Турбизнес рухнет к лету?

Разговоры о предстоящем после Нового года разорении российских туроператоров и турагентств ведутся уже не шепотом, а практически громогласно: «Раньше Новый год был забит,— а теперь нет предложений с чартерами». «Горнолыжные туры в Болгарию практически сошли на нет. А в Турции может снега не быть. Хоть на Апатиты переключайся».

Масла (или керосину) в огонь подливает авиация. Безобразные скандалы нынешней осени, связанные с авиакомпаниями, вызывают сильное желание остаться дома. Торчать в аэропорту неделями из-за того, что у доблестных перевозчиков нет керосина, топтаться у дверей гостиницы, а потом с отчаяния перекрывать взлетную полосу,— за это даже экстремальные туристы платить не станут.

Так что же ждет российский туризм в новом, кризисном году? Ответы лидеров индустрии позволяют сделать некоторые предварительные выводы.

«Четкой картины нет,— считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.— Если бы я ее знала, играла бы на бирже. Рынок пребывает в состоянии тревожного ожидания. Разные туры расходятся по-разному. У кого-то есть отказы, а у кого-то — очень хорошо».

Сейчас, в преддверии зимы, наиболее актуальны два вида туризма: горнолыжный и встреча Нового года (где-нибудь на пляже в теплых странах). Как отмечают собеседники агентства, «горнолыжный сегмент» чувствует себя получше.

«Альпы у нас хорошо держатся, а вот Балканы снижаются,— отметила Тюрина.— В альпийские страны — в Австрию или Швейцарию — ездят состоятельные люди, у которых на любимые горные лыжи деньги найдутся. В Балканах — дешевле, там катается средний класс, те, кому есть что терять. И сейчас эти люди задумываются, до лыж ли им».

«Горнолыжник скорее на куске хлеба сэкономит, а в горы поедет»,— считает генеральный директор туристической компании «Санрайз» Дмитрий Мазуров. К тому же, как напоминает менеджер сети туристических агентств «Лайн-тур» Лариса Спичкина, «горнолыжники забронировали туры еще с конца весны».

То есть, надо понимать, что в тот момент кризис еще не просто не докатился до покупателей путевок, ну, а возвращать приобретенное никому уже не хочется, да и атмосфера не настолько накалена.

Ирина Тюрина отмечает лишь один известный ей случай, когда некий бизнесмен отказался от продолжительного и очень дорогого тура в Мексику, уплатив неустойку и сильно огорчив своего турменеджера. Человек не мог себе позволить в нынешней ситуации ни истратить такие деньги, ни отлучиться на такое время из Москвы.

Но это случай особый. Волны возвратов туроператоры не ожидают. Но как поведут себя все эти горнолыжники и иже с ними в будущем году,— неизвестно. Это подтверждает и Ирина Тюрина: «Сейчас еще по инерции все поедут. А следующее лето может оказаться куда страшнее зимы».

Как же обстоит дело с «купальщиками»? «Новогодние туры пока идут,— рассказала Тюрина.— Поглядим на ноябрь. Опять размытая картина: кто-то вместо 50% путевок успел продать только 30%». Еще большую тревогу выражает Лариса Спичкина: «Раньше в октябре у нас каждый менеджер успевал продать по 15–20 новогодних туров,— рассказала она.— А в этом месяце — по две-три путевки, и все. Таиланд, Индонезия — все дорожает. Если раньше встретить праздник в Таиланде, с двухнедельными каникулами, стоило туристу $2700–3000, то сейчас многие туроператоры подняли цену до $4700 с одного человека! Правда, их покупать перестали, поэтому некоторые опять снизили до $2700».

Это очень важный момент: хотя многие, от кого зависят цены на путевки, безусловно, хотели бы их задрать, вдруг выясняется, что у этого роста есть потолок. «Подорожания путевок в ближайшее время не будет»,— считает Дмитрий Мазуров, предупреждая, что на долгое время загадывать нельзя.

Подтверждая, что «авиационный вопрос» — нож острый для туризма, собеседники агентства считают маловероятной переориентацию на другие виды транспорта, которые с самолетом конкурировать никак не могут. «Какие могут быть чартерные рейсы по железной дороге!» — заметила Ирина Тюрина.

