Top.Mail.Ru
Эксперты: введение «электронных путевок» абсолютно бессмысленно

Эксперты: введение «электронных путевок» абсолютно бессмысленно

Ростуризм предложил туроператорам протестировать «электронную путевку», которая должна стать обязательной для всех участников рынка уже с 1 января 2018 года. Впрочем, как отмечают эксперты как туроператорского, так и турагентского рынков, провести полноценное тестирование и оценить все плюсы и минусы этого проекта за два месяца просто невозможно. При этом наблюдатели уверены, что введение «электронных путевок» вовсе не повысит защиту туристов (а именно эта цель декларируется как главная), а лишь прибавит головной боли турфирмам, а также профильным ведомствам, во внимании которых остро нуждаются совсем другие и более глобальные проблемы туристической отрасли. Более того, согласно инсайдерской информации, некоторые чиновники, связанные с внедрением электронной путевки, уже начали подыскивать наиболее легитимный способ взимания денег с турфирм за «пользование» этой системой.

Так, согласно сообщению, опубликованному на сайте Ростуризма, «электронная путевка» — это информационная система, в которую туроператоры будут вносить данные о бронировании и оплате турпродукта (пакетного тура). По каждому туру в системе формируется документ с уникальным номером – электронная путевка.

При этом в списке основных возможностей системы следующее: присвоение уникального идентификационного номера каждой проданной путевке; централизованный сбор и хранение данных о продаже турпродукта на всей территории России; оперативная проверка законности продажи тура; формирование статистической отчетности, а также оперативных аналитических отчетов о деятельности и развитии отрасли; контроль исполнения финансовых обязательств всех сторон, задействованных в приобретении и реализации турпродукта, а также оперативный государственный контроль деятельности участников туристического рынка.

«Электронная путевка гарантирует, что обязательства туроператора имеют финансовое обеспечение, достаточное для ведения туроператорской деятельности. С квитанцией электронной путевки можно будет обращаться в фонд персональной ответственности туроператора при Ассоциации «Турпомощь» в случае невыполнения туроператором своих обязательств»,— пояснили в Ростуризме, подчеркнув, что электронная путевка гарантирует выполнение туроператорами обязательств перед клиентами.

Впрочем, сами представители турбизнеса категорически не согласны с таким заявлением профильного ведомства. «Я отношусь к этому проекту негативно, поскольку он проблем не решает. Кто хочет обмануть туриста, тот это сделает в любом случае. Им никак не помешают электронные путевки»,— уверена генеральный директор туроператора «Ванд» Татьяна Ванд.

По её словам, изначально электронная путевка была задумана как инструмент для оперативного подсчета туристов в случае различных ЧП, оставшихся за рубежом, а также только планирующих улететь. «Но даже для этой цели такой инструмент как электронная путевка явно избыточен. О туристах всегда можно узнать либо через туроператора, либо через турагентства, которые оформляли туры»,— подчеркнула эксперт. Более того, со времени начала разработки данного проекта прошло много времени, за которое туристический рынок успел кардинально поменяться – теперь от 20% до 50% турпотка, в зависимости от направления, приходится на так называемых «самостоятельных» туристов, которые бронируют свой тур по частям в различных интернет-сервисах, которые электронной путевкой не охватываются, а значит и информация о «самостоятельных» туристах регулятору отрасли так и останется недоступной.

«Именно по этой причине я уверена, что электронная путевка — это очередной прожект наших чиновников, который абсолютно не защищает туристов от возможности потерять деньги. Людям нужно, чтобы в случае непредвиденных ситуаций их вернули домой или вернули деньги за несостоявшуюся поездку. А электронная путевка и данные, которые будут храниться в Ростуризме, ни в коем случае к этой цели не приближают»,— заключила Татьяна Ванд.

В свою очередь генеральный директор сети турагентств «Розовый Слон» Алексан Мкртчян уверен, что тестирование должно быть достаточно длительным и, что самое важное — на большом количестве субъектов. «То есть тестирование не должно проходить 1–2 месяца, это процесс, на мой взгляд, должен занять около года. И лишь когда у всех участников теста отпадут все вопросы, а подавляющая часть турфирм выскажется положительно о проекте, то только тогда можно окончательно вводить «электронную путевку»,— пояснил он.

Впрочем, в нынешнем варианте, по мнению эксперта, «электронная путевка» уже вызывает вопросы. «Сейчас ведутся дебаты о том, как показывать стоимость путевки, и главное — надо ли туристам показывать прибыль турагентств. Мое мнение – эта информация является коммерческой тайной и разглашению не подлежит. Мы же, когда приходим покупать в ресторан пиццу, не знаем, сколько стоит вода, мука и другие ингредиенты. Мы не знаем, какая прибыль у владельца ресторана или магазина. Аналогичный вопрос можно задать туроператорам. Готовы ли они показать туристам, сколько стоит отель, авиабилет и сколько компания в итоге зарабатывает? Я думаю, ответ будет тоже отрицательный»,— отметил г-н Мкртчян.

С этим согласная и Татьяна Ванд, обратившая внимание на избыточность данных, требуемых для заполнения электронной путевки – помимо всей информации о своих клиентах и их маршрутах, турфирмы вынуждают раскрывать коммерчески значимую информацию, которая всегда держится в секрете. Как распорядятся ей чиновники Ростуризма, не уйдёт ли она к конкурентам – вопросы, на которые пока однозначно ответить вряд ли возможно…

www.tourprom.ru

212
Комментарии (0)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008