Top.Mail.Ru
Турецкие чартеры под вопросом: кто виноват и что делать?

Турецкие чартеры под вопросом: кто виноват и что делать?

Формальных юридических оснований у турфирм уведомлять туристов о возможном запрете чартеров в Турцию, а у их клиентов – отказываться от туров «без потерь», нет. Такую оценку сложившейся ситуации в связи с предупреждением Росавиации озвучили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперты-юристы, работающие с туррынком. Как завершится очередное «похолодание» в отношениях между Россией и Турцией предсказать сложно – дело это лежит в политической плоскости, однако эксперты рекомендуют туроператорам и турагентствам минимизировать риски исходя из того, что «сложности в отношениях» между нашими странами могут и дальше периодически обостряться. Поэтому самым разумным, несмотря на бешеный спрос на туры в Турцию, будет выстраивание своей рекламной кампании и политики продаж с учетом «запасного аэродрома». При этом оценка текущей ситуации скорее оптимистична: те, кто пережил последние два года на российском туррынке, скорее всего, приобрели достаточную гибкость.

Напомним, в понедельник летний сезон в Турции, до начала которого осталось всего ничего, оказался под угрозой: Росавиация направила авиакомпаниям телеграмму за подписью заместителя руководителя Олега Клима, в которой предупредила перевозчиков о возможной приостановке чартерного сообщения с Турецкой Республикой в связи с напряженной политической ситуацией. Эта информация повергла участников туристического рынка в настоящий шок: в турагентствах большую часть проданных на ближайшее время туров составляют турпакеты именно в Турцию (по разным оценкам это от 200 до 400 тысяч проданных туров), а многие туроператоры вообще сделали на это лето ставку именно на это направление, прогнозируя в этом году восстановление турпотока в Турцию до докризисного уровня в 3 млн человек (причем сами турки даже рассчитывали на 5 млн наших туристов, что особенно для них актуально на фоне резкого снижения европейского турпотока).

Впрочем, по мнению Ассоциации Туроператоров России (АТОР), информация о возможном запрете пока не является руководством к действию или директивой. «Это не запрет ни в коем случае, это предупреждение, это просьба регулятора учитывать возможность появления этого фактора, который может с какой-то вероятностью повлиять – или не повлиять — на перевозку»,— сказал один из представителей Ассоциации.

В Альянсе туристических агентств также отмечают, что делать какие-либо выводы пока рано. «Пока не прозвучало никаких официальных заявлений со стороны МИД, не стоит поддаваться панике. Опираться в этом вопросе на межведомственную переписку, на мой взгляд, точно нельзя»,— отметила исполнительный директор АТА Наталья Осипова.

Тем не менее, о том, что работа на турецком направлении в этом году связана с серьезными рисками эксперты говорят уже давно. Прежде всего, стоит отметить, что отношения Москвы и Анкары сложно назвать дружественными даже на фоне приезда Эрдогана в Москву и его широких объятий. Дело в том, что у России и Турции созрело немало противоречий в самых разных областях. На этом фоне подобные предупреждения Росавиации выглядят вполне разумно, ведь, как показала практика прошлого года, российские туристы являются серьезным рычагом влияния в этой политической игре, и нельзя исключать, что в этом году ситуация повторится: в конце этой недели должны начаться переговоры наших стран по урегулированию проблемы с фактическим запретом поставок в Турцию российских пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла и шрота, гороха, риса и других зерновых продуктов. В Москве это расценили как попытку давления на фоне сохранения запрета на поставку в Россию турецких томатов и ряда других овощей и фруктов.

Более того, на днях возникла политическая причина давления Москвы на Анкару: турецкие официальные лица не просто поддержали агрессию Вашингтона против Сирии, но и призвали к новым ударам, а также вновь стали требовать немедленного ухода президента Башара Асада. По словам источника «Коммерсанта» в военно-дипломатических кругах, «обсуждение темы запрета чартеров перед началом туристического сезона может быть сигналом Анкаре: подумайте об экономических и иных последствиях, прежде чем столь демонстративно перечеркивать наши договоренности по Сирии».

Однако, как подчеркивают юристы, специализирующиеся на туристическом рынке, пока неясно, как будет использоваться этот «рычаг влияния»: официальные структуры хранят молчание. «Если говорить о формальной стороне вопроса – то пока нет официальных сообщений от органов власти, никаких ограничений, а также запретов и предупреждений об опасности. Поэтому пока у туристических компаний нет никаких оснований и обязанностей об этом уведомлять туристов при приобретении тура. Соответственно всё, что происходит, остается на совести и на инициативе самих туристических компаний»,— прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, глава правовой комиссии РСТ, учредитель юридической компании «Персона Грата». Соответственно, туристам придется учитывать, что никакие опасения не являются юридическим основанием для расторжения уже заключённого договора, поэтому формально требования туристов об отмене тура и расторжении договора сейчас будут рассматриваться на общих основаниях, с учетом возмещения фактических затрат и т.д.

«С точки зрения построения политики продаж, то Турция, безусловно, будет самым сложным направлением: политические качели то «дружим», то «не дружим», могут продолжаться бесконечно, и как бы мы ни теоретизировали, сложно угадать, чем они кончатся. Ситуация сильно зависит от глобальной политики»,— предупредил Георгий Мохов. Понятно, что полноценной альтернативы данному дешевому и массовому направлению нет, однако туристическим компаниям необходимо учитывать, что это не самый спокойный регион. «Это стоит в любом случае принимать во внимание при планировании продаж, работе с туристами и вложениями в рекламу. Однако туристические компании, пережившие последние два года без Египта и без Турции, развили достаточную гибкость, чтобы выжить в любых условиях. Данный «звоночек» сам по себе неприятный, но это не первый и не последний раз»,— резюмировал Георгий Мохов.

Добавим, что на фоне происходящего появилось предположение, пока никак официально не прокомментированное, что если дело всё же дойдёт до запрета чартеров в Турцию, то в качестве альтернативы и в пику этой стране наши власти вполне могут открыть Египет…

www.tourprom.ru

161
Комментарии (0)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008