Около 35 авиакомпаний могут уйти с рынка перевозок в 2009 году

Около 35 авиакомпаний могут уйти с рынка перевозок в 2009 году

Около 35 авиакомпаний могут уйти с рынка перевозок в 2009 году из-за долгов

Почти каждая пятая авиакомпания в России имеет такие серьезные долги, что в ближайшее время может лишиться права летать, заявил сегодня глава Минтранса Игорь Левитин. Росавиация разослала авиакомпаниям из «черного» списка свои предупреждения. Ведомство пытается избежать повторения ситуации с банкротством AirUnion, когда тысячи пассажиров вынуждены были толпиться в аэропортах по несколько дней и даже недель. Ответ за «неразбериху» тогда пришлось держать Росавиации.

В 2009 году примерно 20% российских авиакомпаний (порядка 35) могут лишиться права на выполнение полетов в связи с задолженностью перед аэропортами, налоговыми органами и аэронавигационными службами, заявил сегодня глава Минтранса Игорь Левитин. «Если они не смогут пройти все эти требования, то думаю, что их не будет»,— сказал Левитин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

По его словам, в Росавиации имеется список таких перевозчиков, за которыми ведомство пристально следит. Ведомство уже выслало авиакомпаниям с большой долговой нагрузкой письменные предупреждения. Конкретные имена компаний из «черного» списка озвучены не были. В ведомстве лишь отметили, что среди проблемных перевозчиков есть не только малоизвестные небольшие авиакомпании, но и «те, кто на слуху и давно занимается авиаперевозками». В агентстве также отметили, что должники получили письменные уведомления об их долгах. Как только авиакомпания гасит свою задолженность, она автоматически выбывает из списка должников.

Бороться с авиакомпаниями, систематически задерживающими или отменяющими рейсы, ведомство будет традиционными мерами — уменьшением глубины продаж или сокращением чартерных программ на нынешний год.

После неприятного инцидента с AirUnion братьев Абрамовичей, когда летом прошлого года из-за нехватки денег компании альянса не смогли заправить свои самолеты топливом и тысячи человек были вынуждены толпиться в аэропортах по несколько дней и даже недель, ответ держала Росавиация. В частности, глава Росавиации Евгений Бачурин после этого лишился своего места. Хотя официально премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». Но экс-глава Росавиции говорил, что уходит «не по собственному желанию». Новое руководство Росавиации, возглавляемое Геннадием Курзенковым, повторения ситуации не желает, поэтому пристально наблюдает за долгами и финансовым состоянием авиакомпаний и делает им предупреждения, считают эксперты.

Сначала авиакомпании столкнулись с резким скачком цен на авиатопливо, потом грянул кризис. В итоге перевозчики, как крупные, так и мелкие, оказались в сложной финансовой ситуации. Следствием кризиса стало падение роста авиаперевозок. В этом году авиаперевозки могут снизиться на 10%, по прогнозу Минтранса. Причем, снижение пассажироперевозок в январе этого года на 11% лишь доказывает неутешительный прогноз на год. Долги перевозчиков стали серьезной головной болью как для них самих, так и для Росавиации и государства в целом.

«Сейчас можно сказать лишь, у кого точно нет проблем — это у „Аэрофлота“, так как у него минимальное количество долговой нагрузки и есть положительные денежные потоки. У остальных авиаперевозчиков ситуация хуже, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей»,— говорит RB.ru аналитик ИК «Россгострах-инвестиции» Евгений Шаго. Так, совокупный долг калининградской «КД авиа» только в середине 2008 года составил 7,1 млрд рублей при операционной прибыли 29 млн рублей. Долг четвертой авиакомпании страны — ГТК «Россия», базирующаяся в Пулково,— превысил 4 млрд рублей. Общая сумма кредитов у «Сибири» — 10,4 млрд рублей, и на прошлой неделе перевозчик допустил технический дефолт по облигациям на 2,3 млрд рублей.

Евгений Шаго соглашается, что из-за кризиса навсегда покинуть небо могут порядка 35 авиакомпаний. Число российских авиакомпаний с начала года уже сократилось на 8 штук, сообщала ранее Росавиация. По итогам 2008 года в России было 175 авиакомпаний, теперь только 167. Сертификаты эксплуатантов аннулированы у «Интеравиа», «Сатурна», «Омскавиа», «Сибирской авиатранспортной компании», «Дальавиа», «Красноярских авиалиний», «Домодедовских авиалиний» и "Авиапредприятия «ТЕСИС».

Сможет та или иная авиакомпания справиться со своими проблемами, зависит от соотношения показателей долговой нагрузки и положительного денежного потока,— считает Шаго. Повезет и тем, кому государство готово оказать поддержку.

Спасти ГТК «Россия» намерена губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Вместе с гендиректором ГК «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым она заявила о готовности скорейшего «разрешения проблем авиакомпании». Планируется, что в рамках создаваемой большой корпорации «Росавиа» появится отдельное юридическое лицо, зарегистрированное в Петербурге — «Росавиа-Санкт-Петербург». И правительство Петербурга может выкупить в собственность города пакет 25% акций плюс 1 авиакомпании, создаваемой на базе ГТК «Россия» в Петербурге. Чиновники решили оказать господдержку и «Сибири», выслушав доклад гендиректора Владислава Филева о проблемах компании.

www.rb.ru
Автор — Ольга Самофалова

166
Комментарии (0)
  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?