий. Переложит эту процедуру на компьютер.
    Позволяет быстро разработать программу на любом языке и по любой дисциплине.
    Часть идей, заложенных в идее тренажера находятся на сайте http://arkadijzakharov.narod.ru/liot.htm
    #
    Захаров А.А. профессор д.ф.н., член-корреспондент Петровской Академии науки и искусств (г.Санкт-Петербург)
    Ждем у нас на сайте.

  • 25 февраля 2010 в 09:47 • #
    Людмила Есипова

    Уважаемый автор творения.
    Именно такой подход используется в системе Зайцева и именно он привёл к тому, что дети не слышат звуков и воспринимают слог, или сочетание С и Г как одну единицу, что отражается потом в ошибках письма.

    Вы хотите дополнить этот ряд?Не думаю, что это нужно.

  • 25 февраля 2010 в 14:06 • #
    Лев Штернберг

    "дети не слышат звуков и воспринимают слог как одну единицу"

    Да, уважаемая оппозиционер, именно этого я и хочу. И еще я хочу, чтобы Вы, взрослый психолог, наконец перестали разделять единый и неделимый звук МА на составляющие его условные фонемы М и А. И чтобы Вы перестали наконец называть буквы звуками. Я хочу, чтобы Вы, взрослый логопед, поняли, что в слове МАМА нет ни одного звука М, и ни одного звука А. И чтобы Вы наконец перестали портить слух детям, заставляя их на слух вместо реальных звуков отыскивать условные фонемы. Я хочу, чтобы Вы перестали лечить детям фонематический слух, которого в природе нет и быть не может, ибо фонема есть абстракция, и ее невозможно ни произнести, ни услышать.

    А дети считают единицу МА (это не слог, а звук) неделимой и без вмешательства Зайцева. Они считают так, пока Вы, логопеды, не начинаете учить их азбуке и прочей фонетической галиматье.

    Кстати, дети совершают при письме грамматические ошибки не по вине Зайцева, а потому, что школьные учителя не умеют преподавать грамматику. Ибо школьные учителя, так же как и Вы, логопеды, думают, что буквы, фонемы и звуки - это одно и то же, и верят, что в слове МАМА есть целых два звука А.

  • 25 февраля 2010 в 15:43 • #
    Людмила Есипова

    Ну понятно, обиделись.
    Только вспомните, человек сначала учится слушать речь, а потом пользоваться звуками и только потом соотносить их с буквами.
    Есть прекрасная методика обучению чтению, сразу словом и буквы со звуками там дружат и помогают. Ей уже 30 лет. Обучать можно хоть в 2 года. Но это не Зайцев, а Рау.

    Так зачем использовать то, что уже есть, только как частный случай использования в виде ребусов?

    Когда мне пишут, что в слове МАМА нет звуков, я тихо удаляюсь. Это не лечится.

  • 25 февраля 2010 в 19:01 • #
    Лев Штернберг

    Я нигде не сказал, что в слове МАМА нет звуков.
    Я сказал, что в слове МАМА нет ни одного звука М, и ни одного звука А.
    Но чтобы понять это, Вам необходимо сначала понять разницу между звуком и фонемой.
    И если Вы этой разницы не понимаете - то лучше тихо удалитесь. Из педагогики и из логопедии удалитесь, чтобы не лечить детям фонематический слух, которого не бывает.

  • 25 февраля 2010 в 20:49 • #
    Людмила Есипова

    Давайте не будем запутывать себя и других, хорошо?

    Вы, как все авторы плагиаторы очень агрессивны и путаетесь в собственном огороде слов и понятий.

    Детям не лечат фонематический слух (по остальному бреду даже не хочу вступать в полемику, но сохраню как образец неподражаемой алогичности)..

  • 26 февраля 2010 в 02:25 • #
    Лев Штернберг

    Уважаемая Л. Есипова, конечно же спорить нам с Вами не придется. Тема эта была открыта более десяти месяцев назад. За это время методика уже успела издаться, уже официально допущена к применению в школе, получила массу прекрасных отзывов и прочее, прочее, прочее.
    Как особо неподражаемый образец алогичности Вы можете сохранить себе ссылку www.rebus-metod.com - это официальный сайт Ребус-метода. Там Вы можете покопаться в огороде новых для Вас понятий, взглянуть видеоматериалы и поиграться с говорящей тетрадью. И если увиденное Вас не убедит - то и впрямь, чего тут разводить полемику.

