Отзывы о работе вальдорфских школ

Отзывы о работе вальдорфских школ

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями о работе вальдорфской школы, если Вы в ней учились или работали. Мне это очень интересно

13101
Комментарии (19)
  • 5 ноября 2009 в 22:34 • #
    Лев Штернберг

    Я так думаю, на сайте не так много народу, чтобы среди них нашлись те, кто сам учился в вальдорфской школе.

    Я могу рассказать о своем впечатлении о немецких вальдорфских школах - живу там, пообщался с несколькими. Но впечатление субъективное и не положительное. Рассказать?

  • 5 ноября 2009 в 23:51 • #
    Ирина Логвинова

    Да, расскажите, пожалуйста, мне интересны любые мнения. Можете, если хотите, написать мне в почту #

  • 6 ноября 2009 в 00:43 • #
    Лев Штернберг

    Не знаю, как в других европейских странах, но в Германии вальдорфские школы чрезвычайно консервативны и для внешнего влияния наглухо закрыты. Привнести нечто новое в эти учреждения чрезвычайно сложно. Учительские и административные кадры готовятся в отдельных вальдорфских училищах, отделенных от педагогических университетов. Сами вальдорфские учтеля, слыша предложение посетить какой-нибудь педагогический семинар, машут руками и восклицают: "Нет, нет, нет, у нас своя педагогика, свои вальдорфские методики". К слову, точно так же ставит себя германская школа Монтессори.
    Обе эти школы - учреждения сугубо католического направления, стоящие на том, что наука и культура - это не важно. Важно - вера в Бога и духовность. В то время когда школа Монтессори делает установку на развитие бытовых навыков учащихся (хозяйство, мастерские, рукоделие), Вальдорфская школа упирает на музыку и рисование. Рисование и музыка не как явление культуры, а как проявление души. Занятий в нашем, российском понимании, по запланированным учебным программам, там не приветствуют. Темы возникают спонтанно, из текущих событий. Оценок не ставят, система зачетов отличается от общегерманской, поступить в ВУЗ после этой школы почти невозможно. Надо сказать при этом, что в Германии вообще не столь культивируется поступление в ВУЗ, как это происходит в нашей стране, и потому немцев никак не смущает, что выпускники какой-то школы с трудом читают или не понимают, что такое дробь. Зато эти вупускники умеют "субъективно отражать природу"... в пределах католических представлений, конечно. Как правило, в Вальдорфскую школу попадают либо дети выпускников этой школы (эти родители, как правило глубоко верующие, убеждены, что это лучший путь к духовности, другого пути они сами не знают), либо те дети, которые категорически не справляются с общеобразовательной программой в государственной школе (родители переводят их в эту школу, чтобы освободить ребенка от стресса программных требований).
    Я побывал в трех вальдорфских школах - две в Гамбурге и одна в Магдебурге. Признаюсь, после первых двух никак не хотелось верить, что именно это и есть вальдорфская педагогика, пошел посмотреть в третью школу. При том, что сами вальдорфовцы чужого не перенимают, но свое показывают очень охотно всем желающим. Так как сам я сторонник очень активного развития и обучения, автор нескольких интенсивных учебных методик, то впечатление от вальдорфской школы у меня осталось удручающее. Плюс ко всему я сам еще и актер по образованию, то есть мне симпатичны дети активные, шумные, яркие. Много лет я занимался тем, что развивал (в Светском еще Союзе) у детей стремление конкурировать и побеждать - на фоне моих собственных педагогических установок вальдорфские тихонькие детишки меня просто ужаснули.

    Должен сказать при этом, что впервые я познакомился с вальдорфской школой лет пятнадцать назад в Белоруссии. Тогда это было модно, перенимать красивые словечки и европейские "вроде-бы передовые ноу-хау". Те элементы и кусочки, которые ввела у себя та вальдорфская школа в Могилеве, к истинно вальдорфской педагогике почти никакого отношения не имели. Думаю, и сейчас не многие российские вальдорфовцы понимают, о чем именно идет речь там, в "настоящих" вальдорфских школах. Но это мое личное мнение, не рискну его никому навязывать.

