6 августа 2009 в 18:31

Какая школа нам нужна?

Помню, под таким названием у нас была небольшая брошюрка в период моей учебы у Бориса Михайловича Бим-Бада на ПАП факультете РОУ.

С тех пор прошло не много — не мало — 14 лет.

Хочу обсудить с Вами сегодняшние реалии:
статья РИА Новости
России нужны школы для одаренных детей
05.08, 11:34 РИА «Новости»

В проекте Минобрнауки «Наша новая школа» уделяется внимание развитию школ-интернатов для одаренных детей. О специфике работы таких школ и о перспективах их развития рассказывает директор московской школы-интерната «Интеллектуал» Евгений Маркелов.

— Что изменилось в работе с одаренными детьми в России за последние 15–20 лет?

— С моей точки зрения, мы продвинулись вперед, прежде всего потому, что нам, наконец, была предоставлена свобода. Мы можем действовать так, как считаем нужным. Те школы, которые хотят развивать работу с одаренными, имеют для этого возможности.
Работа с одаренными детьми в среднем и старшем звене ведется неплохо, но в кардинальной реформе нуждается начальная школа.

Требования к начальной школе меняются — важно научить детей работать. Огромный поток информации, который выливается сегодня на человека, не дает возможности учителю быть первоклассным специалистом по всем предметам. Для одаренных детей уже в начальной школе обязательно предметное преподавание, но при этом должен быть и педагог-воспитатель, «классная мама», которая живет с детьми, если речь идет об интернате, и реально занимается ими все время.

— Как вы относитесь к предложениям о развитии сети школ-интернатов для одаренных детей?

— Потребности, например, Москвы в подобных школах очень высоки, и их не может удовлетворить наш маленький интернат на 230 человек. У нас конкурс 10 человек на место, хотя я не считаю, что это хорошо. На определенном уровне различить, кого же стоит взять, очень сложно. Результаты вступительных тестов различаются порой всего на несколько баллов, которые укладываются в вероятностную ошибку (кто-то перенервничал, а кто-то просто думает медленнее).

Мы активно работаем с регионами, в основном в рамках дополнительного образования. К нам на летние школы приезжают дети со всей страны, от Камчатки до Калининграда, и после их окончания всегда задают один и тот же вопрос: «Как можно попасть в вашу школу?». А попасть нельзя никак, потому что наша школа создана Департаментом образования Москвы и работает на московский регион, в других субъектах Федерации аналогов нет.

Идея создания аналогичной школы-интерната давно витает, например, в Архангельскене хватает только воли. Кадровое обеспечение готов предоставить Поморский государственный университет. Есть и огромные наработки — уже существует школа для одаренных детей города Архангельска, но это учреждение дополнительного образования. Осталось только создать интернат, чтобы он работал на всю Архангельскую область. Как рассказывают нам коллеги из других регионов, например, Волгоградской области, Якутии, там положение аналогичное.

— Как решаются в вашей школе психологические проблемы, характерные для одаренных детей?

— У нас есть серьезная психологическая служба: линейные психологи, которые работают с детьми, и несколько специалистов, которые занимаются родителями и проблемными ситуациями. Родители одаренных детей – особая проблема. Некоторые из них начинают ревновать детей, так как они проводят большую часть своего времени в школе, в таком случае мы предлагаем им активно участвовать в жизни школы — выезжать вместе с нами в экспедиции, на экскурсии по выходным.

— Не получается ли так, что в интернатах для одаренных дети в старших классах просто проходят программу младших курсов, и им потом нечего делать в университете?

— Задачу пройти в старших классах программу первого курса никто не ставит, да и нашим детям это просто не нужно – им тогда нечего будет делать в вузе. Но мы хотим, чтобы они овладели различными методиками получения информации, и тогда, поступив в университет, они будут учиться с максимальной отдачей. Хотя мы принимаем детей в пятый класс, до девятого класса они учатся по общей программе и только потом выбирают одно из трех отделений: физико-математическое, биолого-химическое и гуманитарное.

Оправдана ли, на Ваш взгляд, в нашей стране форма интерната для одаренных детей?