  • 26 февраля 2010 в 08:18 • #
    Людмила Есипова

    За десять месяцев столько "достижений" на бывшей родине ? Наивность или иллюзии, а может что посерьёзнее.

  • 26 февраля 2010 в 08:24 • #
    Людмила Есипова

    Да, самое главное -зачем такие сложности? Зачем придумывать то, что уже есть?

  • 26 февраля 2010 в 14:54 • #
    Лев Штернберг

    Родина бывшей не бывает, ехидная Вы моя. Бывшим может быть лишь место постоянного проживания.
    И конечно же в следующий раз, прежде чем придумывать, я спрошу у Вас разрешения. Вы, судя по наглому апломбу, великий знаток того что есть, и что чем от чего отличается. Может быть Вы мне подскажете, нахальная Вы моя, плагиатом с чего является Ребус-метод? Только не ссылайтесь на Николая Зайцева - до него еще Лев Толстой обучал детишек складовым методом. А на Востоке так обучают вот уже тысячелетия.

  • 26 февраля 2010 в 17:16 • #
    Людмила Есипова

    Если уж продолжать ехидничать, то я не ваша.

    Новая методика не есть сложение известных, или выделение частного случая из системы. Я посмотрела ваши примеры на сайте. Одно усложнение на привычном методическом материале. Всё это известно и используется и УСТАРЕЛО.

    Правда, для тех, кто увлечён своим делом и не отказывает себе в таком удовольствии, как думать и совершенствовать методику.
    Нового в этом деле придумать сложно.

    Потому и нет в вашей работе ничего оригинального, только сложности. (основная мысль моих тут писаний)

    Поверьте на слово, такой подход у русских детей порождает новые ошибки, которые сейчас регистрируются в лавинном количестве. А откуда ошибки "глупые" часто не понимают.

    Понятно излагаю?

    Да, и ещё. Фонема -это обобщённое выражение разного произношения звуков в морфемах. Неумение их слышать чревато ошибками.Так что развитие фонематического слуха важная задача. Умение слышать звуки и произносить их правильно, тоже важно. Буквы- вторичны.

  • 26 февраля 2010 в 19:04 • #
    Лев Штернберг

    Сложение уже известных элементов и приемов в методологии называется компиляцией. Прошу не путать компиляцию с плагиатом.
    "Ребус-метод" является хорошо организованной компилятивной методикой - такое заключение дали эксперты Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Так что давайте не спорить о том, методика ли это.
    Замечу между прочим, что с артикуляцией и со слухом Ребус-метод работает гораздо интенсивнее, чем все, до сих пор Вам известное. Достаточно увидеть этот видеоролик: http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/2/4.html

    "Фонема - это пучок признаков звука" - утверждал когда-то Щерба.
    "Фонема есть условная единица речи" - говорится во всех справочниках по фонетике.
    То, что в последние годы во многих учебниках трудное слово "фонема" подменили вроде бы понятным словом "звук" - это еще не факт, что это правильно.

    Что касается усложнений, то тут Вы, Людмила, откровенно загнули. Пиктографическое слоговое чтение намного проще, чем чтение фонемно-буквенное, уж это Вы как психолог должны понимать. Если Вы видели видеозапись практических занятий http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/2/2.html (а на записи всего лишь пятый день знакомства детей с этим методом), то Вы видели, что дети на пятый день не только уже читают, но способны даже обучать друг друга - настолько этот способ чтения и обучения прост и понятен. И грамотность детей после Ребус-метода намного превышает нормативный уровень первого класса. В Белоруссии ряд учителей даже работают над продолжением Ребус-метода для второго класса - именно как способ углубленного изучения грамматики. Лично мне такое продолжение кажется излишним, но они полны энтузиазма и интересных задумок.
    Кроме того, в Германии я работаю исключительно с легастениками, то есть с теми, кто после множества лет учебы и терапии официально признан неспособным обучиться чтению. Среди них есть и школьники, и уже взрослые люди. Результат - через пару месяцев не остается ни следа от легастении, люди нормально читают, вполне бегло и с полным пониманием.