  • 6 ноября 2009 в 00:48 • #
    Ирина Логвинова

    Спасибо. А как Вы относитесь к тому, чтобы учитывать положительный опыт вальдорфских школ? или их методические наработки? или антропософское видение того, что происходит в ребенке? Мне кажется, что в антропософии, несмотря на оккультизм, все же есть какое-то рациональное зерно. по крайней мере, мне так кажется. Я читаю Штайнера со своих позиций, пропуская оккультизм. Но меня очень увлекло его понимание внутреннего развития ребенка по семилетиям. Причем, в России детей отдавали раньше (до 1917 г.) в школу с 7 лет. Это потом стали отдавать с 6, но ребенок еще в 6 лет не готов учиться. Я сама с 7 лет в школу пошла.

  • 6 ноября 2009 в 02:24 • #
    Лев Штернберг

    Положительный опыт вальдорфских школ? Нужно сначала оговорить, по каким критериям считать этот опыт положительным. С точки зрения требований традиционной общеобразовательной системы в России - опыт вальдорфских школ (я имею в виду немецкие школы, не российские березы с бананами) абсолютно отрицателен. Ни знаний, ни культуры настоящая вальдорфская школа не дает, и этим гордится. С точки зрения душевно-психического состояния людей с умственными отклонениями - результаты прекрасные. Дети-зэпээровцы в этой школе даже не подозревают, что они недоразвитые, ибо учить им ничего не приходится, экзаменов с них не спрашивают, хвалят за то, что рисуют они на бумаге, а не на стенах. Что и как рисуют - это уже дело личное и оценкам не подлежит.

  • 6 ноября 2009 в 01:05 • #
    Лев Штернберг

    Российские педагоги этого течения просто привязывают, образно говоря, к березе несколько бананов и искренне верят, что теперь это настоящая пальма. Не понимаю, как можно у Штайнера пропустить оккультизм. От Штайнера останется лишь пара бананов.

  • 30 июля 2010 в 01:26 • #
    Анатолий Рейбольд

    Увжаемый господин Штернберг,

    огромное спасибо за Ваше точное описание вальдорфских, школ Монтессори и самых разных школ реформной педагогики.

    Я живу тоже в Германии и "исправляю интелектуально" детей испорченных обучением в таких школах. В школах мало чему учат и совершенно отсутствует дух творчества и свободной мысли. Естественным наукам и математике присаётся мало значения, зато танцам, музыке и правельной походке. Спорт тоже не очень важен. Вальдорфская педагогика базируется на антропософских идеях Рудольфа Штайнера, реформная педагогика на теософских идеях Елены Блавадской. Меня лично это тоже настараживает. Хотя Штайнер ссылается на связь его идей с христианством, ознакомившись с его книгой "Философия цвободы" я этому с трудом верю. Католический мир относится к идеям Штайнера крайне негативно. Особенно строники педагогических идей Эдит Штайн. К моему глубокому сожалению идеи реформной педагогики и вальдорфской педагогики проникают в обычное образование. Мы выбераем сейчас гимназию для сына. Один из главных вопросов, которые мы задаём "Какое отношение школы к реформной педагогике и вальдорфской педагогики?". Кратко говоря. "Господи упаси Россию и другие страны мира от таких сумасшедших и опасных для интелектуального развития населения идей".

    С уважением, Анатолий Райбольд

  • 30 июля 2010 в 02:24 • #
    Лев Штернберг

    Сочувствую я Вам, Анатолий. Извините, господин Рейнбольд.
    Занятие Ваше совсем не денежное, да к тому же и не благодарное. "Исправлять интеллектуально" немецких школьников - это то же самое, что ремонтировать мотор у сфотографированного автомобиля. Качество фотографии может быть великолепное, вроде и дверцы у автомобиля есть, и фары, и лак блестит - красота, да и только! Да вот только не предназначена фотография для езды, и мотора у нее нет, Просто красивая декорация во всю стенку. Так же и образование в Германии. Вроде человек и двенадцать лет отучился, и аттестат имеет, и даже решил в институт пойти - а образования нет как нет, лишь одна красивая декорация...
    И главное, сами немцы этого не понимают, они привыкли именно к декорациям и к бутафории. Изучение наук они подменяют спонтанными разговорами о своих личных размышлениях и представлениях, и думают, что это и есть наука.