— Я убежден, что в условиях нашей страны форма государственного интерната вполне оправдана, потому что позволяет собрать под одной крышей детей из разных регионов, разных районов. Наши дети не могут учиться в обычных школах из-за часто меняющихся интересов и жажды знаний. Эта категория знакома всем практикующим учителям. Они всегда первыми поднимают руку и стремятся ответить, даже если их не спрашивают, охотно и много читают.

Конечно, создавать интернат для одаренных детей имеет смысл там, где есть университетский центр, который сможет обеспечить его кадрами. В значительной степени решить кадровые проблемы поможет и сетевое взаимодействие школ для одаренных детей, потому что не везде так много хороших специалистов, как в Москве. Уверен, что многие молодые учителя с удовольствием поедут на полгода в другой регион, если им предложат интересную работу с интересными детьми.

393
Комментарии (9)
  • 6 августа 2009 в 18:54 • #
    Александр Балыкин

    Нам (мне) нужна школа, где моего ребенка учили бы быть успешным в:
    1. Управлении своим здоровьем, куда входят: физические тренировки, гигиена, правильное питание, управление психо-эмоциональным состоянием, и т.п..
    2. Взаимоотношениях со своими сверстниками и противоположным полом.
    3. Умение выбирать себе партнера и строить с ним семью. Сюда же относится умение воспитывать детей.
    4. Саморазвитие своих врожденных способностей и развитие тех способностей, которые необходимы для достижения жизненных целей.
    5. Знание основ управления и построения организаций и практика в этом.
    6. Понимание основ мироздания и единение с природой.
    7. Самосознание себя и своего предназначения в жизни.
    8. Структурированное аналитическо-интуитивное е мышление.
    Можно еще что-то написать, но основное это.

  • 6 августа 2009 в 19:25 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Александр, спасибо за мнение.
    Хочется немного развить Вашу идею.
    Скажите, а у Вас в Академии получается совмещать не совместимое: п.п. 3 и 4, например, Вашего перечня?
    Потому что, обычно, если отличник или просто талантливый ребенок в школе - значит, к нему "особое" отношение как учителей, так и учеников.
    Следствие - сложность социализации, как минимум...
    Вот у тех интернатов, о которых речь шла в статье - будет та же проблема, я думаю, поскольку, увы, старая школа (не смотря на наличие психологической службы) не учит жить в мире с собой и взаимодействовать с окружающими.
    Помните, после школы у всех нас была "ломка".
    И у нынешних талантливых детей не намного проще проблемы. А, может быть, и сложнее.
    Или я не права? Что Вы думаете по этому вопросу?

  • 6 августа 2009 в 19:36 • #
    Александр Балыкин

    Спасибо, уважаемая Наталья, за вопрос. Я с радостью на него отвечу.
    Да, у нас решаются п.п. 3 и 4, но так сказать методологически. Потому что все зависит от материала, самого обучающегося. Иногда устранение у него так называемых "неадекватных" реакций, приводит к разрушению его одаренности.
    Поэтому то, что Вы написали, это действительно важно решать. Но пока, по-моему мнению, психологи и педагоги не станут философами - это решить будет сложно.

  • 6 августа 2009 в 19:44 • #
    Наталья Львовна Гузик

    :))) Так в чем проблема? Мы здесь все - специалисты. И говорим об одном и том же.
    Может быть, с Вашей конкретикой хоть немного познакомите?

  • 7 августа 2009 в 00:46 • #
    Александр Балыкин

    Опишу один пример, чтобы было понятно, о чем я говорил.
    Мальчик, одарен в математике и как следствие успешен в программировании. Но одна проблема, которая мучила и его и его родителей - очень агрессивен на девочек и болезненно завистлив успеху других. Особенно это проявлялось, когда учительница хоть как-то хвалила других детей.
    Начали проводить диагностику. По показаниям на приборе (я его Вам показывал при нашей встречи у Фарбера) нашли в его банках памяти событие, в котором его мама, будучи им беременна, ударилась животом об угол стола. В этот момент свекровь начала упрекать ее в том, что, мол, она ничего не может в жизни, и что она полная бездарь по сравнению с ее сыном, который "умный мальчик" сдуру женился на такой бестолочи. У женщины (мамы ребенка) в момент таких наставлений появились следующие мысли: "Я должна доказать, что я могу быть лучше и достойной! "
    В общем, после того, когда мальчик все это вспомнил, пережил и осознал - у него пропала тяга к программированию и математике, так как это все было средством доказательства того, что он должен быть лучше.
    Итог: помогли парню избавиться от проблемы - у него исчезла мотивация к проявлению своей одаренности.