Обжегшись на «AirUnion» и ему подобных, туроператоры ищут более надежных партнеров среди авиакомпаний. «Некоторые чартеры операторы сняли,— сообщила Тюрина,— например, в Словакию».

«Наше положение лучше: мы всегда летаем „Аэрофлотом“,— рассказал Дмитрий Мазуров.— Эта авиакомпания поддерживается государством. И если сейчас многие чартеры продаются без конкретного времени отлета, то у нас время всегда подтверждено, у туриста есть гарантия, что он вылетит». Лариса Спичкина также отметила, что авиакомпании начали снижать топливный сбор: например, с $70 до $30 c одного человека.

С еще большим скепсисом относятся профессионалы туристической сферы к возможности переориентации потока с заграницы на Россию. Все собеседники отмечают, что «внутренний туризм тоже дорогой», а вот оснований брать такие деньги у российских владельцев гостиниц и перевозчиков гораздо меньше. Русский сервис так и не стал в положительном смысле капиталистическим.

«О росте внутреннего рынка говорить рано,— полагает Елена Соловьева, заместитель директора туристической компании „Активный тур“, уделяющей большое внимание путешествиям по России.— Сервис оставляет желать лучшего, цена и качество несоразмерны. Наши пока не желают работать на людей».

Как отмечает Соловьева, встретить Новый год в России в живописных уголках вроде Суздаля или Костромы стоит дороже, чем в Финляндии: ненамного, но все-таки дороже! Тогда как финский сервис славится на весь мир. «В Суздале за две-три ночи раньше брали 25 тысяч рублей с человека, а сейчас с вас 35–40 тысяч возьмут,— добавила Лариса Спичкина.— И ведь едут». Но едут те, кому очень хотелось, а вот менять направление с заграницы на наш чванливый сервис, вряд ли кто станет.

По словам Елены Соловьевой, хотя нефть на мировом рынке подешевела, цены на моторное топливо никто снижать не торопится. «И железнодорожники, и автобусники в этом году на 30-40% взвинтили цены»,— сообщила она. Трудно такому транспорту конкурировать с авиакомпаниями,— те хотя бы топливный сбор снижают.

Горные лыжи в России тоже практикуются. «Есть Красная Поляна, Домбай,— напомнила Соловьева.— Но туда, в основном, едут своим ходом, минуя туроператоров. Кстати, там есть возможность забронировать гостиницу прямо из Москвы».

Ожидают ли эксперты массового разорения туроператоров после Нового года? «Ожидаем»,— кратко заметил Дмитрий Мазуров. По мнению Ларисы Спичкиной, разорение ждет не туроператоров как таковых, а множество мелких турагентств. Операторам же предстоит укрупнение. "Вместо нынешних 50 туроператоров, я думаю, у нас будет 10 крупных,— предполагает она.— Ну, хотя бы по примеру объединения «Интуриста» со «Скайвеем».

по материалам Росбалт

248
Комментарии (4)
  • 10 ноября 2008 в 21:07 • #
    Сергей Иванов

    все не разорятся.
    у кого будут деньги - те будут ездить

  • 27 ноября 2008 в 18:36 • #
    Петр Каленюк

    Мне кажется, что в кризисе люди наоборот потихонечку начнут менять приоритеты в сторону туризма. Захочется впечатлений. По себе знаю. И мне кажется что развиваться будет именно внутренний туризм, экстремальный и не очень. Так что - не так то все и плохо будет.

  • 3 января 2009 в 14:40 • #
    Павел Корчагин

    Скорее всего начнет развиваться самостоятельный туризм, как внутренний, так и выездной. Одна беда - в РФ практически полностью отстутствует инфраструктура, аналогинчая Европейской. Я имею ввиду сеть мотелей и кемпингов.

  • 26 января 2009 в 18:59 • #
    Владимир Дубровский

    Двумя руками за!
    Почитайте переизданные маршруты путешествий. Были есть и будут указанные категории, вопрос в одном: частные или давно известные.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?