  • 30 июля 2010 в 04:13 • #
    Анатолий Рейбольд

    Уважаемый господин Штернберг,

    благодарю за Ваш интересный ответ. Позволю себе не согласиться с Вашей оценкой немецкого образования. Моя критика касалась школ попавших под влияние "современных педагогических идей". Таких школ не так много, так как обычные учителя сопротивляются этому безумию. Проблема в том, что выпускники "новомодных" гимназий не справляются с обучением в университете.

    К сожалению, я мого сравнивать немецкое школьное образование с советским 20 лет назад.

    Если сравнивать начальную школу в которую я ходил с начальной школой моих детей, то совершенно ясно, что школа моих детей на порядок лучьше и они учит большему. Так же в обычной немецкой гимназии обучают больше и лучьше, чем в обычных советских школах 20-летней давности. По крайней мере это касается языков, математики и физики. Гимназию посещают примерно 40% детей. В остальных видах школ ситуация на самом деле крайне сложная. Фактически там ни чему не учатся (кроме самого необходимого). Детей рекомендуют в какой нибудь вид школы теоретически в середине 4-го класса, фактически же в конце 3-го, то есть в 9 лет. Получается, что в 9 лет во многом решается судьба человека. Это бесусловно очень проблематично.

    Сердечный привет, Анатолий Райбольд

  • 30 июля 2010 в 15:54 • #
    Лев Штернберг

    Немецкая начальная школа лучше российской? Помилуйте! Я не знаю, в какой земле Вы живете, южные школы однозначно лучше северных, но у нас в Гамбурге начальные школы ужасны. Русские дошколята знают и умеют гораздо больше и лучше, чем немецкие третьеклассники. И причина совсем не в том, что четверть детей не владеет немецким - как раз дети мигрантов показывают лучшие результаты, чем местные. Причина кроется в чрезмерно упрощенной программе, и в очень заниженных требованиях учителей. Это ж надо додуматься - в подготовительном классе детей целый год всерьез учат соядинять кривые линии, то есть просто рисовать карандашом кружки и овалы! Целый год программа не предполагает бОльших умений!

  • 30 июля 2010 в 17:42 • #
    Анатолий Рейбольд

    Я живу в Гессене и мои дети ходят в самую обычную начальную школу.

    Английский язак с 1-го класса, информатика (элементарные основы Word, Excel, Google Search), чтение диаграмм и гистограмм, элементарные основы Mind Map со 2-го класса, плавание, письменное сложение и вычитание десятичных чисел, умножение и деление до 1000, спряжение глаголов в настоящем и в простом прошедшем времени, музыкальные ноты с 3-го класса, факультативные курсы по музыке, пению, танцам, театру, технике, химии, шахматам, биологии, логике и комбинаторике и в районе 10 спортивных кружков.

    В городах южных земель это обычная ситуация. Так заложенно в программе. Вы правы, разница между севером и югом Германии огромная (как на западе так и на востоке). Земли сами выбирают себе программу. В этом случе федеральный принцип даёт сбой. По моим наблюдениям ситуация в Австрии и в Швейцарии ещё лучьше, чем на юге Германии. Насколько я знаю историю, разница в образовании юга и севера Германии уже давно имеет место. Один мой знакомый педагог однажды мне сказал "Если бы Ейнштейн родился бы в Бремене а не в Ульме, то не было бы ни уравнения фотоэффекта ни теории относительности".

    Север и юг отличаются ещё в другом - в квартплате. Мы в Дармштадте платим за 2,5-комнатную квартиру столько же сколько наши родственники за дом из 6-и комнат в Бремени. Вот такие дела.

  • 1 августа 2010 в 14:03 • #
    Лев Штернберг

    Ну вот видите... То, что Вы рассказываете о начальной школе в Гессене, в нашем Гамбурге звучит как фантастика.

  • 6 ноября 2009 в 01:55 • #
    Лев Штернберг

    Ира, я не помню у Штайнера про семилетия. Все-таки я никогда не изучал его работ целенаправленно и системно.
    В антропософии конечно же есть зерно, даже целое зерновое поле. Взгляды Штайнера созвучны с Блаватской, с восточными представлениями о многократном переселении души и еще со многими другими доктринами. Но содержание обязано соответствовать форме. Духовные представления, если они не подкреплены соответствующим образом жизни, способом поведения, системой тренинга - такие представления остаются отвлеченными «знаниями со стороны». Принять духовность можно лишь приняв всю систему поведения. А это российским педагогам слабо, они слишком рациональны и постоянно пытаются отделить антропософию от религиозного культа. Но разве это возможно – отделить воду от водорода? Как вода без водорода перестанет быть водой, так и вальдорфская школа без теософии перестает быть вальдорфской.