  • 19 января 2011 в 11:33 • #
    Игорь Казаринов

    Уважаемый Александр!
    Ваш пример - классическая иллюстрация к книге Рона Хаббарда "Дианетика". На Вашем сайте фото прибора, явным прототипом которого является Е-метр (электропсихометр Хаббарда). Только Вы почему-то нигде не указываете первоисточник.
    А Ваши идеи по поводу школы, которая нам нужна, очень близки моим собственным - и это радует!

  • 7 августа 2009 в 05:17 • #
    Татьяна Жилина

    Согласна с Вами, Александр: создание элитных школ для элитных детей, не будет в конце-концов оправдывать цель, именно из-за криминальной, интеллектуальной социальной ориентации. Порой троечник по всем предметам и уникум, например, в математике/информатике, будет раздавлен в школе воспитательной составляющей и никогда не попадет в элитную школу. Тем не менее, элитные школы нужны...

    В чем мой протест проекта "Новой школы"?
    Здесь "Новое" - это другое, иное по внешней форме, но старое по формату содержания. Считаю неверным - конкурсные отборы (а судьи кто?). И нет в этом проекте стержня: есть красивые слова желаний... Из здорового ствола могут отпочковываться здоровые веточки. И если уделять особое внимание веточкам: холить и лелеять их, то основной ствол погибнет. Что и происходит...:(

