Образовательный кризис российской медиации
  • Заявка на создание сообщества отклонена.
  • Образовательный кризис российской медиации
    Вступить в сообщество

Об этом сообществе

На сайте Министерства Образования и науки РФ опубликован проект приказа «Об утверждении программы подготовки медиаторов"
(далее Программа). Декларируется, что отличительной особенностью этой учебной программы является то, что «она составлена с учетом имеющегося зарубежного опыта в области обучения методам альтернативного разрешения споров и медиации и адаптирована к отечественным социокультурным особенностям». В чём же состоят эти социокультурные особенности? - в Программе не раскрывается.

Учебно-тематический план сгруппирован в три модуля: «Введение в медиацию», «Медиация,как процедура» и «Медиативный подход». Продолжительность каждого модуля - 40 академических часов. Хотя утверждается, что акцент сделан на получении слушателями навыков, необходимых при урегулировании конфликтов с
помощью процедуры медиации, из содержания следует совершенно противоположное. Как Вам нравится, например, тема занятий «Взаимодействие картин мира в
процессе медиации»? Он занимает целых 4 часа, и будем надеяться, пригодится в практической работе. Другие пункты можно охарактеризовать как неспешный сериал на тему медиации. Бесспорно, что предлагаемые темы актуальны. Вызывает сомнение то, что изложению непосредственно практических навыков (в семейных, трудовых, экономических и др. отношениях) отводится лишь одна десятая времени от общей продолжительности обучения. Почему бы все сто часов этого сериала не превратить в динамичную двух-трехчасовую лекцию о медиации, а остальное время уделить практике? Да и пригодится ли медиаторам-практикам ста двадцати часовое обучение? Можно возразить, что для обретения будущей профессии и этих часов будет мало. Это очевидно: для обретения профессии понадобятся годы. Но отдадим себе отчет в том, что лишь 12 часов из 120 в предлагаемой Программе Минобразнауки будущим медиаторам будет рассказываться о прикладных аспектах медиации. Всё остальное — это «теоретические изыски», а принимая во внимание молодость отечественной медиации, и языковый барьер, отбрасывающий отечественную науку на периферию мирового сообщества, и увы, существующий для многих отечественных преподавателей, теоретизирование на тему медиации может легко превратиться на практике в схоластику, хорошо знакомую нашим студентам из уроков научного коммунизма.
Обучение предполагается очное, в форме «интенсива» по 10 академических часов в день на протяжении 4-х дней. Только «освоив» все три модуля, написав эссе о медиации (!), а также продемонстрировав «теоретические знания и практические навыки» слушатель сможет получить сертификат медиатора. Такой режим занятий, даже с учетом допустимых перерывов между модулями, сильно напоминает «штурмовщину» в период студенческой сессии. Это конечно, удобно для «десанта» преподавательского состава в регионы России «на заработки», но крайне негативно может сказаться на качестве обучения будущих медиаторов.
Лишь едва заметный намёк сделан в Программе в сторону современных технологий обучения. Не раскрывая деталей, Минобразнауки допускает «возможность изучения некоторого объема теоретического материала дистанционно».
Между тем, дистанционные технологии обучения с использованием Интернет, электронное обучение eLearning, Course Management Systems (CMSs) очень востребованы в условиях России, с учетом её инфраструктуры, отдаленных населенных пунктов. Неявный запрет в Приказе на прием экзаменов в дистанционной форме с использованием технологий идентификации личности экзаменуемого (например при получении заказного письма с паролем доступа к системе электронного обучения, и возможно, с удостоверением личности обучающегося у нотариуса) сильно ограничит конкуренцию на рынке образовательных услуг по подготовке медиаторов. Да и в самом Приказе явно усматривается запрет на преподавательскую деятельность медиаторов — практиков: обучение по Программе «Медиация. Базовый курс» приводит к присвоению звания профессионального медиатора без права преподавания.
С позиции чиновников Минобразнауки в России нет и должно быть медиаторов-практиков, а их опыт, равно как и опыт международных сообществ медиаторов и конфликтологов, с позиции обучения и аттестации медиаторов просто не актуален. Вот почему из 120 часов Программы лишь 12 уделяется вопросам практики.
И наконец, кому выгодно обучать «взаимодействию картин мира в
процессе медиации» на протяжении почти сотни часов? Выгодно тем, кто пытается монополизировать рынок подготовки и аттестации медиаторов в России или продвигать свою учебную продукцию, опираясь не на принципы практического опыта и честной конкуренции, а на пресловутый административный ресурс, научные звания, титулы. Между тем, по нашему мнению, ни один из существующих центров подготовки медиаторов в России не способен удовлетворить потребности социума в подготовке специалистов в сфере медиации. От пятидесяти до одной сотни тысяч вакансий медиаторов откроется в отечественной экономике в ближайшие годы.
Остается только надеяться, что вопреки тем барьерам, которые вводит Приказ (скорее всего именно в такой редакции он и будет утвержден!), вопреки требованиям уметь написать или списать эссе о медиации, сообщества медиаторов в России возникнут. Именно эти сообщества, как саморегулируемые организации в профессиональной деятельности медиаторов, и сформируют программы подготовки медиаторов на конкурентных принципах и при необходимости оспорят в судебной порядке те нормативные акты, которые этому препятствуют.
Конференции
  • У данного сообщества ещё нет конференций. Создайте новую конференцию!
Об этом сообществе
  • Участников
    2
  • Конференций
    0
  • Комментариев
  • Дата создания
    8 января 2011