    Я понимаю, Людмила, Вы стали противницей складового обучения еще до появления Ребус-метода, и теперь в Вас говорит упрямство и принцип "Не важно, хорошо ли это, но это надо отрицать просто потому, что я раньше отрицала нечто подобное". Вы вообще сначала сказали "фи", а лишь потом пошли читать материал на официальном сайте.
    Вам не нравится методика Зайцева. Согласен, методика Зайцева сильно недоработана. Ребус-метод на несколько порядков сильнее. И результаты его сильнее всех прежде существующих методик. Чтобы с этим спорить, Вам надо хотя бы разок эту игру попробовать самой. А то получается, что Вы отрицаете то, чего вообще не знаете.

  • 26 февраля 2010 в 19:33 • #
    Лев Штернберг

    Да, и еще.
    Вы пишете : "Неумение слышать фонемы чревато ошибками.Так что развитие фонематического слуха важная задача."

    Исходя из того, что фонема есть не звук, а лишь условный признак звука, то и слышать фонему невозможно. Фонема - это теоретическая абстракция, обобщение. Отсюда само понятие "фонематический слух" есть просто ученый бред. Под этим понятием надо бы предполагать "способность ребенка понимать абстрактные обобщения". А понимать и слушать - это категорически разные вещи. Если ребенок не может понять чего-то - значит взрослые неправильно объясняют. И если ребенок не различает каких-то нюансов устной речи - значит у него проблемы со слухом. С обычным слухом. Слух бывает просто слухом, и никак не фонематическим.

  • 8 апреля 2012 в 08:00 • #
    Иван Карнаух

    Лев,
    с большим интересом прочел топик.
    Почему Вы не делали ссылку на него для нашего сообщества (ранее)?
    По-сути. Есть методы и есть методисты. Методик полно, но многие из них "проваливаются", т.к. требуется мастерство.
    Оценил Ваше видео. Вы - Мастер.
    И надо обучать именно этому мастерству, т.е. формализовать передачу опыта.

  • 27 июля 2013 в 23:08 • #
    Olga Dunaeva

    Методика чтения по складам запатентована Зайцевым. И она гораздо проще.Видимо, в Германии незнакомы с Зайцевым? Или ваша методика рассчитана на детей-иностранцев, обучающихся русскому языку.Извините, целиком не прочитала, потому что рассуждение, что детям трудно множественное число рассчитано либо для неслышащих русскую речь либо для умственно отсталых.Вы усложняете жизнь ребенку.Методика чтения это обучение чтени по буквам ,складам, слогам (как хотите назовите) , а не по картинкам.Чтение рисуночного письма это отдельная тема и к чтению при подготовке к обучению в школе никакого отношения не имеет.Ваша методика не будет работать, потому что часто одни и те же картинки дети называют по-разному и тогда получится абракадабра, а не слово.Я работаю с детьми, которые прекрасно учатся читать по буквам, слогам. Зачем изобретать колесо? Попробуйте придумать как ускорить этот процесс, потому что дети до 2-3 класса читают с медленной скоростью, а не усложнять его.

  • 28 июля 2013 в 00:19 • #
    Olga Dunaeva

    Хочу дополнить после прочтения. Надеялась найти новые данные.Вы спорите с практиками русского языка, которых называете неграмотными учителями.Обучать чтению надо так, чтобы ребенок писал грамотно. Обучение складами (что мне и не нравилось у Зайцева)не учитывает правил переноса слова впоследствии, когда ребенок учится писать под диктовку.То есть один слог в вашем слове пальма, который можно оставить на строке, будет паль-, а никак не па-. При обучении грамоте вам придется это объяснять. Это лишняя работа (дев-ти) и вам и ребенку. Вот вам и путаница.Обучение чтению в отрыве от грамматики невозможно. Грамматика это просто правила о которых договорились, чтобы понимать друг друга при письме. Они давно существуют и "запатентованы" программой начальной школы. Вам придется издавать еще учебник грамматики всвязи с вашей методикой. Может быть, это очень интересно как эксперимент Один из комментаторов заметил, что ребенка можно научить чему-угодно.
    Теперь о вашем споре по поводу определения понятий. Любой грамотный теоретик дает список используемой литературы, дабы читающий не задавал лишний вопросов. Вы ругаете источники, но какие используете вы? Или есть толковый словарь под вашим именем? Прочтите определение Звука у Ожегова http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9064. Не включает ли он все, что вы так неумело объясняете? Дабы другие могли прочесть копирую определение:"ЗВУК, -а, м. 1. То, что слышится, воспри-нимается слухом: физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Скорость звука. 3. голоса. 3. выстрела. Музыкальный э. Ни звука (о полном молчании). Без звука согласился (без всяких возражений; разг.). 2.звуки речи - минимальные членораздельные элементы речи с присущими им физическими признаками (спец.). Гласные звуки. Согласные звуки. II прил.звуковой, -ая, -ое. Теперь прочтите значение слова Фонема: "ФОНЕМА