  • 7 августа 2009 в 08:53 • #
    Татьяна Жилина

    Какая школа нам нужна?
    Наталья Гузик(директор Центра, председатель благотворительного фонда ),
    «Помню, под таким названием у нас была небольшая брошюрка в период моей учебы у Бориса Михайловича Бим-Бада на ПАП факультете РОУ.С тех пор прошло не много - не мало - 14 лет.
    Хочу обсудить с Вами сегодняшние реалии: России нужны школы для одаренных детей»
    ШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ИЛИ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ДЛЯ ШКОЛ?
    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ШКОЛЫ ИЛИ ШКОЛЫ И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ?
    В КАЖДОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ СВОЯ ЦЕЛЬ, СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ:
    Евгений Маркелов.
    …нам, наконец, была предоставлена свобода. Мы можем действовать так, как считаем нужным. Те школы, которые хотят развивать работу с одаренными, имеют для этого возможности.
    Работа с одаренными детьми в среднем и старшем звене ведется неплохо,
    НЕПЛОХО – это как?
    Огромный поток информации, который выливается сегодня на человека, не дает возможности учителю быть первоклассным специалистом по всем предметам.
    А РЕБЕНКУ НАДО БЫТЬ ПЕРВОКЛАССНЫМ ВО ВСЕХ ПРЕДМЕТАХ?
    — Потребности, например, Москвы в подобных школах очень высоки, и их не может удовлетворить наш маленький интернат на 230 человек. У нас конкурс 10 человек на место, хотя я не считаю, что это хорошо. На определенном уровне различить, кого же стоит взять, очень сложно. Результаты вступительных тестов различаются порой всего на несколько баллов, которые укладываются в вероятностную ошибку (кто-то перенервничал, а кто-то просто думает медленнее).
    ЦЕЛЬ – ОТБОР? ПОД КАКИЕ КРИТЕРИИ, КТО ИХ РАЗРАБОТАЛ, ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТИ КРИТЕРИИ И Т.Д.?
    Мы активно работаем с регионами, в основном в рамках дополнительного образования. К нам на летние школы приезжают дети со всей страны, от Камчатки до Калининграда, и после их окончания всегда задают один и тот же вопрос: «Как можно попасть в вашу школу?». А попасть нельзя никак, потому что наша школа создана Департаментом образования Москвы и работает на московский регион, в других субъектах Федерации аналогов нет.
    ПОЧЕМУ НУЖНЫ АНАЛОГИ?
    — Задачу пройти в старших классах программу первого курса никто не ставит, да и нашим детям это просто не нужно – им тогда нечего будет делать в вузе. Но мы хотим, чтобы они овладели различными методиками получения информации, и тогда, поступив в университет, они будут учиться с максимальной отдачей. Хотя мы принимаем детей в пятый класс, до девятого класса они учатся по общей программе и только потом выбирают одно из трех отделений: физико-математическое, биолого-химическое и гуманитарное.
    ГДЕ ЭТИ МЕТОДИКИ? ДОСТУПНЫ ЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ДРУГИХ РЕГИОНОВ?
    — Я убежден, что в условиях нашей страны форма государственного интерната вполне оправдана, потому что позволяет собрать под одной крышей детей из разных регионов, разных районов. Наши дети не могут учиться в обычных школах из-за часто меняющихся интересов и жажды знаний. Эта категория знакома всем практикующим учителям. Они всегда первыми поднимают руку и стремятся ответить, даже если их не спрашивают, охотно и много читают.
    ЕСЛИ СОБРАТЬ В ОДНОМ МЕСТЕ ВСЕХ, КТО ПЕРВЫМ ПОДНИМАЕТ РУКУ, ЧТО БУДЕТ…?
    ИЛИ НАОБОРОТ, ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО НЕ ПОДНИМАЕТ ПЕРВЫМ РУКУ – ЧТО БУДЕТ…?
    Конечно, создавать интернат для одаренных детей имеет смысл там, где есть университетский центр, который сможет обеспечить его кадрами.
    РАЗВЕ НЕТ ТАКИХ ШКОЛ ПРИ УНИВЕРСИТЕТАХ?
    ОДИН ИЗ МОИХ УСПЕВАЮЩИХ ИЛИ ОДАРЕННЫХ УЧЕНИКОВ, СЕГОДНЯ ЭТО УЖЕ СЛОЖНО СКАЗАТЬ, УШЕЛ УЧИТЬСЯ В ШКОЛУ ПРИ ВУЗЕ. КОГДА ЗАКОНЧИЛ, ПОНЯЛ, ЧТО ЭТО НЕ ДЛЯ НЕГО, СЕЙЧАС ПЕРЕУЧИВАЕТСЯ…
    В значительной степени решить кадровые проблемы поможет и сетевое взаимодействие школ для одаренных детей, потому что не везде так много хороших специалистов, как в Москве.
    НЕ СОГЛАШУСЬ С УВАЖАЕМЫМ Е.МАРКЕЛОВЫМ. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКА?
    Уверен, что многие молодые учителя с удовольствием поедут на полгода в другой регион, если им предложат интересную работу с интересными детьми.
    ЧТО УЧИТЕЛЯМ ПОСЛЕ ПОЛГОДА ДЕЛАТЬ?
    Вижу НОВУЮ ШКОЛУ в другом ключе.
    Приоритет – не элитная школа для… Все школы д/б только ДЛЯ…, на них ориентир… Каждый учитель работает так, как он способен делать свою работу… Когда

  • 22 октября 2009 в 01:26 • #
    Наталья Львовна Гузик

    В продолжение темы - письмо учительницы английского языка:

