7 августа 2009 в 14:06

Проблема в ОБУЧЕНИИ

Проблема в ОБУЧЕНИИ
Есть такое мнение, что одной из проблем в обучении является плохая способность обучающегося запоминать информацию.

Предлагаю другую точку зрения.
Проблемой в обучении является плохая способность обучающегося воспроизводить информацию после ее восприятия.
В качестве доказательства предлагаю вспомнить описанные эксперименты с гипнозом, когда человек вспоминает (воспроизводит) то, что в сознательном состоянии даже и не подумает об этом.

Следовательно, необходимо перед и в процессе обучения, развивать у обучающегося специальными упражнениями способность воспроизводить информацию, что автоматически даст видимый эффект ее запоминания:-)

УПРАЖНЕНИЕ НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (примеры)

  1. Посмотрите на какой либо предмет пару секунд. Затем закройте глаза и представьте его во всех подробностях. Откройте глаза и сравните то, что вы вообразили с тем, что видите. Повторяйте упражнение до полного воспроизведения предмета в воображении.
  2. Дотроньтесь до какого-либо предмета. Затем воспроизведите ощущение, которое вы получили при дотрагивании. Вновь дотроньтесь до предмета и сравните ощущение с тем, что вы воспроизводили. Повторяйте упражнение до полного воспроизведения ощущения.
  3. Включите какую либо музыку и прослушайте немного. Выполните все также, как описано в предыдущих упражнениях.

Если во время выполнения упражнения будут возникать какие-либо трудности — необходимо устранить эту психологическую преграду техникой стирания. Но об этом уже в другой статье.

215
Комментарии (14)
  • 9 августа 2009 в 19:22 • #
    Владимир Потороев

    Здравствуйте Александр!
    Я знаю примеры, когда человек хорошо запоминает информацию и способен её достаточно точно воспроизвести, но по истечении длительного времени не может её вспомнить.
    Здесь, видимо, на лицо нарушение синапсических связей и эта проблема иного порядка.

  • 9 августа 2009 в 20:45 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Владимир, извините за вопрос, мне просто интересно - что Вы имеете в виду, когда говорите о нарушении синапсических связей.
    Потому что, я, когда говорю о свойствах памяти, понимаю, что есть кратковременная и есть долговременная.
    И одна и вторая имеют реальную физиологическую основу. Например, если человек страдает приступами потери сознания, то в период приступа то, что было в кратковременной памяти - обнуляется. А долговременная остается неизменной.
    Это - из личного опыта воспитания такого ребенка.
    Далее - по теме.
    Опыт, "сын ошибок трудных", говорит о том, что, аналогично тому, что есть сангвиники, флегматики и прочие, так есть и типы кратковременной памяти, которые сугубо индивидуальны. Впрочем, и с долговременной не все просто, но об этом - потом...
    Думаю, особенность восприятия дозированной информации тоже необходимо учитывать. У меня был ребенок, который не запоминал "кусочками" - ему необходимо было понять причинно-следственные связи целого - и лишь тогда шел процесс запоминания/обучения.
    Так что, проблема сложная. И одним махом ее не решить, я думаю.

  • 9 августа 2009 в 21:36 • #
    Владимир Потороев

    Я имею ввиду прекращение электрической активности в клетках в следствии "химического" утомления в нейронах и синапсах. Либо активность тормозных синапсов преобладает над возбудительными. В любом случае, структура нейронных цепей непостоянна, а это отрицательно сказывается на долговременную память.
    Но это теория, как на самом деле всё это происходит - одному Богу известно.
    В своём примере о "причинно-следственные связи целого", скорее всего речь идёт о совокупности методов заучивания, как то целостный, или комбинированый метод заучивания, об образной памяти, а так же об осмысленном запоминании. И чем дальше в глубь, тем дремучее лес :))

  • 9 августа 2009 в 22:03 • #
    Наталья Львовна Гузик

    тогда, естественными будут вопросы:
    1. что есть "утомление в нейронах" на молекулярном уровне?
    2. на какой стадии этого "утомления" появляется реакция ухудшения кратковременной памяти?
    3. что есть "кратковременная память", да и долговременная тоже, в биологическом смысле этого слова?
    Я, наверное, задаю дилетантские вопросы, но очень хотелось бы понять...

  • 9 августа 2009 в 23:20 • #
    Владимир Потороев

    Наталья, на все ваши вопросы есть исчерпывающие ответы в соответствующей литературе, например:
    1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1976.
    2. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973.
    3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2000.
    Может что-то посовременней можно найти и в интернете.
    Я не собирался в этой теме копать так глубоко, тем более, что у меня вопросов больше, чем ответов.
    Но если Вас интересует моя точка зрения то:
    1. "утомление в нейронах" - угасание потока импульсов, поступающий из одного звена цепи в другой, (не всегда вызвает активность в следующем звене) и, в конце концов, поток импульсов угасает (может быть вызвана общей физической утомляемостью организма и его истощением, т.е. нехваткой витаминов, "строительного материала" для клеток головного мозга, помните про рыбий жир в детстве? :))
    2. Ухудшение кратковременной памяти напрямую зависит от "утомленеия", ведь отлечительная черта кратковременной памяти - сознательное усилие в заучивании, а точнее в повторении материала, в этом случае она может удержаться на неопределённое долгое время.
    3. Кратковременная память - удерживает материал, как интерпретацию обытий, (обычно запоминается лишь 5-6 последних единиц материала) в отличии от сенсорной.
    Долговременная память - вся информация, способная удерживаться на протяжении более, чем нескольких минут. И главная проблема долговременной памяти - проблема поиска информации. При чтении, мы с Вами обращаемся к долговременной памяти, для интерпретации печатных символов, и тд
    Всё взаимосвязано, одно вытекает из другого...