  • 6 ноября 2009 в 22:49 • #
    Ирина Логвинова

    У Штайнера как раз главное в учении - это семилетия развития ребенка. А насчет отделения воды от водорода - да, они неотделимы. И все же, мне кажется, что можно отделить от учения Штайнера какие-то моменты, которые могут считаться общепризнанными, и попробовать их проанализировать, и выстроить свою систему. Это уже будет не вальдорфская педагогика, а какая-то другая, в основе которой будут антропософские взгляды.
    Взгляды Штайнера есть в основе педагогики Макаренко, а также Сухомлинского, много от него есть у Выготского. Но семилетия развития они тоже не берут во внимание.

  • 6 ноября 2009 в 22:50 • #
    Ирина Логвинова

    А Ваш личный опыт педагогический на чем основывается? Может, есть что-то такое, написанное Вами, что Вы посоветовали бы мне почитать, чтобы ознакомиться?

  • 6 ноября 2009 в 23:48 • #
    Лев Штернберг

    Да конечно, Ира, любой элемент из какой-нибудь целостной философии можно обособить и применить так или эдак к другим условиям, подать в ином гарнире. Хотя, признаюсь, я никогда ранее не слышал и не читал о симбиозе Штайнер-Макаренко, меня Ваши слова искренне обескуражили. Тем более, что советская власть должна была бы сослать Макаренко за единомыслие с таким философом. Если у Вас есть под рукой какая-нибудь ссылочка у Макаренко на Штайнера - подскажите ее мне, хочется воочию убедиться.

    Что касается меня, то я в 90-е годы годы занимался со школьниками театром. А затем на базе актерских упражнений, адаптированных для дошколят, занялся темой общего, так сказать, развития. Ведь театральная педагогика имеет огромный опыт в этом направлении, о котором педагогика школьная мало что знает. На базе некоторых упражнений, да еще "под влиянием" методик Н.А.Зайцева, разработал пару интересных вещей. Посмотреть их можно на www.rebus-metod.com . Если Вас интересует тема дошкольного образования, то этот сайт не покажется Вам скучным, я надеюсь.

  • 7 ноября 2009 в 21:50 • #
    Ирина Логвинова

    Спасибо. Я посмотрю сайт. Кстати, я вспомнила, где видела упоминание Вашей фамилии - в статье Масандиловой И.Л. о театральной педагогике.

  • 9 ноября 2009 в 13:08 • #
    Лев Штернберг

    Нет, Ирина Масандилова ссылалась наверняка не на меня, а на моего отца. Он много работал над театрализацией учебных процессов, и меня перетащил из театра в педагогику. Театрализация в его понимании - это не разыгрывание сценок по ролям, как это стереотипно представляют себе многие учителя. Театрализация - это прежде всего перенос акцента со знаний и навыков, которые сегодня дает школа ученикам, на развитие психо-физического аппарата ученика. То есть развитие памяти, внимания, воображения, слуха, зрения, координации, ритмичности, а так же умение самостоятельно строить драматургию собственной жизни, технологично отстраивать процесс "целеполагание-планирование-реализация-оценка". У отца была разработана огромная концепция, которую он называл "Технология саморазвития творческой личности". Думаю, его идеи по значимости вполне могли бы встать в один ряд со Штайнером. Жаль, что он рано умер и не довел свои работы до публикации. Я для того и издательство открыл, чтобы когда-нибудь опубликовать его труд. Ну а пока вот тренируюсь на издании собственных маленьких методик, построенных на принципах его технологии.

  • 10 ноября 2009 в 11:14 • #
    Ирина Логвинова

    Да, наверное, она точно ссылалась на Вашего отца. А методика очень интересная, и действительно может стать в один ряд со Штайнером, как мне видится по тому, как Вы ее описываете.
    Спасибо.


Выберите из списка
2010
2010
2009