    ФОНЕМА [нэ], -ы, ас. В языкознании: абстрактная звуковая единица языка,в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки. II прш.фонемный, -ая, -ое и фонематический, -ая, -ое. Речь идет о науке - языкознании. То есть в школе это знать ребенку нет необходимости. О том, кто неправильно употребляет эти понятии говорить не буду.
    Так что, при всем уважении к творческим новшествам, теоретического обоснования не хватает, а потому и в практике будут погрешности. Работайте дальше. Создавайте единую систему с грамматикой. Мы учим русский язык, слава богу, не японский, не китайский, и нужно учитывать все его особенности,при всем уважении к японцам, мы иероглифами уже писать не будем.Наш язык более дословный.Любите русский язык!

  • 28 июля 2013 в 00:23 • #
    Olga Dunaeva

    Еще пару слов по поводу фонематического слуха: он существует, в противном случае никто бы не услышал мягкости или твердости согласного.

  • 17 октября 2013 в 21:15 • #
    Лев Штернберг

    Ольга, Вы практически в каждом Вашем абзаце пишете чушь. Мне очень жаль, что в учителями в школах работают люди вроде Вас, которые умеют лишь бездумно повторять определения из словаря, даже не понимая значения тех определений.
    Прежде чем спорить со мною, ответьте себе на вопрос, что значит "Фонема - это абстрактная единица речи". Вот когда ответите, тогда и поговорим.

  • 20 октября 2013 в 20:02 • #
    Olga Dunaeva

    Вы актер по образованию? Актерствование- ваша единственная защита. НЕ надо бросать оскорбления в мой адрес. Я никогда не спорю с дилетантом, который рвется в профессионалы, не изучив основ. Будете бросать оскорбления в мой адрес - получите плохую рекламу.

  • 24 октября 2013 в 21:40 • #
    Лев Штернберг

    Однако Вы так и не ответили на вопрос, что такое абстрактная единица речи, и чем вообще абстрактная единица отличается от конкретного звука.

    При этом хочу обратить Ваше внимание, Ольга, что Вы изначально считаете меня безграмотным невеждой, и цитируете мне множество выдержек из учебников, считая, что я с ними не знаком. Почему-то это Ваше уничижительное мнение обо мне Вы не считаете оскорблением в мой адрес. А ведь я на тему фонетики прочитал наверняка намного больше Вашего, уж уверяю Вас.

  • 10 сентября 2013 в 09:23 • #
    Ирина Геннадьевна Глушкова

    Приглашаем к нам в издательство! http://www.tc-sfera.ru/

    Издательство «Творческий Центр СФЕРА»
    www.tc-sfera.ru www.apcards.ru
    http://odnoklassniki.ru/tcsferaok
    http://vk.com/tc_sfera

    Обращаться к Игорю Валерьевичу Замбрижскому
    Тел.: +7 495 6567505; +7 903 2755204

  • 21 октября 2013 в 17:38 • #
    Оксана Курилко

    Я,как практик, использовала бы данные игровые упражнения в "добукварный" период, на этапе знакомства со словом. Думаю, моим детям понравится. Почему-то вспомнилась сказка: По де ре. Вы ре бо - пребо. И так далее. (Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая). Когда я детям рассказала - были в восторге и начали рассказывать сами все знакомые сказки таким же "зашифрованным" способом.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?