  • 9 августа 2009 в 23:37 • #
    Наталья Львовна Гузик

    спасибо.

  • 9 августа 2009 в 23:46 • #
    Владимир Потороев

    Пожалуйста :)

  • 10 августа 2009 в 20:29 • #
    Александр Балыкин

    Согласен с Вами.

  • 10 августа 2009 в 19:15 • #
    Лев Штернберг

    Не сердитесь, Александр, что я мелочно придерусь к отдельным словам. Я понимаю, что это бывает иногда очень сложно - правильным "вводным словом" актуализировать идею для читателя. Думается, завязка к теме сформулирована Вами "не перфект".
    А именно:

    Разница между словами "запомнить" и "вспомнить" (Вы говорите "воспроизвести") трудноуловима, и чаще всего описывает неразрывные составляющие единого процесса. Для нейропсихолога, возможно, это разные понятия, но в бытовом понимании этот процесс запоминания и вспоминания практически не делим. И Вы сами демонстрируете это в приведенном упражнении: прежде чем многократно ВОСПРОИЗВЕСТИ информацию (а именно это вроде бы является целью тренинга, не так ли?), Вы предлагаете человеку столь же многократно рассмотреть (прослушать, ощутить) явление, то есть ЗАПОМНИТЬ его. Таким образом в упражнении момент ЗАПОМИНАНИЯ непроизвольно вводится Вами в ту же степень важности, как и момент ВСПОМИНАНИЯ, хотя изначально Вы пытаетесь их противопоставить.

    Лично я вижу проблему несколько в другом. Лично у меня, на мой собственный взгляд, слабая память. Особенно на имена и даты. При чтении текстов мой глаз просто пропускает названия и цифры, я их "не замечаю". То есть может быть под гипнозом я их и вспомню фотографически, но никак не волевым сознательным усилием.
    Вы предлагаете мне проделать упражнение, тренирующее запоминание-вспоминание. И вот тут приходит проблема. Оказывается, я НЕ ХОЧУ делать Ваше упражнение. Оно мне скучно. Даже несмотря на то, что свою собственную слабость памяти я осознаю, и она мне реально мешает по жизни. НЕ ХОЧУ я закрывать глаза и представлять, НЕ ХОЧУ открывать глаза и сравнивать.Если текст увлек меня своим сюжетом, интригой, новыми фактами, то я предпочту пропускать имена и даты, и буду нестись по строчкам в поисках сюжетной интриги - мне не до деталей. Если же текст не увлек меня - то вообще зачем мне его нюансы! Я прочитаю его для проформы и захлопну книжку (например, учебник).
    Думаю, что именно так читают многие школьники. И вопрос важен не о том, каким упражнением запомнить или вспомнить информацию, а о том, КАК и ЗАЧЕМ эта информация подается. Лично мне в школе было абсолютно неважно (то есть незачем), когда родился Некрасов или как выглядят связи в бензольных кольцах, но я при этом зачитывался и перечитывался томами стихов, легко воспроизводя их затем по памяти, или способен спокойно воспроизвести шахматную партию недельной давности, считав ее с журнальной страницы. И происходит это не потому, что я сегодня профессиональный актер и шахматист-мастер, а наоборот, я актер и шахматист именно потому, что с детства мне была ИНТЕРЕСНА интрига стихов и шахмат. То есть моя память действует выборочно, исключительно в силу моего характера и интересов.

    Так не более ли целесообразно обучать детей в школе не общеОБЯЗАТЕЛЬНОЙ сумме знаний, а соотносить учебную информацию с интересами и предпочтениями каждого конкретного ученика? И давать упражнения в соответствии с его индивидуальными каналами восприятия? И предлагать упражнения не те, которые психолог (учитель) находит полезными, а те, которые ученик нашел бы для себя интересными?

  • 10 августа 2009 в 21:18 • #
    Александр Балыкин

    Уважаемый Лев.
    У меня нечего добавить к Вашим словам, кроме благодарности - спасибо! Я полностью поддерживаю Ваши слова, особенно последний абзац.

  • 10 августа 2009 в 20:07 • #
    Алексей Иванов

    Господа.
    По-моему, проблемы в обучении извечны. При этом как ни называйте их по-разному (всё одни и те же): "синаптическими связями" или ещё как, более по-народному, - они сохранятся. Читайте Амосова или других, но одновременно (вместе) с возникновением массовой школы возникли и соответствующие проблемы. И решаются они (и ныне, и присно, и во веки веков) одинаково. Технологически цемент может быть изменён, но и в прошлом веке, и в нынешнем, и в России, и в Африке это цемент. Или нет. То же самое можно сказать и о массовом образовании. Его проблемы его составляют.
    И один из аргументов - это отстуствие в ЭТОЙ группе (сколько видел) текстов без орфографических и пунктуационных ошибок. ОПЕЧАТКИ И НАМЕРЕННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ В ВИДУ НЕ ИМЕЮ.

  • 11 августа 2009 в 11:38 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Мне нужен доброволец в журнальчик для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Редактором пойдете? :)

  • 12 августа 2009 в 04:25 • #
    Алексей Иванов

    Я не редактор. Я корректор.
    ?

  • 12 августа 2009 в 06:28 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Вполне. Редактор уже нашелся, слава Богу :)


Выберите из списка
2013
2013
2012
2011
2010
2009