    КОНФЛИКТ С УЧИТЕЛЕМ ИНОСТРАННОГО? ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
    Современная школа переживает особый кризис – кризис доверия детей к учителю. Придя в этот мир ангелами, наши дети в школе сталкиваются с первыми "уроками жизни". В итоге, к 11-12 -ти годам наши детки уже «умные»: они умеют молчать, хитрить или говорить именно то, что от них требуется в зависимости от ситуации... Неужели именно этого добивается от них школа?
    Наши дети- сплошные ИНДИГО, они невообразимо по-своему воспринимают этот мир. Они намного обогнали школьных учителей в освоении компьютера и Интернет- пространства. Они с легкостью поглощают потоки информации в привычном для них мультимедийном формате. Они непоседливы и любознательны. Вы только послушайте, как и о чем они говорят со своими сверстниками!
    Как сложно объяснить ТАКОМУ ребенку разницу между реалиями жизни и требованиями школьной программы!! Человек 6-10 лет не понимает: ПОЧЕМУ- НА НЕГО -КРИЧИТ - УЧИТЕЛЬ?! Только за то, что он произнес слово или фразу не так, как это сделал учитель? Но англичане-то говорят именно так..
    Познакомьтесь: Алексей, джентльмен 10 лет. Он привычно подает руку маме, выходящей из автобуса, с готовностью носит портфель своей однокласснице Сашеньке - обладательнице самой длинной косы в классе. Ему нравится искусство, компьютер и английский язык. Он любит рассказывать «совершенно правдивые» истории, ценит юмор и общение. Недавно он –САМ! - объяснил супружеской паре из Англии как добраться от памятника Пушкину до памятника Ришелье.
    ...И вот сегодня Алексей шел из своей общеобразовательной школы молча. Дома он протянул мне дневник. Вот и причина молчания: «кол» за английский язык. Молчала и я. Мой ребенок стоял и даже не находил слов для разговора, он отвернулся и долго-долго смотрел в стену остановившимся взглядом. Потом повернулся ко мне и сказал: "Мамуля, ты не расстраивайся! «Единица» в школе - еще ничего не значит! Мы же с тобой знаем, как и насколько я знаю английский". Думаю, здесь будет уместно сказать, что я- преподаватель английского с 25-ти летним стажем. С Алешей мы занимаемся английским практически ежедневно . Так за что же столь несправедливо низкая оценка?!
    Как же мне воспитать в таких-то условиях уверенного в себе мужчину?!... Да и английский ему понадобится в жиз на хорошем уровне. Ну, нет у меня возможности отдать его в частную школу! Что же мне делать?! И платить деньги этому же учителю за частные уроки я не могу и не хочу: если он не способен за 6 лет обучить детей в классе практически ничему, то где гарантия, что его частные занятия окажутся иными? Разве у него два разных произношения: одно- для класса, а другое- для частных уроков?
    Я знаю, что эта тема очень актуальна для многих родителей. Платить или не платить? И за что родители в этом случае платят: за хорошие оценки без знаний, так сказать, «налог на хорошее отношение», за то, чтобы учитель не унижал их ребенка, не превращал его в заложника своих финансовых проблем?
    "Сына, мы победим!" , я взяла его за руку и мягко направила к компьютеру. Алеша рассмеялся сквозь слезы, вытер глаза и сел за компьютер! Молодец, мой мальчик, сразу все понял! Включил компьютер, зашел в Интернет, открыл сайт компании En101, нашел НАШ сайт и началась игра-учеба!!!
    Как же настойчиво он старался набрать 100% всего за 2-3 раза повторения! Как будто продолжался школьный урок и учительница английского стояла рядом с его компьютером, а Алеша доказывал ей : "Смотрите! Посмотрите, КАКОЙ Я СПОСОБНЫЙ!!! ПОСМОТРИТЕ, КАК ЗДОРОВО У МЕНЯ ПОЛУЧАЕТСЯ!!! ПОСЛУШАЙТЕ, КАК АНГЛИЧАНЕ ПРОИЗНОСЯТ ЭТУ ФРАЗУ! ПОСМОТРИТЕ, КАКАЯ ДОБРАЯ РОЖИЦА У НАШЕГО КОЛОБКА! МНЕ ОН ВСЕГДА УЛЫБАЕТСЯ!"
    Мы забыли об остальных уроках и долго не могли оторваться от «Енопланетянина» и «Колобка»! Алеша, сдавал игровые мини- тесты на 100% и КОЛОБОК улыбался ему постоянно! Мой ребенок пошел спать довольный и спокойный, уверенный в своих силах, в своих способностях. А я села писать это письмо. Итак:
    Уважаемые родители!
    Слушайте внимательно: я знаю, ЧТО ИМЕННО мешает нашим детям выучить английский язык в школе.


Выберите из списка
2013
2013
2012
2011
2010
2009